выступление на фестивале педагогических идей МБОУ СОШ № 11 содержит теоретическую часть, которая является основой моей диагностической работы в классе.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Выступление
на Фестивале
педагогических идей
МБОУ СОШ № 11
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ № 11
Крикун Марина Борисовна
(слайд 2)
Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определения результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую. (К. Ингенкамп «Педагогическая диагностика» Педагогика 1991 с. 7)
Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123)
(Слайд 3)
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся
(Слайд 4)
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников?
Принципиальным основанием такого процесса должна быть
педагогическая диагностика.
Она включает в себя три основных направления:
Мониторинг состояния здоровья младшего школьника.
Диагностика в процессе учебной деятельности.
Диагностика личностного развития.
(слайд 5)
Диагностика в процессе учебной деятельности позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков
Три уровня усвоения содержания ставят задачу:
-проверки воспроизведения знаний,
-применения знаний в знакомой ситуации,
-применения знаний в незнакомой ситуации.
Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень (ученик действует только в соответствии с инструкцией, по усвоенному образцу), а умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
(слайд 6)
Педагогическая диагностика позволяет выявить
характер трудностей ученика и установить их причины
Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий.
Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.
(слайд 7)
В УМК «Перспективная начальная школа» разработана система комплексных работ на основе единого текста по всем 4 годам обучения. В сборнике даются 3 работы :
- на начало учебного года
-предварительная работа
-итоговая работа.
В каждой работе 3 варианта: 2 варианта с базовым уровнем и дополнительной частью и один вариант повышенного уровня
(слайд 8)
Сформированность учебной деятельности школьников предполагает
-самостоятельную постановку учебных задач,
-сопоставление разных способов учебных
действий и выбор наиболее адекватного из них,
-владение разными видами самоконтроля.
Педагогическая диагностика, которую учитель проводит трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет
также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
(слайд 9)
Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности, ее формирование будет продолжаться в ходе
дальнейшего обучения. Но своевременная оценка процесса формирования ведущей учебной деятельности позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и, как
следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом.
(слайд 10)
В чем проявляется особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования? Ее результаты позволяют учителю:
– выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как
изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
– выявить способы работы, которыми овладели ученики;
– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выя сняющих
уровень самостоятель ности учащихся.
(слайд 11)
Именно этим педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Он имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.
(Слайд 12)
Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями,к числу которых относятся:
освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
(слайд 13)
Выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения
самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
Ученик оказывается перед проблемой: ему нужно найти способ решения незнакомой для него задачи, т.е. понять суть предлагаемого задания, самостоятельно найти новый, неизвестный ему до этого способ действия, активизировать имеющиеся у него знания и применить их в нестандартной ситуации.
(слайд 20)
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью
Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.
Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.
(слайд 22)
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения.
Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.