kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»»

«Письмо по памяти на уроках русского языка

как элемент комплексной работы с текстом»

Методическая тема учителя русского языка и литературы

на 2014-2015 г. Ковалевой Т.И.



Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.

В данной статье предлагаются стихотворные тексты, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.





Тексты для работы в 5–6 классах

1

От сырости ёжится цапля, 
Нахохлились кряквы, тихи. 
Дрожит изумрудная капля 
В зёлёной ладошке ольхи. 
Г. Граубин

– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина « В утреннем лусу»

- Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении?

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

2
Роса

Я видел впервые 
Такую красу: 
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла, 
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился, 
Задумался сразу: 

– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.

Авторский вариант: А вдруг из росы

Происходят алмазы?

– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?

– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

– Объясните знаки препинания во втором предложении.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.


Рыжие стихи

Ветер-задира 
В осеннем лесу
Рыжей ольхе 
Заплетает косу.
Рыжая белка 
Гадает в уме: 
«Скоро ли рыжик
Подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья 
Рябины в слезах. 
Рыжие зайчики 
Скачут в глазах.
Рыжие сосны 
Скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт. 
Вика Ивченко

– Послушайте стихотворение Вики Ивченко.

- Какое время года описано в стихотворении?

- Почему у стихотворения такое название?

– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?

– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.

– Почему автор называет ветер задирой?

– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.

– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).

– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).

– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.







4

Ливень льёт! Ливень льёт! 
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт! 
Плот по луже кружится. 
В. Суслов

– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?

– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?

– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?

– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л'] – создаёт образ льющейся воды).

– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.

– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.

5

Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито. 
Г. Новицкая

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.

– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?

– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

– Объясните постановку знаков препинания.

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.

Тексты для работы в 7–9 классах

6

Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы 
И стоит, задыхаясь от мух, 
Под высокими окнами хаты. 
Н. Заболоцкий

– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.

– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)

– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)

– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).

– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.

7

Всход…т солнце, бодрое от холода. 
Золотится отбл…ском окно. 
Утро тихо, радос…но и молодо. 
Белым снегом всё запуше…о. 
И. Бунин

– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?

– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

– Назовите грамматическую основу третьего предложения.

– Запишите текст по памяти.

8
В пограничном лесу.

На деревьях – лё…кий ин…й. 
Тихо.
Безм…тежно. 
Лес, покрытый дымкой син…й, 
Тян…тся бе…брежно. 
В. Степанов

– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.

– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?

– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?

– Объясните знаки препинания.

– Запишите текст по памяти.

9

Был серый день, и дождик моросил, 
И небо нависало тяжелее, 
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее. 
В. Рождественский

– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В. Рождественского «Старый Фет».

– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.

– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – дождик?

– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

10

Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья 
На чёрную землю летят. 
В. Агапов

– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».

– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?

– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?

– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Объясните постановку двоеточия в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?

– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.

11

В саду листки берёз, без шороха срываясь, 
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, 
На блеклую траву беспомощно летят. 
И. Бунин

– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы попытались с помощью красок передать пейзаж, нарисованный словами. С помощью каких слов передаётся цветовая гамма этого пейзажа?

– Объясните значение слова «блёклая».

– В каком состоянии находится природа? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос?

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– На примере каких слов можно прокомментировать орфограмму о правописании приставок.

– Сколько грамматических основ в этом предложении?

– Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются действия. Каким частями речи являются эти слова?

– Замените деепричастия соответствующими глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом? Какова роль деепричастий в тексте?

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

12

Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камушка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов)

– Фёдор Абрамов – прекрасный русский писатель. Он родился и вырос в Архангельской области. Пинега – любимая река его детства. Послушайте миниатюру Ф. Абрамова.

– Попробуйте своими словами передать ту картину, которая возникла в вашем воображении.

– Каким настроением проникнут этот текст?

– Определите стиль миниатюры.

– Определите тему и основную мысль текста.

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Назовите синонимы, встретившиеся в тексте. Какова их роль?

– Найдите в тексте разговорные слова. Почему, на ваш взгляд, использует их автор?

– На примере каких слов текста можно прокомментировать орфограммы о правописании приставок.

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Объясните правописание частиц НИ и НЕ во втором предложении.

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

– Прочитайте текст выразительно, стараясь передать удивление и восторг автора.

– Выучите миниатюру наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.



Использованная литература

  1. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9кл.: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.

  2. Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1966.

  3. Синицына Е.И. Развивающие стихи и рифмы. – М.: ЮНВЕС, 2000.

  4. Хаустова Д.А. Русский язык. 6–9 классы: дидактические материалы / Д.А. Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Мотивация учащихся с низкими учебными  возможностями при подготовке к ОГЭ  по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(105) "motivatsiia-uchashchikhsia-s-nizkimi-uchiebnymi-vozmozhnostiami-pri-podghotovkie-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "241952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445350326"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных "
    ["seo_title"] => string(54) "pravopisaniie-suffiksa-sk-v-imienakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405258403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства