Современная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главными здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большой объем учебного материала. «В настоящее время школьное историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь». Так появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы целые темы.
«Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздать при объединении». Так постепенно развивалась идея обучения на основе компактных опорных сигналов.
Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных знаков в точных науках считалось делом обычным, и математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины.
Школьные предметы весьма условно делятся на две группы: техническое и гуманитарное. Для первой главное- знание правил, для второй – фактов. « Конструкция «шаталовских» конспектов, изначально ориентирована на усвоение правил. Их главная задача- направить мысли, задать им определенную последовательность. Отсюда- строить преподавание истории на использовании одних только опорных конспектов. Знание истории означает, кроме всего прочего, некоторую эмоциональность и усвоение истории, это наиболее уязвимая точка предложенных тогда конструкций. Отказаться от использования опорного сигнала? Нет! Становилось ясно, несмотря на жесткую, порой весьма убедительную критику, что опорный конспект – это прорыв в изучении истории. Учитель может передавать информацию, используя не только слова, но и обозначения в большей степени, чем того допускает общепринятая практика преподавания. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного ), а любимые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.
Система опорных конспектов для нас интересна тем, что: « позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системе. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условии, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:
- Блочное модульное построение учебного материала;
- Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
- Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
- Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
«Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ:
• гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижении учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
• концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
• систематическая ( от занятия к занятию, от темы к тему) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.
Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников.