Просмотр содержимого документа
«Обособление приложений»
Учитель: Манджеева Елена Цереновна
Тема урока: Обособление приложений
Цели урока: Дать понятие об обособлении распространенных приложений.
Формировать умения:
1) интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями.
2) правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.
3) графически объяснять условия обособления приложений.
Развитие связной монологической речи, пунктуационной зоркости.
Расширение интереса к творчеству В. Нурова, воспитание культуры речи, обучение деловому письму.
Оборудование: Таблицы, карточки, тесты
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Сейчас мы с вами повторим пройденное на прошлом уроке «Обособление согласованных и несогласованных определений».
А) Учащиеся работают по карточке.
Б) Запись под диктовку. Текст на повторение приложения.
Недавно мы отметили восьмидесятилетний юбилей Народного поэта Калмыкии Владимира Дорджиевича Нурова.
Связь времен и поколений, краски и формы живой природы – вот основные мотивы лирики Нурова. Многие стихи поэта напечатаны в центральных газетах и журналах, в Москве вышел поэтический сборник «Отцовский дом».
Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
Найдите определения, а также приложения и подчеркните их.
Чем выражено приложение?
Какое это приложение?
Найдите определяемое слово.
III. Объявление темы и цели урока
Мы не случайно с вами повторили эту тему. Вы знаете, что приложение – это выразительное и лаконичное средство образной характеристики предмета. Вспомните и традиционный аспект этой темы – дефис и кавычки для оформления приложений.
Скажите, как же называется наша тема сегодняшнего урока.
IV. Объяснение темы урока
1. Запись предложений под диктовку. Сейчас мы запишем предложения и попробуем сами вывести правило, когда обособляются приложения.
1. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах.
- Подчеркните грамматическую основу.
- Найдите приложение.
- Обозначьте определяемое слово. Какая это часть речи?
Давайте теперь сделаем вывод:Приложения обособляются при личных местоимениях.
2. Входят семь богатырей, семь румяных усачей.
- Найдите приложение. Скажите какое это приложение? Одиночное или распространенное?
- Где оно стоит?
Теперь вывод:Обособляются распространенные приложения после определяемого слова.
3. Вы, как инициатор, должны играть главную роль.
- Какое слово является приложением?
- Как вы думаете, почему оно обособляется.
Надо еще добавить, что приложение с союзом «как» если имеет добавочное обстоятельственное значение причины, тогда они обособляются. Можно задать вопрос обстоятельства:
- Вы почему должны играть главную роль?
Вы должны играть главную роль, так как вы инициатор.
Вывод такой: Приложения с союзом «как», если имеют добавочное обстоятельственное значение причины.
4. Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.
- Найди приложение. Задай вопрос «каморка какая?»
Вывод: В данном случае ставится тире, так как приложение стоит в конце предложения.
5. Собачка эта, по кличке Чибик, была прелюбопытнейшим созданием.
- Где приложение?
- Почему не обособляется? Как вы думаете?
Вывод: Обособляются приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по кличке, по имени или по фамилии и пр.
2.Работа по таблице.
Посмотрите на таблицу, а теперь обобщите все сказанное на уроке с помощью этой таблицы.
И еще я хочу добавить, что в калмыцком языке тоже есть такое понятие – приложение (дахлт). Это определение, которое выражается существительным: например, газета «Калмыцкая правда»; Баатр Басангов – писатель, который написал много произведений; сельский врач Сангаджиев Бадм выписал рецепт.
V. Закрепление материала
1. