Опыт работы на тему "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".
Опыт работы на тему "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".
Одним из важнейших показателей благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы на тему "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".»
Деревянко Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №1 им. П.И. Николаенко
Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - говорил Федор Иванович Буслаев.
Цель моей работы – показать необходимость использования современных технологий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.Раскрыть особенности современных педагогических технологий.
2.Показать возможную методику организации уроков с использованием современных педагогических технологий.
3.Определить, какое место современные педагогические технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным?
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии.
Среди множества современных технологий для меня наиболее приемлемыми для уроков русского языка илитературы являются следующие:
1. Игровые технологии.
2. Технология развивающего обучения.
3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
4. Технология проектного обучения.
5. Проблемное обучение.
6. Здоровьесберегающие технологии.
7. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Игроваятехнология – это такая форма организации урока, основанная на активизации деятельности учащихся.
Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы?
Всем известно, что на предложение «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование «по рядам» - кто быстрее ответит на поставленный вопрос или выполнит задание.
В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный. Известный российский педагог С.Шацкий даже считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания».
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Чаще всего для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы использую такие формы, как:
-урок-викторина
-урок-КВН
-урок-конкурс
-урок-диспут
-урок-аукцион знаний
-урок-концерт
-урок-интеллектуальный марафон
-урок-путешествие (пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам)
Для реализации игровой технологии мною используются следующие приемы: ребусы, кроссворды (по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина, повестям Н.В.Гоголя, вошедшим в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»), конкурсы эрудитов, различного рода тесты, игры «Расшифруй текст» (текст состоит из фразеологизмов, выбрать и выписать), «Третий лишний», «Верю-не верю» (учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…»), минутки-разминки («Говорите по-русски правильно», «Расставь ударение», «Узнай героя по описанию»), весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки («Пуськи Бятые», «Глагол и его дети», «Сварливые принцессы ПРЕ- и ПРИ-»), конкурсы чтецов и другие – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит (например, в 5 и 6 классах «Инсценирование басен И.А.Крылова»)
Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Используемая мною технология развивающего обучения заключается в обеспечении коммуникативной деятельности между учащимися и учителем. Она предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
При этом была выявлена группа основных подходов:
Исследовательский подход в обучении - реализация идеи "обучение через открытие". В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
Коммуникативный или дискуссионный подход предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Групповой подход - каждая группа работает над общим заданием, итоги деятельности обсуждаются.
Технология развивающего обучения предполагает в начале урока создание «ситуации на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем (при изучении темы «Язык как средство общения» в 6 классе использую притчу об Эзопе и языке; при изучении в 8 классе рассказа К.Паустовского «Телеграмма» применяю притчу «Долг», повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина притчу об орле и вороне)
Для определения темы урока можно использовать приёмы сравнения: а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые (Найдите общее слово:сказуемое, дополнение (члены предложения)). б) нахождение в группе предметов лишний.
в) заполнение «слепых» таблиц, алгоритмов (нужно восстановить их первоначальный вид)
Проверку домашнего задания можно проверить следующим образом: один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя (к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»)
Технологияразвития критического мышлениячерез чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Она предлагает очень оригинальные приемы и методы ее использования. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, дети должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Формы урока развития критического мышления через чтение и письмо отличаются от уроков с традиционным обучением: дети становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет учащемуся:
- получить новую информацию;
-осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
В рамках технологии использую широкий набор методических приемов:
«Кластер» (применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме (кластер «Образ Василия Теркина» по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»).
«Синквейн» (стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу) (синквейн «автор» и «роман» по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе).
«Хокку» (в 5 классе при изучении японской поэзии можно предложить сочинить хокку по схеме)
«Знаю – хочу узнать – узнал»
«Толстые и тонкие вопросы» (может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного).
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы. 7 класс «Причастный и деепричастный обороты».
Тонкие?
Толстые?
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения: почему
в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните: почему прилагательное
не может заменить причастие
и деепричастие?
Почему, вы думаете, обороты
выделяются запятыми?
Предположите: что будет, если из речи
исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество
оборотов в речи утяжеляет ее?
«Ключевые слова» (по ним можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал).
«Лови ошибку» (в подготовленном тексте, содержится ошибочная информация, и учащиеся должны выявить допущенные ошибки).
«Нарисуйте счастье» (психорисунок дает возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки).
«Письмо по кругу»(предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения).
«Пометки на полях»(во время чтения учебного текста учащиеся делают в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.
«Написание эссе» (Заранее оговариваются временные границы выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. Это художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному опыту).
«Корзина идей» (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты); затем обмен информацией в парах или группах. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.)
Технология проектного обучения состоит в том, чтодетям предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики намечают план, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Я помогаю учащимся на всех этапах работы, при этом не лишая учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»
Также использую коллективное создание проектов. Так в 6 классе, при изучении темы «Фразеологизмы», ребята создают сборник «Фразеологизмы». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что фразеологизмы имеют различные источники возникновения. Сборник красочно оформляется, продумывается обложка, название, иллюстрации. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились.
На уроках большое предпочтение я отдаю технологии проблемного обучения. Оно привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности.
Основным методом проблемного обучения является эвристический метод (частично поисковый.) Эвристический метод развивает литературные способности учащихся, учит самостоятельному приобретению знаний и умений. Он предполагает работу над текстом художественного произведения: анализ эпизода или целого произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ образа героя, сравнительную характеристику героев; выступления на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением («Победа или поражение Герасима?» в рассказе «Муму» И.С.Тургенева в 5 классе; «После бала» - это рассказ и жестокости или о любви? в 8 классе и др.). Применение проблемной технологии необходимо в организации исследовательской работы учащихся.
Основу проблемного обучения составляет умение найти острый, проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы ее решения. Существует несколько методических приемов выполнения этой задачи. Я делаю это так.
В начале урока создаю проблемную ситуацию.
Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения.
Организую поиски гипотезы и предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнивать высказывания разных героев)
Организую проверку гипотезы и поиск средств решения данной проблемы.
Излагаю различные точки зрения на данную проблему (например, противоположные точки зрения критиков на образы главных героев, на философскую концепцию автора) (сравнение двух взглядов – Белинского и Писарева - на характер и личность Евгения Онегина).
Анализируем результаты, делаем выводы, применяя полученные знания во время занятия.
При проблемном обучении лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез.
Технология проблемного обучения привлекательна тем, что применима практически на уроках всех типов.
Здоровьесберегающие технологии - это система мероприятий, направленных на сохранение и укреплениездоровья учащихся.
Что же может сделать учитель на уроках русского языка и литературы для сохранения здоровья учеников? При планировании урока включать зарядки-релаксации. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным, гимнастика для глаз (используется для снятия напряжения), физкультминутки различных видов:
- несколько физических упражнений для плечевого пояса, туловища, рук, формирования правильной осанки;
- несколько танцевальных движений под музыку;
- упражнение на дыхание;
- психогимнастика для эмоциональной разрядки: шутка, улыбка, поговорка, афоризм, загадка.
Поощряю желание ребят проводить такую физкультминутку самостоятельно, сочинять текст, придумывать движения.
Важным является создание комфортных условий в учебном кабинете для сохранения здоровья учащихся в процессе обучения:
1. стараюсь с первых минут урока создать атмосферу доброжелательности, подбирая тон, жесты, формы одобрения, добиваясь положительного эмоционального состояния школьников;
2. слежу за осанкой обучающихся, за соблюдением расстояния при работе с текстом, во время письменных работ;
3. для облегчения запоминания и развития зрительной памяти учащихся использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать крупным шрифтом);
4. чередую виды деятельности: опрос, чтение, слушание, письменная работа, беседа.
5.использую разнообразные виды деятельности: индивидуальную работу и взаимоопрос, групповую, формирую пары или группы из ребят с разноуровневой успеваемостью, чтобы слабый ученик чувствовал поддержку товарища.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, применение которых позволяет сделать объяснение теоретического материала доступным, логичным, ярким, так как материал можно представить, применяя анимированные схемы, таблицы, иллюстрации. Можно многократно возвращаться к изучаемому, повторяемому, теоретическому материалу.
Визуальная информация позволяет развивать воображение, положительные эмоции, формирует умение у учащихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли.
Сегодня у нас появилась возможность широко применять "немые диктанты". На слайде демонстрируются предметы. Задача учащихся: назвать представленные предметы, подписать, объяснить изучаемую или повторяемую орфограмму.
Полезно проводить работу по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:
1) активизировать процесс обучения;
2) реализовать идеи развивающего обучения;
3) повысить темп урока;
4) увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать современными технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.
И закончить хочу словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».