kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка "Диалог. Монолог. Диалогичность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие создаст ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст.

Аннотация.

Актуальность содержания и формы учебного занятия обусловлена необходимостью достижения предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Филология», закрепленными в ФГОС ООО. Выделим наиболее значимые в данной учебной ситуации:

-освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными) ;

-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Цель -создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст.

Основные задачи учебного занятия:

Используя тексты мастеров русского слова, дать научное представление о взаимосвязанных понятиях монолог, диалог, диалогичность.

Сформировать (на начальном или продвинутом уровне) метапредметное умение диалогизировать собственный текст.

Развивать познавательные УУД (извлечение, преобразование и использование текстовой информации).

Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и навыки коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми.

Укрепить чувство гордости за свой родной язык, русскую науку и литературу. Развить осознание собственной успешности.

Технологический инструментарий: базовые тактики проблемно-диалогической и лингвориторической технологии.

План учебного занятия:

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности. Мотивация, побуждающая учащихся к вступлению в деятельность.

Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи. Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова). Задача: выявить особенности «диалогичного» монолога и осуществить его изобретение.

Открытие нового знания. Понятия «диалогичность» и «диалогизация» в опоре на фундаментальные научные положения М.М.Бахтина и М.Н.Кожиной. Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину).

Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности. Определение основных средств выражения диалогичности. Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории. Выводы по наблюдениям за речью учителя.

Подведение итогов занятия: Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни. Похвальное слово учителя классу. Яблоки в подарок.

Планируемый результат: расширение научного представления о языке и тексте, овладение риторическими диалогическими умениями в процессе развития УУД для последующего применения в повседневной жизни и личностного саморазвития.

Ход учебного занятия.

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка начну с давно известных, но таких актуальных слов И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

-Моя задача сегодня – открыть для вас еще одну страницу родного языка. Чтобы это новое вошло в вашу речь. А что вы ждете от этого урока?. (J - ответы учащихся).

-Спасибо за ответы. Постараюсь оправдать ваши ожидания.

Актуализация знаний и умений.

-Скажите, ребята, какую форму речи мы использовали сейчас в процессе общения?. J

Просмотр содержимого документа
«Диалог. Монолог. Диалогичность»

Жуланова Елена Александровна,

учитель МАОУ «СОШ №49»,

г.Новоуральск

Методическая разработка урока русского языка

«Диалог. Монолог. Диалогичность» (10-11 класс).

effektiko.ru/journal?p=7653

Аннотация.

Актуальность содержания и формы учебного занятия обусловлена необходимостью достижения предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Филология», закрепленными в ФГОС ООО. Выделим наиболее значимые в данной учебной ситуации:

-освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными);

-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст.

Основные задачи учебного занятия:

  1. Используя тексты мастеров русского слова, дать научное представление о взаимосвязанных понятиях «монолог», «диалог», «диалогичность».

  2. Сформировать (на начальном или продвинутом уровне) метапредметное умение диалогизировать собственный текст.

  3. Развивать познавательные УУД (извлечение, преобразование и использование текстовой информации).

  4. Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и навыки коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми.

  5. Укрепить чувство гордости за свой родной язык, русскую науку и литературу. Развить осознание собственной успешности.

Технологический инструментарий: базовые тактики проблемно-диалогической и лингвориторической технологии.

План учебного занятия:

  1. Организационный этап.

  2. Самоопределение к деятельности. Мотивация, побуждающая учащихся к вступлению в деятельность.

  3. Актуализация знаний и умений. «Черный ящик» (яблоки). Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке. Работа с понятиями «диалог», «монолог».

  4. Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи. Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова). Задача: выявить особенности «диалогичного» монолога и осуществить его изобретение.

  5. Открытие нового знания. Понятия «диалогичность» и «диалогизация» в опоре на фундаментальные научные положения М.М.Бахтина и М.Н.Кожиной. Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину).

  6. Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности. Определение основных средств выражения диалогичности. Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории. Выводы по наблюдениям за речью учителя.

  7. Подведение итогов занятия: Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни. Похвальное слово учителя классу. Яблоки в подарок.

Планируемый результат: расширение научного представления о языке и тексте, овладение риторическими диалогическими умениями в процессе развития УУД для последующего применения в повседневной жизни и личностного саморазвития.







Ход учебного занятия.

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка начну с давно известных, но таких актуальных слов И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

-Моя задача сегодня – открыть для вас еще одну страницу родного языка. Чтобы это новое вошло в вашу речь. А что вы ждете от этого урока?.. ( - ответы учащихся).

-Спасибо за ответы. Постараюсь оправдать ваши ожидания.

Актуализация знаний и умений.

-Скажите, ребята, какую форму речи мы использовали сейчас в процессе общения?..

-Верно, диалог. Это слово будет одним из ключевых на нашем уроке.

(Слайд 1: Тема урока: ДИАЛОГ)

-В чем состоит его принципиальная особенность?

-Согласна. Его отличает смена ролей говорящего и слушающего. Кроме того, диалог, по мнению ученых, является первичной, естественной формой речи. Именно в диалоге, начиная с момента говорения, маленький человек осваивает родной язык.

(Слайд 2: Диалог - непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.60.)

-Какое понятие мы соотносим с диалогом?.. Конечно же, монолог! Данное слово также уходит в тему урока. (Слайд 3: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.) Назовите отличительные признаки монолога.

-Профессор УрФУ Матвеева Т.В. определяет понятие «монолог» как устное или письменное развернутое высказывание одного человека. Монолог, по мнению ученых, вторичен, его человек осваивает в процессе языкового развития.

(Слайд 3: Монолог - устное или письменное развернутое высказывание одного человека, его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.158.)

-Предлагаю продемонстрировать собственный риторический уровень. Ваша задача - создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике. Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ И.А. Бунина. Что лежит в черном ящике?..

-Верно. Яблоки. Именно о них вы будете говорить публично через 3 минуты. (Слайд 4: яблоки).

-Каждая группа получает яблоко и задание:

-составить по заданному началу (Какое удивительное яблоко!) текст-описание из 5 предложений и представить его аудитории.

-составить по заданному началу (История этого яблока удивительна!) текст-повествование из 5 предложений и представить его аудитории.

-составить по заданному началу (Яблоко – самый популярный фрукт в России) текст-рассуждение из 5 предложений и представить его аудитории.

Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке.

Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи.

-Молодцы! Вы владеете навыками монологической речи. А легко ли отличить монолог от диалога? Проверим на практике. Возьмем текст Ф.М.Достоевского и определим форму речи.

Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова): «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!».

-Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог? Возникают вопросы. Значит, на них надо найти ответы. Какова сегодня наша учебная задача? (Слайд 5: Учебная задача: Выявить особенности «монолога как диалога» и понять «А зачем это мне?»).

Открытие нового знания.

-Рассмотрим текст более внимательно. Мы видим, что он внутренне диалогичен, диалогичен по содержанию. Да и по форме тоже. (Слайд 6 : «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»). Об этом свойстве текста первым сказал М.М.Бахтин, когда изучал произведения Достоевского. Его идеи поддержали и развили другие ученые. (Слайд 7:

  • Диалог первичен. Монолог вторичен (Л.П. Якубинский).

  • Реальность языка – это диалог (М.М. Бахтин).

  • Диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания (М.Н. Кожина).

  • Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.

  • Диалогизация монолога - намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.)

-Особо отмечу М.Н.Кожину, которая одна из первых доказала, что диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания. Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.

-Чтобы выразить разные смыслы, Достоевский намеренно использует вопросно-ответные формы, он диалогизирует монолог. Диалогизация монолога – намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.

-Таким образом, тема нашего урока еще более расширяется (Слайд 8: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.)

-Рассмотрим, с помощью каких средств А.С.Пушкин достигает эффекта общения в письме Татьяны к Онегину (см. Приложение).

Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину). (Слайд 9:

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

-Определим основные средства выражения диалогичности. ( Слайд 9:

Приемы диалогизации:

  • вопросно-ответный ход

  • риторический вопрос

  • указание на автора/адресата

  • побуждение адресата

  • обращение).

Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности.

-А сейчас вам самим предстоит выступить в роли мастеров слова и диалогизировать ваши тексты о яблоках. Для этого воспользуйтесь справочными материалами (см. Приложение).

Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории.

-Можно ли использовать данные приемы в других жизненных ситуациях?

-Конечно, диалогизировать можно любой текст. В результате мы получаем субъектно-ориентированный текст. Текст, позволяющий максимально приблизиться к адресату. Тем самым добиться коммуникативной результативности.

Подведение итогов занятия.

-Подведем итоги по схеме: «Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни».

В финале урока - каждому учащемуся яблоко в подарок.

Домашнее задание: написать комментарий к тексту, используя новые знания (см. Приложение).



ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.


Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.


Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался


Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!


Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

А.С. Пушкин


Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.


Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.


Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался


Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!


Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

А.С. Пушкин

2. Средства выражения диалогичности

• вопросно-ответный ход

(А что было дальше? Это еще интереснее!..)

• риторический вопрос

(Разве можно его не любить? /Чем же оно удивительно?/ Кто не восторгался…?)

• указание на автора/адресата

*личные местоимения мы, вы (У нас в руках яблоко; вызвал у вас улыбку)

*глаголы 1-го лица ед. и мн. числа (восхитимся, расскажем, считаем, представляем, разберемся)

*притяжательные местоимения наш, ваш

*вводные конструкции (по нашему мнению, нам думается)

• побуждение адресата

(обратите внимание, почувствуйте аромат, задумайтесь, покупайте, наслаждайтесь)

• обращение

(Уважаемые слушатели!).


3.Текст для домашней работы (выполнение задания 25 ЕГЭ по русскому языку).

1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)


Просмотр содержимого презентации
«Диалог. Монолог. Диалогичность»

Урок русского языка в 11 классе   . Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Жуланова Елена Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» Новоуральский городской округ

Урок русского языка в 11 классе

.

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Жуланова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Новоуральский городской округ

. Тема урока  ДИАЛОГ

.

Тема урока ДИАЛОГ

. Тема урока  ДИАЛОГ   Диалог- непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов , при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.60.

.

Тема урока ДИАЛОГ

Диалог-

непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов , при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего.

Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.60.

. Тема урока  ДИАЛОГ

.

Тема урока ДИАЛОГ

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.   Монолог- устное или письменное развернутое высказывание одного человека , его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.158.

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.

Монолог-

устное или письменное развернутое высказывание одного человека , его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение.

Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.158.

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.    «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.    Учебная задача: Выявить особенности «монолога как диалога» и понять «А зачем это мне?»

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.

Учебная задача:

Выявить особенности «монолога как диалога» и понять «А зачем это мне?»

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.    «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...  Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...  А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе.  Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки! »  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки! »

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.   Диалог первичен. Монолог вторичен (Л.П. Якубинский) Реальность языка – это диалог (М.М. Бахтин). Диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания (М.Н. Кожина). Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций. Диалогизация монолога - намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.

  • Диалог первичен. Монолог вторичен (Л.П. Якубинский)
  • Реальность языка – это диалог (М.М. Бахтин).
  • Диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания (М.Н. Кожина).
  • Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.
  • Диалогизация монолога - намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.

. Тема урока  ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.    Приемы диалогизации: вопросно-ответный ход риторический вопрос указание на автора/адресата побуждение адресата обращение

.

Тема урока ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.

Приемы диалогизации:

  • вопросно-ответный ход
  • риторический вопрос
  • указание на автора/адресата
  • побуждение адресата
  • обращение

. Благодарю за работу! Желаю успехов!

.

Благодарю за работу! Желаю успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока русского языка "Диалог. Монолог. Диалогичность"

Автор: Жуланова Елена Александровна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336825

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства