Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции автора)
По словам учащихся, часть С - самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование.
Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная?
Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы.
Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса.
Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы:
Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос:
«О чём текст?», т.е. определить тему;
Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;
Ответы подчеркните;
Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);
Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о.? Если заставил, то проблема найдена.
Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише:
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.;
Что есть…? В чём.? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;
Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема.
Автор текста приглашает читателя к раздумью:. и т.д.
Советую учащимся формулировать проблему одним предложением.
Как комментировать основную проблему?
Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается нулём баллов.
Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше.
Когда проблема определена, приступаем к её комментированию.
Вот примерный план, по которому мы работаем:
- Взгляд на проблему с точки зрения её актуальности.
Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором». Составляем цепочку определений: проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п.
Определив категорию проблемы, можно:
- Указать, нова она или традиционна;
- Каковы причины её возникновения;
- Остановиться на личности автора, затронувшего такую важную проблему (это патриот, человек активной жизненной позиции, хорошо знающий то, о чём пишет и т.д.);
- Вспомнить, кто еще из писателей, публицистов, кроме данного автора, обращался к этой проблеме;
- Выяснить, как повлияла на школьников поднятая автором проблема.
Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать:
заставила глубоко задуматься;
оценить собственную позицию;
по-другому посмотреть на.;
переосмыслить своё отношение к…;
серьёзнее относиться…и т.п.
Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста.
Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно.
Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме?
Позитивно;
Негативно;
Неоднозначно;
Осуждающе;
С иронией;
С юмором;
Скептически и т.д.
Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации.
Понять авторскую оценку поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)
Языковые средства играют огромную роль в тексте. Они помогают:
сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной;
передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы;
придать тексту определённый пафос;
подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем;
заинтересованность автора данными проблемами и т.д.
7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция.
Предлагаю использовать следующие речевые клише:
Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что.
Рассматривая проблему., автор чётко формулирует собственное мнение:.
Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что.
При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.
Исходный текст публицистического стиля:
Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости…
Надо учиться, чтобы быть!
Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.
(А.Ф. Лосев)
Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:
Примерная схема работы с исходным текстом
«Строительный» материал для будущего сочинения
Формулировка проблемы:
1. Медленно, вдумчиво прочитайте текст первый раз, определите тему (о чём текст?)
2. На какие вопросы можно найти ответ в тексте? Читая текст повторно, подчеркните предложения, дающие ответы на ваши вопросы.
3. Выберите одно из наиболее важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений и произнесите с вопросительной интонацией. Проблема сформулирована.
Комментирование проблемы:
1. Насколько поднятая проблема актуальна?
2. Современна она или традиционна?
3. Остановитесь на личности автора, затронувшего данную проблему. Вспомните других писателей, публицистов, обращавшихся к данной проблеме.
4. Как повлияла на вас поднятая автором проблема?
Определение авторской позиции:
1. Задайте себе вопрос: « В чём убеждает меня автор?»
2. Подчеркните в тексте слова, с/с, предложения, дающие ответ на данный вопрос.
3. Как автор относится к поднятой проблеме?
- Об учении.
- Для чего мы учимся? В чём заключается смысл учения? Что значит быть учеником?
- Проблема актуальна, современна.
- А.Ф.Лосев – учёный, философ, человек активной жизненной позиции.
- Заставила задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?», по-другому взглянуть на процесс обучения в целом.
- Учиться нужно, чтобы быть.«Быть учеником – значит быть живым человеком».
Автор негативно относится к тем людям, у которых «за душой нет ничего, кроме профессии». Искренне переживает по поводу нравственного воспитания подрастающего поколения.
Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится).
Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся?
Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.
Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на процесс учения.