kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ на тему: «Педагогическая диагностика ожидаемых результатов воспитания и обучения в дошкольной организации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной системе дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика  выступает только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться только на выявление знаний, умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ на тему: «Педагогическая диагностика ожидаемых результатов воспитания и обучения в дошкольной организации»»

ПРОЕКТ

«Педагогическая диагностика ожидаемых результатов воспитания и обучения в дошкольной организации»

Пояснительная записка

В современной системе дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика выступает только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться только на выявление знаний, умений и навыков.


Актуальность.  Педагогическая диагностика –это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является непрерывным, научно обоснованным, прогностическим и служащим для эффективного развития педагогического процесса. В качестве результатов обучения в дошкольном учреждении проводится изучение продуктов труда дошкольника. Этот метод позволяет определить сформированность умений детей, а также некоторые личностные характеристики, необходимые для качественного усвоения знаний.В исследованиях Н. А. Курдюковой выявлено, что необходимость процесса оценивания  дошкольников отмечаютвсе участники образовательного процесса: воспитатели, руководство данного дошкольного учреждения, ГОРОО.  Актуальность изучения процесса оценивания определяется и проблемами, которые возникают в процессе контроля.

Гипотеза исследования основана на предположении, что квалиметрическая технология оценки достижений воспитанников позволит уменьшить субъективизм в оценивании и повысить качество обучения в будущем

.

Основание для разработки проекта

- повышение профессиональной компетенции в области оценивания достижений воспитанников

Характеристика проекта

По доминирующему методу: информационный

По характеру содержания: оценивание достижений детей в условиях квалиметрического подхода

По характеру участия в проекте: участники от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в рамках слушателей курсов повышения квалификации

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный

Объект исследования – предмет квалиметрия в педагогической диагностики ожидаемых результатов воспитания и обучения

Предмет исследования - квалиметрическая технология оценки качества знаний дошкольников

Цель проекта: Определение объекта исследования; определение содержания диагностики, подбор диагностических методик; разработка форм для фиксации результатов диагностики

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы;

  • Разработка и формирование системы критериев и индикаторов для оценки образовательных результатов учащихся в целях повышения качества обучения;

  • Подбор диагностического материала, определение методов и технологий оценки образовательных результатов учащихся.

Концептуальную основу исследования составили:

Методологическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и строится на разработанных методах педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, А.М.Новиков, В.М.Полонский, К.Ингенкамп), основных положениях педагогической квалиметрии (А.И.Субетто, В.С.Черепанов, В.И.Михеев, С.С.Татарченкова) и инновационной педагогики (А.Я.Найн, Н.Р.Юсуфбекова, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова).

Определение сильных и слабых воспитанников на уровне наблюдений;

Акцент на слабых воспитанников;

При анализе работы педагога не учитывался уровень воспитанников;

Анализировался стартовый контроль, рубежный и итоговый;

Не было единой модели для анализа обучения каждого ученика, класса, работы учителя Изучение процесса оценивания деятельности дошкольников показало,  что отсутствуют четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться  педагоги.  Чаще всего педагоги  в своей  деятельности по оцениванию деятельности воспитанников  исходят из своих  интуитивных представлений.  Термин «Квалиметрия» (от латинского «квали»-какой, какого качества, и древнегреческого «метрео» - мерить, измерять) впервые был использован в 1968 г. для обозначения научной дисциплины, изучающей методологию и проблематику количественного оценивания
качества объектов любой природы. Возникновение квалиметрии было
связано с осмыслением проблемы измерения и оценки качества в сочетании с проблемой управления качеством продукции и работ в общественном производстве
Оценка качества - первый и основной этап системы управления
качеством. Основные задачи квалиметрии: выбор номенклатуры показате­лей качества, разработка методов их определения и оптимизации,
обоснование условий их использования в задачах стандартизации и 
управления качеством. Как известно, все, что производит человек, выражается совокупностью четырех элементов: продукция, услуги, информация, энергия. При этом каждый из этих элементов наиболее полно характеризует три фундаментальные величины: количество, затраты и качество.
Продолжительность: 14.11-25.11.2016 год


Возможность реализации проекта:

Теория и практика курса «Теория и практика педагогической квалиметрии: управление качеством воспитания и обучения в дошкольной организации»


Практическая значимость:

1. разработка критериев

2. Внедрение

3. рекомендации


Индикатор результативности: создание диагностической таблицы, согласно задачам, поставленным в «программе развития»


I этап реализации проекта

( Аналитический.

Цель: проведение анализа системы обеспечения качества обучения





Задачи:

Провести анализ системы качества обучения вДО;

Составить план апробации новой технологии;

Разработать методический материал;

Проведение обучающих семинаров по данной теме;

Проведение консультаций экспертов.

Цель Создание условий, необходимых для успешного использования методов педагогической квалиметрии.

Функции педагогической диагностики:

Поскольку диагностика результатов обучения является составной частью процесса обучения и осуществляется путем систематического контроля и учета успеваемости, то все процедуры диагностики служат реализации контролирующей, обучающей, воспитывающей, развивающей, стимулирующей и корректирующей функций.

Контролирующая функция диагностики связана с определением уровня усвоения материала, его соответствия нормам и стандартам.

Обучающая функция диагностики определяется тем, насколько в ходе контроля наблюдается прирост знаний, умений и навыков. Она связана с тем, что задача диагностики как элемента процесса обучения состоит не только в выявлении уровня обученности, а прежде всего в научении воспитанников, в исправлении ошибок, в оказании им помощи. В ходе проверки дети слушают и осмысливают ответы товарищей, сами активно участвуют в опросе (задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя), закрепляют и углубляют знания, умения и навыки, выполняя упражнения, задания педагогая, слушая дополнения и пр.

Воспитывающая функция связана с формированием адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, дисциплинированности и других черт характера.

Развивающая функция проявляется в развитии речи, памяти, мышления и др. в процессе проверки и оценки.

Стимулирующая функция состоит в том, что объективный контроль стимулирует у воспитанников учиться, вдохновляет их, вселяет уверенность в дальнейшее развитие.

Корректирующая функция связана с педагогической рефлексией педагога, его самоанализом, совершенствованием планирования и организацией обучения.

Основными функциями диагностики являются контролирующая и корректирующая, они конкретизируются в ряде задач: выявление знаний, умений каждого воспитанника; своевременное обнаружение пробелов в знаниях, умениях; раскрытие причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала; повторение и систематизация изученного; установление уровня готовности к усвоению нового материала и пр.

Принципы диагностического обследования

принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов  диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

принцип доступности диагностических методик и процедур  наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

принцип прогностичности

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Структура системы диагностики:

Направлена на изучение:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

- игровой деятельности;

-познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

- художественной деятельности;

- физического развития.



Подбор диагностических методик

Специалистами ДО подбираются апробированные, описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики.

Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности

Оформление результатов диагностики

В утвержденную в ДО форму фиксирования результатов воспитатель (специалист) вносит результаты диагностики каждого ребенка. Фиксирование результатов осуществляется на бумажном носителе (может быть дополнено электронным). При проведении квалиметрического исследования используются следующие показатели:


  1. Прогнозируемые показатели:

ИРВ-индекс реальных возможностей

ИУСВ – индекс усвоения программного материала

ИНЕУСП – индекс прогнозирования неуспеваемости (неуспешности)


  1. Полученные показатели:

Рез – результативность

ОЦ – оценочный показаель

УСВ – полное усвоение материала

УРВ – уровень реализации учебных возможностей

НЕУСП – показатель неуспеваемости


  1. Математическая модель:

РЕЗ=ИРВ

ОЦ=РЕЗ

УСВ=ИУСВ

УРВ==100%

НЕУСП=ИНЕУСП


ИРВ= сумма баллов х 100%

3 х кол-во детей


ИУСВ= кол-во детей, с баллами 2 и 3 х 100%

количество детей группы


ИНЕУСП= 100%-ИУСП

Сравнительный анализ этих показателей должен позволить выявить динамику развития каждого ребенка.

Педагогический анализ результатов

Педагоги (специалисты) анализируют полученные результаты диагностики по каждому воспитаннику, уровень освоения Программы (низкий, средний, высокий), определяют причины тех или иных результатов освоения Программы

По результатам анализа показателей проектируется (корректируется) индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

Коллегиальное обсуждение результатов диагностики воспитателями и специалистами ДО

Коллегиальное обсуждение результатов ( по каждому воспитаннику) может проводиться в рамках существующих организационных форм работы – педагогических советов, совещаний, психолого-медико-педагогических консилиумов комиссий, совещаний.

 По итогам обсуждения результатов :

определяются причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

полученные результаты соотносят с задачами и уровнем реализации Программы ДО;

определяются индивидуальные маршруты образования и развития воспитанников ДО, степень коррекции развития;

Осуществляется необходимая координация дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми


По результатам диагностики в каждой группе ДО необходимо:

оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий), сравнить данные по каждой группе между собой;

определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных;

провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный);

определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.


Участники педсовета обсуждают:

какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;

какую деятельность необходимо осуществлять силами воспитателей;

какую работу могут взять на себя другие специалисты;

какую индивидуальную развивающую (коррекционную) работу желательно осуществлять;

какие особенности должны быть учтены в процессе дальнейшей образовательной деятельности;

какие советы и рекомендации необходимо адресовать родителям воспитанников.




II этап. Практический

(Разработка и создание диагностической таблицы)





































Таблица освоения ГОСО по образовательной области «Творчество» в ________________группе

2016-2017г


п/п


Ф.И. ребенка

Начало года

Середина года

Конец года

компетентность



в


п


пр

в

п

пр

в

п

пр

в

п

пр




















































































































































































































































































































































































































































итого














Итого%





























Библиографический список

  1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

  2. Васильев В. И., Тягунова Т. Н. Основы квалитологии и квалиметрии образования / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 2804.

  3. Дубцова М. М. О реализации квалиметрического подхода в решении проблемы оценивания учебных достижений студентов вуза // Перспективы науки. – 2011. – № 5(20). – С. 9–11.

  4. Ерёмина И. И., Садыкова А. Г. Анализ результатов экспериментальной проверки диагностической программы развития информационно-коммуникационной компетенции студентов // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 54–60.

  5. Козьмина М. А. Педагогическая технология квалиметрического оценивания выпускной квалификационной работы в вузе : автореф. дис. …канд. пед. наук. – Ижевск : Ижевск. гос. техн. ун-т. – 2007. – 21 с.

  6. Кондратьев В. В. Методология системного исследования. – Казань : Риц «Школа», 2007. – 230 с.

  7. Мухаметзянова Г. В., Ибрагимов Г. И. Проблемы управления качеством подготовки и аттестации научно-педагогических кадров // Соискатель-педагог : науч.-метод. журн. – М. : Соврем, образование,  2009. –  № 1. – С. 3–6.

  8. Спенсер Лайл М. мл., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе / пер. с англ. – М. : ШРРО, 2005. – 384 с. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жусупова Мадина Канашевна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Инновационная деятельность в  дошкольном образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(76) "innovatsionnaia-dieiatiel-nost-v-doshkol-nom-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "245540"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446139608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства