kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация подготовки учащихся к олимпиадам и научным конференциям на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

Определенная часть работы по подготовке к олимпиадам может и должна осуществляться на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов необходимо работать систематически, из урока в урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация подготовки учащихся к олимпиадам и научным конференциям на уроках русского языка и литературы»»

Федоров ауданының әкіматі білім бөлімі ММ «Қоржынкөл орта мектебі»

КГУ «Коржинкольская СШ»

отдела образования акимата Федоровского района»





Доклад

«Организация подготовки учащихся к олимпиадам и научным конференциям на уроках русского языка и литературы»







Учитель русского языка и литературы:


Гвиздок Любовь Вячеславовна











п.Федоровка

2017г.

В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку  и литературе ( классным, школьным, районным и т.д.). Ценность такой формы внеклассной работы, как олимпиада, заключается не только в выявлении одаренных учеников, но и в формировании устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения.

Олимпиадные задания требуют от учащихся серьёзной компетенции, так как областные и республиканские олимпиады отличаются высоким уровнем сложности. Задания требуют от участников олимпиады решения вопросов, связанных с пониманием конкретных фактов языка, а также с умением объяснять их происхождение, анализировать особенности их использования в текстах различных стилей и жанров, обобщать собственные задания по тому или иному вопросу.

Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

Определенная часть работы по подготовке к олимпиадам может и должна осуществляться на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов необходимо работать систематически, из урока в урок.

Задания, которые предлагаются на олимпиаде по русскому языку, бывают трёх видов:

  1. Вопросы, требующие письменного ответа;

  2. Тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа;

  3. Творческие задания.

Некоторые олимпиады используют только какую-нибудь одну форму заданий (например, олимпиада «Русский медвежонок» проводится в виде теста), большинство же обычно комбинирует разные типы заданий.

В районной олимпиаде участвуют ученики 8-11 классов, поэтому подготовку к олимпиаде нужно начинать с 5 класса.

Изучая традиционные разделы русского языка: фонетика, орфоэпия, словообразование, морфология, стилистика, история языка, социолингвистика (жаргон, табу, эвфемизмы, двуязычие, споры о языке), сравнительное языкознание, стараюсь почти на каждом уроке включать задания олимпиадного уровня.

Примеры заданий (раздаточный материал).








Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

Ковач

ковач


овчар

овчар


шивач

крояч


орач

орач


лекар

лечник


грънчар

грнчар


дърводелец

тесач


кожухар

крзнар


ловец

ловац


рибар

рибар


пекар

хлебар


Впишите недостающие полногласные и неполногласные слова.

Полногласие

Неполногласие

Полногласие

неполногласие


здравие


сладко

сторона


ворота



влас


бразда

голова


ворог



брада


брань

дерево


оболочка



власть

беременность


город


жеребий



вран


млеко

хоромы


шелом, ошеломить



плат, платье

полон










Какое из перечисленных слов по смыслу лишнее?

Поэтесса, молдаванка, утка, волчица, обезьяна, гусыня.

Какие существительные из данного списка могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй?

Белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий?

Избиратель, спасатель, указатель, учитель, самоучитель, путеводитель, водитель, осветитель.

Ответы

История языка

Полногласие

Неполногласие

Полногласие

неполногласие

здоровье

здравие

солод

сладко

сторона

страна

ворота

врата

волос

влас

борозда

бразда

голова

глава

ворог

враг

борода

брада

оборона

брань

дерево

древо

оболочка

облачко

волость

власть

беременность

бремя

город

град

жеребий

жребий

ворон

вран

молоко

млеко

хоромы

храм

шелом,ошеломить

шлем

полотно

плат

полон

плен



Сравнительное языкознание

Болгарский язык

Сербский язык

Русский язык

ковач

ковач

кузнец

овчар

овчар

пастух

шивач

крояч

портной

орач

орач

пахарь

лекар

лечник

врач

грънчар

грнчар

гончар

дърводелец

тесач

плотник

кожухар

крзнар

скорняк

ловец

ловац

охотник

рибар

рибар

рыбак

пекар

хлебар

пекарь


Лексика

1.Обезьяна – только это существительное женского рода может относиться к представителям обоих полов.

  1. Все, кроме стрелы и стены, - у них при перенесении ударения меняется только форма слова.

  2. Четыре: спасатель, учитель, водитель, осветитель.

На уроках русской словесности я стараюсь предложить такую систему заданий, чтобы помочь ученику примерить идею текста к жизненной ситуации, вызвать у него отклик, поставить его в такие условия, при которых он выступил бы одновременно как заинтересованный наблюдатель, читатель-интерпретатор, соавтор, а затем и автор (сочинитель). Исходя из этого я формулирую вопросы: Хотелось бы тебе дружить с этим героем? Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте? Как ты думаешь, почему герой вел себя так и почему он поступил именно так, а не иначе? Что тебе нравится или, наоборот, не нравится в герое? Сталкивался ли ты с такими ситуациями в жизни? Зачем автор написал это произведение. Такие вопросы помогают формировать культуру чтения, углубляют восприятие художественного текста. Затем предлагаю творческую работу:

  1. «Дикие лебеди» Андерсена. Всегда ли торжествует правда?

  2. «Соловей и роза» О.Уайльда. Почему расцвела красная роза?

  3. «Синяя звезда» А.Куприна. Что красиво на самом деле?

  4. «Волшебное кольцо» А.Платонова. А каким должно быть настоящее добро? Что это такое?

  5. «Умные вещи» С.Маршака. Если бы у меня были волшебные вещи…

  6. «Кавказский пленник» Л.Толстого. Почему я не хочу дружить с Костылиным? Почему я хочу дружить с Жилиным?

  7. «Песня о Серке» П.Васильева. Почему Серке отказывается от своей любви?

  8. «Телеграмма» К.Паустовского. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую имел в виду автор и почему?

  9. «Гроза» А.Островского. Почему Катерина публично признается в любви к Борису?

  10. «Записки охотника» И.Тургенева. Прочитайте один из рассказов «Записок охотника» глазами царского цензора и выявите те детали, которые, по его мнению, могли бы содействовать потрясению основ самодержавно-крепостнического строя России.

  11. «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова. Какой знак вы бы поставили в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: вопросительный, многоточие или точку – и почему?

  12. «Дописать» произведения с печальным концом: «Юшка» А.Платонова, «Кусака» Л.Андреева, «Волк и Ягненок» И.Крылова, «Муму» И.Тургенева и др.

  13. «Детство» Л.Толстого. Самохарактеристика «Я».

  14. Представляя своему отцу Е.В.Базарова, Аркадий говорил: «Папаша …позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем Базаровым, о котором я тебе так часто писал». Так часто писал…Но в романе нет ни одного письма. Написать за Аркадия, но рукою Тургенева, хотя бы одно письмо.

  15. А.Ахматова «Реквием»

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество.

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Ни царском саду у заветного пня.

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Каким вы представляете себе памятник А.Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

16. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать словесный проект памятника. Место установки, материал, из которого будет он создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте.

После изучения рассказа А.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» я предложила ребятам дома заглянуть в семейные фотоальбомы, расспросить родителей, бабушек, дедушек о том, кто запечатлен на фотографиях, какие события нашли отражение на этих, как раньше говорили, карточках. Ребята приносят фотографии, подготавливают рассказ о ней, используя вопросы:

  1. Когда была сделана фотография?

  2. Кто на ней изображен? Какое событие запечатлено?

  3. Как выглядят люди на фотоснимке (поза, одежда, выражение лица). Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам? Что предшествовало моменту съемки?

  4. Какие чувства и мысли вызвал у вас снимок?

В течение учебного года ученики участвуют в школьных, районных, областных и международных олимпиадах по русскому языку и литературе:

«Русский медвежонок», «Самый умный», «Грамотей-марафон», «Эрудит», «Почитай-ка».

Я хочу рассказать о международной олимпиаде по русскому языку и литературе Казахстанско-Российского сообщества «Филолог» и Всероссийского научного общества учащихся «НОУ»

Примеры заданий.

Таким образом, от класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, ученики учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские); учатся пользоваться разными видами чтения.

Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдается таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы в старших классах способствует работа с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки старшеклассников.

В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности, которые способствуют подготовке учеников к олимпиадным заданиям.

1. Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема «живой» и «мертвой» души и т.д.). На основе параллельного воспроизведения материала учащиеся приходят к серьезным обобщениям по предложенным проблемам.

2. Использование разнообразных жанров урока, среди них:

  • Творческие проекты (тема: «Лев Николаевич Толстой и Казахстан».

  • Ролевые игры тема: «Суд над Ноздревым».

  • Форма работы: судебное заседание с исполнением учениками ролей центральных персонажей, сторон обвинения, защиты свидетелей.

  • Уроки – литературно-музыкальные композиции (составляются учениками самостоятельно с разделением ролей: подбор литературного материала, биографические сведения, музыкальное сопровождение, оформление урока иллюстрациями).

3. Проведение словарной работы (составление тематических словарей на основе творчества писателя, поэта).

4. Работа над выразительным чтением (логическое ударение на ключевые слова).

5. Выразительный пересказ (позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде).

На уроках использую различные формы дискуссий: «круглый стол», «заседание экспертной группы»» «дебаты», «судебное заседание», «мозговой штурм». Эти формы очень важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, а также на создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одаренности в развившуюся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гвиздок Любовь Вячеславовна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства