Памятка по русскому языку для учащихся 3-6 классов. 1. Фонетический разбор
- Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;
- Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;
- Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);
Например:
Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог
Р - [р'] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный
И - [и] – гласный, ударный
С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный
______________
3б., 3 зв. [ р'ис ]
2. Морфемный разбор
3. Морфологический разбор
І. Начальная форма (вопрос)
ІІ. Постоянные (грамматические) признаки
ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки
ІV. Роль в предложении.
По траве – (по чему? где?), имя существительное
І. Начальная форма – что? трава
ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.
ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
Кричит – (что делает?) глагол
І. Начальная форма – (что делать?) кричать
ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.
ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо
ІV. ______________
По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное
І. Начальная форма – какой? голубой
ІІ. Постоянные признаки -
ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.
ІV.
За мной – (за кем?) личное местоимение
І. Начальная форма - Я
ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.
ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
4. Синтаксический разбор
- По членам предложения;
- Указать части речи над каждым словом, кроме предлога ?, союза О, частицы
- Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
- Составить схему (развернутая) или пунктограмму
- Дать характеристику предложения
Простое
- по цели высказывания
- по интонации
- по наличию второстепенных членов
- по количеству грамматических основ
Сложное (составное)
- по цели высказывания
- по интонации
- по количеству грамматических основ
5. Пунктуационный разбор предложения
Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)
Просмотр содержимого документа
«Памятка "Грамматические разборы" »
1. Фонетический разбор
Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;
Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;
Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);
Например:
Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог
Р - [р'] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный
И - [и] – гласный, ударный
С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный
______________
3б., 3 зв. [ р'ис ]
2. Морфемный разбор












3. Морфологический разбор
І. Начальная форма (вопрос)
ІІ. Постоянные (грамматические) признаки
ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки
ІV. Роль в предложении.
По траве – (по чему? где?), имя существительное
І. Начальная форма – что? трава
ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.
ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
Кричит – (что делает?) глагол
І. Начальная форма – (что делать?) кричать
ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.
ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо
І
V. ______________
По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное
І. Начальная форма – какой? голубой
ІІ. Постоянные признаки -
І
ІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.
ІV.
За мной – (за кем?) личное местоимение
І. Начальная форма - Я
ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.
ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
4. Синтаксический разбор
По членам предложения;
У
казать части речи над каждым словом, кроме предлога , союза О, частицы
П

оказать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
Составить схему (развернутая) или пунктограмму
Дать характеристику предложения
Простое
по цели высказывания
по интонации
по наличию второстепенных членов
по количеству грамматических основ
Сложное (составное)
по цели высказывания
по интонации
по количеству грамматических основ
5. Пунктуационный разбор предложения
Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)