"Педагогическая диагностика в работе учителя начальных классов"
"Педагогическая диагностика в работе учителя начальных классов"
Эта презентация о значении педагогической диагностики в работе учителя начальных классов. Как должен быть построен процесс обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Педагогическая диагностика в работе учителя начальных классов" »
МБОУ лицей имени В.Г.Сизова
Педагогическая диагностикав работе учителя начальной школы
Учитель: Тимашкова В.В.
Формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности –
уменияпринимать, сохранятьцели иследоватьим в учебной деятельности,планироватьсвою деятельность,
осуществлятьеё контроль и оценку,
взаимодействоватьс педагогом и сверстниками в учебном процессе
Предмет итоговой оценкивыпускников начальной школы
Предметные↘
результаты
Метапредметные↗
↓
основа умения учиться
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Педагогическая диагностика– это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;– установить уровень овладения учебной деятельностью;– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Сформированность
учебной деятельности школьников
предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля
Значение педагогической диагностики
позволяет учителю:
выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
выявить способы работы, которыми овладели ученики;
пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;
Обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
Виды заданий в диагностических работах
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Три блока заданий:
1 – задания, проверяющие как учащиеся усвоили знания, как применяют знания в обычной, стандартной ситуации, как применяют знания в нестандартной ситуации;
2 – связан с диагностикой мыслительных операций (классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);
3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового развития.
Пример из педагогической диагностики2 класс, середина года
1. Прочитай предложения. В □ рядом с правильными предложениями поставь +.
□ В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.
□ В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.
2. Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.
□ зелень □ дорога □ жить
□ чаща □ цель □ гений
3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.
4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________
Оценивание выполнения заданийпедагогической диагностики
В интерпретации результатов применяется сочетание
качественного и количественного подходов.
Подчеркни слова, которые соответствуют схеме¬
пригорокпоходподруга
мальчиккафеполяна
0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмеченыиликроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных.
1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме.
2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.
Проведение педагогической диагностики
Три раза в год:
начало учебного года (вторая неделя сентября);
середина учебного года (декабрь – январь);
конец учебного года (апрель).
Способы представления результатов педагогической диагностики