kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с отклоняющимся поведением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование. Для изучения личности ребенка, выявления формы девиаций можно использовать следующий инструментарий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с отклоняющимся поведением. »



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

Г. ШАХТЫ








Психолого-педагогическая диагностика детей

с отклоняющимся поведением,

обучающихся

в образовательном учреждении














МОСИЕНКО ОКСАНА ВИКТОРОВНА




26 августа 2013 г.


Психолого-педагогическая диагностика детей

с отклоняющимся поведением,

обучающихся в образовательном учреждении


Анализ данных социологических исследований и официальной статистики позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков России:

- ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;

- нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;

- в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия;

- сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;

- общегосударственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует;

- остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;

- практически беспрепятственно распространяются в среде несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.

Одним из следствий неблагоприятного положения детей и подростков является постоянный и быстрый рост преступности несовершеннолетних. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира.

Это предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

Под нормой понимается не среднестатистический вариант развития (как все), не соответствие какому-то образцу, задаваемому государством, не отсутствие душев­ных заболеваний по критериям психиатрии, не способ­ности, человека к адаптации, а способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, несущего в себе такие характеристики, как:

- отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

- творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

- возможность самому проектировать будущее;

- внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

- в стремлении к обретению смысла жизни.

Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, и таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Гуманизация отношения к детям и подросткам должна воплотится в организации помощи детям и подросткам, основанной на диагностике их социального, психологического и медицинского статуса и уровня воспитанности.

Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и их родителей и создавать негативное отношение к родителям.

Организация помощи должна основываться на работе не только с самим ребенком и подростком, но и обязательно включать его микросоциальное окружение.

Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей. Но поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей, и воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с осложненным поведением. Их состав далеко неоднороден. Осложненное поведение школьников обуславливается следующими факторами:

1. Школьный: отсутствие индивидуального подхода к ребенку на уроке; неадекватность предпринимаемых педагогами воспитательных мер; несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя; занижение отметок; отказ в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий; непонимание душевного состояния ребенка.

  1. Семейный: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, тяжелый эмоциональный климат в семье; алкоголизация родителей; отторжение ребенка родителями, его заброшенность, запущенность; настроенность семьи против школы; школьная дезадаптированность старших братьев и сестер.

  2. Соматический: тяжелые и (или) хронические соматические заболевания; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы; нарушения зрения, слуха, речи.

  3. Психический: резидуально-органические поражения ЦНС с церебростенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности. Патологические черты характера; патологически протекающий пубертатный криз; невротические реакции и неврозы; ЗПР; эндогенные психические заболевания.


Проблемы в развитии возникают под влиянием трех групп факторов:

а) биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесенные болезни);

б) психогенных противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретенными знаниями и возрастными особенностями и т.д.

в) социогенных:

  • Экономическое неблагополучие семьи;

  • Безнадзорность (лишний ребенок);

  • Отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);

  • Чрезмерная любовь к детям (ребенок – кумир);

  • Авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);

  • Отсутствие трудового воспитания в семье (освобожденность от домашнего труда);

  • Отсутствие доверительных отношений учителей с учениками;

  • Перегрузка в школе;

  • Слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. Важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

Для изучения личности ребенка, выявления формы девиаций можно использовать следующий инструментарий:


Диагностика трудновоспитуемости

и отклоняющегося поведения учащихся


Нарушение поведения

Проявления


Нарушения отношения к учебной деятельности

Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий.

Нарушение отношений с учителем

Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность.

Нарушения отношений с товарищами по учебе


Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность

Нарушение отношений в семье


Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи.

Нарушения отноше-ния к общественно-полезной деятельности

Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением.

Включенность в дезадаптированную неформальную группу

Хвастовство своими друзьями вне школы, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и школьных друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.)

Нарушение отношений с окружающими

Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых, животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни.

Нарушение отношения к себе

При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при общении.

При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам


Возрастные особенности и трудновоспитуемость


Возрастные особенности подростков

Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности

Отрицательные качества возникающие при этом

Социализациа подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении.

Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения

Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим.

