Освоение технологии проблемного диалога на уроках русского языка в 7 классе
Освоение технологии проблемного диалога на уроках русского языка в 7 классе
Мастер-класс для учителей-предметников,работающих в 7 классах
Цель:повышение профессиональных компетенций педагогов по предложенной теме; создание условий для осознанного выбора учителем пассивных,активных и интерактивных методов и приемов обучения
Оборудование: учебник русского языка 7 класс под редакцией М.М.Разумовской, памятка "Технология проблемного диалога", памятка "Общая модель проблемно-диалогического урока", листы формата А4, маркеры, ручки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Освоение технологии проблемного диалога на уроках русского языка в 7 классе»
МАСТЕР-КЛАСС
"Освоение технологии проблемного диалога на уроках русского языка"
Сергеева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ "СОШ №37 с углубленным
изучением отдельных предметов"
Хороших методов существует
столько, сколько существует
хороших учителей
Д. Пойя
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по предложенной теме; создание условий для осознанного выбора учителем пассивных, активных и интерактивных методов и приёмов обучения на уроке.
Оборудование:
- учебник русского языка для 7 класса по теме «Правописание частиц НЕ-НИ» (1 штука);
- памятки «Технология проблемного диалога» (по количеству участников);
- памятка «Общая модель проблемно-диалогического урока» (по количеству участников);
- листы формата А4 для работы в паре (по 1 на парту).
Ход занятия
1.Представление темы семинара.
Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего не только необходимым набором современных знаний, умений и качеств, но и умеющего применять полученные знания в новых ситуациях, в самостоятельной жизни, умеющего нестандартно мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения и наш семинар, мы надеемся, будет способствовать этому.
I. Вступление
- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами попробуем составить фрагмент урока русского языка для 7 класса по теме «Правописание частиц НЕ-НИ»
II. Основная часть
1.
- Как вы думаете, какой приём побуждающего от проблемной ситуации диалога наиболее подходит для создания проблемной ситуации при изучении данной темы?
Ведущий мастер-класса записывает предлагаемый вопрос на доске.
- Коллеги, попробуйте в паре составить серию вопросов, стимулирующих учащихся задать проблемный вопрос.
Участники работают в парах (2 мин).
- Кто хочет зачитать свою серию вопросов.
- Уважаемые коллеги, чья серия вопросов стимулирует учащихся к формулированию проблемного вопроса?
Выбирается серия вопросов.
2.
- А сейчас я хочу представить Вашему вниманию свой вариант создания проблемной ситуации, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог (приём 2 – столкновение мнений).
- В начале урока мотивирую учащихся к изучению новой темы. На доске записываю тему урока. В руках у меня всем знакомый предмет- карнавальная маска. Задаю ряд вопросов учащимся: Что у меня в руках? (Маска). Сколько значений этого слова вам известно? (Называют, как правило, не больше 2-3 значений). Обращаемся к словарям, чтобы учащиеся могли убедиться, что толкований больше, чем они представляли.
Как же этот предмет может быть связан с темой урока?(Озвучивают предположения). Хорошо, верность ваших предположений проверим в конце урока.
Затем даю задание учащимся:
Спишите текст, дайте заголовок, расставьте знаки препинания и пропущенные гласные".
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
После выполнения работы я вызываю учеников с разными вариантами выполнения задания и задаю следующие вопросы:
- Задание было одинаковым для всех? (Одинаковым).
- А все ли его выполнили одинаково? (Нет).
- В чём возникло затруднение? (Выборе частиц НЕ-НИ).
- Почему? (Неизвестны условия выбора частиц).
- Какой возникает вопрос? (Каковы условия выбора частиц НЕ-НИ?)
- Фиксирую проблемный вопрос на доске.
3.
-Коллеги, как вы думаете, какой метод поиска решения проблемы эффективен на данном уроке: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог или подводящий от проблемы диалог?
Участники высказывают свои предположения, используя памятку.
- Для поиска решения проблемы можно выбрать побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
- Вы обращаетесь к ученикам: «Какие у вас есть гипотезы?» (Озвученные версии фиксируются на доске). Затем обращаемся к заранее подготовленной таблице с правилом и к теории учебника. Учащиеся проверяют друг друга.
Снова задаю вопрос:Как же карнавальная маска связана с темой сегодняшнего урока?(Узнали новое об отрицательных частицах, их правописании).
Для закрепления темы дается упражнение из учебника. В завершение- рефлексия-метод 6шляп мышления, который предлагаю опробовать и вам, уважаемые коллеги.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}