Основы педагогической интеграции.
Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методологически плохо согласуются между собой; ее организационный принцип –предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира , препятствуют органическому восприятию мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время, как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной иинформационной интеграции. В связи с таким характером перспектив развития современного образования возникают проблемы соотношения предметоцентризма и интеграции и научного понимания интеграции в образовании.Понятие интегрированного курса (ИК)было введено в научно-педагогический оборот в конце 90-х годов, когда предпринимались попытки качественно изменить содержания образования. Под ИК стали понимать учебный предмет, который включал бы в себя элементы других дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне. Иными словами , ИК в идеале должен был представлять собой целостное научное знание, охватывающее широкий диапазон как смежных, так и далеких по своему предмету наук.
Неоходимость интегрированных курсов вызвана несколькими причинами. Прежде всего усилившимся в середине ХХ века дифференциацией и специализацией наук.
В старшем школьном звене , где целесообразней всего начинать этот курс , уже происходит дифференциация интеллекта учеников и их профессиональная ориентация. Сообразно с этим ИК культурологии призван завершить формирование кругозора, интеллектуальных потребностей и наклонностей старшеклассников. В современной науке термин «интеграция» используется в следующих значениях:
*как объединение в целое, в единство каких-либо частей ,элементов (О.С.Гребенюк , А.Я.Данилюк, Б.М.Кедров,М.Г.Чепиков);
* как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние (О.М. Сичивица);
* как процесс и результат создания неразрывно связанного , единого, цельного (И.Д.Зверева,В.Н.Максимова,Л.Н.Бахарева);
В педагогической литературе интеграция рассматривается также как цель и средство обучения. В качестве цели она выступает в том случае, когда предполагается создание у школьников целостного представления об окружающем мире , в качестве средства –когда речь идет о нахождении общий платформы при сближении предметных знаний (Ю.С.Колягин).
Интеграция –(лат)- восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение , взаимодействие,взаимовидение.
(Толковый словарь Ожегова)
Очевидно, что существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
Проанализировав структуру интеграции можно выделить следующие уровни ступени интеграции (А.А.Ятайкина).
- Тематическая интеграция.
(2-3учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.
- Проблемная интеграция.
(одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения).
- Концептуальная интеграция.
(концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).
- Теоритическая интеграция.
(философское взаимопроникновение различных теорий).
Например, если взять литературу.
Литература – это изначально интегрированный курс. Здесь наблюдается целостный процесс:
* книга, как инструмент чтения, совершенствования навыков чтения;
* текст, как искусство слова, развития речи;
* мир книг как выбор круга тем собеседника, глубокая связь с самыми различными предметами обсуждения.
Приведу примеры. Урок – спектакль в 10 классе «А.И.Куприн и его эпоха». У каждого ученика –индивидуальные задания. Ребятами – «актерами» разыгрывается сценка дня рождения Куприна. Мальчики в классе могут под музыкальное сопровождение исполнить старинный шуточный семинарский запев. Помимо этого работает группа ,художников- декораторов, которые изготавливают всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, портреты.
Или же. При изучении творчестваНекрасова можно провести урок- конференцию на тему «Ты нас гуманно мыслить научил».
Одни ученики в группах выступают в роли биографов, другие – историков, музыковедов.
Биографы знакомят учащихся с жизнью поэта, обращают внимание на сходство материнского влияния в судьбе Некрасова и Абая Кунанбаева.«Историки» рассказывают об истории создания произведений «На Волге», «Железная дорога», делают сообщение о строительстве Николаевской железной дороги, а ученики читают отрывки «Железной дороги».
Существует три группы интегрированных связей:
- содержательно –информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоритические, философские, идеологические.
- операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
- организационно- методические – по способам реализации меж предметных связей – (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).
Виды интегрированных связей.
- Способ усвоения –репродуктивный , поисковый, творческий.
- Широта осуществления –внутри цикловые, меж цикловые.
- Хронология реализации –преемственные, сопутствующие, перспективные.
- Способ усвоения – односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые, обратные.
- Постоянство реализации- эпизодические, периодические, систематические.
- Форма «организации» -поурочные, тематические, сквозные, комплексные.
Таким образом, интегрированные уроки способствуют:
- поддерживанию познавательной активности, мотивации учебной деятельности, положительному эмоциональному настрою;
- оптимизации образовательного процесса (снижению переутомления);
- возможности выборавида и формы деятельности (поддерживанию уверенности в своих возможностях);
- диалогичности общения (отсутствию чувства тревожности и страха);
- положительному эмоциональному восприятию педагога;
- возможности учитывать индивидуальные особенности и способности детей.
Результаты интеграции:
- Знания приобретают качества системности.
- Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую.
- Усиливается мировоззренческая направленностьпознавательных интересов учащихся.
- Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всесторонне развитие личности.
- Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Технологическая карта конструирования интегрированного учебного предмета
Первый этап
Формирование видения интегрированного учебного предмета на уровне общего теоритического представления.
Этапы,шаги
Процедуры
результаты
Шаг1.Определение функции учебного предмета в общем содержании образования
Обосновать необходимость введения учебного предмета. Определить роль и место интегрированного курса в системе учебных предметов.
Видение роли и места интегрированного курса в системе общего образования.
Шаг2.Определение состава и структуры содержания интегрированного курса на уровне теоритического представления.
Определить доминирующий и дополнительный элементы. Выявить связи между элементами на уровне общегопредставления.
Представление о ведущем и дополнительных элементах интегрированного учебного предмета
Этап второй
Проектирование на уровне учебного предмета
Шаг1.Формулировка целей предмета
Выявить, на выполнение какой части социального заказа ориентирован данный курс.
Определить временные рамки, отведенные на изучение данного курса. Сформулировать цель с учетом существующих требовании.
Сформулированная цель
Шаг2.Выявление системы задач и определения общего видения структуры.
Выстроить древо целей.
Сформулировать задачи.
Выстроить общую структуру курса
Сформулированные задачи и видение структуры
Шаг3.Определение интегрируемых компонентов
Выявить компоненты для интеграции
Определить основания их интеграции.
Выявить функцию этих компонентов в системе интегрированного учебного предмета.
Выявленные функции, состав и структура компонентов
Шаг4. Определение ядра интеграции (интегратора)
Выбрать интегратор в соответствии с целями основного компонента
Выявленное ядро интеграции как основа формирования структуры интегрированного курса
Шаг5.Создание структуры интегрированного учебного предмета.
Определить два блока: основной (содержательный) и вспомогательный (процессуальный).
Уточить структуры на уровне дидактических единиц.
Установить связи между элементами содержания образования.
Определить процессуальные компоненты передачи содержания образования.
Оформленная структура интегрированного учебного курса
Шаг6.Определение критериев и системы оценки учебных достижений учащихся
Определить количественные и качественные критерииоценки достижений.
Разработать механизмы и процедуры оценки.
Сформированная система оценки учебных достижений по данному предмету
Шаг7.Эксперементальная проверка эффективности разработанного курса.
Выявить положительные и отрицательные стороны разработанного курса.
Проанализировать полученную информацию.
Определить способы устранения недостатков.
Выявленные положительные и отрицательные стороны разработанного интегрированного курса
Шаг8.Коррекция разработанного курса на основе анализа недостатков
Внести необходимые изменения.
Окончательный вариант интегрированного учебного предмета
Литература:
1.А.А.Ятайкина
Об интегрированном подходе в обучении .
2.О.Г.Егоров «Интегрированный курс в инновационной школе».
ж. Школьные технологии с 130-134.
3.А.Я.Данилюк «Учебный предмет как интегрированная система»
Педагогика №4 1997 г. с 24-27.
4.А.И.Пайгусов «Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета». Шк.технология №2 2006 г. с 81-84.
5.Т.И.Кузнецова «Генезис внутрипредметных и межпредметных связей в условиях предвузовского образования».
Шк.технология № 4 2007 г. с 123-128.
6.И.В.Романенко «Интеграция на уроках литературы как одно из условий здоровьесбережения школьников».
12-летнее образование с 26-29.