"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»
"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.
Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»»
«Письмо по памяти на уроках русского языка
как элемент комплексной работы с текстом»
Методическая тема учителя русского языка и литературы
на 2014-2015 г. Ковалевой Т.И.
Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.
Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.
Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.
Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.
В данной статье предлагаются стихотворные тексты, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.
Тексты для работы в 5–6 классах
№ 1
От сырости ёжится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зёлёной ладошке ольхи. Г. Граубин
– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина « В утреннем лусу»
- Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении?
– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)
– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?
– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).
– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).
– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.
№ 2 Роса
Я видел впервые Такую красу: На листьях зелёных Цветную росу. Она вся сияла, Сверкала, искрилась И огоньками цветными Светилась. И я удивился, Задумался сразу: …
– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.
Авторский вариант: А вдруг из росы
Происходят алмазы?
– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?
– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.
– Объясните знаки препинания во втором предложении.
– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
№ 3 Рыжие стихи
Ветер-задира В осеннем лесу Рыжей ольхе Заплетает косу. Рыжая белка Гадает в уме: «Скоро ли рыжик Подсохнет к зиме?» Рыжие гроздья Рябины в слезах. Рыжие зайчики Скачут в глазах. Рыжие сосны Скребут небосвод. Рыжая осень по лесу идёт. Вика Ивченко
– Послушайте стихотворение Вики Ивченко.
- Какое время года описано в стихотворении?
- Почему у стихотворения такое название?
– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?
– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.
– Почему автор называет ветер задирой?
– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.
– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).
– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
№ 4
Ливень льёт! Ливень льёт! Пляшут капли в лужице. Плот плывёт! Плот плывёт! Плот по луже кружится. В. Суслов
– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.
– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?
– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?
– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?
– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л'] – создаёт образ льющейся воды).
– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.
– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.
№ 5
Тигрёнком выскочило солнце Из тёмных зарослей ракиты И стало воду из озёрца Лакать и жадно, и сердито. Г. Новицкая
– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.
– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?
– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.
– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.
– Объясните постановку знаков препинания.
– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.
Тексты для работы в 7–9 классах
№ 6
Пожелтевший от зноя лопух Развернул розоватые латы И стоит, задыхаясь от мух, Под высокими окнами хаты. Н. Заболоцкий
– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.
– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)
– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)
– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).
– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?
– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?
– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.
№ 7
Всход…т солнце, бодрое от холода. Золотится отбл…ском окно. Утро тихо, радос…но и молодо. Белым снегом всё запуше…о. И. Бунин
– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?
– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?
– Какие изобразительные средства использует автор?
– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
– Назовите грамматическую основу третьего предложения.
– Запишите текст по памяти.
№ 8 В пограничном лесу.
На деревьях – лё…кий ин…й. Тихо. Безм…тежно. Лес, покрытый дымкой син…й, Тян…тся бе…брежно. В. Степанов
– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.
– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?
– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».
– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?
– Объясните знаки препинания.
– Запишите текст по памяти.
№ 9
Был серый день, и дождик моросил, И небо нависало тяжелее, Когда он, задыхаясь, проходил По листьями осыпанной аллее. В. Рождественский
– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В. Рождественского «Старый Фет».
– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.
– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – дождик?
– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.
– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?
№ 10
Походка у времени лисья. Люблю наблюдать листопад: Осенние бабочки-листья На чёрную землю летят. В. Агапов
– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?
– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».
– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?
– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?
– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.
– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
– Какие орфограммы встретились в тексте?
– Объясните постановку двоеточия в отрывке.
– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?
– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.
№ 11
В саду листки берёз, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят. И. Бунин
– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Какое настроение передаёт этот отрывок?
– Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы попытались с помощью красок передать пейзаж, нарисованный словами. С помощью каких слов передаётся цветовая гамма этого пейзажа?
– Объясните значение слова «блёклая».
– В каком состоянии находится природа? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос?
– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
– Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
– На примере каких слов можно прокомментировать орфограмму о правописании приставок.
– Сколько грамматических основ в этом предложении?
– Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются действия. Каким частями речи являются эти слова?
– Замените деепричастия соответствующими глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом? Какова роль деепричастий в тексте?
– Объясните постановку знаков препинания в тексте.
№ 12
Пинега
Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камушка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов)
– Фёдор Абрамов – прекрасный русский писатель. Он родился и вырос в Архангельской области. Пинега – любимая река его детства. Послушайте миниатюру Ф. Абрамова.
– Попробуйте своими словами передать ту картину, которая возникла в вашем воображении.
– Каким настроением проникнут этот текст?
– Определите стиль миниатюры.
– Определите тему и основную мысль текста.
– Какие изобразительные средства использует автор?
– Назовите синонимы, встретившиеся в тексте. Какова их роль?
– Найдите в тексте разговорные слова. Почему, на ваш взгляд, использует их автор?
– На примере каких слов текста можно прокомментировать орфограммы о правописании приставок.
– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
– Объясните правописание частиц НИ и НЕ во втором предложении.
– Объясните постановку знаков препинания в тексте.
– Прочитайте текст выразительно, стараясь передать удивление и восторг автора.
– Выучите миниатюру наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.
Использованная литература
Львова С.И. Уроки словесности. 5–9кл.: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1966.
Синицына Е.И. Развивающие стихи и рифмы. – М.: ЮНВЕС, 2000.
Хаустова Д.А. Русский язык. 6–9 классы: дидактические материалы / Д.А. Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006.