"Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений"
"Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений"
Тема: Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений
Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества. Игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников, досугов и развлечений, совместного времяпровождения.
Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников. Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том. Что личность дошкольника – это сплав аффекта и интеллекта, особое внимание уделяется эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором строится обучение дошкольника.
Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа развития ребенка.
Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д.Б.Эльконин, является вклад в умственное развитие. Количественные и качественные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь математику. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры. усваиваются детьми быстрее. Прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими « бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом,» - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласится.
В математическом развитии детей особое место принадлежит математическим праздникам, как наиболее эффективным средствам опосредованного обучения. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно- волевой и мотивационной сферы личности дошкольника. В процессе праздников и развлечений дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по математике.
Математические праздники
Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Возможность проявить находчивость. сообразительность, смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Каждый праздник для детей является экспромтом, полным сюрпризов и неожиданностей. На нем создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности.
До начала праздника дети не знают ни его сюжета, ни его героев, ни заданий, ни своей роли в происходящем. Это предполагает серьезную подготовку к празднику взрослых. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволяет им вносить свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения раскрывает перед детьми возможности интеллектуально-познавательного общения и показывает его привлекательность. Значимость событий усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.
Помещение, где проводятся праздники, оформляются соответственно тематики. Зал, групповая комната превращаются в страну « математики», где все необычно, неожиданно, где все знакомо и совершенно незнакомо.
При подготовке математического праздника целесообразно руководствоваться следующими принципами:
Праздник строится на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который у них есть. Вся предшествующая работа служит фундаментом праздника.
Праздник является действом, полным сюрпризов, загадок, неожиданностей. Не следует заранее знакомить детей с ключевыми ситуациями и сюжетными линиями.
Праздник должен быть хорошо подготовлен взрослыми. Их «сыгранность», продуманная режиссура, выбор находчивого и артистичного ведущего станут залогом успеха. Сценарий является только ориентиром, его можно сократить или изменить учитывая возможности детей.
Сюжет строится так, чтобы вовлечь детей в происходящее, настроить их на непринужденное общение с персонажами, превратить в активных участников. При этом у детей появляется возможность проявить эрудицию и находчивость, продемонстрировать знания и, конечно, получить признание своих достижений. Педагогически ценным становится объединение интеллектуальных усилий, совместное выполнение замысловатого задания, а соперничества между отдельными детьми следует избегать.
В математических праздниках применяются различные виды занимательного материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, поговорки. Считалки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринты и т.д.
При проведении праздников и развлечений с использованием занимательного материала необходимо руководствоваться правилами:
Сочетать художественный и познавательный материал, учитывая ведущую роль последнего, атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач.
Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов, включенных в содержание. Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых, могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей при достижении цели.
Предусмотреть смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие ( помочь герою, найти выход из сложившейся ситуации, решить задачу, дать ответ на вопрос и т. д.), речевую деятельность перемежать с двигательной, индивидуальные задания - с коллективными.
Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной деятельностью детей ( дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы; постепенно усложняющиеся задания; вариативные упражнения)
Выполнение любых заданий желательно чередовать музыкой – это создает эмоциональную приподнятую атмосферу досуга.
Развлечение с использованием занимательного материала проводится во второй половине дня, в специально назначенный день. Длительность их для детей 5-6 лет составляет 30 минут, для детей 6-7 лет – 30-40 минут.
Математические развлечения
Исходя из характера и содержания, развлечения бывают сюжетные и бессюжетные. Сюжетные подразделяются на развлечения с элементами драматизации, например: «Теремок и цифрами» и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием.
Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествия» ( на поезде, корабле, ковре-самолете). Чаще всего они проводятся по одной какой-либо теме:«Путешествие в страну «Геометрических фигур», «Путешествие в страну «Времени». Здесь, как и непосредственно в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения полностью определяется педагогом, регламентируется сценарием, реализация которого связана с воображаемой ситуацией, ролевыми действиями, игровыми отношениями и другими компонентами ролевой игры. В ходе «путешествий» ребенок не только закрепляет уже приобретенные знания и умения, но и получает новые.
В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель. Он находит возможность в рамках коллективной деятельности индивидуализировать задания по степени сложности, что позволяет обеспечивать определенный уровень математического развития каждого ребенка: помочь « слабому», заставить серьезно задуматься « сильного», а в целом сделать равными участниками путешествия всех детей. Примером данного развлечения является « Путешествие в страну «Математика», « Путешествие в страну «Геометрических фигур».
Бессюжетные развлечения включают в себя проведение конкурсов, олимпиад и других веселых соревнований по типу спортивных досугов. Бессюжетные развлечения представляют собой своеобразные соревнования по решению различных задач, в том числе и нестандартных, требующих находчивости, смекалки, сообразительности. Участвуют в таких развлечениях несколько команд, составленных из детей одной группы или параллельных групп. Важно чтобы силы ребят были примерно равны. Команды могут иметь свои названия, эмблемы, выбираются капитаны. Можно и не делить детей на команды, а предложить им выполнять всем равноценные по степени трудности задания. В конце развлечения называют победителя или команду - победительницу.
Выполнение каждого задания должно оцениваться взрослыми. Для старших дошкольников существенное значение имеет и оценка сверстников. Чувство собственного успеха, подтвержденное товарищами, окрыляет ребят, поддерживает интерес к решению интеллектуальных задач.
В групповых заданиях следует продумывать систему оценок : можно помещать на подставке с эмблемой команды флажки за каждое задание, а затем их подсчитывать, можно за правильное выполнение задания вручать лепесток, который прикладывается к сердцевине цветка, и в итоге получается «цветик-семицветик».
Командам вручаются вымпелы, медали, кубки. Помимо коллективных наград, приемлемы индивидуальные: значки, небольшие сувениры, отражающие тематику развлечений. Отметить следует всех участников, выразив надежду на их победу в будущем.
Математические конкурсы – соревнования проводятся по следующей схеме:
- торжественное шествие, представление команд, их приветствие;
- сообщение цели, правил игры, представление членов жюри, других участников игры;
- разминка (вопросительная минутка);
- решение математических задач, представленных наглядно, в виде модели, схемы, в устной форме (3-4 задачи);
- показательные выступления, введение веселых персонажей ( Карлсон, волшебник Изумрудного города, и другие), музыкальная пауза;
- решение математических задач (2-3 задачи);
- подведение итогов, чествование победителей и участников игры (вручение призов);
- исполнение «математического» гимна.
Например, математический конкурс « Мы считаем, мы решаем».
Математические олимпиады, в отличие от конкурса проводятся в более широком масштабе. Это своего рода демонстрация успехов, достигнутых детьми в изучении математики. В начале проводятся мини-олимпиады в группах, а затем встречаются команды-победительницы параллельных групп. Можно привлечь к участию и учащихся первых классов.
Математический кружок.
Учитывая интересы детей. Их склонности к различным видам деятельности, воспитатели организуют кружки по интересам. С детьми 6-7 лет существует возможность создания математического кружка. В нем может участвовать небольшая группа детей, проявляющих повышенный интерес к математике. В содержание работы включают более сложные. Но доступные пониманию детей задачи, а также задачи, развивающие математическую память, мышление, творческое воображение. Значительное место отводится заданиям занимательного характера: лабиринты, фокусы, загадки-шутки. простейшие кроссворды, задачи и т.д.
Во время занятий кружка, которые проводятся в игровой форме, например, в форме игры «Поле чудес», необходимо чередовать умственную работу и отдых, виды заданий, менять методы и приемы руководства математической деятельностью. При правильной организации кружковой работы у старших дошкольников развивается умственная активность, математические способности, воспитывается самостоятельность и чувство уверенности в своих силах. Математический кружок может проводиться один раз в неделю во вторую половину дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений"»
Тема: Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений
Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества. Игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников, досугов и развлечений, совместного времяпровождения.
Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников. Ориентируясь на положение Л.С.Выготского о том. Что личность дошкольника – это сплав аффекта и интеллекта, особое внимание уделяется эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором строится обучение дошкольника.
Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа развития ребенка.
Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д.Б.Эльконин, является вклад в умственное развитие. Количественные и качественные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, что он способен постичь математику. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры . усваиваются детьми быстрее. Прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими « бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом,» - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласится.
В математическом развитии детей особое место принадлежит математическим праздникам, как наиболее эффективным средствам опосредованного обучения. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно- волевой и мотивационной сферы личности дошкольника. В процессе праздников и развлечений дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по математике.
Математические праздники
Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Возможность проявить находчивость . сообразительность, смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Каждый праздник для детей является экспромтом, полным сюрпризов и неожиданностей. На нем создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности.
До начала праздника дети не знают ни его сюжета, ни его героев, ни заданий, ни своей роли в происходящем. Это предполагает серьезную подготовку к празднику взрослых. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволяет им вносить свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения раскрывает перед детьми возможности интеллектуально-познавательного общения и показывает его привлекательность. Значимость событий усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.
Помещение, где проводятся праздники, оформляются соответственно тематики. Зал, групповая комната превращаются в страну « математики», где все необычно, неожиданно, где все знакомо и совершенно незнакомо.
При подготовке математического праздника целесообразно руководствоваться следующими принципами:
Праздник строится на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который у них есть. Вся предшествующая работа служит фундаментом праздника.
Праздник является действом, полным сюрпризов, загадок, неожиданностей. Не следует заранее знакомить детей с ключевыми ситуациями и сюжетными линиями.
Праздник должен быть хорошо подготовлен взрослыми . Их «сыгранность», продуманная режиссура, выбор находчивого и артистичного ведущего станут залогом успеха. Сценарий является только ориентиром , его можно сократить или изменить учитывая возможности детей.
Сюжет строится так, чтобы вовлечь детей в происходящее, настроить их на непринужденное общение с персонажами, превратить в активных участников. При этом у детей появляется возможность проявить эрудицию и находчивость, продемонстрировать знания и , конечно, получить признание своих достижений. Педагогически ценным становится объединение интеллектуальных усилий, совместное выполнение замысловатого задания, а соперничества между отдельными детьми следует избегать.
В математических праздниках применяются различные виды занимательного материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, поговорки. Считалки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринты и т.д.
При проведении праздников и развлечений с использованием занимательного материала необходимо руководствоваться правилами:
Сочетать художественный и познавательный материал, учитывая ведущую роль последнего, атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач.
Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов, включенных в содержание. Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых, могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей при достижении цели.
Предусмотреть смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие ( помочь герою, найти выход из сложившейся ситуации, решить задачу, дать ответ на вопрос и т. д.), речевую деятельность перемежать с двигательной, индивидуальные задания - с коллективными.
Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной деятельностью детей ( дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы; постепенно усложняющиеся задания; вариативные упражнения)
Выполнение любых заданий желательно чередовать музыкой – это создает эмоциональную приподнятую атмосферу досуга.
Развлечение с использованием занимательного материала проводится во второй половине дня, в специально назначенный день. Длительность их для детей 5-6 лет составляет 30 минут, для детей 6-7 лет – 30-40 минут.
Математические развлечения
Исходя из характера и содержания, развлечения бывают сюжетные и бессюжетные. Сюжетные подразделяются на развлечения с элементами драматизации, например: «Теремок и цифрами» и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием.
Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествия» ( на поезде, корабле, ковре-самолете) . Чаще всего они проводятся по одной какой-либо теме:«Путешествие в страну «Геометрических фигур» , «Путешествие в страну «Времени». Здесь, как и непосредственно в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. Но в отличие от игры , замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения полностью определяется педагогом, регламентируется сценарием , реализация которого связана с воображаемой ситуацией, ролевыми действиями , игровыми отношениями и другими компонентами ролевой игры. В ходе «путешествий» ребенок не только закрепляет уже приобретенные знания и умения, но и получает новые.
В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель. Он находит возможность в рамках коллективной деятельности индивидуализировать задания по степени сложности, что позволяет обеспечивать определенный уровень математического развития каждого ребенка: помочь « слабому», заставить серьезно задуматься « сильного», а в целом сделать равными участниками путешествия всех детей. Примером данного развлечения является « Путешествие в страну «Математика», « Путешествие в страну «Геометрических фигур».
Бессюжетные развлечения включают в себя проведение конкурсов, олимпиад и других веселых соревнований по типу спортивных досугов. Бессюжетные развлечения представляют собой своеобразные соревнования по решению различных задач, в том числе и нестандартных, требующих находчивости, смекалки, сообразительности. Участвуют в таких развлечениях несколько команд, составленных из детей одной группы или параллельных групп. Важно чтобы силы ребят были примерно равны. Команды могут иметь свои названия, эмблемы, выбираются капитаны. Можно и не делить детей на команды, а предложить им выполнять всем равноценные по степени трудности задания. В конце развлечения называют победителя или команду - победительницу.
Выполнение каждого задания должно оцениваться взрослыми. Для старших дошкольников существенное значение имеет и оценка сверстников. Чувство собственного успеха, подтвержденное товарищами, окрыляет ребят, поддерживает интерес к решению интеллектуальных задач.
В групповых заданиях следует продумывать систему оценок : можно помещать на подставке с эмблемой команды флажки за каждое задание, а затем их подсчитывать, можно за правильное выполнение задания вручать лепесток, который прикладывается к сердцевине цветка, и в итоге получается «цветик-семицветик».
Командам вручаются вымпелы, медали, кубки. Помимо коллективных наград, приемлемы индивидуальные: значки, небольшие сувениры, отражающие тематику развлечений. Отметить следует всех участников, выразив надежду на их победу в будущем.
Математические конкурсы – соревнования проводятся по следующей схеме:
- торжественное шествие, представление команд, их приветствие;
- сообщение цели, правил игры, представление членов жюри, других участников игры;
- разминка (вопросительная минутка);
- решение математических задач, представленных наглядно, в виде модели, схемы, в устной форме (3-4 задачи);
- показательные выступления, введение веселых персонажей ( Карлсон, волшебник Изумрудного города, и другие), музыкальная пауза;
- решение математических задач (2-3 задачи);
- подведение итогов, чествование победителей и участников игры (вручение призов);
- исполнение «математического» гимна.
Например, математический конкурс « Мы считаем, мы решаем».
Математические олимпиады, в отличие от конкурса проводятся в более широком масштабе. Это своего рода демонстрация успехов, достигнутых детьми в изучении математики. В начале проводятся мини-олимпиады в группах, а затем встречаются команды-победительницы параллельных групп. Можно привлечь к участию и учащихся первых классов.
Математический кружок.
Учитывая интересы детей. Их склонности к различным видам деятельности, воспитатели организуют кружки по интересам. С детьми 6-7 лет существует возможность создания математического кружка. В нем может участвовать небольшая группа детей, проявляющих повышенный интерес к математике. В содержание работы включают более сложные. Но доступные пониманию детей задачи, а также задачи, развивающие математическую память, мышление, творческое воображение. Значительное место отводится заданиям занимательного характера: лабиринты, фокусы, загадки-шутки. простейшие кроссворды, задачи и т.д.
Во время занятий кружка, которые проводятся в игровой форме, например, в форме игры «Поле чудес» , необходимо чередовать умственную работу и отдых, виды заданий, менять методы и приемы руководства математической деятельностью. При правильной организации кружковой работы у старших дошкольников развивается умственная активность, математические способности, воспитывается самостоятельность и чувство уверенности в своих силах. Математический кружок может проводиться один раз в неделю во вторую половину дня.