Использование педагогической диагностики позволяет учителю:
получить объективную картину знаний учащихся;
спланировать уроки комплексного повторения по темам, слабо усвоенным большинством учащихся;
организовать самостоятельную работу учащихся по коррекции знаний;
использовать на уроке индивидуальную, парную работу учащихся с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
Ученику – организовать собственную деятельность для коррекции знаний:
фиксация «незнания» позволяет поставить задачу;
при помощи индивидуальной или общей диагностической карты учащийся планирует самостоятельное повторение (или изучение теоретического материала);
карточки для индивидуальных работ позволяют потренироваться в применении изученных правил и осуществить самооценку полученного результата;
наблюдения над результатами воспитывают чувства ответственного отношения к учебной деятельности.
Данная работа включает в себя:
теоретическое объяснение понятия «Педагогическая диагностика» (изучение любой проблемы необходимо начинать с теоретического понимания);
характеристику диагностических этапов (универсальная модель для планирования диагностической деятельности);
различные виды диагностики (примеры диагностик и методик для определения различных сторон развития ученика, которые могут быть использованы не только на уроках русского языка, но и в других предметах);
образцы коррекционной работы;
тестирование – как одну из методик педагогической диагностики (характеристика тестовых заданий, условия построения тестов и способы их применения);
образец применения педагогической диагностики на уроках русского языка (из опыта работы)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика »
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? ДЛЯ КОГО?
Творческая работа
Горбачева Анна Александровна
МОБУ «СОШ с. Ракитное»
Дальнереченский район
Приморский край
Содержание:
Наименование
страница
Введение.
Педагогическая диагностика:
- Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову).
-Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову).
-Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских).
-Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских).
3. Коррекционная работа по результатам диагностики
4.Тестирование – одна из методик педагогической диагностики.
5.Примеры применения системы диагностики на уроках русского языка в 7 классе.
3 – 4
5 – 8
9
10 – 12
13- 16
17 – 18
19 - 23
23 – 29
29 - 75
Каждый педагог, идя на урок, надеется, что его ученики, выйдя по звонку из кабинета, вынесут тот багаж знаний, который он для них приготовил. И так продолжается из урока в урок. Но очень часто ожидание учителя сменяется разочарованием, ведь результаты контрольных или проверочных работ по пройденному материалу показывают нам, учителям, что знания, умения и навыки учеников, так развиваемые нами, далеки от стандартов.
Проблема, с которой я столкнулась в своей работе, думаю, близка многим педагогам. Эта проблема не столько в достижении улучшения качества образования по предмету, сколько в отслеживании динамического роста процессов обучаемости и обученности учеников. Ведь, цифры, которые мы приводим в своих отчетах, не только не отражают достижения ученика и учителя, но порой и просто дают необъективную оценку всей деятельности ученика и педагога. Как можно выразить тот прогресс, которого достиг ученик, писавший диктант в начале учебного года на отметку «2», допуская в нем до 20 ошибок, и после кропотливой работы самого ученика и педагога, учитель, проверяя диктант, делает лишь 8 исправлений. Отметка, выставленная за диктант, останется прежней - «2», но разве, не добился ученик и учитель улучшения знаний? Да и отметка «5» не всегда отражает потенциал и возможности ученика.
Выход из данной, казалось бы, тупиковой ситуации, я для себя открыла в применении педагогической диагностики, которая позволяет мне на протяжении 2 – х лет, а именно столько я применяю ее в своей работе, иметь не только положительную динамику в улучшении качества образования по русскому языку, но и поддерживать интерес учеников к своему предмету. Ведь педагогическая диагностика помогает ученикам видеть свой интеллектуальный «рост», что избавляет их от чувства неуверенности, а, следовательно, и дезадаптации в процессе обучения. Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.
Именно поэтому я хочу предложить вашему вниманию работу, которая может помочь любому учитель (не только предметнику-филологу) отследить уровень развития ученика и грамотно спланировать последовательные действия по устранению недочетов и пробелов в знаниях учащихся.
Подведём итоги.
Использование педагогической диагностики позволяет учителю:
получить объективную картину знаний учащихся;
спланировать уроки комплексного повторения по темам, слабо усвоенным большинством учащихся;
организовать самостоятельную работу учащихся по коррекции знаний;
использовать на уроке индивидуальную, парную работу учащихся с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
Ученику – организовать собственную деятельность для коррекции знаний:
фиксация «незнания» позволяет поставить задачу;
при помощи индивидуальной или общей диагностической картыучащийся планирует самостоятельное повторение (или изучение теоретического материала);
карточки для индивидуальных работпозволяют потренироваться в применении изученных правил и осуществить самооценку полученного результата;
наблюдения над результатами воспитывают чувства ответственного отношения к учебной деятельности.
Данная работа включает в себя:
теоретическое объяснение понятия «Педагогическая диагностика» (изучение любой проблемы необходимо начинать с теоретического понимания);
характеристику диагностических этапов (универсальная модель для планирования диагностической деятельности);
различные виды диагностики (примеры диагностик и методик для определения различных сторон развития ученика, которые могут быть использованы не только на уроках русского языка, но и в других предметах);
образцы коррекционной работы;
тестирование – как одну из методик педагогической диагностики (характеристика тестовых заданий, условия построения тестов и способы их применения);
образец применения педагогической диагностики на уроках русского языка (из опыта работы)
Педагогическая диагностика.
Конец формы
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей степени стали применяться научно контролируемые методы.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности,
т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна
ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 2.определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования
сложности последующих шагов;
5. улучшение условий учебы.
Диагностическая деятельность:
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него
(например, методом простого наблюдения).
В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие этапы: 1.Организационный этап
Учитель определяет для себя цель диагностического исследования, выбирает вид диагностической карты и соответствующий ей набор карточек-заданий, которые позволяют ему замерить уровень усвоения всех орфографических тем (или часть), изученных в определенный период каждым учеником и классом в целом.
2. Подготовительный этап.
Каждый ученик получает карточку-задание. Проводится подробный инструктаж по работе с ней: сообщается, что учебником и словарями пользоваться нельзя, что необходимо правильно оформить работу: указать дату, номер карточки-задания, разъясняется способ выполнения задания. Параллельно на доске дается образец выполнения задания, который остается перед глазами учащихся до конца работы с карточкой.
3. Консультационный этап
Школьники знакомятся с содержанием карточки-задания, уточняют у учителя смысл непонятных слов. Оговаривается время работы (как правило, она отнимает от 5 до 20 минут урока, только на итоговую следует отводить весь урок).
4. Этап самостоятельной работы
Ребята самостоятельно выполняют задание. Помощь учителя при затруднениях ограничивается лишь указанием на образец. Следует максимально обеспечить самостоятельность выполнения работы.
5. Проверочно-регистрационный этап
В послеурочное время работа проверяется в паре с сильным учеником-консультантом. Работу значительно облегчит и сократит ключ, составленный к карточке-заданию.
Результат проверки (ошибки, допущенные при выполнении работы) заносится в диагностическую карту (тип диагностической карты выбирается в зависимости от того, что диагностируется на данном этапе).
Анализ ошибок позволяет учителю определить уровень предметной обученности, спланировать коррекционную индивидуальную, групповую и фронтальную работу, прогнозировать результат изучения темы.
6. Этап коррекционной деятельности
Это этап наиболее трудоемкой работы, которая чрезвычайно важна для того, чтобы применение данной технологии было эффективным. Работа ведется с помощью коррекционных карточек в течение нескольких уроков фронтально, в группах, индивидуально в зависимости от степени усвоения орфограмм.
7. Этап повторной диагностики
По окончании коррекционной деятельности (продолжительность ее обусловлена возможностями учащихся) проводится повторное диагностическое исследование.
8. Этап прогнозирования
Результат повторного диагностирования позволяет учителю прогнозировать в дальнейшем работу по повторению изученной темы в процессе обучения предмету и его результат. При условии положительной динамики появляется возможность планировать изучение отдельных тем с опережением.
В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:
аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;
собственно диагностическую – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Перечисленные функции позволяют сконструировать комплекс диагностик с учетом следующих принципов: гуманизации, изучения учащихся в деятельности; в динамике, а также комплексного изучения школьников.
1. Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)
Цель – определить перспективу в обучении школьников. В процессе определения зон актуального и ближайшего развития учитель выполняет следующие действия: 1) Выбирает небольшой по объёму материал базисного характера на 7 – 8 минут (это минимальное рефлексивное время прохождения самосознания до саморегуляции), объясняет его; 2) показывает образец применения нового знания; 3) проводит самостоятельную работу тренировочного характера на усвоение нового материала; 4) проводит проверочную самостоятельную работу, аналогично предыдущим.
Ключ. Если ученик без труда справляется, то он находится в зоне актуального развития (ЗАР), если испытывает затруднения – в зоне ближайшего развития (ЗБР)
Самостоятельная работа планируется на 10 минут, если не выполняется за это время, то учитель ещё раз объясняет новый материал.
Учащимся даётся возможность завершить самостоятельную работу при условии, что она носит контрольный характер. Затем проводится занятие по коррекции знаний и умений по изученной теме.
Аналитическая таблица
Ф.и
Выполнено без ошибок
В контрольное время
Выполнено
без ошибок
Имеются
ошибки
Выводы
о ЗАР и ЗБР
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования обученности.
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: 1)объективность, 2)надежность, 3)валидность. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и
педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования. Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
2. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.
Выполнено
Оценка
Вариант I 1, 2
«3»
Вариант II 2, 3, 4
«4»
Вариант III 4, 5
«5»
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И.
Полностью и правильно выполнены задания
Выводы
Уровни обученности
различение
запоминание
понимание
умение
перенос
Диагностирование обучаемости.
Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть
получено только в связи с условиями их достижения.
Обучаемость - это способность учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:
1. потенциальные возможности обучаемого; 2. фонд действенных знаний (тезаурус); 3. обобщенность мышления; 4. темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).
Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики обучаемого. Среди них восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др. Более всего важны сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие
уровень усвоения знаний, умений и др.
Обобщенность мышления - еще один определяющий комплексный фактор, ответственный за качество познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, экономичность и другие, существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении. Фактор темпов логично рассматривать как продолжение предыдущих, потому что все преимущества личности, имеющей более высокую обучаемость перед личностью с более низкой характеристикой данного качества, практически сводятся к разнице в темпах освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени, в конечном
итоге, сводится вся экономия в обучении.
Cистема диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится
их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела.
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими
видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Пятым звеном системы является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обученности и
её соответствия цели, поставленной на данном этапе.
Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач. Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех
изученных предметов.
3. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)
Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме, спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.
Знания – один из основных элементов содержания образования, так как без них невозможны целенаправленные действия.
Основные функции системы знаний – служить созданию общей картины мира, быть инструментом познавательной, практической и социальной деятельности.
В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы и теории). Вектор усложнения направлен от терминов к законам и теориям.
Предполагается, что учитель на этапе контроля предлагает обучающимся систему вопросов, отражающих логику построения системы знаний по определённой теме.
Тест для определения уровня усвоения системы знаний
Эмпирические знания
1. Усвоение терминологии: назвать, перечислить, выбрать правильный ответ, найти лишнее…
3. Усвоение фактов: какие факты подтверждают …, где расположены …, как это произошло, каковы основные черты …
4.Усвоение представлений: рассказать о …, описать внешние признаки…, дать описание …
Теоретические знания
5. Усвоение понятий: дать определение понятия. Что такое …? Признаки характерны для … Перечислить существенные признаки понятия.
6. Усвоение причинно-следственных связей (прямых): Что произойдёт, если…? Каковы последствия…?
7. Усвоение причинно-следственных связей (обратных): Почему? Каковы причины?
8. Усвоение закономерностей: Каковы взаимосвязи…? Какова зависимость…? Как зависят…?
9. Усвоение закона: Прочитать закон… Доказать, что… (Подтвердить действие закона на примере …)
10. Усвоение теории: Рассказать о теории. Объяснить …с позиции теории…
Ключ. При проверке результатов проверочной работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И.
Усвоение компонентов системы знаний
Кол-во
баллов
%
Выводы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Если ученик дал правильный ответ на вопрос, учитель ставит 1 балл, если ошибся – 0. По сумме баллов выявляется уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности школьников. 10-8 баллов – оптимальный уровень, оценка «5»; 7-6 баллов – допустимый, «4»; 5-4 балла – критический, «3».
4. Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)
Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Предполагается, что учитель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала 8-10-х – 3с.);
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменятся карточками с партнёром;
7) ответить на вопросы партнёра (письменно);
8) оценить работу партнёра.
В процессе анализа результатов деятельности учащихся учитель выявляет уровень владения следующими умениями.
I часть
1. Отбирать основное содержание учебного материала.
2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
3. Отбирать материал для конструирования вопросов.
4. Конструировать репродуктивные вопросы.
5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).
II часть
6. Конструировать проблемные вопросы.
7. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).
8. Оценивать работу партнёра.
9. Корректировать работу партнёра.
10. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.
При проверке результатов самостоятельной работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.
Аналитическая таблица
Ф.И.
Умения
Кол-во
баллов
%
Выводы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ключ
Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.
Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся.
Если у ученика сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера. Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).
В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.
Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.
Важное условие – не нарушать последовательности упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания, то объём работы можно разделить на несколько занятий.
Учебное занятие-тренинг № 1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.
Игра 1. Кто назовёт больше вопросительных слов?
Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.
Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).
Игра 2. Составь вопрос.
Цель – научить конструировать вопросы репродуктивного характера.
Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.
Игра 3. Выбери слово.
Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тексте учебной статьи.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 с.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.
Игра 4. Кто быстрее?
Цель – научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.
Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.
Игра 5. Кто больше?
Цель – научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.
Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов.
Цель – научить конструировать систему вопросов.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах; 2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов; 3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.
Игра 7. Вопрос – ответ.
Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.
Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.
Учебное занятие-тренинг № 2. Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.
Игра 1. Подбери вопросительные слова.
Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.
Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражение: Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь…? Каковы причины…? Каковы последствия? Что произойдёт, если…? Объясни зависимость… Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.
Игра 2. Найди опорное предложение.
Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.
Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объём – 1 с.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2) могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают предложения из текста учебника и зачитывают их.
Игра 3. Кто больше?
Цель – научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определённое время.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается в течение 5 минут).
Игра 4. Познавательная задача (работа в творческих парах).
Цель – научить конструировать познавательные задачи.
Ход игры. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей: смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать блок учебной информации, найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Пример познавательной задачи: На территории Республики Коми не вулканов. Почему?
Игра 5. Кто быстрее?
Цель – научить конструировать систему познавательных задач, используя текст учебной статьи.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок учебной информации, отобрать 3 опорных предложения, взаимосвязанных по содержанию с учебным материалом, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения задачи. Первые три работы зачитываются в классе (один партнёр читает вопрос, другой – даёт ответ, класс обсуждает варианты познавательных задач и их решение).
Игра 6. «Слоёный пирог»
Цель – научить распределять обязанности в творческих парах (время работы – 10 минут).
Ход игры. Учитель предлагает задания следующего содержания:
1) прочитать фрагмент учебной статьи;
2) отобрать опорные предложения;
3) закодировать информацию (ЛОС – логический опорный сигнал);
4) сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи, коротко записать вариант ответа.
Игра 7. Конкурс на лучшее домашнее задание.
Цель – научить конструировать оригинальное домашнее задание по пройденному материалу.
Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника по теме урока, разбить статью на логические части (3-4), выбрать одну из них, озаглавить её и сконструировать творческое задание для домашней работы; разработать свой вариант ответа.
Условия конкурса:
1) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке;
2) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся);
3) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности.
Учащиеся вместе с учителем выбирают экспертную группу, которая просматривает работы и отбирает 3-4 варианта, предлагаемых учащимися; учащиеся выбирают домашнее задание.
Тестирование – одна из методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования
самой перспективной считается тестирование.
Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написание очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, цифр, слов, частей формул и т.п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.
Требования к правильно составленным тестам.
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований.
Они должны быть:
1. относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени; 2. однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания; 3. правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
5.информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или
интервальной шкалой измерений;
6. удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов; 7. стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на
одном и том же уровне обучения.
Классификация тестов.
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-консультант) рекомендуется только тогда, когда исследуемое поведение, например чтение вслух, произношение и т.п.,
невозможно измерить в условиях групповой проверки.
Тесты обученности, или, как их еще называют, школьные тесты, - это всего лишь одна из разновидностей психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности. Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет
выглядеть следующим образом:
1.Тесты общих умственных способностей, умственного развития
2.Тест специальных способностей в различных областях деятельности.
4. Тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления,
характера и др.).
5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств). Применение тех или иных тестов будет наиболее эффективным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют
комплексный характер.
Критерии диагностических тестов обученности.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:
1. действенность (валидность, показательность),
2. надежность (вероятность, правильность),
3. дифференцированность (различимость).
Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется
статистическими методами.
Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений). Установлено, что надежность повышается при увеличении
количества тестовых заданий.
Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно
отвечают 45 – 80% обучаемых.
Характеристика дифференцированности связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо
дифференцировать, сделать различимым.
Кроме рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Основные правила подготовки материалов для тестового контроля. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо
придерживаться таких основных правил:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования
не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных
ошибок и должны быть правдоподобными.
3.Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
4.Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.
6.Вопросы не должны содержать «ловушек».
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами.
Методика диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого, с одной стороны, не следует сводить педагогическую диагностику к простому тестированию, а с другой стороны, без разумного использования информативных тестов добиться существенного улучшения в нашей
оценочной практике невозможно.
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости и академических достижений. Не все необходимые характеристики усвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связанно и логически
выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методами проверки.
Примеры применения системы диагностики на уроках русского языка в 7кл.
Невозможно отобразить весь комплекс применения диагностических материалов в ходе обучения, да и у каждого педагога свой подход. Я покажу Вам, как мне удается применять диагностику на уроках русского языка в 7 классе.
Начиная новый учебный год, я, как было уже изложено в теоретическом обосновании применения педагогической диагностики, провожу, так называемый, «Входящий контроль». Это позволяет мне определить уровень остаточных знаний учащихся за курс 6 класса.
Работа, отражающая остаточные знания учеников, может быть предложена в виде теста, контрольного диктанта или другой проверочной работы.
Тест по русскому языку для поступающих в 7-й класс
Тип урока: урок контроля
Цель урока: проверить, насколько успешно был усвоен материал 6 класса.
Оборудование: раздаточный материал в виде тестов (часть А и часть В) - 2 варианта
Вариант 1
ЧАСТЬ А
В каком слове все звуки мягкие:
А. чаща Б. семеро В. вернуть Г. каждый.
2.Укажите слова, в котором ударение падает на третий слог:
А. газопровод Б. прибыла В. красивее Г. копировать.
3.Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков:
А. их (ответ) – их - личное местоимение
Б. что-либо - неопределенное местоимение
В. троица - имя существительное
Г. первый – порядковое числительное.
4. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки:
8. Укажите слова, с которыми НЕ пишется раздельно:
А. (не) высокий человек; Б. далеко ( не) красивый поступок; В. (не) широкая, но рыбная река; Г .(не) решительность действий
9. Найдите слово, в составе которого один корень, одна приставка, один суффикс, одно окончание.
А.перечитала; Б. спишите; В. издавна; Г. приготовилась
ЧАСТЬ В
Назовите притяжательные местоимения.
Поставьте словосочетание 754 рубля в творительный падеж.
Образуйте все формы наклонений от глагола читать.
Образуйте все формы степеней сравнения прилагательного удобный.
Учитель продумывает вид диагностической карты, способной отразить имеющие недостатки. Диагностическая карта может быть составлена на отдельного ученика или на весь класс.
Образец:
Ф.И.ученика
№ задания
Выполнил без ошибок
Имеются недочеты
Задание не выполнено
Рекомендовать для дальнейшей работы…
Иванов. С
1
2
+
+
Орфоэпические разминки
После подготовительного, консультационного этапа и этапы самостоятельной работы я приступаю к проверочно-регистрационному этапу. Совместно с учениками-консультантами, используя ключи к проверке, заполняю диагностические карты.
Простая сравнительная степень красивее, составная сравнительная степень более красивый, простая превосходная степень красивейший, составная превосходная степень самый красивый
Простая сравнительная степень удобнее, составная сравнительная степень более удобный, простая превосходная степень удобнейший, составная превосходная степень самый удобный.
Предварительная проверка является ориентиром для планирования компенсационной учебной деятельности, направленной на устранение недочетов и пробелов в знаниях учеников.
В течение дальнейшего процесса обучения применяется, так называемая, «промежуточная диагностика» или тематический контроль. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень
и цели обучения, конкретные условия.
Рассмотрим пример использования текущей диагностики на примере темы «Наречие» в 7 классе.
После изучения основных орфограмм в теме «Наречие», ученикам предлагается выполнить тест или цифровой диктант, в который включены задания на изученные орфограммы.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ (образец)
1 задание.
1 - не с наречиями пишется слитно
2 - не с наречиями пишется раздельно
Невысоко, не спокойно, а тревожно, неистово, вовсе не бескорыстно, нисколько не приятно.
По – дружески, без толку, точь – в – точь, исподлобья, мало – помалу.
7 задание.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1-ь 2-ь не пишется
Сплошь, невмочь, настежь, навзничь, невтерпеж.
Ключ:
(1. 2.1. 2.2)
(1.2.2.1.1)
( 2.1.2.1.1.)
( 1.2.2.2.1.)
( 1.2.1.2.2.)
( 2.3.2.1.2.)
(1.1.1.1.2)
После проверки выполненных тестов, цифровых диктантов или проверочных работ составляется диагностическая карта (она может быть составлена на каждого ученика или общая для всего класса).
ОБРАЗЕЦ
Качество знаний по теме “Правописание наречий”
Фамилия, имя учащегося, класс: Иванов Петр, 7 класс.
№ п\п
Изученные темы
«5»
“4”
“3”
Не усвоил (минус)
1.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и – е.
5
2.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
4
3.
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
4
4.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
3
5.
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
3
6.
Дефис между частями слова в наречиях.
_
7.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
_
8.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
5
После заполнения диагностических карт учитель планирует индивидуальную или групповую работу по темам, имеющим пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, т. е. начинается этап коррекционной работы.
Я в своей деятельности использую наборы разноуровневых карточек-заданий. Ученикам предлагается выбрать приемлемый для каждого уровень и отрабатывать навыки той или иной орфограммы. Работа проводится до тех пор, пока каждый из учеников не достигнет желаемого уровня.
ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ.
Орфограмма «Слитные и раздельные написания наречий»
Уровень «А» соответствует оценке «3».
Уровень «В» соответствует оценке «4».
Уровень «С» соответствует оценке «5».
Уровень «А».
Задание: раскройте скобки.
Подсказка: Жить по-новому (наречие)
По новому пути (прилагательное)
(По) зимнему небу плыли наперегонки облака. 2) Одетые (по) зимнему дети играли в прятки. 3) (По) летнему платью нашиты вязанные вручную цветы. 4) На улице тепло (по) летнему. 5) (По) умному лицу ученика учитель (в) миг все понял. 6) Мой друг всегда поступает (по) умному. 7) (По) твоему, наверно, не получится. 8) (По) твоему ковру никто не ходил. 9) (По) старинному пианино достанется всем участникам конкурса. 10) На балу все были одеты (по) старинному. 11) (По) утреннему ветру нельзя судить обо всем дне. 12) На улице свежо (по) утреннему.
ПЛАТЬЕ старославянское «ппать» — «кусок ткани»
Уровень «Б».
Задание: раскройте скобки.
1.(По) зимнему небу плыли (на) перегонки облака. 2) Одетые (по) зимнему дети играли (в) прятки. 3) (По) летнему платьюнашиты вязанные (в) ручную цветы. 4) На улице тепло (по) летнему. 5) (По) умному лицу ученика учитель (в) миг все понял. 6) Мой друг всегда поступает (по) умному. 7) (По) твоему, наверно, не получится. 8) (По) твоему ковру никто не ходил. 9) (По) старинному пианино достанется всем участникам конкурса. 10) На балу все были одеты (по) старинному. 11) (По) утреннему ветру нельзя судить обо всем дне. 12) На улице свежо (по) утреннему.
4) На улице тепло (по) летнему. 5) (По) умному лицу ученика учитель (в) миг все понял. 6) Мой друг всегда поступает (по) умному. 7) (По) твоему, наверно, не получится. 8) (По) твоему ковру никто не ходил. 9) (По) ста-рин__ому пианино достанется всем участникам конкурса. 10) На балу все были одеты (по) старин ому. (По)утрен ему ветру нельзя судить обо всем дне. 12) На улице свежо (по) утрен_ему.
Уровень «А»
Задание: раскройте скобки
Мы (в) волю веселись, пока не прослезились. Где-то (в) далеке кто-то купается в реке. А еще (в) дали заметны корабли. Спортсмен уедет (в) даль получать м_даль. (В) дали голубой ждет его прибой. Он (в) доволь отдохнет и деньги, взятые (в) займы, вернет. (Без) утайки вам скажу, что с ним я не дружу. Вечно времени (в) обрез, собираюсь на конгресс. (В) придачу ко всему ничего я (не) пойму. (Без) умолку повторяю список наречий, сочиняю (без) разбору предложения, чтоб запомнить исключенья.
Подсказка: без разбору ,без умолку, без утайки, в обрез, в придачу
вволю
вдалеке
вдали
вдаль
вдоволь
взаймы
Уровень «В».
Задание: раскройте скобки.
Мы (в) волю веселись, пока не прослезились. Где-то (в) далеке кто-то купается в реке. А еще (в) дали заметны корабли. Спортсмен уедет (в) даль получать медаль. (В) дали голубой ждет его прибой. Он (в) доволь отдохнет и деньги, взятые (в) займы, вернет. (Без) утайки вам скажу, что с ним я не дружу. Вечно времени (в) обрез, собираюсь на конгресс. (В) придачу ко всему ничего я (не) пойму. (Без) умолку повторяю список наречий, сочиняю (без) разбору предложения, чтоб запомнить исключенья.
Мы (в) волю веселись, пока не прослезились. Где-то (в) далеке кто-то купается в реке. А еще (в) дали заметны корабли. Спортсмен уедет (в) даль получать м_даль. (В) дали голубой ждет его пр_бой. Он (в) доволь отдохнет и деньги, взятые (в) займы, вернет. (Без) утайки вам скажу, что с ним я не дружу. Вечно времени (в) обрез, соби- раюсь на конгресс. (В) пр_дачу ко всему ничего я (не) пойму. (Без) умолку повторяю список наречий, сочиняю (без) разбору пр_дложения, чтоб запомнить исключенья
Орфограмма «Мягкий знак после шипящих».
Уровень «А».
Задание: укажите количество слов, в которых необходим Ь.
1)строительство овощехранилищ_/Р.п.мн.ч.);
нужно береч(глагол);
установившаяся тиш(ж.р.);
взять реванш_ (м.р.);
воздух свеж__(кр.прил.);
радость встреч_(Р.п.мн.ч.);
проголодаеш ся(глагол);
открыть настеж_(нареч.);
голос чарующ_(кр.прил.);
быстро учиш__(глагол);
интересный peпортаж (м.р.)
отреж_ кусочек (глагол);
ждать невтерпеж_(нареч., искл.);
14)глубокая ноч(ж.р.). Слов с Ь
Уровень «Б».
Задание: укажите количество слов, в которых необходим Ь.
1)строительство овощехранилищ (сущ);
2)нужно береч_ (глагол);
3)установившаяся тиш (сущ.);
4)взять реванш (сущ.);
5)воздух свеж_ (прил.);
6)радость встреч_(сущ);
7)проголодаеш_ся (глагол);
8)открыть настеж_(нареч.);
9)голос чарующ_(прил.);
быстро учиш_ (глагол,);
интересный репортаж_(сущ.);
отреж кусочек (глагол);
ждать невтерпеж_(нареч.,);
глубокая ноч_(сущ.).
Слов с Ь
Уровень «С».
Задание: укажите количество слов, которых необходим Ь.
1) строительство овощехранилищ_ ;
2) нужно береч_ ;
3) установившаяся тиш_ ;
4) взять реванш_ ;
5) воздух свеж_ ;
6) радость встреч_ ;
7) проголодаеш_ ся;
8) открыть настеж_;
9) голос чарующ_ ;
10) быстро учиш_;
11) интересный репортаж_ ;
12) отреж_ кусочек;
13) ждать невтерпеж ;
14) глубокая ноч_ . Слов с Ь
Уровень «А».
Задание: вставьте пропущенные буквы, разделите запятой однородные члены предложения.
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр.прил.). Не прячетесь {глагол) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч (кр.прил.) снег проверьте скорость лыж_(сущ.Р.п.мн.ч.). Из-за туч_(сущ.Р.п.мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч (сущ.м.р.).
Ему невтерпеж_(нареч.искл.) растопить лед на скатах крыш_(сущ.Р.п.мн. ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ{сущ.м.р.). Это не блаж (сущ.ж.р.).Ведь весна уже не мираж{сущ.м.р.),а реальность. Нельзя пренебреч_(глагол) законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж_(нареч.) окна соседних дач (сущ.Р.п.мн.ч.).Именно такими мыслями увлекаеш_ся(глагол), рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».
Уровень «В».
Задание: вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор. Попутно повторите пунктуацию при однородных членах.
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ( ). Не пряч тесь( ) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч( ) снег проверьте скорость лыж ( ). Из-за туч_( ) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч( ). Ему невтерпеж_( ) растопить лед на скатах крыш_( ) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_( ). Это не блаж_( ). Ведь весна уже не мираж ( ), а реальность. Нельзя пренебреч_( )законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж() окна соседних дач ( ). Именно такими мыслями увлекаеш ся ( ), рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… Не пряч..тесь от природы выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч…_ снег проверьте скорость лыж…_. Из-за туч… все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему невтерпеж… растопить лед на скатах крыш… и увидеть как бьет из-под земли ключ…. Это не блаж…. Ведь весна уже не мираж а реальность. Нельзя пренебреч… законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж… окна соседних дач…. Именно такими мыслями увлекаеш…ся,
рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».
• А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины Юона? Составьте предложение по началу: Глядя на картину Юона, я думаю о...
При работе на этапе коррекции весьма эффективным считаю работу с перфокартами, т. к. данный вид работы требует минимальное количество времени и позволяет быстро и эффективно выявить пробелы в знаниях.
Перфокарта представляет собой раздаточный материал небольшого объема, не требующий переписывания. В работе с перфокартами достаточно отметить правильно указанную орфограмму или вставить пропущенную орфограмму.
Примечание: из собственных наблюдений хотелось бы отметить следующее, на этапе коррекционной работы лучше использовать небольшие по объему задания или задания типа «вставьте букву», «расставьте знаки препинания», что позволяет существенно экономить время на уроке.
ОБРАЗЦЫ ПЕРФОКАРТ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ».
№1.Отметьте слитные написания.
(без)ведома отца
жил (за)границей
мчался (в)скачь
спустился (в)низ
(в)виде шара
заметил (из)дали
остановил (на)миг
надеялся (на)силу
(на)силу добрался
взял (на)прокат
сделал (в)тайне
выучил (на)зубок
№2. Отметьте слитные написания.
(с)разу не узнал
перейти (в)брод
повернул (на)лево
поднять (на)смех
наполнит (до)отказа
говорил (в)растяжку
понял (в)последствии
приеду(на)днях
добраться (в)плавь
(в)высь небесную
(за)границей жить
играл (в)прятки
Во время работы на этапе коррекции целесообразно воспользоваться Диагностикой определения уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских).
Тестирование, проведенное по данной методике, позволяет мне определить тот вид заданий (теоретических или практических), которые необходимо вырабатывать у учащихся в ходе коррекционной работы.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической.
После завершения работы на этапе коррекции (на это может потребоваться время на нескольких уроках), проводится повторный тест или проверочная работа по данной теме (в нашем случае тема «Наречие»).
ВАРИАНТ I
1. Укажите неверное утверждение.
A. Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.
Б. Наречия изменяются по числам.
B. Наречия могут сочетаться с существительными. Г. В предложении наречия бывают сказуемыми.
2. Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину.
A. За правое дело сражайся смело. Б. Сослепу я наткнулся на бурелом.
B. Издалека доносилась песня. Г. Он нарочно испортил картину.
3. В каком предложении выделенное слово — наречие?
А. Солнце светит по-весеннему.
Б. По весеннему небу плывут облака.
4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
A. Он слушал на уроке более внимательно. Б. Ты сделал работу лучше всех.
B. Я стараюсь писать более красивее. Г. Мой брат рисует хуже меня.
5. Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно:
6. Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях.
1. Солнце греет (не)по-весеннему жарко.
2. Это мне совсем (не)интересно.
3. Он говорил (не)искренне, а фальшиво.
Выберите правильный ответ.
A. Во всех случаях нужно писать раздельно. Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
B. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м — раздельно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — раздельно.
Д. В 1-м и в 3-м случаях раздельно, во 2-м — слитно.
Е. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м — слитно.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
..жерелье а о а о
комбинат о а а о
возражение о о а а
почтальон о а а а
к..нверт а а о о
8. Укажите, не или ни нужно писать в словах данных предложений.
1. Темная ночь, н..где не мерцал огонек.
2. Путникам н..где было переночевать, и они построили шалаш.
Выберите правильный ответ.
A. В обоих случаях не. Б. В обоих случаях ни.
B. В 1-м случае не, во 2-м — ни. Г. В 1-м случае ни, во 2-м — не.
9. Найдите правильный разбор наречий по составу:
а) по-весеннему, здесь;
б) по-весеннему, здесь;
в) по-весеннему, здесь;
г) по-весеннему, здесь.
10.Какую букву нужно
вставить
?
а)
б)
в)
г)
справ..
а
а
о
о
изредк..
а
а
о
о
досрочн..
а
о
а
о
налев..
о
о
а
а
затемн..
а
о
о
а
11. Нн или н? Задание, аналогичное заданию 7:
а)
б)
в)
г)
тума..о
нн
нн
н
н
мыс л е.. о
н
нн
нн
н
неслыха., о
н
нн
н
нн
медле..о
нн
нн
н
н
12. Какую букву нужно вставить: о или е? Задание, аналогичное заданию 7:
a)
б)
в)
г)
вообщ..
о
е
о
е
ещ..
о
е
е
о
свеж..
е
о
о
е
тягуч..
о
е
е
о
13. Как нужно писать данные наречия — слитно, раздельно или через дефис? Найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания о правописании соответствуют правописанию данных наречий:
(кое)куда
а) через дефис
б) разд.
в) разд.
г) через дефис
мало(помалу)
разд.
через дефис
слитно
через дефис
(за)границу
слитно
разд.
слитно
разд.
бок(о)бок
разд.
разд.
через дефис
разд.
14. Где нужен ь?
Задание, аналогичное заданию
7:
а)
б)
в)
г)
настеж..
ь
—
—
ь
невтерпеж
—
—
ь
ь
вскач..
ь
—
ь
—
сплош..
ь
ь
—
—
15. Укажите правильный ответ.
A. Он всегда жил в доме напротив. Б. Он всегда жил в доме напротив.
B. Он всегда жил в доме напротив. Г. Он всегда жил в доме напротив.
16. Укажите, какое слово надо писать через дефис:
а) (в)двоем; г) (во)вторых;
б) (на)двое; д) (по)двое;
в) (во)вторые; е) (на)двоих.
17. В каких предложениях выделенное слово — наречие?
A. Оратор говорил убежденно. Б. Собрание удивлено.
B. Лица у всех были сосредоточенны.
Г. Малыш рассеянно смотрел по сторонам.
18. Укажите, в каком словосочетании выделенное слово — наречие, которое с не пишется слитно:
а) (не)(за)что благодарить;
б) работать (не)(за)чем;
в) ждать (не)(от)кого.
Оценки
За 20 правильных ответов — «5»; за 16—19 — «4», за 12—15 — «3»;
за 8—11 — «2».
ВАРИАНТ II
1. Укажите неверные утверждения:
A. Наречия обозначают признак действия. Б. Наречия не изменяются.
B. Наречия имеют степени сравнения.
Г. Наречия имеют полную и краткую форму.
Д. Наречия могут относиться к одному из трех родов.
2. Найдите предложение, в котором наречие обозначает меру.
A. Они наговорились вдоволь.
Б. Прочитай стихотворение наизусть.
B. Он нарочно ничего не делал.
Г. Поневоле им пришлось остаться. Д. Завтра мы отправимся в путь.
3. В каких предложениях выделенное слово — наречие?
A. Все собрались (на)встречу с писателем. Б. (В)дали нарастал рев паровоза.
B. Почти (тот)час выскочила собака. Г. (Во)время отдыха мы купались.
Д. Мы направились (в)глубь джунглей.
Е. Они старались шагать след (в)след.
4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.
A. Говори немного медленнее. Б. Пиши более разборчивее.
B. Ты отвечал лучше всех. Г. Лес шумит дружней.
5. Укажите группу наречий, которые с не всегда пишутся слитно:
а) неуклюже, нелепо, неуклонно, недаром;
б) нежданно, нелепо, недаром, нетактично;
в) недаром, нетактично, неуклюже, неуклонно;
г) нелепо, неуклюже, неуклонно, нежданно.
6. Определите, как нужно писать не с наречиями в данных предложениях.
1. «Трудно ли догадаться?» — «Нет, (не)трудно».
2. «Легко ли догадаться?» — «Да, (не)трудно».
3. Догадаться было (не)трудно.
Выберите правильный ответ.
A. Во всех случаях нужно писать раздельно. Б. Во всех случаях нужно писать слитно.
B. В 1-м и во 2-м случаях раздельно, в 3-м —слитно.
Г. В 1-м случае раздельно, во 2-м и в 3-м —слитно.
Д. В 1-м и во 2-м случаях слитно, в 3-м — раздельно.
Е. В 1-м случае слитно, во 2-м и в 3-м — раздельно.
7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г) квитанция е и е и
штемп..ль и е и е
эп..демия и и е е
возражение о а о а комбинат а о о а
8. Укажите, не или ни нужно писать в словах данных предложений.
1. Н..когда не поздно делать добро.
2. Н..когда не думайте, что вы уже все знаете.
Выберите правильный ответ.
A. В обоих случаях не. Б. В обоих случаях ни.
B. В 1-м случае не, во 2-м — ни. Г. В 1-м случае ни, во 2-м — не.
9. Найдите правильный разбор наречий по составу:
а) вверх, по-весеннему;
б) вверх, по-осеннему;
в) вверх, по-осеннему;
г) вверх, по-осеннему.
10. Какую букву
нужно вставить?
а)
б)
в)
г)
занов..
о
а
а
о
направ..
о
о
а
а
снов..
а
о
о
о
издавн..
а
о
а
а
досыт..
а
о
о
а
11. Нн или н? Задание,
аналогичное заданию 7:
а)
б)
в)
г)
нечая..о
н
нн
нн
н
мед л е.. о
нн
нн
н
н
испуга..о
н
нн
нн
н
удивле..о
нн
нн
н
н
интерес, о
нн
н
н
н
12. Какую букву нужно
вставить?
а)
б)
в)
г)
блестящ..
О
е
О
е
горяч..
о
е
е
о
ещ..
о
е
о
е
неуклюж..
о
е
о
е
зловещ..
о
о
е
е
13. Как нужно писать данные наречия — слитно, раздельно или через дефис? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания о правописании соответствуют правописанию данных наречий:
а) б) в) г)
точь(в)точь через разд. через разд.
дефис дефис
волей(неволей) разд. через через разд.
дефис дефис
до)сыта слитно разд. слитно разд.
(с)разбегу слитно разд. разд. Слитно
14. Где нужен ь? Задание, аналогичное заданию 7:
а) б)
в) г)
проч.. - ь
ь -
замуж.. ь ь
- -
настеж.. ь -
ь -
невтерпеж.. - ь
- ь
15. Укажите правильный ответ.
A. На радостях он не в меру разговорился. Б. На радостях он не в меру разговорился.
B. На радостях он не в меру разговорился. Г. На радостях он не в меру разговорился.
16. Укажите, какое слово надо писать через дефис:
а) (в)трое; в) (в)троем;
б) (в)третьих; г) (в)третьей.
17. В каких предложениях выделенное слово — наречие?
A. Вошли (в)пустую комнату.
Б. Сначала читал, (за)тем решал задачу.
B. (По)пустому дому гулял ветер.
Г. (С)начала примерь, а потом отрежь. Д. Мы шли (по)прежнему маршруту.
18. Укажите, в каком сочетании выделенное слово — наречие и пишется слитно:
а) всё (ни)(по)чем;
б) он (ни)(при)чем;
в) (ни)(за)что не благодарил.
Оценки
За 21 правильный ответ — «5»; за 16—20 — «4»; за 12— 15 — «3»;
9 Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (№14)
+
10. Орфографическое повторение. (№7)
+
11.Морфемный состав наречий. (№9)
+
12. Синтаксическая роль наречий в предложении. (№15)
+
Проводится сравнительный анализ результатов первой и второй работы по теме. На основании полученных результатов я планирую дальнейшую деятельность в процессе обучения, т. е.определяю, необходимо ли мне в ходе дальнейшего изучения программного материала акцентировать внимание на исправлении и устранении имеющихся пробелов в знаниях учеников.
Такой вид работы необходимо применять при изучении всех тем курса в том или ином классе. Только при систематической работе по указанному принципу можно добиться положительных результатов.
Последним этапом применения педагогической диагностики является итоговая контрольная работа, которую ученики выполняют в конце года. Это всегда волнительный момент как для учителя (научила ли я ребят ), так и для учеников (смогу ли я показать все то, что знаю).
Подготовку и итоговому тестированию провожу в несколько этапов.
Теоретическое и практическое повторение изученного в течение года материала.
Выполнение тренировочных проверочных работ (тренировочные тесты).
Итоговое тестирование.
Такая пошаговая подготовка помогает ученикам планомерно подойти к их основной цели «положительной и хорошей» отметке.
Образец итогового тренировочного теста.
Тест
1.В каком ряду все глаголы пишутся с гласной И?
а) он дыш..т, гоня..тся
б) он увид..т, скач..т
в) он погон..тся, слыш..т
г) он вылет..т, се..т
2.В каком ряду все слова пишутся с гласной Е?
а) зам..рать, отп..рать, соб..рание
б) расст..лить, зам..реть, соб..ру
в) обж..гать, воспом..нания, зан..мать
г) заж..гание, отд..рать, отст..рать
3.В каком ряду все слова пишутся с гласной О?
а) чащ..ба, маж..р, ж..нглер
б) расч..ска, крыж..вник, ш..мпол
в) ш..ссе, ч..лка, щ..ки
г) ч..лн, трущ..ба, капюш..н
4.Найдите ошибку в объяснении написания гласной после Ц?
11. В каком ряду во всех словах пишется частица НИ?
а) н..кто не пришел, н..где не остался
б) н..кто посетил, н..что не светит
в) н..ряха, н..когда заниматься
г) н..откуда отправить, н..кого не было
12. В каком ряду частица НЕ пишется слитно со всеми словами?
а) (не)раз, (не)один
б) (не)плохой, (не)решил
в) еще (не)законченный роман
г) (не)вежда, (не)изученный материал
13. Укажите предложение с орфографической ошибкой.
а) В первые весенние дни все блестит, ожидая настоящего тепла, приходящего откуда то с юга.
б) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и пронзительный, словно скрип ветки, упавшей с дерева.
в) Солнце, ярко сверкавшее целый день над бескрайней степью, постепенно садилось за горизонт.
г) В небе мелькнула снежно-белая тучка, летящая стремительно, словно птица, мелькнула на мгновение и исчезла.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
б) В прогалинах на опушках рождаются первые капли и от них рождается первый звук.
в) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
г) На траве лежало холодное матовое серебро росы, но по дорожкам земля уже отсырела и почернела.
15. Укажите ошибку в характеристике текста.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен ущерб сельскому хозяйству.
а) стиль речи: художественный
б) тип речи: повествование
в) способ связи предложений в тексте параллельный.
Вариант теста
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ответ в б а а б в г б а,в в,г а г а б а
Образец итогового контрольного теста за курс 7 класса.
Тестовые задания.
Вариант I.
1. Найдите предложение с причастным оборотом.
А. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны. Б. В густом вечереющем воздухе пролетела чайка. В. Море гладко выковано из синего металла. Г. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок.
2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
6. Что нужно вставить: н или нн в словах предложений?
1. Нам понравилось плете..ое из соломы кресло. 2. Я сидела в плете..ом соломенном кресле. Выберите правильный ответ.
А. В обоих случаях нужно вставить нн. Б. В обоих случаях нужно вставить н. В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн. Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.
7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и двух суффиксов:
17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:
а) обсудил о работе; б) уйти из завода; в) платить за проезд; г) отзыв на рассказ; д) вернуться из Москвы.
18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?
А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник. Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья. В. Земля вращается вокруг солнца. Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход. Д. Впереди шел командир отряда.
19. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
а)
б)
в)
г)
в течени.. каникул
и
е
е
и
в продолжени.. суток
е
и
е
и
в продолжени.. романа
и
е
и
е
в продолжени.. часа
е
и
е
и
20. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
а)
б)
в)
г)
вопреки ожидани..
я
ю
я
ю
согласно решени..
я
я
ю
ю
говорить по прибыти..
е
ю
ю
и
отдыхать по окончани..
и
е
ю
и
21. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:
А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать. Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился. В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.
22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.
А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя. Б. Я благодарил друга за(то), что он мне помог. В. Было холодно, при(том) и тучи появились. Г. Он узнавал время по(тому), как двигалось солнце.
23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне. Б. Что(бы) это могло быть? В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали. Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.
24. Где не, где ни?
Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.
Выберите правильный ответ:
а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5; б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5; в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1; г) не – 1, 2, 3, 4, 5.
25. В каких предложениях не – частица?
А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка. Б. Ему (не)(за)чем было приезжать. В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу. Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.
26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?
27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Играя в шахматы, ...
а) ...мне было интересно. б) ...развивается мышление. в) ...я получаю большое удовольствие. г) ...необходимо внимание.
28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получилсятекст?
А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы. Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности. В. Нет, незыблемых норм не бывает. Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
29. Что является грамматической основой в одном из предложений?
а) язык развивается. б) норма постоянна, неизменна. в) норма является регулятором.
30. Выберите правильный ответ.
а)
б)
в)
г)
к..сательная
о
а
о
а
впоследстви…
е
и
и
е
изобр..зить
о
а
о
а
р..зиденция
и
е
е
и
Вариант II
1. Укажите предложения, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).
А. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду. Б. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.
В. Высыхает согреваемая солнцем земля. Г. В славившемся стариной городке работали археологи.
2. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
6. Что нужно вставить: н или нн в данных предложениях?
1. Купле..ая газета. 2. Хитросплете..ый сюжет.
Выберите правильный ответ.
А. В обоих случаях нужно вставить нн. Б. В обоих случаях нужно вставить н. В. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн. Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.
7. Назовите слово, состоящее из приставки, корня, и суффикса и окончания.
17. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?
А. Жажда к славе его томила, мучила и жгла. Б. Работа ведется согласно графику. В. Он пришел со школы. Г. Встретились по прибытию поезда. Д. Он поступил в институт по окончании школы.
18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги?
А. Вокруг было тихо. Б. Я проходил мимо школы. В. Они вышли навстречу друзьям. Г. Шел, (не)смотря под ноги. Д. Впоследствии он прочитал роман.
19. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
а)
б)
в)
г)
в течени.. лета
и
е
е
и
в течени.. ручья
и
и
е
е
в течени.. урока
и
е
е
и
20. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:
а)
б)
в)
г)
согласно приказ..
у
а
а
у
благодаря совет..
у
а
у
а
вопреки предсказани..
ю
ю
я
я
21. Назови предложение, в котором же – частица.
А. Я то(же) писал сочинение. Б. Я писал то(же) сочинение, что и ты.
22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы.
А. И так(же) неподвижно светил месяц. Б. Что(бы) мне сделать? В. Мы опоздали, за(то) посмотрели новый фильм. Г. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.
А. Что(бы) сократить путь, мы пошли к реке. Б. Трудности существуют, что(бы) их преодолевать. В. Что(бы) мне сказать отцу? Г. Выполни во что(бы) то ни стало.
24. Где не, где ни?
Что н..(1) говори, он н..(2) мог н..(3) знать об этом, но вел себя как н..(4) в чем н..(5) бывало.
Выберите правильный ответ:
а) во всех случаях – не; б) не – 2, 3, 5; ни – 1, 4; в) во всех случаях – ни. г) не – 1, 3, 4, ни – 2, 5.
25. В каких предложениях не – частица?
А. С минуту он оставался (не)подвижен. Б. Отец (не)имел никакой должности. В. У порога стояла (не)замечаемая никем бабушка. Г. Рисунок показался мне очень (не)брежен.
26. Определите, в каком предложении то является частицей.
А. Что(то) должно произойти. Б. Лодочки в волнах (то)покажутся, (то)спрячутся. В. Спрячься за(то) дерево. Г. “А какой большой(то) вырос!” – воскликнула мама.
28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать. Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал. В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века. Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.