Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.
Оборудование: выставка книг, портреты писателей, таблицы, карточки-памятки ИКТ (проекторы, экран) видео запись фильмов «Война и мир» и «Отцы и дети.»
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит написать 2-го декабря. Это очень важный экзамен он проводится второй год. Его целью является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной теме. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.
Беседы об особенностях проведения экзамена.
Какова продолжительность экзамена?
Где проводится экзамен?
Что разрешается брать с собой, что запрещается?
Каковы правила проведения экзамена?
Каков объем сочинения?
Каковы главные критерии оценивания работы?
По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2016 году?
Учитель.
Ребята, вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления:
Время
Дом
Любовь
Путь
Год литературы
Давайте назовем по 3-5 конкретных тем каждого направления. Как вы понимаете главную мысль каждого направления?
Ответы учащихся: Приводятся примеры тем по пяти направлениям. Темы представлены на доске (экране).
Учитель. Итак сегодня мы обсуждаем такой «пакет» тем:
Герой и время в русской литературе.
«Родительский дом, начало начал»…
Любовь сквозь испытания.
Пути исканий героев русской литература.
Можно ли прожить без книг?
Вопросы классу:
Что самое главное при подготовке и написании сочинения?
Какой должна быть композиция сочинения?
Учащийся отвечает, что главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение. Композиция сочинения должна быть такой:
Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).
Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.
Краткое заключение, выводы по всему сочинению.
Еще раз звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения – 350 слов.
Учитель. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из предложенных тем.
Ответы учащихся.
Учитель, и так мы приступаем к главной части нашего мастер-класса - написанию сочинения. Сегодня мы будем работать над одной из тем – «Родительский дом, начало начал…». Приступаем к работе, четко определяя для себя ее этапы. Работу начинаем на черновике.
Выбор и обдумывание темы.
Темы нами выбрана. Как вы понимаете слова известной песни? Что значит «Начало начал»?
Начало сочинения.
Оно должно быть ярким, запоминающимся. И в нем уже должно прозвучать понимание темы.
Учащимся предлагаются карточки с вариантами начала сочинения и памятка-тренинг по написанию всего сочинения. В ходе написания первой части, как переход к литературному примеру можно привести пример из жизни.
Переход ко второй части.
Это главный этап. Какие литературные произведения можно привести в качестве примера для раскрытия нашей темы?
Учащиеся называют «Отцы и дети» И.С. Тургенева «Войну и мир» Л.Н. Толстого, произведения зарубежных писателей.
Беседа по содержанию произведений просмотр кинофрагментов.
Написание второй части сочинения.
Учитель обращает внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении, должна звучать формулировка темы.
Написание заключения.
Сочинение в целом написано в черновике. Ученики обращаются к учителю за помощью в корректировке написанного.
Сочинение переписывается на беловик.
Заключительное слово Учителя.
Сегодня мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное сочинение. По такому же принципу вы будете писать итоговое сочинение.