Просмотр содержимого документа
«Памятка "Работа над ошибками по русскому языку"»
Памятка
"Работа над ошибками по русскому языку"
Пропуск, замена, перестановка букв в слове.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: веник веник, веник
Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку.Дети рады.
Слог.
Запомни:Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: мо-ло-ко- 3 сл.
Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в дверь?
Характеристика предложения.
Запомни: По цели высказыванияпредложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложений: распространённое, нераспространённое.
По структуре: простое, сложное
Выпиши предложение. Дай ему характеристику. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием).
Запомни: При переносе нельзяоставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: Ака - ция, Уль - яна, пе – тель -ка.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Пень, деньки, пальчик.
Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Вы пиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Вьюга, листья, соловьи
Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так:Отреки, от (чего?) от реки.
К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.
Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Де лай так: Заехал, приехал, уехал.
Ударение.
Запомни: В словах с одним слогом и на «ё» ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс, ёлка.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение.
Вы пиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ – во́лны.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.
Вы пиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капустник.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.
Вы пиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Де лай так:Доехал, добежал, додумался, договорился.
Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Вы пиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Делай так:Водолаз, землемер.
Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:Неиграл, нечувствовал, неверю.
Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными этого же склонения, либо нужно определить склонение и падеж существительного, а затем вспомнить или уточнить по таблице его окончание.
кого? чего?
откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
-----
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком?о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
стена
земля
конь
стол
степь
Вы пиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Запомни: Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его число, род, падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом числе, роде, падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
-ой-ою,
-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., ед. ч., Д.п.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так:Мальчикирисовали карандашами, красками и фломастерами.
Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Делай так: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала.
Правописание –тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 3 глагола на это же правило.
Запомни: В окончаниях имен существительных после шипящих и Ц под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
Правописание Ы или И после Ц.
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Цирк, циркуль, цифра, полиция.
Буква Ы после Ц пишется:
в окончаниях имен существительных и прилагательных и суффиксе имен прилагательных –ын-: Синицын, щипцы, круглолицый;
в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, подчеркни букву Ц и гласную после нее. Запиши ещё 3 слова на это же правило, обозначь орфограмму.
Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах
существительных (беглый гласный в суффиксе).
Запомни: Если при склонении имени существительногогласный звук выпадает, то надо писать в слове суффикс –ек, если при склонении гласный не выпадает, то суффикс –ик. Например: звоночек - звоночка, ключик-нет ключика.
Правописание Ь после шипящих во всех формах глагола.
Запомни: Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь.
Стеречь, ешьте.
Выпиши слово, поставь вопрос. Запиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: Стричь (что делать?), н. ф. глагола, беречь, жечь, лечь.
Ешьте (что делайте?), пов. ф. глагола, отрежьте, мажьте, плачьте.
Правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С.
Запомни: Приставки, оканчивающиеся на –З, пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставки, оканчивающиеся на –С, пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных. Приставка С-пишется всегда одинаково. Например, возглавить, расшитый.
Выпиши слово, обозначь приставку, подчеркни первую букву корня и последнюю приставки. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Запомни: Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –А, если слово, от основы которого оно образовано, женского рода. Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –Е, если слово, от основы которого оно образовано, мужского или среднего рода. Например, зубище – зуб (м. р.)
Выпиши слово, запиши слово, от которого оно образовалось, укажи род, запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так: рыбища – рыба (ж.р.)
Написание суффикса –ОК- имен существительных после шипящих.
Запомни: В суффиксах имен существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением.
Например, флажок, ужонок.
Выпиши слово, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: бычок, грачонок, ежонок, слушок.
Правописание безударного беглого гласного в корне имени существительного.
Запомни: Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, измени форму слова (н.ф. на Р.п. ед.ч., мн.ч. на н.ф.) и выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась орфограмма «беглый гласный», то нужно писать Е или О.
Например, коре/инь – нет корня, значит, корень.
Выпиши слово, измени его форму, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: лопоть – нет лаптя, ноготь – нет ногтя, вишен – вишня, танец – танцы.