kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Портрет словаря. Конспект внеурочного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания, включенные в разработку,  могут быть использованы учителем как на уроке по теме "Лексика", так и во внеурочной деятельности. Они способствуют развитию у учеников навыка пользования словарями, расширению кругозора 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Портрет словаря. Конспект внеурочного занятия»

Портрет словаря

внеурочное занятие



Цель: сформировать у учащихся представление о строении и разновидностях словарей

Задачи: 1)расширить словарный запас учащихся,

2) учить находить нужную информацию в словаре,

3)формировать коммуникативные навыки,

4)приобретать опыт публичного выступления.

Планируемые результаты: учащиеся знают несколько видов словарей, умеют пользоваться толковым и орфографическим словарем.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация. Выставка словарей: русско-английский, англо-русский, русско-немецкий, Новая иллюстрированная энциклопедия, толковые, орфографические, орфоэпические, словарь синонимов, антонимов, этимологический, фразеологический. На каждой парте 1 орфографический и 1 толковый словарь. Ребята заранее готовят мини-сообщение по выбранной теме. Материал, который подобрали ребята, заранее прослушивается учителем и редактируется совместно с докладчиком.

Основная часть.

Учитель: Здравствуйте, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть глаза - не видят,

Есть уши – не слышат,

Есть рот- не говорит,

Есть нос – не нюхает.

Ответы детей:…портрет.

Учитель: Да, это детская загадка про портрет, но сегодня мы будем говорить не о живописи, а об особых книгах, о словарях, и у нас должен получиться некий портрет словаря, а чтобы портрет сложился, придется перелистнуть немало страниц.



1 страница «Историческая». Когда появились словари?

Сообщение ученика: Первые словарные труды возникли на ранних этапах развития письменности. Основная их функция — объяснение малопонятных («неразумных») слов в древних рукописных книгах. Самым древним из дошедших до наших дней словариков было приложение к новгородской Кормчей книге 1282 г. В нем помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные.

Учитель: Итак, ребята, сколько лет самому древнему, дошедшему до нас словарику? Посчитайте. 739!

А много ли в нем слов? Нет, всего 174, (объем диктанта в 6 классе 100-110 слов).

Учитель: А что такое словарь? Ответы детей.

Учитель: А давайте посмотрим, как объясняется слово «Словарь» в самом словаре. К какому словарю обратимся? (К толковому)

Ответы детей.

2 страница «Лингвистическая».

Учитель: Ребята, с какими словарями вы уже знакомы, работали на уроке или дома? Ответы детей

Учитель: Существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Все словари подразделяются на одноязычные и переводные. Одноязычные словари, в свою очередь, делятся на лингвистические и энциклопедические. К лингвистическим следует отнести: орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, орфоэпические, словари омонимов, синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и прочие. Образцы таких словарей вы можете увидеть на нашей выставке.

В орфографическом словаре можно посмотреть правильное написание того или другого слова во всех его словоформах.

Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов, то есть «растолковывает».

Задание для класса: прошу двоих ребят подойти к нашей выставке словарей и выбрать лингвистические словари. А пока ребята работают, остальные выполняют следующее задание.

Задание для класса «Грамотей». Напишите правильно слова: стюарде…а, и..ку..твенный, ба..ейн, ко..екция, а…ликация, пр..мьера, ..рнамент, подр..жать, пр..ятный, с..лдат. Самостоятельно проверьте правильность написания в словаре. В каком?

Задание для класса «Иностранцы». Раскройте скобки, записав слова в нужной форме: 1)Игру судит (компетентный) жюри. 2)В кабинете музыки стоит (чёрный) рояль. 3)Мы с подругой выпили по чашечке (ароматный) кофе. 4)Машины мчатся по (новый) шоссе.

Учитель: в каком словаре можно проверить род имен существительных, чтобы правильно написать определения? Ответы детей.

Задание для класса «Синонимы». Найдите в словаре, что обозначают слова метель, вьюга, пурга. К какому словарю обратимся? Что общего в значении слов и чем они отличаются?

Ученики, отбиравшие лингвистические словари, показывают, что выбрали. Класс оценивает.

3 страница «Авторская». Кто создает словари?

Игра «Шифровальщик»: ЛЕШКСИВКШОВГРАШФЫВ. Вычеркните буквы, которые встречаются более 2 раз (Ш и В). Какое слово получилось? Ответы детей.

Учитель: Специалист, который занимается составлением словарей называется лексикограф. Давайте попробуем провести ещё одну расшифровку, теперь уже корней слова: лексика - слова, «графэ» – пишу, значит, это тот, кто пишет слова. Лексикографы - это ученые, которые занимаются составлением словарей. Самые известные русские лексикографы: В.И.Даль, Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов.

4 страница «Алфавитная». Как устроены словари.

Учитель: Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.

Учитель: А как располагаются слова в словаре? Ответы детей.

Задание для класса: расположите в алфавитном порядке слова: учебник, книга, брошюра, буклет, словарь, энциклопедия, справочник, хрестоматия.

Задание для класса « Кто быстрее?»: какая пара ребят быстрее найдет в словаре толкование слов брошюра и буклет.

Учитель: настала Минутка удивления. Словарь наоборот.

Незнающий человек, открыв такой обратный словарь, сразу и не поймет в чем его суть. Слова расположены они не по алфавиту, а в каком-то произвольном порядке. В обратных словарях слова располагаются в алфавитном порядке не начальных букв, а конечных. Печатаются они с другого края страницы, чтобы было удобно искать нужное слово.

Такие словари незаменимы при изучении образования слова с помощью суффиксов. Первые подобные словари появились еще в XIII-XIV вв в арабских странах. Правда, пользовались ими не лингвисты, а поэты. Собранные в алфавитном порядке окончания слов помогали с легкостью подобрать необходимую рифму и закончить стихотворение.

5 страница «Словари-рекордсмены»

Сообщение ученика: «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Далем ещё в середине XIX века, и сегодня считается одним из крупнейших словарей русского языка. В него входят около 200 тыс. слов и 30 тыс. поговорок, которые используются для пояснения смысла приводимых слов. Отличие этого словаря от других заключается в том, что Даль избегал развёрнутых определений, зато приводил множество примеров использования слов.

Задание для класса: соберите рассыпавшиеся пословицы из книги В.И.Даля: 1) перьем, ученьем, человек, птица, а, красна (Красна птица перьем, а человек ученьем). 2) мир, Книга, окошко, маленькое, весь, через него видно (Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно).

Сообщение ученика: Заслуживает внимания толковый словарь С.И. Ожегова. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь - доступное всем пособие, созданное для повышения культуры речи людей и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному написанию и произношению. Работа над словарем, появившимся в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.



6 страница «Итоговая».

Учитель: Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.

Закончите фразы, и у нас получится обобщенный словесный портрет словаря:

1)Самый древний дошедший до нас словарик – это…

2)К лингвистическим словарям относят …

3)Учёных, занимающихся составлением словарей называют …

4)Словарные статьи располагаются в словаре…

5)Словарями-рекордсменами можно назвать…

Учитель: Ребята, давайте составим синквейн про словарь (алгоритм учащимся знаком). Пример:

Словарь

Большой, наполненный

Объясняет, учит, напоминает

Говорить и писать красиво и правильно.

Помощник.

Конец занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Портрет словаря. Конспект внеурочного занятия

Автор: Ивашкина Елена Васильевна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 594038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект внеучебного занятия по развитию читательской компетентности "Бейсджампинг" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-vnieuchiebnogho-zaniatiia-po-razvitiiu-chitatiel-skoi-kompietientnosti-bieisdzhampingh"
    ["file_id"] => string(6) "135080"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416849820"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект внеурочного занятия по риторике "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-ritorikie"
    ["file_id"] => string(6) "124751"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414778132"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект внеурочного занятия в «Моя семья»"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_vnieurochnogho_zaniatiia_v_moia_siem_ia"
    ["file_id"] => string(6) "367488"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481221506"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по внеурочной работе "Заповедь: Чти отца твоего и мать твою" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-rabotie-zapovied-chti-ottsa-tvoiegho-i-mat-tvoiu"
    ["file_id"] => string(6) "228128"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441121709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства