Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей.
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Актуальность данной темы обусловлена формированием у детей раннего возраста интереса к поиску, развитием инициативы, положительного отношения к занятиям.
При работе над темой были выявлены следующие противоречия:
между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интеграция обозначает - восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
В работе по данной теме была определена цель: развитие творческих способностей у детей раннего возраста через систему знаний, основанной на интегрированном подходе. Для реализации данной цели были поставлены задачи:
1.Создание эмоционально-положительного контакта.
2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
3.Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +
развитие речи.
4. Обучение технике изобразительной деятельности.
Основой исследования являются следующие методы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
Все методы были направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
Организация образовательного процесса осуществлялось в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по развитию творческих способностей детей с использованием интегрированного подхода;
- разработана интегрировано образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз.
- Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Каждая организованно- образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Опираясь на структуру, подбирались цели, задачи и их решения. При организации организованной образовательной деятельности решались целые системы задач, преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности использовался принцип эмоционального восприятия.
Ощущение восприятие в раннем возрасте первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.
Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
Развитие творческих способностей детей невозможно без помощи и сотрудничества родителей, где в результате образуется детско-взрослое сообщество. Для закрепления творческих способностей предлагалось в самостоятельной обстановке, играх использовать накопленный опыт. Дети участвовали вместе с родителями в тематических выставках. Совместно с родителями проводились культурно - досуговые мероприятия, а также организованная образовательная деятельность с участием родителей и специалистов. Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей и творческого развития со стороны родителей.
Интегрированный подход раскрыл творческий потенциал у детей раннего возраста. В игровой форме произошло соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная организованно образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перегрузку. Эмоционально развивает детей, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей.
Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития творческих способностей детей раннего возраста.
Литература.
1. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста /. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
2. Попова М.И. Навстречу друг другу/ М.И.Попова. – СПб:. 2000.
3 Соломенникова, О.О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников./ О.Соломенникова. «Дошкольное воспитание», 2004, N2.
4. Томашевская, Л.В. Герц, Е.Ю. Е. В. Андрющенкова, Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду./ Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова. Учебно-методическое
пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.-96 с.
5. Фопель К. Привет, ручки! Привет глазки! / К.Фопель. – М., 2005.
6. Эльконин, Д. Б.Психология игры. / Д.Б.Эльконин. – М., 1978.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32» - компенсирующего вида
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Консультация
для воспитателей на тему:
«Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей».
Подготовила воспитатель:
Сатлыкова Э.К.
2015г.