Интенсивное развитие самосознания

Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуаль-ными особенностями, своеоб-разием подростка, отсутствием обучения методике самопоз-нания и самовоспитания

Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность

Рост физических сил, развитие трудового опыта

Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы

Трудовая и общественная пассивность, лень, безответственность, иждевенчество

Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении

Сковывание детской инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни классного коллектива

Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие.



Типы семейных отношений

типы семей

  • Здоровая (функциональная)

  • Конфликтная (дисфукциональная)

  • Асоциальная

  • Неполная


ЗДОРОВАЯ семья – сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.


КОНФЛИКТНАЯ семья – «запутанные отношения». Это семья с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными , конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками. В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем, «хронические трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

- в общении отсутствует забота, юмор, радость;

- в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-нибудь из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, соседей;

- по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; что обуславливает тенденцию разрешить возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

- постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств со стороны ребенка.

В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше времени проводить на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя.

АСОЦИАЛЬНАЯ семья – сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений и криминологической и наркологической отягощенностью; нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

Дети проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления, разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение членов семьи. Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» - аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

НЕПОЛНАЯ семья – отсутствие кого-либо из родителей. Не всегда отсутствие одного из родителей является неблагоприятным психологическим фактором для ребенка. Патогенной неполная семья становится в тех случаях, когда семейный распад предопределен длительными конфликтными отношениями между родителями, наличием у них личностных затруднений, когда свидетелем и участником семейных конфликтов становится ребенок.


ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


ГИПопрОТеКЦИЯ Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Крайняя форма ее проявления – безнадзорность, когда родители не только игнорируют духовный мир ребенка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним – ребенок плохо одет, не накормлен, не имеет условий для игр, и приготовления уроков. При СКРЫТОЙ ГИПОПРОТЕКЦИИ контроль за поведением и ценностными ориентациями подростка отличается формализмом. Запреты и поощрения декларируются, но быстро забываются. Ребенок чувствует, что родителям не до него.


ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ Этот стиль воспитания характеризуется постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. Происходит подавление инициативы и принятия решений ребенком. ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ сопровождается мелочным контролем, системой запретов и формирует представление о безответственности за свое поведение. Родители не приучили принимать решения, и у детей, когда они попадают в среду, где их принимают, быстро формируются аддиктивные формы поведения. У мнительно-тревожных матерей культом семьи может стать болезнь ребенка. Эгоцентризм и завышенные притязания ребенка часто приводят к манипуляциям здоровьем, что обуславливает ипохондрическое личностное развитие. ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Ребенок оказывается в центре внимания семьи, становится объектом восхищения, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без критики, малейшие прихоти удовлетворяются, во многих делах родители идут на поводу у ребенка. В то же время родители стремятся уберечь ребенка от жизненных трудностей. Основной инструмент воспитания – похвалы, восторги. Наиболее страдают дети с истерической акцентуацией. Так как они являются кумирами семьи, у них возникает желание быть лидером, а соответствующих качеств нет. Если ребенок имеет возбудимые черты, он часто становится «тираном семьи».


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. ЯВНОЕ – характерно для неполных, асоциальных семей. Характерные высказывания в таких семьях: «Чтоб ты сдох», «Чтоб тебя не было», «Я не просила меня рожать». При СКРЫТОЙ форме эмоционального отвержения, родители не признаются в этом, на сознательном уровне гонят, стыдятся этих мыслей. Если в такой семье появляется второй ребенок, соперничество между детьми. Ребенок начинает совершать экстравагантные поступки. Реакции ребенка: борьба или кражи, показной интерес к алкоголю, или замкнутость, уход в себя.


ЖЕТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ. в основе лежит крайнее эмоциональное отвержение, неприятие самого факта существования ребенка. В одних случаях жестокое обращение может проявляться избиениями, нередко принимающими характер истязаний, за мелкие поступки и непослушание. В других – как способ разрядить аффективный заряд, «отыграться» на более слабом за свои промахи и неуспехи. Основной пример, который получают дети в таких семьях – можно бить, унижать слабых. Этот тип воспитания ведет к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности.


ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Когда будущее ребенка воспринимается родителями как реализация их собственных несбывшихся желаний или когда на подростка в силу различных причин возлагается забота о младших или беспомощных членах семьи. Ребенок ощущает, что на нем лежит большая ответственность, что он должен оправдать надежды семьи.


ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ. в семье существуют разные модели воспитания. Одни члены семьи стабильно придерживаются одних воспитательных приемов, другие отстаивают и применяют иной стиль воспитания. Негативное воздействие этого типа в том, что ребенок научается «лавировать».


НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ. Характеризуется неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Неустойчивый тип воспитания формирует у ребенка черты упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.


Типы семей


  1. ПО СТРУКТУРЕ:


Полные семьи

Неполные семьи

  1. с одним ребенком

  2. с 2 (однополыми)

  3. с 2 (разнополыми)

  4. с 3 детьми

  5. многодетная(с 4 детьми и более)

  6. дети сводные

  7. дети неродные

  8. в том числе с бабушкой и дедушкой

  1. одинокая мама

  2. родители разведены

  3. один отец

  4. опекун


  1. ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕМЬИ:


- с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком;

- с низким материальным достатком;;

- нуждающиеся (за чертой бедности)


  1. ПО СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ СЕМЬИ:


1. социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

Воспитательно сильная

2. социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно неустойчивая;

- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними

3. социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

- воспитательно слабая с агрессивной атмосферой

4. социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

- маргинальная (с алькогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

- вступающая в конфликт с законом

- преступная;

- психически отягощенная.


  1. ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ:


- гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская;


  1. ПО СЕМЕЙНОЙ ОРИЕНТАЦИИ:


- на деятельность;

- общение;

- самоудовлетворение (эгоистические)


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СЕМЬИ


Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрения самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка.

2. «Залюбленное детство»

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями.

Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка.

3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность.

Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши – наркотики).

4. «Задавленное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка.

5. «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону.

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться от окружающих

Карточка учета дезадаптированного подростка

Ф.И.О.

Дата рождения _____________________________________________________________

Домашний адрес __________________________________________________________

С какого года обучается в данной школе, и откуда прибыл ________________________

_________________________________________________________________________

Какой совершил проступок (преступление), где, когда ___________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

С какого времени стоит на учете _____________________________________________

Отношение к учебе ________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Отношения со сверстниками ________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Кто оказывает отрицательное влияние ________________________________________

_________________________________________________________________________

На кого оказывает отрицательное влияние _____________________________________

__________________________________________________________________________

Какие общественные поручения имеет _________________________________________
__________________________________________________________________________

Как их выполняет ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

В каких кружках, секциях, клубах состоит _______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Отношение к общественно полезному труду ____________________________________

__________________________________________________________________________

Ф. И. О. родителей, их место работы, отношение к воспитанию ____________________

__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие меры приняты к родителям _____________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Классный руководитель _________________________/ ___________________________


КАКИМ ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ


  1. Мой любимый цвет:

а) красный или оранжевый;

б) белый;

в) черный;

г) темно-синий или лиловый;

д) желтый;

е) коричневый, серый или фиолетовый;

ж) зеленый.

2. Когда я иду на вечеринку, я:

а) надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;

б) надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых;

в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.

3. Когда я ложусь спать, я лежу:

а) на спине;

б) на животе;

в) на боку;

г) закрыв рукой голову;

д) с головой под одеялом.

4. Я хожу:

а) большими, быстрыми шагами;

б) маленькими, быстрыми шагами;

в) не очень быстро, голова вперед;

г) не очень быстро, голова вниз;

д) медленно.

5. Обычно я чувствую себя лучше всего:

а) сразу после того, как проснусь;

б) днем;

в) поздно вечером.

6. Если происходит что-нибудь смешное, то я:

а) громко смеюсь;

б) тихо смеюсь;

в) смеюсь про себя;

г) широко улыбаюсь;

д) немного улыбаюсь.

7. Когда я разговариваю с людьми, то:

а) я стою со скрещенными руками;

б) держу руки впереди себя;

в) одну или обе руки держу на боку;

г) дотрагиваюсь до собеседника;

д) дотрагиваюсь до своего лица или волос;

е) люблю держать в руках какой-нибудь предмет (карандаш).

8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то я:

а) держу колени, ноги рядом;

б) сижу нога на ногу;

в) вытягиваю ноги перед собой;

г) одна нога подо мной.


КЛЮЧ К ТЕСТУ


вопроса

Баллы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

6

2

7

3

5

1

4

2

6

4

2





3

7

6

4

2

1



4

6

4

7

2

2



5

2

4

6





6

6

4

3

5

2



7

4

2

5

7

6

1


8

4

6

2

1





Результаты


42 и более баллов. Окружающие тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые – боятся . тебе нелегко завязать дружбу.


35 – 41 балл. Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент, нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели бы видеть тебя своим лидером.


27 – 34 балла.

Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.


20 – 26 баллов. Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты им.

Менее 20 баллов. Окружающим кажется, чо ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен: прежде чем что-либо предпринять, ты все тщательно обдумываешь.


КАРТА СТОТТА

в регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения, наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева).

При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа - двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

ИД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

  2. Плачет, когда ему делают замечания.

  3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

  4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

  5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

  6. Лжет из боязни.

  7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не прости о ней.

  8. Никогда не приносит и не показывает учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

  9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

  10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных детей в классе.

  11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него

  12. внимание. Хочет быть замеченным.

  13. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

  14. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то.

  15. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

  16. Легко устраняется от активного участия в игре.

  17. Говорит не выразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

Д - депрессия.

  1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

  2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

  3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

  4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

  5. В свободное время иногда проявляет, полное отсутствие интереса к

чему бы то ни было.

  1. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда пет.

  2. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

  3. Рассерженный «впадает в бешенство».

  4. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

  5. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться.

16. Взгляд тупой и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость, редко смеётся.

У - уход в себя.

  1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

  2. Не реагирует на приветствия.

  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

  4. Избегает разговоров (замкнут в себе).

  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий.

  6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

  8. Избегает других людей.

  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизится).

11. Производит впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно настороженному животному.

ТВ - тревожность по отношению к взрослым.

  1. Очень хорошо выполняет свои обязанности.

  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

  4. Очень часто приносит цветы и другие подарки учителю.

  5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и Т.д.

  6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

  7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

  8. «Подлизывается», старается понравится учителю.

  9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой. 10.Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 11.Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными

  10. мелкими делами и жалобами на товарищей.

  11. Пытается монополизировать учителя (занимать его исключительно собственной персоной).

  12. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

  13. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

  14. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

  15. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.

ВВ - враждебность по отношению к взрослым.

  1. Переменчив в настроениях.

  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в

«хорошем» настроении.

  1. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

  2. Часто бывает в плохом настроении.

  3. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

  4. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.

  5. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

  6. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

  7. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

  8. 0чень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно

плохо выполняет работу.

  1. Портит общественную и личную собственность.

  2. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

  3. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему

обвинений.

  1. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

  2. Негативно относится к замечаниям.

  3. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

  4. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18.Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд. смотрит «исподлобья».

20.0чень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21.Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

  1. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24.Ведет себя непристойно.

ТД - тревога по отношению к детям.

  1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

  2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

  3. Склонен «прикидываться дурачком».

  4. Слишком смел (рискует без надобности).

  5. Заботится о том, чтобы всегда находится в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

  6. Любит быть центре внимания.

  7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

  8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится

с ним.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12.0девается вызывающе (брюки, прическа - мальчики; преувеличенность в одежде, косметика - девочки).

13.Со страстью портит общественное имущество.

14.Дурацкие выходки в группе сверстников.

15.Подражает хулиганским выходкам других.

А - недостаток социальной нормативности (асоциальность).

  1. Не заинтересован в учебе.

  2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

  3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

  4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы

учителя.

  1. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

  2. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10.Списывает домашние задания.

11.Берет чужие книги без разрешения.

12.Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13.В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14.«Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает

в играх).

15.Не может смотреть прямо в глаза другому.

16.Скрытен и недоверчив.

ВД - враждебность к детям.

  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям,

которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

  1. Надоедает другим детям, пристает к ним.

  2. Ссорится, обижает других детей.

  3. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

  4. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

  5. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими

детьми.

  1. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.Дерется не соответствующим образом (кусается, царапается).

Н - неугомонность.

  1. Очень неряшлив.

  2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это

для них очень неприятно.

  1. Легко примеряется с неудачами в ручном труде.

  2. В играх совершенно не владеет собой.

  3. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши,

книги или другие предметы.

  1. Неровный, безответственный в ручном труде.

  2. Нестарателен в школьных занятиях.

  3. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

  4. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.

10.Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

  1. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

ЭН - эмоциональное напряжение.

  1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

  2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

  1. Слишком инфантилен в речи.

  2. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

  3. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими

детьми.

  1. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

  2. Другие дети при стают к нему, (он является «козлом отпущения»).

  3. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на

самом деле он пытался это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в классе как посторонний, отверженный.

НС - невротические симптомы.

  1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».

  2. Говорит беспорядочно.

  3. Часто моргает.

  4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

  5. Грызет ногти.

  6. Ходит, подпрыгивая.

  7. Сосет палец (старше 1 О лет).

С - неблагоприятные условия среды.

  1. Часто отсутствует в школе.

  2. Не бывает в школе по несколько дней.

  3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.

  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

  5. Неряшлив, «грязнуля».

  6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

  7. Значительно некрасивее других детей.

СР - сексуальное развитие.

  1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

  2. Задержки полового развития.

  3. Проявляет извращенные наклонности.

УО - умственная отсталость.

  1. Сильно отстает в учебе.

  2. «Туп» для своего возраста.

3. Совершенно не умеет читать.

4: Огромные недостатки в знании элементарной математики.

  1. Совершенно не понимает математики.

  2. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

  3. Попросту глуп.


Б - болезни и органические нарушения.

  1. Неправильное дыхание.

  2. Частые простуды.

  3. Частые кровотечения из носа.

  4. Дышит через рот.

  5. Склонность к ушным заболеваниям.

  6. Склонность к кожным заболеваниям.

  7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

  8. Частые головные боли.

  9. Склонность чрезмерно краснеть или бледнеть.

  10. Болезненные, покрасневшие веки.

  11. 0чень холодные руки.

  12. Косоглазие.

  13. Плохая координация движений.

  14. Неестественные позы тела.


Ф - физические дефекты.

  1. Плохое зрение.

  2. Слабый слух.

  3. Слишком маленький рост.

  4. Чрезмерная полнота.

Другие ненормальные особенности телосложения.





ключ

1. ИД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 1 7 - симптомы явного нарушения.

2. Д - депрессия.

В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ, особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

3. У - уход в себя.

Избежание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

4. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.

Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 ребенок старается убедиться, «принимают» и любят ли его взрослые. Симптомы 7-1 О - обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

5. ВВ - враждебность по отношению к взрослым.

Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы непринятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.

6. ТД - тревога по отношению к детям.

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.


7. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие стараний понравится взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 У более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

8. ВД - враждебность к детям.

От ревнивого соперничества до открытой враждебности.

9. Н - неугомонность.

Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избежание долговременных усилий.

10.ЭН - эмоциональное напряжение.

Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 - о серьезных страхах. 8-10 - о прогулах и не пунктуальности.

11.НС - невротические симптомы.

Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.



Тест «Какой вы воспитатель?»

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите:

а) сгоряча накажете ребенка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего, поговорите с учителем.


  1. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция:

а) самая первая - подзатыльник;

б) раздраженная фраза: «Уходи отсюда. Обойдусь без твоей помощи»;

в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.


3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили не-

справедливо, вы:

а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут оши­баться.


  1. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали:

а) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;

б) отвечаете, не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

в) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.


  1. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите:

а) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;

б) строго скажете: «Работай сам, только тогда сможешь чему-нибудь научиться»;

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предло­жите самостоятельно.


6.«Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или дочка.

Что вы ответите:

а) «ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени»;

б) «ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом»;

в) «прежде подумай, все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, я куплю рыбок. Но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».


Если вы все шесть раз выбрали ответ под буквой «в», значит, вы не­плохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину, - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если еще меньше, - придет­ся серьезно задуматься над своими педагогическими методами.





Тест «Хорошие ли вы родители?»


На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взры­вом», а потом жалеете об этом.

  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами детей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

  3. Ваша интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ва­шего ребенка.

  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы

  5. никому другому не рассказали бы.

  6. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

  7. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

  8. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих

  9. родителей.

  10. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

  11. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребенка.

  12. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими по­лон дом.

  13. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).

  14. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

  15. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

  16. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

  17. У вас конфликты с собственным ребенком.


Подсчет результатов

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каж­дые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.


100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями пра­вильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения ­ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания.

Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?


50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить. Начав с себя. И не ста­райтесь оправдаться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому по­старайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную лич­ность тоже.


0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Тест для родителей

«На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»


Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет - 0 баллов.

  • Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

  • Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.

  • Современные школьные программы слишком сложны.

  • Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

  • Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не по­лучается, надо похвалить и за усилие.

  • Многие детские шалости объясняются дурным влиянием свер­стников.

  • У каждого ребенка есть свои достоинства, которые на много важнее недостатков.

  • Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

  • Когда отец и мать расходятся в поведении ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

  • В детстве всем необходимы занятия спортом.

  • За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

  • Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

  • Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудно­стями, поэтому долг родителей - до поры ограждать от них.

Подсчет результатов от 15-20 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребе­нок вырастет и сам должен будет решать свои проблемы самостоя­тельно.


От 8-11 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше Вашего эмоционального участия в его жизни.


Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.



Тест

Стили и методы воспитания ребенка в семье


Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, ко­торые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение пред­ложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной ...

  • Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс - 3 очка.

  • Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков.

  • Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ре­бенку самому справляться со случившимся - 5 очков.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родите­лей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны …

  • Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей - 2 очка.

  • Вы приглашаете этих детей к себе в дом; стараетесь положительно повлиять на них -5 очков.

  • Вы объясняете ребенку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.

3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается, он пытается бунтовать ...

    • Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу - ­0 очков.

    • Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина пораже­ния

- 3 очка.

    • Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и

не испытывал поражения - 5 очков.

4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя, спать ...

    • Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - 3 очка.

    • Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его

всегда в одно и тоже время - 5 очков.

    • Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не прини­мая никаких возражений с его стороны – 0 очков.

5. Ваш ребенок обожает телевизор ...

    • Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его - 0 очков.

    • Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.

    • Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5 очков.

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет …

  • Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.

  • Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом - 0 очков.

  • Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3 очка.

7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом ...

  • Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 баллов.

  • Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места

само собой - 3 очка …

  • Вы весьма правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов - 5 баллов.

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников ...

  • Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков.

  • Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми

  • таких учеников - 3 очка.

  • Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом – 0 очков.

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего ...

  • Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0 очков.

  • Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младше­го - 5 очков.

  • Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку не­зависимо от их взаимоотношений со старшим ребенком- 3 очка.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным ...

  • Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 очков.

  • Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.

  • Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. - 2 очка..


Анализ результатов

0 - 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственно­го ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен по­вторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, незави­симость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19 - 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы ста­раетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Од­нако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: до­веряя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недо­умение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам 11 ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36 - 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, что­бы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка; а идете рядом с ним·, наблю­дая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одно­классниками, педагогами. Вы учите своего ребенка не только осоз­навать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления. Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.


Методика для изучения социализированности личности учащегося

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  3. Мне нравится помогать другим.

  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  5. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  6. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  7. Переживаю неприятности других, как свои.

  8. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  9. Стараюсь доказать свою правоту.

  10. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  11. Стараюсь защищать тех, кого обижают.



1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера Обработка результатов социальной адаптированности учащихся. Среднюю оценку получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно конста­тировать высокую степень социализированности ребенка; если же . он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированости суждения, ставится оценка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с отклоняющимся поведением.

Автор: Мосиенко Оксана Викторовна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства