Жуланова Елена Александровна,
учитель МАОУ «СОШ №49»,
г.Новоуральск
Методическая разработка урока русского языка
«Диалог. Монолог. Диалогичность» (10-11 класс).
effektiko.ru/journal?p=7653
Аннотация.
Актуальность содержания и формы учебного занятия обусловлена необходимостью достижения предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Филология», закрепленными в ФГОС ООО. Выделим наиболее значимые в данной учебной ситуации:
-освоение обучающимися межпредметных понятий, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными);
-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст.
Основные задачи учебного занятия:
Используя тексты мастеров русского слова, дать научное представление о взаимосвязанных понятиях «монолог», «диалог», «диалогичность».
Сформировать (на начальном или продвинутом уровне) метапредметное умение диалогизировать собственный текст.
Развивать познавательные УУД (извлечение, преобразование и использование текстовой информации).
Совершенствовать владение всеми видами речевой деятельности и навыки коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми.
Укрепить чувство гордости за свой родной язык, русскую науку и литературу. Развить осознание собственной успешности.
Технологический инструментарий: базовые тактики проблемно-диалогической и лингвориторической технологии.
План учебного занятия:
Организационный этап.
Самоопределение к деятельности. Мотивация, побуждающая учащихся к вступлению в деятельность.
Актуализация знаний и умений. «Черный ящик» (яблоки). Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке. Работа с понятиями «диалог», «монолог».
Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи. Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова). Задача: выявить особенности «диалогичного» монолога и осуществить его изобретение.
Открытие нового знания. Понятия «диалогичность» и «диалогизация» в опоре на фундаментальные научные положения М.М.Бахтина и М.Н.Кожиной. Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину).
Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности. Определение основных средств выражения диалогичности. Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории. Выводы по наблюдениям за речью учителя.
Подведение итогов занятия: Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни. Похвальное слово учителя классу. Яблоки в подарок.
Планируемый результат: расширение научного представления о языке и тексте, овладение риторическими диалогическими умениями в процессе развития УУД для последующего применения в повседневной жизни и личностного саморазвития.
Ход учебного занятия.
Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка начну с давно известных, но таких актуальных слов И.С.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
-Моя задача сегодня – открыть для вас еще одну страницу родного языка. Чтобы это новое вошло в вашу речь. А что вы ждете от этого урока?.. ( - ответы учащихся).
-Спасибо за ответы. Постараюсь оправдать ваши ожидания.
Актуализация знаний и умений.
-Скажите, ребята, какую форму речи мы использовали сейчас в процессе общения?..
-Верно, диалог. Это слово будет одним из ключевых на нашем уроке.
(Слайд 1: Тема урока: ДИАЛОГ)
-В чем состоит его принципиальная особенность?
-Согласна. Его отличает смена ролей говорящего и слушающего. Кроме того, диалог, по мнению ученых, является первичной, естественной формой речи. Именно в диалоге, начиная с момента говорения, маленький человек осваивает родной язык.
(Слайд 2: Диалог - непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц; процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.60.)
-Какое понятие мы соотносим с диалогом?.. Конечно же, монолог! Данное слово также уходит в тему урока. (Слайд 3: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ.) Назовите отличительные признаки монолога.
-Профессор УрФУ Матвеева Т.В. определяет понятие «монолог» как устное или письменное развернутое высказывание одного человека. Монолог, по мнению ученых, вторичен, его человек осваивает в процессе языкового развития.
(Слайд 3: Монолог - устное или письменное развернутое высказывание одного человека, его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С.158.)
-Предлагаю продемонстрировать собственный риторический уровень. Ваша задача - создать монологический текст по заданным параметрам. А его тема «находится» в черном ящике. Внимание, вопрос! Здесь лежит предмет, который объединяет мифологическую первопричину Троянской войны, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и рассказ И.А. Бунина. Что лежит в черном ящике?..
-Верно. Яблоки. Именно о них вы будете говорить публично через 3 минуты. (Слайд 4: яблоки).
-Каждая группа получает яблоко и задание:
-составить по заданному началу (Какое удивительное яблоко!) текст-описание из 5 предложений и представить его аудитории.
-составить по заданному началу (История этого яблока удивительна!) текст-повествование из 5 предложений и представить его аудитории.
-составить по заданному началу (Яблоко – самый популярный фрукт в России) текст-рассуждение из 5 предложений и представить его аудитории.
Групповая риторическая деятельность: изобретение и представление текста о яблоке.
Фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи.
-Молодцы! Вы владеете навыками монологической речи. А легко ли отличить монолог от диалога? Проверим на практике. Возьмем текст Ф.М.Достоевского и определим форму речи.
Анализ текста Ф.М.Достовского (внутренний монолог Раскольникова): «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!».
-Так что же все-таки перед нами: диалог или монолог? Возникают вопросы. Значит, на них надо найти ответы. Какова сегодня наша учебная задача? (Слайд 5: Учебная задача: Выявить особенности «монолога как диалога» и понять «А зачем это мне?»).
Открытие нового знания.
-Рассмотрим текст более внимательно. Мы видим, что он внутренне диалогичен, диалогичен по содержанию. Да и по форме тоже. (Слайд 6 : «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»). Об этом свойстве текста первым сказал М.М.Бахтин, когда изучал произведения Достоевского. Его идеи поддержали и развили другие ученые. (Слайд 7:
Диалог первичен. Монолог вторичен (Л.П. Якубинский).
Реальность языка – это диалог (М.М. Бахтин).
Диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания (М.Н. Кожина).
Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.
Диалогизация монолога - намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.)
-Особо отмечу М.Н.Кожину, которая одна из первых доказала, что диалогичность – это всеобъемлющее свойство речи. Любому тексту, монологическому и диалогическому, устному и письменному, свойственно выражение диалогических отношений как отражения диалогичности мышления в процессе общения и познания. Диалогичность – это свойство текста, отражающее взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций.
-Чтобы выразить разные смыслы, Достоевский намеренно использует вопросно-ответные формы, он диалогизирует монолог. Диалогизация монолога – намеренное использование дилогических средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.
-Таким образом, тема нашего урока еще более расширяется (Слайд 8: Тема урока: ДИАЛОГ. МОНОЛОГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ.)
-Рассмотрим, с помощью каких средств А.С.Пушкин достигает эффекта общения в письме Татьяны к Онегину (см. Приложение).
Анализ текста А.С.Пушкина (письмо Татьяны к Онегину). (Слайд 9:
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
-Определим основные средства выражения диалогичности. ( Слайд 9:
Приемы диалогизации:
Первичное закрепление в процессе лингвориторической деятельности.
-А сейчас вам самим предстоит выступить в роли мастеров слова и диалогизировать ваши тексты о яблоках. Для этого воспользуйтесь справочными материалами (см. Приложение).
Групповая риторическая деятельность: диалогизация текста о яблоке и представление его аудитории.
-Можно ли использовать данные приемы в других жизненных ситуациях?
-Конечно, диалогизировать можно любой текст. В результате мы получаем субъектно-ориентированный текст. Текст, позволяющий максимально приблизиться к адресату. Тем самым добиться коммуникативной результативности.
Подведение итогов занятия.
-Подведем итоги по схеме: «Узнал / Понял / Научился / Полезно в жизни».
В финале урока - каждому учащемуся яблоко в подарок.
Домашнее задание: написать комментарий к тексту, используя новые знания (см. Приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Письмо Татьяны к Онегину
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
А.С. Пушкин
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
А.С. Пушкин
2. Средства выражения диалогичности
• вопросно-ответный ход
(А что было дальше? Это еще интереснее!..)
• риторический вопрос
(Разве можно его не любить? /Чем же оно удивительно?/ Кто не восторгался…?)
• указание на автора/адресата
*личные местоимения мы, вы (У нас в руках яблоко; вызвал у вас улыбку)
*глаголы 1-го лица ед. и мн. числа (восхитимся, расскажем, считаем, представляем, разберемся)
*притяжательные местоимения наш, ваш
*вводные конструкции (по нашему мнению, нам думается)
• побуждение адресата
(обратите внимание, почувствуйте аромат, задумайтесь, покупайте, наслаждайтесь)
• обращение
(Уважаемые слушатели!).
3.Текст для домашней работы (выполнение задания 25 ЕГЭ по русскому языку).
1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)