Комплект опорных конспектов по культурологии, тема «Культура древности»
Комплект опорных конспектов по культурологии, тема «Культура древности»
Комплект опорных конспектов по культурологии, тема «Культура древности». Материал подготовлен преподавателем социальных дисциплин Риддерского аграрно-технического колледжа Восточно-Казахстанской области Малон Ларисой Васильевной. Комплект опорных конспектов состоит из четырех тем: «Понятие культурологии», «Особенности первобытной культуры», «Культура Древнего Египта», «Культура Древней Индии». В опорных конспектах в сжатой форме рассмотрены вопросы особенности культуры стран, дана краткая характеристика мифологии, скульптуры, архитектуры древнего времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплект опорных конспектов по культурологии, тема «Культура древности»»
ТЕМА: ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология – наука о культуре
изучает:
-предпосылки и факторы культурных интересов и потребностей людей
-культурную жизнь различных обществ
-достижения культурно-исторических типов
исследует:
-создание, преумножение, сохранение культурных ценностей
анализирует
-процессы и тенденции социокультурной среды
-историю мировой культуры
Явления культуры изучают:
этнография история социология философия искусство археология
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Виды культуры:
По носителю
по деятельности
по вертикальному сечению
мировая
национальная
локальная
социальных общностей
этническая
Материальная
Духовная
экономическая
политическая
экологическая
эстетическая
контркультура
субкультура
Знаки, используемые в культуре
1.Естественные (вещи и явления природы)
2.Функциональные ( функции предметов, действия)
3.Иконические (знаки-образы)
4.Условные (сигналы, индексы, символы)
5.Вербальные (естественные языки)
Функции культуры
Познавательная
Информативная
Коммуникативная
Регулятивная
Оценочная
-
Коммуникативная функция языка
1.Средство самовыражения личности (экспрессивная функция)
2.Средство воздействия на состояние адресата (импрессивная функция)
3.Референтная функция направлена на предмет сообщения
4.Эстетическая
5.Установление контакта
6.Метаязыковая (общепонятные языковые средства)
Общепринятые языковые нормы-вошедшие в традицию, закрепленные в литературных образцах, словарях, учебниках правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования
Отклонения от правильной речи:
-просторечие
-жаргоны
-диалекты, говоры, наречия
-инвективы (непристойные обороты речи)
Виды языков
-язык церемониалов, обрядов, ритуальных действий
-язык рекламы
-художественный
-символов
- международного общения
- национальные (разговорная и письменная форма определенного народа)
- племенные (не имеющие письменности)
- «одноаульные» (бесписьменные, с узкой сферой общения)
- синкретизм (от гр. Synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений, тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности, соединение изобразительного искусства, театра, музыки и танца
- бесписьменность
- ритуал как форма отношений
- мифологическое мышление
Фундаментальные открытия человечества (материальная культура)
-орудия труда из камня, дерева, кости;
-огонь;
-собирательство, охота;
-одежда;
-жилище.
Появление первых произведений изобразительного искусства - 33 тыс. лет до н.э. (женские статуэтки из камня Мезинская стоянка (Украина), Костёнки (Россия), рисунки в пещерах Альтамира (Испания), Ля Мут (Франция)
Виды изобразительного искусства в первобытное время:
графика (рисунки и силуэты),
живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).
музыка (звукоподражательные мотивы, ритм трудовых процессов, музыкальные инструменты: ударные, струнные, духовые)
гравировка на кости
Обычаи:
-погребальный (украшения, вещи, орудия труда, запасы пищи)
-родовое имя, родовой совет, запреты
-инициация
Табу — ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их слова и поступки.
Особенности живописи палеолита
- изображения реалистичны, точны в деталях.
- динамизм
- преобладание крупных животных, редки изображения человека.
- не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных.
- использование широкой палитры красок
Особенности живописи, графики мезолита и неолита
-преобладание схематических многофигурных композиций, запечатлевших сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
- условный характер изображений, правдоподобие отходит на второй план.
- фигуры животных и человека невелики по размеру.
Сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»).
Мегалитические сооружения:
менгир — вертикально стоящий камень высотой более двух метров; (Франция, Карнак 2683 менгира рядами в виде каменных аллей)
дольмен — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; (Западная Европа, Россия)
кромлех— сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб.
Искусство бронзового века
-развитие художественных ремесел: изготовление изделий из бронзы, золота, серебра
Культура бронзового века:
Северный Кавказ - Майкопская по Майкопскому кургану. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
Юг Европы – раннеминойская
Пиренейский полуостров- мильярская
От Приуралья до Днестра- ямная
От Рейна до Волги- шнуровой керамики
Запад, центр Европы – колоковидных кубков
Западная Сибирь, южное Приуралье, Казахстан- андроновская
На Урале около 5 тыс. лет назад делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад первые художественные отливки.
На рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.
-новый вид архитектурных сооружений – крепости, поселения, укрепленные поселения на сваях
-погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы), грунтовые (без каких-либо надмогильных сооружений)
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Особенности культуры Древнего Египта
-наглядность;
- уникальность (отсутствие влияния извне);
-важное место в жизни обрядов и ритуалов;
-стабильность государства и культуры;
-культ мертвых, культ животных, культ фараона;
-иерархичность (подчиненность);
-культовое назначение творчества (искусство – составная часть заупокойного ритуала);
-низкий уровень индивидуальности;
-связь культуры с религией, мифологией;
Важнейшая черта культуры - протест против смерти. Продление жизни может быть при соединении бессмертной душа усопшего со своим телом в загробном мире.
Основные источники по мифологии – «Книга пирамид» - собрание текстов, высеченных на стенах внутренних коридоров и камер в пирамидах фараонов (3 тыс. лет до н.э.), «Книга мертвых» - руководство для умерших по пребыванию в загробном мире.
Особенности религии – многобожие, звероликость богов.
Божественное начало во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе. Воплощение божества - животные, растения, предметы. Священные животные: кошка, змея, крокодил, баран, навозный жук - скарабей, черный бык с белым пятном на лбу.
Главный бог Египта – бог Солнца Хепри, Ра, Атум. Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Осирис бог умирающей и воскресающей природы, Изида – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Гор сын Изиды и Осириса – бог Солнца, побеждающий силы мрака. Маат богиня истины и порядка. Анубис – покровитель мертвых (голова шакала), Тот бог мудрости (голова ибиса), Сехмет (голова львицы), Ра (голова сокола).
Миф об Осирисе.
Осирис правил Египтом. Когда ему было 28 лет, он был убит богом Сетом, который разрубил тело Осириса на части и разбросал по всей египетской земле. Изида собрала и соединила тело Осириса и оживила. Осирис стал воскресающим богом и богом подземного царства.
Общекультурное значение мифа
- обожествление цикличности развития природы и человеческой жизни, идея умирающего и воскресающего бога
- идея вечности
- преемственность реального и загробного мира
ВИДЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА
ЛИТЕРАТУРА
-гимны богам, фараонам
-религиозно-философская поэзия
-послания, поучения
-песни
-сказки
РЕЛЬЕФЫ
врезной
барельеф
горельеф
СКУЛЬПТУРА
-фараоны
-сфинксы
-слуги, рабы
-писцы
-животные
АРХИТЕКТУРА
-пирамиды
-храмы
-обелиски
-городские усадьбы
Особенностьархитектуры
- гигантомания (огромные размеры, грандиозность, тяжесть, величие) в храмовом строительстве (храмы в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле),
-тесная связь с рельефом и скульптурой.
- ритмическое повторение идентичных образов
Архитектурные формы: колонны (папирусообразные, пальмовидные, лотосообразные), геометризм форм, строгая симметрия, высокие тонкие обелиски перед храмами, пирамиды.
Строительные материалы:
КАМЕНЬ
ГЛИНА
ПЕСОК
ТРОСТНИК
ОСОКА
Жилища усопших:
- ГРОБНИЦЫ – архитектурное сооружение, вмещающее тело умершего и увековечивающее его.
(пирамиды, мастаба, насыпь).
- ХРАМЫ – культовое здание для выполнения религиозных обрядов
Самая ранняя пирамида фараона Джосера, воздвигнутая более 5 тыс. лет назад, возвышается как лестница к небу. Самая большая пирамида Хеопса (147 м.).
Ма′стаба (араб. – каменная скамья) – древнеегипетская гробница в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами
Литература
Самые древние египетские тексты - это молитвы богам и хозяйственные записи. Памятники художественной литературы (2 тыс. лет до н. э.) – поучения царей и мудрецов своим сыновьям: «Поучения Птахотепа», «Рассказ Синухета», «Правда и кривда», «Сказка потерпевшего кораблекрушение».
Материал для письма – папирус. Надписи – иероглифы.
Отличительные черты:
-торжественная монументальность
-строгое спокойствие, статичность
-симметрия
-каноничность
Виды скульптуры:
круглая скульптура
стоящая статуя
сидящая статуя
рельеф
Основные принципы «египетского стиля»:
Единство изображения и иероглифических надписей
Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое изображается на плоскости выше
Разномасштабность фигур (величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них)
Изображение фигуры человека с различных точек зрения – фасопрофильное – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас
Сфинкс – каменное изображение существа с телом льва и головой человека, олицетворение мудрости.
Наука
Астрономия, математика медицина, установлена роль мозга в человеческом организме, вычислена поверхность шара, изобретены солнечные и водяные часы. Создание единой ирригационной системы, системы учета, нормирования, переписи (скот, имущество, население).
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Особенности культуры
-древнейший очаг цивилизации с высоким уровнем культуры
-изолированность
-устойчивость и способность к ассимиляции, гибкость
-раннее возникновение городов
-соединение культуры эпохи каменного и бронзового веков
-самобытность
-обожествление природы
-деление общества на касты
-переплетение культуры и религии
Древнейшая городская цивилизация
г. Хараппа, г. Мохенджо-Даро (IV — сер. II тыс. до н. э.)
Периоды культурного развития
1- III — сер. II тыс. до н. э - хараппская культура
2 - I тыс. до н. э. ведический период
Памятники хараппской культуры:
Развитое земледелие, скотоводство, ремесло. В городах многоэтажные постройки, система водоснабжения и канализации, монументальная архитектура. Керамические сосуды, каменные и терракотовые статуэтки, печати с надписями. Изделия гончарных мастеров со специальной обработкой в печах и орнаментированием. Развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова.
Письменность, насчитывала около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков.
Игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек.
Ювелирные изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и надписями, таблицы со знаками в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.).
Веды - священные книги
Риг-Веда (книга гимнов)
Сама-Веда(сборник ритуалов и песнопений)
Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений)
Атхарва-Веда(сборник песнопений и заклинаний).
Брахманы –комментарии к Ведам, толкование обрядов
Араньяки – лесные книги (правильное совершение ритуалов, руководство для отшельников)
В мире происходила борьба богов (дэвов) и демонов (асуров). Боги –носители истины и порядка, асуры – носители стихийного начала.
Бог Индратворец солнца, неба, зари, вдохновляет поэтов и певцов. Бог Варуна — судья и хранитель закона — царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Агни — бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома — бог дождя и божественного напитка и др.
Учение буддизма:1. Жизнь есть страдание. 2. Причина страдания – это чувства и желания человека. 3. Необходимо избавиться от чувств и желаний 4. Правильный путь ведет к нирване.
Литература
Сборник древнеиндийского эпоса Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»)– эпос (107 тысяч двустиший) повествование о распре между двумя группами двоюродных братьев — пятью Пандавами и ста Кауравами. Герой Кришна.
Рамаяна(«Сказание о подвигах Рамы») 24 тыс. двустишия. Победа царевича Рамы над царем демонов Раваной. Герой Рама.
-геометрия (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенника)
-математика (десятичная система счисления, современное начертание цифр, извлечение квадратного и кубического корней, исчисление числа π, арифметическая и геометрическая прогрессия)
- появление тригонометрии, алгебры
- астрономия (12 месяцев по 30 дней 6 сезонов, вычисление движения небесных тел, добавление 13 месяца каждые 5 лет; шарообразность Земли; разница длины дня и ночи в разных широтах земного шара, вращение Земли вокруг своей оси)
- химия (изготовление кислот, красок, лекарств, духов, цемента, сложных препаратов из ртути)
-аюрведа – наука о долголетии (свойства трав, влияние климата на здоровье, личная гигиена, диета)
-наука о человеке, его целях, о мире человеческого чувственного, любовного бытия.