Цель: сформировать представление об интонации как общей основе
речи и музыки.
Задачи урока:
- определить тему урока;
- выявить близость речевой и музыкальной интонации;
- дать представление о том, зачем нужна интонация и какое имеет
значение;
- развивать навык красивого и выразительного исполнения;
- воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным
и литературным произведениям.
- воспитывать через музыкальные, литературные и художественные
произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание.
Методы:
Словесный: беседа о разговорной и музыкальной речи, чтение текста стихотворения С.В.Михалкова «Про мимозу» сначала без знаков препинания, затем выразительно, эмоционально; чтение отрывков из сказок.
Наглядный: показ презентации «Выражения лиц», иллюстрации к сказкам.
Практический: слушание песни С. Прокофьева «Болтунья», слушание отрывка из оперы Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» тема царя Дадона.
Оборудование: компьютер, телевизор, портреты С.Прокофьева, Римского-Корсакова, грамзапись «Болтунья» С.Прокофьева, оперы Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» тема царя Дадона, дидактический материал: «Словарь интонаций», «Выражения лиц».
в разном исполнении и вы скажете, чьё чтение вам понравилось.
(читает учитель - невыразительно, потом читает ученик -
выразительно).
С.В. Михалков
Про мимозу
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щёки
Кипячёною водой?
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
- Нет.
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: - А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!
Это, верно, инвалид
Говорит?
- Нет.
-Чьё чтение вам понравилось? Почему?
- Как прочитала Камила? (выразительно, с интонацией)
-Какую интонацию вы услышали? (удивлённую, вопросительную, осуждающую)
Тема нашего занятия: «Интонация в речи и музыке».
Мы будем учиться различать разные интонации в речи и музыке и
использовать их в своей речи.
Речевая интонация-это выразительное повышение и понижение голоса. С помощью интонации можно передавать своё настроение, выражать чувства.
Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной разговариваешь?» «Что это за тон?» Так говорят, если кто-то разговаривает грубо, невежливо. Разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее имеют много общего.
3. Презентация «Выражение лиц». Работа по карточкам.
Тот или иной тон речи обычно сопровождает определённая мимика.
Посмотрите на мимику смайликов.
- Определите, какой тон речи соответствует каждому из них.
Девочка Лида старается показать себя рассудительной и спокойной и поэтому интонация иногда сдержанная спокойная, но постоянное возвращение к стремительной скороговорке выдаёт её неудержимую болтливость.
Болтливость положительное или отрицательное качество человека?
Что оно даёт окружающим людям? (надоедают и мешают)
а самому болтуну? (прослушает на уроке).
Кто же от этого страдает? (все)
Красивая выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
5. Упражнения в определении интонации в речи и музыке.
Сейчас, ребята , вы покажете как умеете передавать разные оттенки итонации.
а) Скажи фразу с указанной интонацией.
Сказать: «Мне надо прочитать эту сказку»
Вопросительно, радостно, злобно, грустно, обиженно, мечтательно.(6человек) Дети оценивают.
б) Произнеси слова героев сказок таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают.
На экране картинки из сказок:
1. Принцесса на горошине.
-Какая сказка?
-С какой интонацией говорит принцесса? (Жалобная, капризная интонация.)
-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень очень плохо! (Г.Х. Андерсен)
- Капризность это какое качество? Что оно даёт окружающим людям? (с капризными людьми неприятно общаться)
А сам человек устаёт от каприз, нарушается психика.
Об изнеженных, избалованных девочках говорят «Ну, она как принцесса на горошине...»
2. Три поросёнка.
-О чём эта сказка? (о взаимовыручке, Наф - Наф выручил, спас своих братьев.)
-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные
Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?
-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать. (Английская сказка.)
У братьев тон удивлённый немного насмешливый,
у Наф-Нафа - спокойный уверенный тон.
Спокойствие и уверенность - это какое качество?
Что оно даёт окружающим людям? (С ними приятно общаться)
А самому человеку? (Добивается успехов)
3. Царевна-лягушка.
Иван-царевич- грустный. Послушаем каким тоном говорит с ним царевна-лягушка.
-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
(Ласковый тон, с сочувствием) таким тоном говорит хороший близкий друг.
Доброта - это какое качество? Что оно даёт окружающим людям?
- Хорошие отношения, таких людей любят, хотят с ними дружить
4.Сказка о золотом петушке
Это рисунок к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.
- Кто главный герой сказки? Петушок, царь Дадон, …
- «Музыкальный сказочник» Римский-Корсаков написал музыку к опере «Сказка о золотом петушке» Он очень точно нарисовал музыкальные портреты героев сказки. Послушайте отрывок, где изображён царь Дадон.
Царь Дадон – русский царь. Он пытается изобразить из себя важную персону. А на самом деле смешно и глупо пыжится. Маршеобразная тема.
Не может сдвинуться с места: «могучему Дадону тяжело носить корону».
Интонация - грубая, угрожающая. Музыкальная интонация помогает понять характер героя.
Видим отрицательное отношение автора к этому царю.
6. Подведение итогов
Мы рассмотрели некоторые интонации в речи и музыке.
Чем похожи речевая и музыкальная интонации?
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
Общайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы общались с вами.
В доброй интонации завершим наше занятие.
Тексты для чтения
1.-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень очень плохо! (Г. Х .Андерсен )
2.-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?
-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать. (Английская сказка.)
3.-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
Тексты для чтения
1.-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо!
(Г.Х. Андерсен)
2.-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросёнка или крепость?
-Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
(Английская сказка.)
3.-Ква-ква, Иван- царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
(Русская народная сказка)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по риторике »
Занятие по внеурочной деятельности.
Предмет: Детская риторика. 2 класс
Тема:
Интонация в речи и музыке.
Провела: учитель Белова
Людмила Николаевна
МБОУ СОШ №85г. Ульяновск
Дата 24.10.2013 г.
МБОУ СОШ №85г. Ульяновск
2 класс учитель: Белова Людмила Николаевна
Внеурочная деятельность.
Предмет: Детская риторика.
Тема: Интонация в речи и музыке.
Тип занятия: интегрированный урок
Цель: сформировать представление об интонации как общей основе
речи и музыки.
Задачи урока:
- определить тему урока;
- выявить близость речевой и музыкальной интонации;
- дать представление о том, зачем нужна интонация и какое имеет
значение;
- развивать навык красивого и выразительного исполнения;
- воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным
и литературным произведениям.
- воспитывать через музыкальные, литературные и художественные
произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание.
Методы:
Словесный: беседа о разговорной и музыкальной речи, чтение текста стихотворения С.В.Михалкова «Про мимозу» сначала без знаков препинания, затем выразительно, эмоционально; чтение отрывков из сказок.
Наглядный: показ презентации «Выражения лиц», иллюстрации к сказкам.
Практический: слушание песни С. Прокофьева «Болтунья», слушание отрывка из оперы Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» тема царя Дадона.
Оборудование: компьютер, телевизор, портреты С.Прокофьева, Римского-Корсакова, грамзапись «Болтунья» С.Прокофьева, оперы Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» тема царя Дадона, дидактический материал: «Словарь интонаций», «Выражения лиц».
в разном исполнении и вы скажете, чьё чтение вам понравилось.
(читает учитель - невыразительно, потом читает ученик -
выразительно).
С.В. Михалков
Про мимозу
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щёки
Кипячёною водой?
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
- Нет.
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: - А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот!
Это, верно, инвалид
Говорит?
- Нет.
-Чьё чтение вам понравилось? Почему?
- Как прочитала Камила? (выразительно, с интонацией)
-Какую интонацию вы услышали? (удивлённую, вопросительную, осуждающую)
Тема нашего занятия: «Интонация в речи и музыке».
Мы будем учиться различать разные интонации в речи и музыке и
использовать их в своей речи.
Речевая интонация-это выразительное повышение и понижение голоса. С помощью интонации можно передавать своё настроение, выражать чувства.
Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной разговариваешь?» «Что это за тон?» Так говорят, если кто-то разговаривает грубо, невежливо. Разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее имеют много общего.
3. Презентация «Выражение лиц». Работа по карточкам.
Тот или иной тон речи обычно сопровождает определённая мимика.
Посмотрите на мимику смайликов.
- Определите, какой тон речи соответствует каждому из них.
Девочка Лида старается показать себя рассудительной и спокойной и поэтому интонация иногда сдержанная спокойная, но постоянное возвращение к стремительной скороговорке выдаёт её неудержимую болтливость.
Болтливость положительное или отрицательное качество человека?
Что оно даёт окружающим людям? (надоедают и мешают)
а самому болтуну? (прослушает на уроке).
Кто же от этого страдает? (все)
Красивая выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
5. Упражнения в определении интонации в речи и музыке.
Сейчас, ребята , вы покажете как умеете передавать разные оттенки итонации.
а) Скажи фразу с указанной интонацией.
Сказать: «Мне надо прочитать эту сказку»
Вопросительно, радостно, злобно, грустно, обиженно, мечтательно.(6человек) Дети оценивают.
б) Произнеси слова героев сказок таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают.
На экране картинки из сказок:
1. Принцесса на горошине.
-Какая сказка?
-С какой интонацией говорит принцесса? (Жалобная, капризная интонация.)
-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень очень плохо! (Г.Х. Андерсен)
- Капризность это какое качество? Что оно даёт окружающим людям? (с капризными людьми неприятно общаться)
А сам человек устаёт от каприз, нарушается психика.
Об изнеженных, избалованных девочках говорят «Ну, она как принцесса на горошине...»
2. Три поросёнка.
-О чём эта сказка? (о взаимовыручке, Наф - Наф выручил, спас своих братьев.)
-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные
Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?
-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать. (Английская сказка.)
У братьев тон удивлённый немного насмешливый,
у Наф-Нафа - спокойный уверенный тон.
Спокойствие и уверенность - это какое качество?
Что оно даёт окружающим людям? (С ними приятно общаться)
А самому человеку? (Добивается успехов)
3. Царевна-лягушка.
Иван-царевич- грустный. Послушаем каким тоном говорит с ним царевна-лягушка.
-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
(Ласковый тон, с сочувствием) таким тоном говорит хороший близкий друг.
Доброта - это какое качество? Что оно даёт окружающим людям?
- Хорошие отношения, таких людей любят, хотят с ними дружить
4.Сказка о золотом петушке
Это рисунок к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.
- Кто главный герой сказки? Петушок, царь Дадон, …
- «Музыкальный сказочник» Римский-Корсаков написал музыку к опере «Сказка о золотом петушке» Он очень точно нарисовал музыкальные портреты героев сказки. Послушайте отрывок, где изображён царь Дадон.
Царь Дадон – русский царь. Он пытается изобразить из себя важную персону. А на самом деле смешно и глупо пыжится. Маршеобразная тема.
Не может сдвинуться с места: «могучему Дадону тяжело носить корону».
Интонация - грубая, угрожающая. Музыкальная интонация помогает понять характер героя.
Видим отрицательное отношение автора к этому царю.
6. Подведение итогов
Мы рассмотрели некоторые интонации в речи и музыке.
Чем похожи речевая и музыкальная интонации?
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
Общайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы общались с вами.
В доброй интонации завершим наше занятие.
Тексты для чтения
1.-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень очень плохо! (Г. Х .Андерсен )
2.-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?
-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать. (Английская сказка.)
3.-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
Тексты для чтения
1.-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо!
(Г.Х. Андерсен)
2.-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросёнка или крепость?
-Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
(Английская сказка.)
3.-Ква-ква, Иван- царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?