№ | Название орфограммы. | Правило. | Что надо сделать. | Образец выполнения. |
1. | Большая буква в начале предложения. | Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. | Запиши предложение ещё раз , обозначая его границы. | Маша кормит кур. |
2. | Слог. | Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Раздели слово на слоги. | Делай так: У-чи-тель. |
3. | Перенос слов. | Если слово не помещается на строке, его надо перенести. Слова переносятся по слогам (ма-ма).Слова с буквами й и ь переносятся так: май-ка , конь-ки. Если в середине слова идут подряд согласные , то переносить слова следует так : граб-ли. | Раздели слово на слоги для переноса. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую новую строку. Подчеркни гласные. | Оси-на |
4. | Замена и пропуск букв. | Чтобы правильно написать слово, прочитайте его так , как оно написано. Раздели слово на слоги и диктуя его , запиши. | Запиши слово , диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса. Подчеркни гласные. | Мо-ло-ко, стра-на. |
5. | Мягкий знак на конце слова и в середине слова.(смягчающий) | Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных , пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука. | Выпиши слово , в котором допущена ошибка , правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ёщё 2 слова на это правило. | Окунь , школьник , окунь. |
6. | Правописание жи-ши ,ча-ща , чу-щу. | Надо запомнить написание данных буквосочетаний!!! Жи-Ши-пиши с буквой –И. Ча-Ща-пиши с буквой-А. Чу-Щу-пиши с буквой -У | Выпиши это слово , подчеркни орфограмму. Подбери ещё – два слова на это правило. | Чаща ,чулки , жираф , шишки , щавель, щука. |
7. | Сочетания ЧК , ЧН , РЩ ,РН , НЩ ,ЩН,ЧТ,НЧ. | Запомни! Эти сочетания пишутся без мягкого знака. | Выпиши слово , подчеркни орфограмму. | Тучка , речка , сварщик, ночник , точный,чтение Птенчик,хищный ,спорщик,женщина. |
8. | Большая буква в именах, отчествах фамилиях, в кличках животных ,в названиях стран , городов,деревень,улиц, рек . | Запомни! Имена , отчества ,фамилии, клички животных, названия стран,городов, деревень,улиц,рек пишутся с большой буквы. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило, подчеркни орфограмму. | Федотова Татьяна Ивановна, Мурка,река Десна ,Брянск, улица Почтовая ,Россия , деревня Простоквашино. |
9. | Правописание парных и глухих согласных в середине и на конце слов. | Парные согласные по глухости-звонкости:б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции , надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так , чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная. Внимание! Вот некоторые способы проверки: -К любому слову можно поставить предлог (без, о , к ) или слово НЕТ Например: плов без плова , нет плова -Поставить слово во множественное число Например: гриб-грибы -Назвать слово ласково( с помощью суффиксов -ОЧЕК,-ОК ,-ИК ,-УШК Например: лес-лесочек,лесок, краб-крабик,дед-дедушка. Задать вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Например: залез-(ЧТО ДЕЛАТЬ?)- залезать. | Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово. Запиши ещё два слова с проверочными словами на это правило. | Зуб- зубы,ложка-ложечка,мороз-морозы,глазки-глаза. |
10. | Правописание безударных гласных в корнеслова. | Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так , чтобы на эту гласную падало ударение. Внимание!!! Проверять надо не все гласные в корне, а только безударныеА ,О ,Е ,И , Я. Вот некоторые способы изменения слов. - Поставить слово в единственное число (моря-море) -Поставить слово во множественное число (стена- стены) -Назвать слово ласково( с помощью суффиксов –УШК, -К) ( трава-травушка, травка) -Задать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? (плескать-(ЧТО ДЕЛАЕТ?)-плещет, выбрал-(ЧТО ДЕЛАТЬ?)-брать -Задать вопрос ЧТО? (трещал-(ЧТО ?)-треск) | Выпиши это слово ,поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень. | Делай так: волна-волны. |
11. | Безударная гласная в слове , не проверяемая ударением | Эти слова надо запомнить!!! | Выпиши слово в котором была допущена ошибка правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную , которую надо запомнить. | Напиши это слово 3 раза и запомни, как оно пишется. Ребята,ребята, ребята. |
12. | Правописание двойных согласных в слове. | Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные , которые стоят между гласными. (груп-па , Ан-на) | Выпиши это слово правильно, разбери по составу. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: группа, коллектив, рассказ. |
13. | Правописание непроизносимых согласных. | В некоторых словах согласные Д,Т,В,Л не произносятся. Чтобы проверить непроизносимую согласную , надо подобрать однокоренные слова , в которых эти звуки произносятся, за проверяемым согласным был гласный. (звёздный-звезда) Запомни! Лестница, чувство. | Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. | Например: звёздный-звезда, звёздочка. |
14. | Разделительный твёрдый знак (Ъ) | ЗАПОМНИ!!! Разделительный ъ знак пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный , и перед корнем, начинающимся с гласных Я ,Е ,Ё,Ю (подъём, объединение , объявление) | Выпиши это слово правильно. Выдели приставку и подчеркни орфограмму. Подбери ещё 2 слова на это правило. | Делай так: съезд, объём , объявление. |
15. | Разделительный мягкий знак (ь) | Разделительный ь знак пишут после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И (воробью, ружьё,платье) Запомни!!» Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных, но перед гласными | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: вьюга , обезьяна , воробьи. |
16. | Правописание приставки со словом. | Вспомни ,есть ли такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-,ПО-,ЗА-,НА-, ПОД-, ПРО-, (пра-только в словах прадедушка, прабабушка). ИЗ-, С-, НАД-,РАС-,ПЕРЕ-, ПРИ-, ОТО-, ОТ. Запомни!!! Приставка пишется слитно , т. к между корнем и приставкой нельзя поставить другое слово. Приставка-это часть слова! | Выпиши это слово, выдели корень , приставку. Подбери 2 слова с такой приставкой. | Например: дописать, переход ,рассказ. |
17. | Правописание предлогов | Запомни! Предлог –это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. ( Я иду в лес; Я иду в далёкий лес ; у меня есть собака; У кого? У меня есть собака). | Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово. Выдели предлог. | Например: под горой- под (какой?) высокой горой. |
18. | Мягкий знак (Ь) в конце существительных после шипящих. | Запомни!!! В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишутся мягкий знак (вещь-ж.р.) В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется (нож-м.р.) Ь знак не пишется у существительных после шипящих во множ . числе Р.п. | Выпиши слово , в котором допущена ошибка , правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило. | Например: Ночь , речь , мышь –сущ, ж .р. Мяч , плащ, борщ-сущ . ж.р Много задач , дач,рощ.-Р.пмнож .ч. |
19 | Правописание сложных слов. | Сложными словами названы слова потому , что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е или без них. | Выпиши это слово, выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную. Подбери ещё 2 слова на это правило. | Например: Самовар,кашевар, стопкран. |
20. | Состав слов.(морфемный разбор) | Слова состоят из морфем( части слова): предлог , корень , суффикс , окончание). Корень – главная значимая часть слова. | Выпиши слово. Разбери его по составу. Придумай и запиши 2 слова с такой же конструкции. | Делай так : поездка , походка, повозка. |
21. | Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. | Предложение-это группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения -подлежащее и сказуемое. Подлежащее подчёркивается одной чертой , сказуемое –двумя чертами. Остальные члены предложения являются второстепенными и поясняют главные и второстепенные члены. | Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены, укажи части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. | Делай так: Утренняя роса покрывала траву. Роса ( какая?) утренняя Покрывала (что?) траву Запомни! Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. |
22. | Правописание безударных окончаний имён существительных. | У существительных мужского, женского и среднего рода разные падежные окончания. Чтобы определить , какое окончание следует писать , нужно: Определить склонение имён сущ. Определить падеж имени сущ. Написать окончание. | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму ( Именительный падеж). Определи склонение. Выдели окончание. | Например: На опушке – опушка,сущ,1 скл, П.п |
23 | Не с глаголами. | Частицу НЕ с глаголами пишут отдельно ( не знал). Исключение составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются (ненавидеть , негодовать , недоумевать , невзлюбить, , недомогать) | Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Запомнить!!! НЕ с глаголами пишется отдельно. | Не был ,не выучил , не знал. |
24. | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | У прилагательных мужского, женского и среднего рода разные окончания. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род , число, падеж прилагательного по существительному. | Например: К лесу (какому?) дальнему-м.р.,ед.ч., П.п |
25. | Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.(слово-помощник ТЫ) | Мягкий знак пишется в окончаниях глаголов 2 лица ед. ч | Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2 глагола 2-го лица ед.ч на это правило. Запомни!!! На конце глаголов 2-го лица ед.ч пишется мягкий знак (Ь) | Например: Пишешь, ругаешь,читаешь. |
26. | Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы. | Если глагол отвечает ЧТО ДЕЛАТЬ? Или ЧТО СДЕЛАТЬ?, значит он стоит в неопределённой форме , и в нём перед –СЯ пишется мягкий знак. В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак. | Выпиши глагол и поставь вопрос к нему. Подчеркни мягкий знак. | Улыбаться (что делать?) Беречь (что делать?) |
27. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Есть 3 способа определения спряжений: -по ударным окончаниями глаголов при спряжении (упадёт , стоит) -по окончанию 3-го лица множ. числа настоящего или будущего простого времени. -по неопределённой форме глагола. Глаголы , которые оканчиваются на –ИТЬ , относятся ко 2-му спряжению (ходить,любить) Глаголы , на –АТЬ ,-ЯТЬ,-ЕТЬ, -ОТЬ , ЫТЬ, -УТЬ,-ТЬ относятся к 1 –му спряжению( решать, успеть) К 1-му спряжению относятся глаголы-исключения: БРИТЬ,СТЕЛИТЬ. Ко 2-му спряжению относятся глаголы-исключения: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,ДЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ОБИДЕТЬ,ТЕПЕРТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ. | Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. ч и мн.ч числа. | Делай так: пишет-писать,гл.1 спр., ( е - ут, -ют) Ставит-ставить, гл. 2спр. (и – ат, -ят) |
28. | Звукобуквенный разбор | Выполни правильно. | Используй памятку. | |
29. | Предлог перед местоимением. | Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на это правило. Запомни !!! Местоимения с предлогами пишутся отдельно. Подчеркни предлог. | Например: у нас, с тобой,к нему. |
30. | Однородные члены предложения. | Между однородными членами ставят запятые. Запятую ставят, если однородные члены соединены союзами А, НО. Запятую не ставят, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ(В саду зацвели яблони и груши). Запятую ставят, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ (В саду зацвели и яблони, и груши). | Выпиши предложения. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами | Сильный ветер сорвал листья с деревьев,разметал их по дороге |
31. | Правописание наречий. | Запомни!!! Перед наречиями не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы О,А. | Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Обрати внимание на гласную в конце слова. | Например: справа, |
| | | | |