Памятка по русскому языку для учащихся 3-6 классов. 1. Фонетический разбор
- Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;
- Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;
- Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);
Например:
Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог
Р - [р'] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный
И - [и] – гласный, ударный
С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный
______________
3б., 3 зв. [ р'ис ]
2. Морфемный разбор
3. Морфологический разбор
І. Начальная форма (вопрос)
ІІ. Постоянные (грамматические) признаки
ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки
ІV. Роль в предложении.
По траве – (по чему? где?), имя существительное
І. Начальная форма – что? трава
ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.
ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
Кричит – (что делает?) глагол
І. Начальная форма – (что делать?) кричать
ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.
ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо
ІV. ______________
По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное
І. Начальная форма – какой? голубой
ІІ. Постоянные признаки -
ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.
ІV.
За мной – (за кем?) личное местоимение
І. Начальная форма - Я
ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.
ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
4. Синтаксический разбор
- По членам предложения;
- Указать части речи над каждым словом, кроме предлога ?, союза О, частицы
- Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
- Составить схему (развернутая) или пунктограмму
- Дать характеристику предложения
Простое
- по цели высказывания
- по интонации
- по наличию второстепенных членов
- по количеству грамматических основ
Сложное (составное)
- по цели высказывания
- по интонации
- по количеству грамматических основ
5. Пунктуационный разбор предложения
Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)