Тема: Путешествие в
Шахматную страну.
Цели: дифференциация звуков (р)-(л) в словах, словосочетаниях,
предложениях;
упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет,
с существительными в роде, числе и падеже;
упражнять в согласовании количественных числительных
с прилагательными и существительными разных родов;
учить подбирать родственные слова;
развивать пространственную ориентировку, наблюдательность;
активизировать творческое мышление, воображение, память;
совершенствовать навык звукослогового анализа;
развивать мелкую моторику рук;
совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения.
Оборудование: настенное зеркало, письмо, шахматная доска, шахматы белого и черного цвета, наборы для составления схем слов.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Логопед: Ребята, я сегодня получила странное письмо.
Приглашение в необычную страну.
(читает письмо: Дорогие дети! Мы приглашаем вас посетить нашу страну .Отгадайте загадку и поймите в какую страну мы вас приглашаем.
Загадка.
С той и этой стороны,
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (шахматы)
Но чтобы попасть в нашу страну , необходимо выполнить следующие задания.)
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Логопед: Сегодня мы отправимся в страну шахмат. Какого
цвета одежду носят жители этой страны?
Дети: Белого и черного.
Логопед: Но чтобы попасть в эту страну, нужно выполнить задания
королев Шахматной страны. Чего -же они хотят?
(читает письмо дальше: Ребята, вы должны правильно произносить все звуки, а особенно звуки (р) и (л).
Задание Белой королевы:- Хочу увидеть как вы подготовились к правильному произношению этих звуков.
Логопед: Ребята, давайте выполним артикуляционную гимнастику.
(дети перед зеркалом выполняют артикуляционную
гимнастику)
Задание Черной королевы: А я хочу увидеть, какие подвижные ваши пальчики.
(дети выполняют пальчиковую гимнастику «Осень»)
-Ветер по лесу летел. ------- (плавные волнообразные движения
Ветер листики считал- ладонями)
Вот дубовый, ------ (загибают по одному пальчику на
Вот кленовый, обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки–
Ветер бросил на тропинку. ----- (спокойно укладывают ладони на
стол)
3. Упражнение «Родственные слова».
Логопед: Вот перед вами, ребята, Шахматная страна(показывает шахматную доску без фигур).Здесь живет Белая королева (ставит фигуру на доску). Она очень любит «белые» слова. Подберите родственные слова с общей частью «бел».
Дети: Белая, беловатый, беленький, белка, белеет, белоснежный, забелить, побелить.
Логопед: Молодцы, а Черная шахматная королева любит «черные» слова. Подберите родственные слова с общей частью «черн».
Дети: Черный, чернеть, чернеет, почернеет, чернота.
4. Повторение скороговорок со звуками (р) – (л).
Логопед: Ребята, давайте проговорим скороговорки со словами, в которых есть звуки (р) –(л).
Ал-ал-ал - Павел днем не спал
Ол-ол-ол - Павел видел футбол
Ул-ул-ул - Павел сел на стул
Ил-ил-ил - Павел гол забил
Ыл-ыл-ыл - у нас суп остыл
Ел-ел-ел - Павел суп не ел
Ел-ел-ел - Павел пол подмел
Ра-ра-ра - высокая гора
Ра-ра-ра - глубокая нора
Ра-ра-ра - старая кора
Ро-ро-ро - новое перо
Ру-ру-ру - скачет кенгуру
Ры-ры-ры - Рома видит рыб
5. Упражнение «Армия».
Логопед: В каждой стране есть армия. В Шахматной стране две армии – Белая и Черная. Необходимо пересчитать солдат.
( дети по очереди выставляют пешки и считают их)
Дети: Один белый солдат, два белых солдата, три белых солдата и т.д. Один черный солдат, два черных солдата и т.д.
6. Упражнение «Определить местонахождение предмета»
Логопед: Черные и белые жители любят путешествовать по шахматному полю. Расставляйте фигуры и говорите. где они находятся. Например, белый конь находится в верхнем правом углу.
Дети: Белая королева в правом нижнем углу. Черная пешка посередине. Белая ладья в левом верхнем углу и т.д.
7. Преобразование слов.
Логопед: Ребята, я снова возвращаюсь к письму Шахматных королев. В нем есть следующее задание: Белая королева задает вам слова, в которых есть звук (л), а Черная королева хочет, чтобы вы заменили звук (л) на (р) и проговорили эти слова.
ЛАК – РАК
ЛОВ – РОВ
ЮЛА – ЮРА
ЛУКА – РУКА
УКОЛ – УКОР
ЛОЗА – РОЗА
Логопед: Молодцы, ребята. А теперь работаем наоборот. Меняем в словах звук (р) на звук (л).
БУРКИ – БУЛКИ
РОЖКИ – ЛОЖКИ
ПРОШКА – ПЛОШКА
ПОРКА – ПОЛКА
РОЗА – ЛОЗА
РАД – ЛАД
РАМА - ЛАМА
8. Игра «Повтори и запомни».
Логопед: Я называю цепочку слов, а вы повторяете слова в той же
последовательности.
Целый, смелый, спелый
Бокалы, каналы, пеналы
Мир , пир ,тир
Командир, кефир, пассажир
Лыжи, лыжник, булыжник
Вокзалы, обвалы, бокалы
Бор, двор, хор
Пар, шар, комар
Милый, вялый, белый
Базар, пожар, загар
9. Игра « Четвертый лишний» (дети называют лишнее слово и объясняют почему оно лишнее ).
Белый, алый, голубой, унылый
Унылый, веселый, спелый, смелый
Сарафан, рукав, рубашка, сорочка
Муравей, саранча, таракан, ворона
10. Звукослоговой анализ слов: РУЛОН, КРЫЛО, РЫБОЛОВ, КРОКОДИЛ.
( дети выкладывают схемы слов, определяют количество слогов, местонахождение звуков (р),(л) –в начале, середине или конце слова)
11.Выразительное чтение стихотворений со звуками (р) –(л).
Логопед: А теперь, ребята, давайте для жителей Шахматной страны прочтем выразительно стихотворения.
***
Ворона вороненку
Купила распашонку:
С розовым воротником
И с коротким рукавом.
Но вырос вороненок
Из этой распашонки.
И теперь ворона-мать
Рубашку будет покупать.
На карманах у рубашки
Ворона вышьет по ромашке.
***
По небу голубому,
На белом-белом облачке
Плывет слоненок к дому,
Словно в мягкой лодочке.
Солнце мило улыбается
И своим лучом,
Лодочки нежно касается,
Лаская слоненка теплом.
11.Итог занятия.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Жители Шахматной страны прощаются с вами и будут ждать следующей встречи.
А я у вас хочу спросить: какие звуки мы сегодня повторяли, проговаривали в словах и предложениях?
Дети: Мы повторяли звуки (р) и (л).
Логопед: Молодцы, ребята. На этом наше занятие окончено.