kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад: на тему: « Опорные конспекты на уроках истории »

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю,  хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главными здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большой объем учебного материала. «В настоящее время школьное историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь». Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы целые темы.

     «Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздать при объединении». Так постепенно развивалась идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

      Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных знаков в точных науках считалось делом обычным, и математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины. 

       Школьные предметы весьма условно делятся на две группы: техническое и гуманитарное. Для первой главное- знание правил, для второй – фактов. « Конструкция «шаталовских» конспектов, изначально ориентирована на усвоение правил. Их главная задача- направить мысли, задать им определенную последовательность. Отсюда- строить преподавание истории на использовании одних только опорных конспектов. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение истории, это наиболее уязвимая точка предложенных тогда конструкций. Отказаться от использования опорного сигнала? Нет! Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой весьма убедительную критику, что опорный конспект – это прорыв в изучении истории. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного ), а любимые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

     Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: « позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системе. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условии, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

       Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  1. Блочное модульное построение учебного материала;
  2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
  3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
  4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

  «Система опорных конспектов,  по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:

     • гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижении учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);

     • концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;

      • систематическая ( от занятия к занятию, от темы к тему) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

      Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке  домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников.

   

 

 

 

    

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад: на тему: « Опорные конспекты на уроках истории » »

Чингирлауская средняя общеобразовательная школа





На тему: « Опорные конспекты на уроках истории »







Учитель истории:

Успанов Ж.У.















2013-2014 учебный год

Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главными здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большой объем учебного материала. «В настоящее время школьное историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь». Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы целые темы.

«Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздать при объединении». Так постепенно развивалась идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных знаков в точных науках считалось делом обычным, и математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины.

Школьные предметы весьма условно делятся на две группы: техническое и гуманитарное. Для первой главное- знание правил, для второй – фактов. « Конструкция «шаталовских» конспектов, изначально ориентирована на усвоение правил. Их главная задача- направить мысли, задать им определенную последовательность. Отсюда- строить преподавание истории на использовании одних только опорных конспектов. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение истории, это наиболее уязвимая точка предложенных тогда конструкций. Отказаться от использования опорного сигнала? Нет! Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой весьма убедительную критику, что опорный конспект – это прорыв в изучении истории. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного ), а любимые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: « позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системе. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условии, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  1. Блочное модульное построение учебного материала;

  2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

  3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

  4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

«Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:

гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижении учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);

концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;

систематическая ( от занятия к занятию, от темы к тему) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников.






































Чингирлауская средняя общеобразовательная школа










«Как уберечь ребенка от секты»

(Круглый стол)













Учитель истории: Успанов Ж.У.


















2013-2014 уч.год.





Цель занятии: Содействовать формированию у учащиеся системы убеждении и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей.

Воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.


Вид урока: круглый стол

Метод обучения: беседа,вопрос-ответ

Оборудование:видео материал, анкеты,выстовка книг


Ход занятии


  1. Организационный момент

  2. Анкетирование

III. Изучение нового материала



Вступительное слово учителя.

Тема нашего круглого стола «Как уберечь ребенка от секты».Как дети оказываются в сектах и есть ли признаки определения того ,как ребенка втягивают в секту?

Одна из причин по которой человек оказывается в секте это неблагополучие,непонимание в семье,это благодатная почва для того ,чтобы ребенок искал любовь вне семьи, и этим часто пользуются вербовщики в секты.

Вторая причина-перенесенный кризис, возникновение ситуации, когда весь мир разрушен(смерть близкого человека.болезнь,утрата социального положения)

Третья причина-своеобразный духовный вакуум.

Следующая причина-естественная.В юном возрасте тяга к самознанию, интерес ко всему необычному,мистическому,чем искусно пользуются организаторы сект.Психологическим факторами.способствующими вовлечению в секту,является так же доверчивость,наивность,тревожность,застенчивость-все это делает детей более восприимчивыми к красивым речам вербовщиков.











Вопрос учащиемся:


  1. Что такое религия?

  2. Что такое толерантность?

  3. Назовите мировые религии

  4. Когда состоялись съезды лидеров мировых и традиционных религии в Казахстане?

  5. Что такое Рамадан?

  6. Ваше отношение к ношению религиозной одежды в учебных заведениях? (хиджаба)

  7. Когда был принят закон «О религиозных деятельности и религиозных объединениях»?





Подведение итога круглого стола.

Анкетирование.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад: на тему: « Опорные конспекты на уроках истории »

Автор: Успанов Жумаберген Хаирмухамбетович

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Статья: "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)" (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(90) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-ikt-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "184661"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426078746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. "
    ["seo_title"] => string(73) "vodorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo-izotopy-vodoroda"
    ["file_id"] => string(6) "231733"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442601432"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад  на тему  «Методы и приёмы изучения биографии писателя  в школе» "
    ["seo_title"] => string(77) "doklad-na-tiemu-mietody-i-priiomy-izuchieniia-bioghrafii-pisatielia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427612157"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства