Большим подспорьем в работе учителя русского языка является ведение опорных конспектов в тетрадях- справочниках. Поделюсь некоторыми мыслями:начиная вести тетради в 5 классе, обучающийся к концу 9-го накапливает большой программный материал. Создавая тетрадь своими руками, он включает несколько видов памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Материал запоминается намного лучше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опорные конспекты»
Опорные конспекты, справочные тетради и закладки –
помощники в обучении русскому языку.
Давно использую в своей работе опорные тетради, так как считаю, что обучение русскому языку достигается в ходе реализации одной из важных задач – формирования языковой компетенции, включающей в себя знания о системе языка и базовые умения (лексические, грамматические, правописные (орфографические и пунктуационные).
Наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, нормах русского литературного языка содействует выполнению поставленной задачи.
Какой оптимальный метод позволяет нам подать эти знания сгруппированно и лаконично? Это метод работы по опорным конспектам. Несомненным преимуществом такой работы является, во-первых, то, что теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подаётся учащимся крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свёрнут» на основе высокого уровня обобщения. Усвоение укрупнённого блока информации облегчается для учащихся благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Иллюстративные примеры также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, то есть к анализу взаимосвязанных явлений. Немаловажно, что при составлении конспекта на уроке ( или дома) включаются практически все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, ассоциативная
Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся, которое
а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи;
б) обеспечивает для учащихся возможность самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Опорные конспекты оформляются каждым учеником в справочных тетрадях. Главное – вести записи регулярно, придерживаясь принятой формы, чтобы пользоваться ими было удобно, без затрат лишнего времени.
Отдельные правила зарифмованы (рифмованный текст, как известно, лучше запоминается), например, одиннадцать исключений из правила
Спряжения глаголов
Ко II-му же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
В конце тетради-справочника находится оглавление с указанием названий записей, их номеров (нумерация проставляется на полях тетради) и страниц.
Возле многих номеров помещаются рекомендации обратиться к другой записи, которая продолжает, дополняет, развивает ту же тему. Например, «Сочинение-описание» - см. «Отличие художественного описания от научного»; «Буквы ы – и после ц» - см. «Правописание имён прилагательных».
Цели рукописного справочного материала довольно разнообразны: развивающее обучение; блочное изучение ряда тем учебной программы; развитие навыков самостоятельной работы со справочной литературой; развитие связной речи. Приведём примеры некоторых записей:
Мягкий знак на конце глагола
Пишется не пишется
1. После шипящих 1. Д. п. сущ. (мест.) + гл.
(лечь, пишешь) (мне не сидится)
2. Что делать? ТЬСЯ 2. Что делает? ТСЯ
(мчаться, купаться) (мчится, купается)
3. Приказ, просьба
(поставьте, но! лягте)
В этих же тетрадях можно составлять схемы по развитию речи учащихся. Одна из важнейших целей работы с рукописным справочником – развитие связной речи учащихся. Ведь хотя записи в справочнике выполнены кратко, конспективно, ученик с помощью опорных сигналов должен на основе той или иной записи устно составить связный текст. Это касается воспроизведения каждого грамматического правила. А для примера возьмём записи, непосредственно относящиеся к урокам развития связной речи.
Понятие о тексте
Текст – это несколько или много предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте соединяются цепной (последовательной) или параллельной связью.
Цепная связь применяется при описании и в рассказе.
Параллельная связь используется в рассуждении.
Собирание и систематизация рабочих материалов к сочинениям
План наблюдения
Материалы
1. Помещение:
Пример: К каждому пункту и подпункту нужно подобрать по нескольку слов, словосочетаний или 1-2 предложения
а) пол;
б) стены;
в) потолок.
2. Мебель: а) стол;
б) книжный шкаф;
в) диван.
3. Аппаратура:
а) телевизор; б) телефон; в) компью тер.
Описание интерьера
Интерьер (франц.) – архитектурное оформление внутренних помещений, мебели, оборудования.
Описание интерьера
Описание комнаты Описание оборудования Описание мебели
Кроме всего перечисленного, тетрадь-справочник помогает регулярно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок; улучшать качество ученических работ при анализе диктантов, изложений и сочинений, повышать культуру устной и письменной речи.
Также в классах средней школы целесообразно использовать закладки, куда учащиеся выписывают слова, в которых ранее допустили ошибки. Работа над ошибками проводится в тетрадях, а на закладки выписываются отдельные слова, проверенные по орфографическому словарю. По этим закладкам можно проводить словарные диктанты, используя работу в парах.
Таким образом, методика подачи материала с помощью опорных схем помогает сэкономить учебное время, отводимое на тему, с тем, чтобы оставшуюся часть уроков закреплять практические навыки; развивает речевую компетенцию (расширение словарного запаса учащихся, совершенствование умений и навыков речевой деятельности, овладение культурой речевого поведения и критического мышления), способствует формированию деятельностной компетенции.
В ходе обучения они приобретают умения сравнивать, обобщать языковые факты, учатся делать выводы, готовить конспекты.