Задания, включенные в разработку, могут быть использованы учителем как на уроке по теме "Лексика", так и во внеурочной деятельности. Они способствуют развитию у учеников навыка пользования словарями, расширению кругозора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портрет словаря. Конспект внеурочного занятия»
Портрет словаря
внеурочное занятие
Цель: сформировать у учащихся представление о строении и разновидностях словарей
Задачи: 1)расширить словарный запас учащихся,
2) учить находить нужную информацию в словаре,
3)формировать коммуникативные навыки,
4)приобретать опыт публичного выступления.
Планируемые результаты: учащиеся знают несколько видов словарей, умеют пользоваться толковым и орфографическим словарем.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация. Выставка словарей: русско-английский, англо-русский, русско-немецкий, Новая иллюстрированная энциклопедия, толковые, орфографические, орфоэпические, словарь синонимов, антонимов, этимологический, фразеологический. На каждой парте 1 орфографический и 1 толковый словарь. Ребята заранее готовят мини-сообщение по выбранной теме. Материал, который подобрали ребята, заранее прослушивается учителем и редактируется совместно с докладчиком.
Учитель: Да, это детская загадка про портрет, но сегодня мы будем говорить не о живописи, а об особых книгах, о словарях, и у нас должен получиться некий портрет словаря, а чтобы портрет сложился, придется перелистнуть немало страниц.
1 страница «Историческая». Когда появились словари?
Сообщение ученика: Первые словарные труды возникли на ранних этапах развития письменности. Основная их функция — объяснение малопонятных («неразумных») слов в древних рукописных книгах. Самым древним из дошедших до наших дней словариков было приложение к новгородской Кормчей книге 1282 г. В нем помещено 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова, включая некоторые библейские имена собственные.
Учитель: Итак, ребята, сколько лет самому древнему, дошедшему до нас словарику? Посчитайте. 739!
А много ли в нем слов? Нет, всего 174, (объем диктанта в 6 классе 100-110 слов).
Учитель: А что такое словарь? Ответы детей.
Учитель: А давайте посмотрим, как объясняется слово «Словарь» в самом словаре. К какому словарю обратимся? (К толковому)
Ответы детей.
2 страница «Лингвистическая».
Учитель: Ребята, с какими словарями вы уже знакомы, работали на уроке или дома? Ответы детей
Учитель: Существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Все словари подразделяются на одноязычные и переводные. Одноязычные словари, в свою очередь, делятся на лингвистические и энциклопедические. К лингвистическим следует отнести: орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, орфоэпические, словари омонимов, синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и прочие. Образцы таких словарей вы можете увидеть на нашей выставке.
В орфографическом словаре можно посмотреть правильное написание того или другого слова во всех его словоформах.
Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов, то есть «растолковывает».
Задание для класса: прошу двоих ребят подойти к нашей выставке словарей и выбрать лингвистические словари. А пока ребята работают, остальные выполняют следующее задание.
Задание для класса «Грамотей». Напишите правильно слова: стюарде…а, и..ку..твенный, ба..ейн, ко..екция, а…ликация, пр..мьера, ..рнамент, подр..жать, пр..ятный, с..лдат. Самостоятельно проверьте правильность написания в словаре. В каком?
Задание для класса «Иностранцы». Раскройте скобки, записав слова в нужной форме: 1)Игру судит (компетентный) жюри. 2)В кабинете музыки стоит (чёрный) рояль. 3)Мы с подругой выпили по чашечке (ароматный) кофе. 4)Машины мчатся по (новый) шоссе.
Учитель: в каком словаре можно проверить род имен существительных, чтобы правильно написать определения? Ответы детей.
Задание для класса «Синонимы». Найдите в словаре, что обозначают слова метель, вьюга, пурга. К какому словарю обратимся? Что общего в значении слов и чем они отличаются?
Ученики, отбиравшие лингвистические словари, показывают, что выбрали. Класс оценивает.
3 страница «Авторская». Кто создает словари?
Игра «Шифровальщик»: ЛЕШКСИВКШОВГРАШФЫВ. Вычеркните буквы, которые встречаются более 2 раз (Ш и В). Какое слово получилось? Ответы детей.
Учитель: Специалист, который занимается составлением словарей называется лексикограф. Давайте попробуем провести ещё одну расшифровку, теперь уже корней слова: лексика - слова, «графэ» – пишу, значит, это тот, кто пишет слова. Лексикографы - это ученые, которые занимаются составлением словарей. Самые известные русские лексикографы: В.И.Даль, Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов.
4 страница «Алфавитная». Как устроены словари.
Учитель: Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.
Учитель: А как располагаются слова в словаре? Ответы детей.
Задание для класса: расположите в алфавитном порядке слова: учебник, книга, брошюра, буклет, словарь, энциклопедия, справочник, хрестоматия.
Задание для класса « Кто быстрее?»: какая пара ребят быстрее найдет в словаре толкование слов брошюра и буклет.
Учитель: настала Минутка удивления. Словарь наоборот.
Незнающий человек, открыв такой обратный словарь, сразу и не поймет в чем его суть. Слова расположены они не по алфавиту, а в каком-то произвольном порядке. В обратных словарях слова располагаются в алфавитном порядке не начальных букв, а конечных. Печатаются они с другого края страницы, чтобы было удобно искать нужное слово.
Такие словари незаменимы при изучении образования слова с помощью суффиксов. Первые подобные словари появились еще в XIII-XIV вв в арабских странах. Правда, пользовались ими не лингвисты, а поэты. Собранные в алфавитном порядке окончания слов помогали с легкостью подобрать необходимую рифму и закончить стихотворение.
5 страница «Словари-рекордсмены»
Сообщение ученика: «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Далем ещё в середине XIX века, и сегодня считается одним из крупнейших словарей русского языка. В него входят около 200 тыс. слов и 30 тыс. поговорок, которые используются для пояснения смысла приводимых слов. Отличие этого словаря от других заключается в том, что Даль избегал развёрнутых определений, зато приводил множество примеров использования слов.
Задание для класса: соберите рассыпавшиеся пословицы из книги В.И.Даля: 1) перьем, ученьем, человек, птица, а, красна (Красна птица перьем, а человек ученьем). 2) мир, Книга, окошко, маленькое, весь, через него видно (Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно).
Сообщение ученика: Заслуживает внимания толковый словарь С.И. Ожегова. Впервые в отечественной лексикографии был составлен единственный в своем роде толковый словарь - доступное всем пособие, созданное для повышения культуры речи людей и призванное служить руководством к правильному использованию слов, правильному написанию и произношению. Работа над словарем, появившимся в 1949 г., началась непосредственно перед Великой Отечественной войной. В составлении первоначального издания словаря принимали участие проф. В. А. Петросян, Г. О. Винокур, а также акад. С. П. Обнорский в качестве главного редактора.