"Развитие творческих способностей обучающихся через внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы"
"Развитие творческих способностей обучающихся через внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы"
Тема опыта отражает главную проблему реформирования современного образования: вооружение умениями и навыками саморазвития личности, которое решается путем внедрения инновационных технологий организации процесса обучения. Это требование настоящего. Основными принципами инновационного образования являются креативность, усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков. В данной работе представлен опыт педагога по формированию ключевых компетентностей школьников через внедрение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей обучающихся через внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРОМЛЫНОВСКАЯ ШКОЛА № 2
ВЕДИКОНОВОСЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Леоненко Ольги Александровны
2024 год
Аннотация
Тема опыта отражает главную проблему реформирования современного образования: вооружение умениями и навыками саморазвития личности, которое решается путем внедрения инновационных технологий организации процесса обучения. Это требование настоящего. Основными принципами инновационного образования являются креативность, усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков. В данной работе представлен опыт педагога по формированию ключевых компетентностей школьников через внедрение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. 4
Актуальность……………………………………………………………… 5
Цель и задачи опыта……………………………………………………… 7
Новизна опыта……………………………………………………………. 8
Содержание инновационного опыта……………………………………. 8
Выводы……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………… 20
Введение
Жизнь – вечная наука. Сегодня она меняется стремительно, порой непредсказуемо. Целью современного урока становится уже не нагромождение знаний, а поисковая деятельность, направленная на формирование умений и навыков по ориентации в информационном пространстве. Задачи, стоящие перед современным учителем-словесником, уже звучат так:
* формирование личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения на практике;
* получение учащимися компетентных, интеллектуальных и коммуникативных навыков в условиях модернизации образования;
* создание оптимальных условий для развития личности ученика через предоставление качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.
В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.
Я считаю, что самая главная задача учителя – решение проблемы, как помочь ребенку постичь самого себя, почувствовать радость от своего ума, эмоций, своей неповторимости, а следовательно соответствующие ощущения, дающие общение со словесными шедеврами. В современном мире каждые 18 месяцев объем информации удваивается, а знания быстро стареют. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику Початок формиКінець форми школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.
Изменения, произошедшие в мире, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, поэтому тема, над которой я работаю: «Развитие творческих способностей школьников через внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы».
Цель – поиск оптимальной методики организации творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Предмет – методика преподавания русского языка и литературы, направленная на развитие творческих способностей учащихся через внедрение интерактивных технологий.
Актуальность
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку, также озабочена падением уровня речевой культуры учащихся. Это связано с рядом обстоятельств:
- отток русскоязычного населения из сельской местности, в связи с чем уменьшилась языковая среда;
- недостаточным количеством учреждений в сельской местности, где ребенок может развивать свои языковые навыки, творческие способности. Кроме образовательных учреждений негде реализовать, применить на практике имеющиеся знания по русскому языку.
В области коммуникативной компетенции сельские школьники отстали от своих городских сверстников: слабо развито построение монологической речи, умение рассуждать на предложенную тему, затрудняются в использовании различных стилей речи. В настоящее время для решения подобных проблемных вопросов предлагаются различные инновационные технологии.
Основанием для внедрения данных инноваций служит положительный опыт реализации образовательных программ с использованием интерактивных технологий. Лично для себя привлекательность интерактивной технологии вижу в возможности у учащихся развивать культуру речи, критическое мышление, умение грамотно говорить, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей, учитывая важные педагогические задачи, которые поставила жизнь перед современной школой: разработка новых педагогических идей и подходов к образовательному процессу, в центре которых – личность ребенка с его потребностями, интересами и жизненными проблемами. Ведь интерактивное обучение дает возможность создать в классе на уроке атмосферу доброжелательности, открытости, успеха, творчества, научить детей желать учиться и получать удовольствие от самого процесса обучения.
К основным преимуществам использования интерактивных методов я бы отнесла и необычность и увлекательность содержания, приобретение практического и общественного опыта, значительная активность учащихся, создание у учащихся позитивного эмоционального настроя, формирование интереса к предмету.
Процесс обучения – это напряженная умственная работа, которая включает в себя участие учащихся в этом процессе. На учителя возлагается большая ответственность за развитие в процессе обучения, поэтому только объяснение материала и демонстрационный материал не дадут устойчивых знаний.
Качества знаний могут быть достигнуты с помощью активного и интерактивного обучения. Великий педагог К.Д. Ушинский отмечал так: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя». Не так важно учить детей, нужно создать ситуацию, в которой ребенок просто не может не учиться и делает это с удовольствием. Благодаря интерактивным методам усвоение материала является следствием общения между учителем и учениками, то есть между теми, кто имеет определенные знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Перед тем, как начать кого-то учить, я всегда задаю себе вопрос: «Чему я должна научить обучающегося, то есть, какую цель я ставлю, обучая его?».
Ответ на этот вопрос связан с другим вопросом – «Как нужно учить, чтобы достичь поставленных целей?», «Какие формы, приемы работы надо использовать, какую методику в целом применять?».
Цель и задачи опыта
Современные требования образовательных стандартов заставляют не только насыщать учащихся информацией, но и искать пути практического применения. Знания не ради знаний, а знания – для обогащения жизненного опыта. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем, оно эффективно способствует формированию умений и навыков, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия. Гораздо важнее научить, чем просто рассказать. Можно быстро сообщить учащимся то, что они должны знать, и они забудут это еще быстрее. Поэтому, я пришла к выводу, что уроки, насыщенные разнообразными учебными ситуациями и методами работы, способствуют развитию у учащихся самостоятельности, исследовательских навыков и формируют творческие способности. Для создания условий качественного обучения учащиеся должны иметь следующие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции, и уже на основе этого искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Именно поэтому я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей школьников через внедрение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы». Выбор данной проблемы был неслучайным, ибо новая парадигма образования предлагает рассматривать ученика как цель, а не средство.
В соответствии выбранной проблеме были определены следующие задачи: 1. Внедрение интерактивных технологий обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
2. Развитие ключевых компетенций через интерактивные технологии обучения. 3. Побуждение учащихся к активному обучению.
4. Развитие творческих способностей.
5. Воспитание любви к предмету.
Для личного развития были поставлены такие задачи:
- обобщить и систематизировать научный материал по интерактивным технологиям;
- изучить формы, методы, приемы интерактивной технологии
- осуществить апробацию на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности
- выявить эффективность данной технологии.
Ни для кого не секрет, что залогом успешного обучения является глубокая заинтересованность учащихся тем или иным предметом. Поэтому и стараюсь всеми доступными средствами использования инновационных технологий обучения (мультимедийных, метода проектов, приемов интерактивного обучения) заинтересовать учащихся на уроках материалом, которым нужно овладеть. Систематическое использование инновационных форм работы позволяет научить обучающихся учиться.
Новизна опыта
На уроках обычно применяется одна из интерактивных технологий. Новизна моего предлагаемого опыта заключаются в том, что на моих уроках идет интеграция всех видов данной технологии: работа в парах, группах, экспресс-дебаты, применение ИКТ. Это дает несколько иной результат, чем традиционный подход применения этих технологий по-отдельности. Такое применение интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, гибкость мышления. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.
Содержание инновационного опыта
Любое творчество базируется на знании предмета. Моя задача объяснить учащимся все проблемные моменты, которые могут возникнуть во время творческой деятельности — использование Интернета, интерактивных и мультимедийных учебных блоков, образовательной платформы «Сферум», электронных учебников, энциклопедий и прочее. Главное, чтобы обучающиеся были заинтересованы в получении конечного результата. Применение интерактивных методов настраивает учащихся на восприятие художественного явления в единстве формы и содержания, использование элементов мотивного анализа, сосредотачивает внимание на основных и периферийных мотивах произведения, жанровой форме, образе рассказчика, открытом финале, философском подтексте, особенностях представления нового типа героя, психологизме, художественном времени и пространстве.
Готовясь к каждому уроку, продумываю ход занятия, подбираю эффективные методы и приемы. Методы интерактивного обучения я использую на разных этапах: во время первичного овладения знаниями, их закрепления и совершенствования, формирования умений и навыков. С целью развития личности ребенка использую ИКТ на любом этапе учебной деятельности урока. Подбор текстового и графического материала по теме урока, создание учебной презентации, организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам. В своей работе я применяю коллективную форму учебной деятельности учащихся – это организация обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. Получив указания, обучающщиеся объединяются в группы по 2-4 человека для достижения общей цели. Чувство групповой принадлежности позволяет учащимся преодолеть трудности, которые возникают на их пути. В зависимости от содержания темы обучения использую следующие варианты работы в группах: «диалог», «совместный проект», «поиск информации». Применяю технологии, которые предусматривают совместную работу всего класса: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Три предложения», «Обсуждение проблемы в общем кругу», «Деловая игра», кроссворды, работа с документами, составление акростихов. Для того, чтобы охватить весь необходимый учебный материал и глубоко его изучить, планирую работу заранее. Ученикам даю опережающие задания по соответствующим темам. На одно занятие подбираю одно или два интерактивных упражнения. Во время интерактивного упражнения даю ученикам время подумать над заданием, чтобы они выполнили его сознательно, а не механически. Интерактивное упражнение определяет конечный результат.
Одно из таких упражнений - «мозговой штурм". Это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений путем свободного высказывания мнений всех участников. Как показывает практика, путем "мозгового штурма" всего за несколько минут можно определить десятки идей. На уроке называю тему дискуссии и приглашаю учеников принять участие в обсуждении путем "штурма", который организовываю по следующим этапам:
* Все участники предлагают идеи по решению затронутой проблемы. * Идеи записываются на доске.
* Если группа считает количество представленных идей достаточным, запись их прекращается.
* После того как почти все идеи собраны, они группируются, анализируются и отбираются.
* Выбираются те, которые могут помочь решить затронутую проблему. Например, во время проведения урока в 8-м классе на тему «Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Художественные образы» для мозгового штурма предлагаю задание: «определите основную идею произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»». Среди отобранных идей анализируются те, которые наиболее близки к истине, и формируется общее мнение.
Фрагмент урока литературы при знакомстве с произведением «Ночь перед Рождеством» В.Н. Гоголя
- Какие мысли, образы у вас возникают при слове «Рождество»
Ответы (подарки, елка, снег, зима...)
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Как будут развиваться события дальше?
- Чем все закончится?
На эти вопросы дети озвучивают свои предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания. После прочтения, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.
Применение данной технологии на практике позволяет детям учиться умению выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, решать проблемы, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
Метод «сюжетная таблица» можно использовать при работе с художественными, научными и публицистическими текстами. Такая форма работы нацеленная на развитие способностей учащихся охватывать весь сюжет текста целиком. Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая «скелет» текста:
Кто?
Что?
Когда
Где?
Почему
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Прием «Ассоциации». Урок в 6 классе. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Стадия Вызов:
Во время первого прослушивания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус".
Ответы учащихся: море, солнце, парусник, корабль, буря и др.
- А теперь давайте прочитаем и сравним правильное ли было наше
представление. (Чтение стихотворения).
Ребята выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.
Прием «аквариум» - один из форм учебной дискуссии, особый вариант организации коллективного взаимодействия. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, конфликты, разногласия. Он интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации.
Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
На уроках литературы суть использования такого приема заключается в разделении учащихся на две-три группы для выполнения ими определенного задания. Одна из групп садится в центре класса, образовав внутренний круг. Участники этой группы начинают обсуждать предложенную проблему, а все остальные наблюдают за обсуждением. На эту работу отводится 3-5 мин., после чего группа занимает свои места, а учитель предлагает классу ответить на вопрос: Согласны ли вы с мнением группы? Достаточно ли она аргументирована? Какой из аргументов наиболее убедителен? После этого место в «аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию. Такой метод применяю, например, при изучении темы урока в 8 классе «Вальтер Скотт как основатель жанра исторического романа. "Айвенго". История и художественный вымысел в романе». Чтобы определить исторический колорит в романе и средства его создания, учеников объединю в 3 группы: 1 группа-исследователи-краеведы; 2 группа-историки; 3 группа-литературные критики. Все группы по очереди должны побывать в "аквариуме" и деятельность каждой из них должна быть обсуждена классом.
Приём «Микрофон».
Когда приходит время подводить итоги урока, обычно возникает неоправданная тишина в классе. Чтобы детям было интересно отвечать на вопросы по пройденной теме, я использую приём «Микрофон», который предоставляет учащимся возможность быстро по очереди высказаться. Например: заранее готовлю вопросы — они могут быть совершенно разные, но связанные с темой урока (главные понятия урока, классификации, даты, имена героев — всё, что поможет проверить, насколько хорошо усвоена тема; что нового ребята узнали и что было самым интересным; как обучающиеся чувствовали себя во время объяснения материала, какие были сложности и какие возникли мысли по поводу пройденной темы), а обучающиеся по очереди отвечают. В роли микрофона использую какой-нибудь предмет (ручка, карандаш, линейка), который учащиеся передают друг другу. Класс может разделиться по вариантам и выбрать, на какой вопрос они будут отвечать.
Плюсы использования приема заключаются в том, что школьники учатся высказывать своё мнение, говорить об успехах и неудачах; учитель может подвести итоги занятия и проверить, как усвоен материал; на уроке задействованы все ученики; ребята систематизируют знания.
Пример для урока русского языка по теме «Деепричастие»:
Вопросы: - Какую роль в предложении играет деепричастный оборот?
- На какие вопросы отвечают деепричастия?
- Как пишется не с деепричастиями?
- Опишите сегодняшний день предложением с деепричастием.
- Расскажите, как вы чувствовали себя во время объяснения темы, используя деепричастные обороты.
Особенно перспективным представляется «метод проектов», который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.
Например, в 5 классе ребята выполняют на уроках литературы мини-проект «Сказочная книга». Выводится проблема: как влияет устное народное творчество на восприятие человека, и предлагается подобрать материал, иллюстрирующий данную задачу. Результатом как групповой, так и индивидуальной работы над проектом является презентация собственной книги. В 6 классе ребята подготовили и презентовали свой проектов по русскому языку. Например, «Что мы знаем об имени существительном?». А уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем-то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. В 9 классе обучающиеся в работе по сбору материала используют кластер и синквейн, которые помогают создать и презентовать буклет. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.
"Синквейн" - это стихотворение, которое синтезирует информацию и факты в сжатое высказывание, описывающее или отражающее тему. Это своеобразная изюминка философского содержания, требующая тщательного обдумывания на основе глубокого понимания вещей. Каждый может почувствовать себя поэтом, обнаружить собственный взгляд на прочитанное.
1 – я строка-существительное (тема миниатюры);
2-я строка-прилагательное к теме;
3-я строка-глагол или глагольные формы;
4-я строка-фраза, которая передает личное отношение к теме;
5-я строка-синоним существительного в первой строке.
Пример, синквейн к произведению О. Грина «Алые паруса":
- Ассоль
- Милая, очаровательная
- Ждет, надеется, предвкушает
- Однажды придет корабль замечательный
- Вера
«Ромашка Блума»
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
2) уточняющие (целью этих вопросов является предоставление человеку возможности обратной связи относительно того, что он только что сказал);
3) интерпретационные или объяснительные (обычно начинаются со слова «почему?»);
4) творческие (в вопросе есть доля «если б», элементы условности, прогноза);
5) оценочные (направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов, явлений);
6) практические (эти вопросы направлены на установление связи между теорией и практикой).
В своей практике использую ролевую методику, которая помогает школьникам долго после окончания занятий держать в памяти весь пройденный материал, а также эта методика дает ученикам навыки активного практического участия в жизни общества. Этим методом я очень часто пользуюсь на уроках литературы в разных классах. Имея перед собой алгоритм проведения ролевой игры, можно легко спланировать ролевую игру на любую тему курса.
Немало внимания уделяю использованию технических средств обучения. На уроках дети слушают музыку, просматривают слайды, мультимедийные презентации и видеозаписи, которые помогают проиллюстрировать проблемный вопрос урока, а также пытаюсь ознакомить учеников с мастерами мирового кинематографа. Киноуроки стали традицией в моей работе.
Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии:
групповая дискуссия
интерактивные методы
ролевая игра
упражнения-энергизаторы
интеллект-карты
Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:
создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха
стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов
выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ
развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления
поощрение высказывания оригинальных идей
использование личного примера творческого подхода к решению проблемы
высокое качество организации образовательного процесса
формирование устойчивой мотивации школьников к обучению
получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе: уровень обученности по предметам - 100%;качество по русскому языку - 67% - 69%, по литературе – 72% - 74%.
Выводы
Итак, инновационные технологии активизируют умственную деятельность обучающихся, способствуют интересу предметом, развивают логику и критическое мышление. На своих уроках применяю межпредметные связи, ведь литература находится в тесных связях с различными предметами обучения – с географией, математикой, историей. Развитие творчества учащихся происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочное время. Проведение предметной недели, во время которых учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях: викторинах, конкурсах, соревнованиях; литературно-музыкальные, воспитательные мероприятия.
Результативность: повысился интерес к изучению предмета, увеличилось количество желающих принять участие в различных конкурсах, возросло качество знаний, увеличилось количество исследовательских работ. Обучающиеся школы постоянно занимают призовые места на олимпиадах, конкурсах.
Эффективность опыта: быстрый доступ к материалу, рациональное сохранение времени, использование интерактивных технологий, интенсификация, эстетизация обучения, эффективный обмен опытом.
Наилучших результатов удалось достичь в классах с высоким и достаточным уровнем обученности. Ученики активно привлекались к работе, научились пользоваться различными источниками информации, работать в команде, то есть прислушиваться и помогать друг другу. Следует отметить, что использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы повышает уровень учебных достижений учащихся. Обучающиеся интересуются предметом.
Трудности в работе: при наличии современных информационных компьютерных технологий, методик изучения литературы уровень обеспечения электронными учебниками еще недостаточен, печатными учебниками классы необеспечены. Еще одна проблема — это закомплексованность наших детей, неготовность брать на себя ответственность за выбор.
Эту проблему помогают решить инновационные технологии, они способствуют воспитанию, культивируют творческое мышление. Поэтому моя деятельность на уроках направлена на организацию познавательной деятельности школьников, развитие их умственных, творческих способностей.
Во время изучения русского языка и литературы нужно активно использовать инновационные педагогические технологии: компьютеризированное обучение, интерактивные виды и формы работы. Они увеличивают познавательную самостоятельность учащихся и мотивируют потребность развития их читательской культуры. Использование новых технологий проведения уроков, постоянный поиск нового, интересного уже дает положительные результаты. На протяжении последних трех учебных лет мои ученики значительно улучшили свои знания по русскому языку и литературе.
Список литературы:
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
Беляева, О.А. Оценка результативности педагогического опыта / О.А. Беляева, Т.А. Бобрович // Мастерство online [Электронный ресурс]. 2018. № 4. Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=3807. Дата доступа : 26.12.2018.
Чемес Оксана Евгеньевна Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"