Педагогическое мастерство. Обучение русскому языку на основе здоровьесберегающих технологий.
Педагогическое мастерство. Обучение русскому языку на основе здоровьесберегающих технологий.
С точки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью учеников. А это значит, что любая образовательная технология должна иметь качественную характеристику «здоровьесберегающая» как её «сертификат безопасности для здоровья».
Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое мастерство. Обучение русскому языку на основе здоровьесберегающих технологий.»
Обучение русскому языку
на основе здоровьесберегающих технологий
В системе современного российского образования множество проблем, но без преувеличения можно сказать, что самой актуальной является проблема сбережения и укрепления здоровья школьников. В законе РФ «Об образовании» 51 статья начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
«Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг у друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Как же сделать процесс обучения эффективным и безопасным?
Что такое сдоровьесберегающие технологии?
В последние несколько лет в нашем лексиконе появилось новое понятие – здоровьесберегающие образовательные технологии.
С точки зрения здоровьесбережения, учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью учеников. А это значит, что любая образовательная технология должна иметь качественную характеристику «здоровьесберегающая» как её «сертификат безопасности для здоровья».
Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Что же может сделать преподаватель для сохранения здоровья обучающегося?
Во-первых, обеспечить в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах.
Во-вторых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса. Чтобы защитить здоровье учащихся, необходим учет их возрастныx и индивидуальных особенностей.
Преподаватель должен уметь оценивать многие психофизиологические характеристики своих обучающихся.
В-третьих - педагогическая техника преподавателя, стиль и особенности общения с обучающимися.
Можно выделить следующие педагогические условия проведения занятия как здоровьесберегающей организационной формы обучения:
снижение утомления;
создание благоприятного психологического климата на уроке;
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения;
выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса (рекомендации СанПиНа;
использование элементарной диагностики утомляемости учащихся на уроке;
Они включают следующие составляющие.
снижение утомления обучающихся:
применение дидактической игры;
включение в урок физкультминутки;
введение искусствоведческого материала, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу обучающихся;
включение обучающихся в групповую и парную работу;
эмоциональная передача содержания учебного материала;
включение в учебный процесс жизненного опыта учащихся;
создание «ситуации успеха» на уроке;
наличие на уроке эмоциональной разрядки,
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения:
использование соответствующих педагогических технологий;
наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями;
использование элементарной диагностики утомляемости учащихся на уроке:
сравнительный анализ выражения лиц школьников;
наблюдение за уровнем нервного возбуждения класса и групп школьников;
применение метода цветовой диагностики; оценка времени выполнения учениками определенного вида учебной работы;
суждение о выборе учеником определенного вида деятельности; изучение темпа чтения; анализ ошибок при письме;
слежение за интонацией отвечающих.
В арсенале каждого учителя есть свои приемы и «приемчики», направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащихся, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы «спасибо» учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-переживанием, уроком-борьбой, а стал уроком-радостью, уроком- воспоминанием.
Считаю, что для создания благоприятного психологического климата очень важен эмоциональный настрой в начале урока. Необходимо дать детям положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в класс. В этом помогает включение в урок специально подобранных поэтических текстов.
Интересное упражнение «Приветствие».
Поднимая руки вверх ладонями вперед, вслух произнести: «Я приветствую тебя, Солнце!».
Сгибая руки в локтях, обращая ладони к небу, воскликнуть: «Я приветствую тебя, Воздух!».
Вытягивая руки перед собой ладонями вперед, нежно прошептать: «Я приветствую тебя, Вода!».
Снять умственное напряжение, снизить утомляемость помогает юмор.
Использование «веселого» материала оживляет урок, вызывает интерес к предмету и положительные эмоции детей. Шуточные стихи, загадки, скороговорки – лаконичные, яркие – это и прекрасное дидактическое средство.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит.
Проверяемые явления: правописание приставок, вводные слова, личные окончания глагола.
Загадывание логических, занимательных загадок – лаконичных и ярких – не столько игра в сообразительность, сколько тот положительный фон, на котором решается учебная задача. Подростки успешнее осваивают материал, если работают над заданиями, вызывающими улыбку.
Прекрасной умственной гимнастикой для обучающихся являются «рассыпанные предложения» или «потерявшие друг друга части предложения».
Задание на повторение: Правильно соедините разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания.
Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.
Мала пчела
да стоять не велит
Обычай бычий
а дров не видал
Совесть без зубов
да и та работает
Лесом шел
да струны тонки
Мороз невелик
а загрызет
Гусли звонки
а ум телячий
Избавиться от формализма, некоторой стандартности в преподавании русского языка помогает не только юмор. Включение в урок элементов творчества создает особую атмосферу радостного познания, теплый микроклимат понимания и сотворчества.
Не секрет, что подростки недостаточно владеют политической и общекультурной лексикой.
Словарную работу мне нередко помогает проводить хорошая шутка. Вот как выглядит объяснение в образной интерпретации значения слов «АДЕКВАТНЫЙ», «АНАЛОГИЧНЫЙ», «ИДЕНТИЧНЫЙ». слайд 15
Представь себе очень жизненную ситуацию: тебя обозвали дураком. Как ты отреагируешь?
Если гордо ответишь: «Сам дурак!, то ты дашь ответ идентичный (точь-в-точь такой же).
Если обзовешь обидчика идиотом, то ответ будет аналогичным (похожим примерно таким же).
А если выразительно поглядев на него, покрутишь пальцем у виска, то такой ответ можно будет назвать адекватным ( другим по форме, но таким же по силе воздействия).
Ну а если изобьешь обидчика до полусмерти, то суд может квалифицировать твою реакцию как явно неадекватную (несоизмеримую с ущербом, нанесенным тебе самому).
Я убеждена, если ребенок испытывает радость от остроумного слова, от своей находчивости, он будет психически здоров, неподвластен унынию и скуке, защищен от пошлости. Научить ребенка понимать шутку, иронию – значит научить его самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, т.е. обучить средствам психологической защиты и сохранения здоровья.
Общеизвестно, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.
Снизить утомляемость и сохранить активность и работоспособность обучающихся позволяет построение урока на основе текстов малой формы.
Текст используется как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику. В основе такого урока
- оптимальная плотность,
- рациональное чередование видов учебной деятельности,
- положительные эмоции.
Преимущества такой модели урока:
- небольшой объем не отягощает школьников,
-важный стимул в работе для ребенка – результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем),
- позволяет опираться на жизненные впечатления учащихся,
- реализуется природная потребность подростков к творчеству,
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям.
Пример текста
Муравей
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней же была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода. Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.
Задания: написать диктант, изложение, выразить свое отношение к поступку человека (устно, письменно); элементы анализа текста.
Проверка и оценка ЗУН учащихся – всегда стрессовая ситуация. Для оптимального использования времени на уроке с целью сохранения здоровья школьников необходимо проводить психологическую подготовку к контролю знаний. Я использую перфокарты – один из способов «быстрого контроля», дающего «сиюминутные» показатели результатов обучения. Работа с перфокартой предполагает возможность сконцентрировать внимание на определенной задаче, выполнить заданный алгоритм, провести само- или взаимопроверку. Работа происходит быстро: в прорези нужно поставить определенный символ (+,-) или буквы (е-и, а-о), из которых при правильном выполнении открывается так называемый «секретный код» – буква, цифра, фигура и т.п. Эта технология сама по себе является в некотором смысле психологической разгрузкой, т.к. учитель старается подавать материал в игровой форме, специально создавая необычные тексты или словосочетания на определенную тему, из которых потом складывается текст.
Как здоровьесберегающее действие следует рассматривать включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.
Приведу фрагмент «Уроков здоровья». При проведении таких уроков я использую музыку для релаксации, красочный наглядный материал. Формы уроков самые разнообразные: ролевые игры, инсценировки, презентации, рекламные заставки. Темы для творческих работ ребята выбирают сами из “Ларчика мудрых мыслей”.
Ларчик мудрых мыслей:
“Пешком ходить - долго жить”,
“Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
“Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
“Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
2. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.
3.Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”.
Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).
4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.
Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.
Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
5. Текст для диктанта.
В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.
6. Материал для сообщения.
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Эффективным активным отдыхом является проведение физкультминуток на уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности учащихся.
Анализ практической деятельности педагогов показывает, что физкультминутками пренебрегают почти все, обусловливая это насыщенной программой и нехваткой времени на уроке.
Анализ причин утомления убеждает, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке. Физкультминутка – это та пауза, которая дает возможность передохнуть и усвоить полученную информацию.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее наоборот. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов.
Проведение урока как здоровьесберегающей формы обучения предполагает наряду с разработанными и хорошо известными педагогами условиями (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса; создание благоприятного психологического климата на уроке) использование учителем элементарной диагностики утомляемости учащихся на уроке и применение способов снижения утомления.
Определить начальное состояние утомления педагог может с помощью следующих признаков: учащийся начинает смотреть в сторону, смотреть на потолок, покачиваться на стуле. В этот момент ими перерабатывается полученная информация и проявляется невосприимчивость к внешним воздействиям.
Для оценки эмоционального состояния школьников как реакции на учебную нагрузку можно использовать метод «цветописи Лутошкина». Он показал эффективность в диагностике утомляемости учащихся. В основе этого метода — прослеженная учеными зависимость между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Метод «цветописи Лутошкина» основывается на способности детей выражать свое настроение разной цветовой гаммой.
Так, восторженное, праздничное, радостное настроение ребята выражают выбором красного, оранжевого, желтого цветов; спокойное — зеленым; грустное — синим; пасмурное — фиолетовым или коричневым цветами; подавленное (самое плохое) выбором черного цвета. Для реализации метода может быть заготовлена таблица с вертикальным расположением семи цветов в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или коричневый, черный.
Диагностику следует проводить до и после определенных видов деятельности учащихся.
Элементарная диагностика эмоционального состояния может быть проведена следующим образом. Обучающимся предлагается достать цветные карандаши и чистый лист бумаги. Затем, на доске вывешивается заранее заготовленная цветовая таблица, и дети, ознакомившись с набором цветов, по просьбе учителя оценивают цветом свое настроение. Для этого им предлагается нарисовать любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и раскрасить ее соответствующим настроению цветом.
Можно выявлять эмоциональное состояние школьников и по выбору ими рисунка с изображением лиц «человечков», отражающих различные чувства: грусть, радость, безразличие, агрессию, испуг, недовольство.
Результаты психолого-педагогических диагностик позволяют говорить об эффективности применяемых мной приемов обучения.
Я убеждена, что сегодня образовательный процесс должен рассматриваться неразрывно с оздоровительным, так как воспитание гармоничной личности подразумевает, наряду с реализацией интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья индивида.
Компетентность педагога в вопросах здоровьесберегающией педагогики – одно из условий решения данной проблемы, требующее постоянного повышения уровня знаний, умения правильно организовать учебный процесс, внедрять новые и использовать уже имеющиеся здоровьесберегающие технологии.
В статье изложено мое видение педагогических условий и приёмов организации урочной деятельности с учетом потенциала средств обучения русскому языку, позволяющих сделать процесс учения радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим. Материал может быть использован учителями гуманитарного цикла, классными руководителями.
Использованные источники
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2010. Т. 7. №2. С.21 – 28.