kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к  ЕГЭ. Учимся писать сочинение (формулировка,  комментирование основной проблемы текста, определение позиции автора)

 По словам учащихся, часть С -  самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование.

Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная?

Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы.

Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса.

Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы:

Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос:

 «О чём текст?», т.е. определить тему;

Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;

Ответы подчеркните;

Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);

Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о.? Если заставил, то проблема найдена.

Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише:

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.;

Что есть…? В чём.? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;

Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема.

Автор текста приглашает читателя к раздумью:. и т.д.

Советую учащимся формулировать проблему одним предложением.

Как комментировать основную проблему?

Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается  нулём баллов.

Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше.

Когда проблема определена, приступаем к её комментированию.

Вот примерный план, по которому мы работаем:

  1. Взгляд на проблему с точки зрения её актуальности.

 Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором».  Составляем цепочку определений:  проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п.

          Определив категорию проблемы, можно:

  1. Указать, нова она или традиционна;
  2. Каковы причины её возникновения;
  3.  Остановиться на личности автора, затронувшего такую важную проблему (это патриот, человек активной жизненной позиции, хорошо знающий то, о чём пишет и т.д.);
  4. Вспомнить, кто еще из писателей, публицистов, кроме данного автора, обращался к этой проблеме;
  5. Выяснить, как повлияла на школьников поднятая автором проблема.

Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать:

заставила глубоко задуматься;

оценить собственную позицию;

по-другому посмотреть на.;

переосмыслить своё отношение к…;

серьёзнее относиться…и т.п.

Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста.

Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно.

Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме?

Позитивно;

Негативно;

Неоднозначно;

Осуждающе;

С иронией;

С юмором;

Скептически и т.д.

Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации.

Понять авторскую оценку  поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)

Языковые средства играют огромную роль в тексте. Они помогают:

сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной;

передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы;

придать тексту определённый пафос;

подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем;

заинтересованность автора данными проблемами и т.д.

7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция.

Предлагаю использовать следующие речевые клише:

Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что.

Рассматривая проблему., автор чётко формулирует собственное мнение:.

Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что.

При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.

Исходный текст публицистического стиля:

Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости…

Надо учиться, чтобы быть!

Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.

                                                                                                                                      (А.Ф. Лосев)        

       Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:

Примерная схема работы с исходным текстом

«Строительный» материал для будущего сочинения

Формулировка проблемы:

1. Медленно, вдумчиво прочитайте текст первый раз, определите тему (о чём текст?)

 2. На какие вопросы можно найти ответ в тексте? Читая текст повторно, подчеркните  предложения, дающие ответы на ваши вопросы.

3. Выберите одно из наиболее важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений и произнесите с вопросительной интонацией. Проблема сформулирована.

Комментирование проблемы:

1. Насколько поднятая проблема актуальна?

2. Современна она или традиционна?

3. Остановитесь на личности автора, затронувшего данную проблему. Вспомните других писателей, публицистов, обращавшихся к данной проблеме.

4. Как повлияла на вас поднятая автором проблема?

Определение авторской позиции:

1. Задайте себе вопрос: « В чём убеждает меня автор?»

2. Подчеркните в тексте слова, с/с, предложения, дающие ответ на данный вопрос.

3. Как автор относится к поднятой проблеме?

- Об учении.

- Для чего мы учимся? В чём заключается смысл учения? Что значит быть учеником?

- Проблема актуальна, современна.

- А.Ф.Лосев – учёный, философ, человек активной жизненной позиции.

- Заставила задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?», по-другому взглянуть на процесс обучения в целом.

- Учиться нужно, чтобы быть.«Быть учеником – значит быть живым человеком».

Автор негативно относится к тем людям, у которых «за душой нет ничего, кроме профессии». Искренне переживает по поводу нравственного воспитания подрастающего поколения.

Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится).

Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся?

Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.

Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на процесс учения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе»

Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции автора)



По словам учащихся, часть С - самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование.

Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная?

Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы.

Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса.

Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы:

  • Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос:

«О чём текст?», т.е. определить тему;

  • Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;

  • Ответы подчеркните;

  • Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);

  • Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.

Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише:

  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..;

  • Что есть…? В чём..? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;

  • Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема...

  • Автор текста приглашает читателя к раздумью: .. и т.д.

Советую учащимся формулировать проблему одним предложением.

Как комментировать основную проблему?

Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается нулём баллов.

Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше.

Когда проблема определена, приступаем к её комментированию.

Вот примерный план, по которому мы работаем:

  1. Взгляд на проблему с точки зрения её актуальности.

Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором». Составляем цепочку определений: проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п.

Определив категорию проблемы, можно:

  1. Указать, нова она или традиционна;

  2. Каковы причины её возникновения;

  3. Остановиться на личности автора, затронувшего такую важную проблему (это патриот, человек активной жизненной позиции, хорошо знающий то, о чём пишет и т.д.);

  4. Вспомнить, кто еще из писателей, публицистов, кроме данного автора, обращался к этой проблеме;

  5. Выяснить, как повлияла на школьников поднятая автором проблема.

Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать:

    • заставила глубоко задуматься;

    • оценить собственную позицию;

    • по-другому посмотреть на ..;

    • переосмыслить своё отношение к…;

    • серьёзнее относиться…и т.п..

Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста.

Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно.

Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме?

  • Позитивно;

  • Негативно;

  • Неоднозначно;

  • Осуждающе;

  • С иронией;

  • С юмором;

  • Скептически и т.д.

Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации.

Понять авторскую оценку поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)

Языковые средства играют огромную роль в тексте. Они помогают:

  • сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной;

  • передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы;

  • придать тексту определённый пафос;

  • подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем;

  • заинтересованность автора данными проблемами и т.д.

7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция.

Предлагаю использовать следующие речевые клише:

  • Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что..

  • Рассматривая проблему.., автор чётко формулирует собственное мнение:..

  • Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что..

При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.


Исходный текст публицистического стиля:

Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости…

Надо учиться, чтобы быть!

Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.

(А.Ф. Лосев)


Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:


Примерная схема работы с исходным текстом

«Строительный» материал для будущего сочинения

Формулировка проблемы:

1. Медленно, вдумчиво прочитайте текст первый раз, определите тему (о чём текст?)

2. На какие вопросы можно найти ответ в тексте? Читая текст повторно, подчеркните предложения, дающие ответы на ваши вопросы.

3. Выберите одно из наиболее важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений и произнесите с вопросительной интонацией. Проблема сформулирована.

Комментирование проблемы:

1. Насколько поднятая проблема актуальна?

2. Современна она или традиционна?

3. Остановитесь на личности автора, затронувшего данную проблему. Вспомните других писателей, публицистов, обращавшихся к данной проблеме.

4. Как повлияла на вас поднятая автором проблема?

Определение авторской позиции:

1. Задайте себе вопрос: « В чём убеждает меня автор?»

2. Подчеркните в тексте слова, с/с, предложения, дающие ответ на данный вопрос.

3. Как автор относится к поднятой проблеме?



- Об учении.

- Для чего мы учимся? В чём заключается смысл учения? Что значит быть учеником?








- Проблема актуальна, современна.


- А.Ф.Лосев – учёный, философ, человек активной жизненной позиции.



- Заставила задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?», по-другому взглянуть на процесс обучения в целом.

- Учиться нужно, чтобы быть.«Быть учеником – значит быть живым человеком».



Автор негативно относится к тем людям, у которых «за душой нет ничего, кроме профессии». Искренне переживает по поводу нравственного воспитания подрастающего поколения.





Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится).

Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся?

Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.

Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на процесс учения.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе

Автор: Якубовская Людмила Александровна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Справка  по результатам проведения  итогового  сочинения (изложения) в 11 классе 2014-2015 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(113) "spravka-po-riezul-tatam-proviedieniia-itoghovogho-sochinieniia-izlozhieniia-v-11-klassie-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "189317"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426865817"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11 классе в свете подготовки к итоговому сочинению "
    ["seo_title"] => string(122) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-litieratury-v-11-klassie-v-svietie-podghotovki-k-itoghovomu-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "138693"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417592857"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Планирование уроков литературы в 11 классе в свете подготовки к итоговому сочинению "
    ["seo_title"] => string(93) "planirovaniie-urokov-litieratury-v-11-klassie-v-svietie-podghotovki-k-itoghovomu-sochinieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "138713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417596043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Шаблоны сочинений для подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(76) "shablony-sochinienii-dlia-podghotovki-k-itoghovomu-sochinieniiu-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "135202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416864011"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Подготовка к итоговому сочинению по литературе. (мастер класс)."
    ["seo_title"] => string(67) "podghotovka-k-itoghovomu-sochinieniiu-po-litieraturie-mastier-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295281"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455798827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства