Грамотность появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается довольно стойкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка по работе над ошибками по русскому языку.»
Памятка
Работа над ошибками
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2.Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву, Делай так: звонок, ученик.
3. Слог
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у/чи/тель.— 3 ел.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 3 слова с этой орфограммой/ Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные послешипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча
7. Сочетания чк, чн, нщ, щи
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 3 слова с этой орфограммой. Например: дочка, речка, мощный
8.Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, азбука, портфель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Сады - сад, волна-волны ,червивый-червь.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 3 однокоренных слова. Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Делай так: морозы —мороз, ягода - ягодка ЗАПОМНИ! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласными. 1-2. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запищи еще 3 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия, рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, запиши 3 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще 3 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: группа, группа, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения
Выпиши предложения правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
Седые туманы плывут к облакам. (Нов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) .к .облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запищи 1-2 однокоренных слов. Например: поездка.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. | Звезда, звёздочка, звездный. Честь — честный.
119. Гласные н согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели к нему приставку. Запиши еще 3 слова с этой же приставкой. Полетели, побежали, потянули, отнес, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с равными приставками. Например: заехал, уехал, переехал, ЗАПОМНИ! Приставка—это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21.Правоннсание предлога со словом, (орфограмма пробел)
Выпиши слово вместе с предлогом. Подставь между предлогом и словом вопрос или др. слово. Обозначь орфограмму пробел.
к берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
ЗАПОМНИ! Предлог-это отдельное слово. Не путать предлоги и приставки. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла am берега.
22. Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 3 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак Ь на копне существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запишет ещё 3 слова с этой орфограммой. Луч (м.р.), шалаш, товарищ. Ночь(ж.р.), тишь, мощь 24.Соедныительные гласные в сложные словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой. Например: Водовоз, самолёт,
25.НЕ с глаголами (орфограмма пробел),
Выпиши глагол с НЕ. Запиши 3 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не старался,
26.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение, Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал по дороге.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
На опушке (на земле, 1 скл,), на полянке (на земле, 1 ст.), у речки (у земли 1 ст.).
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. К лесу (какому?), дальнему-м.р., ед.ч.,Д.п).
29. Предлог с местоимением (орфограмма пробел) Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 3 примера на эту орфограмму.
У нас, ко мне, с тобой.
З0.Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч., наст, времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши 3 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь(наст. вр.,2л.)
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го л., ед, ч., наст. вр.пишется Ь.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в Н.Ф. (неопределённую форму); Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение и гласную, которую следует писать.
Например: пишет - писать на -АТЬ / спр.(-ё, -ут ,-ют)
Ставит - ставить на -ИТЪ 2 спр. (-и, -am, -ят)
32.Мяпшй знак в неопределённой форме глагола (-ТЪСЯ,_ЧЬ).
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2-3 слова с этой орфограммой.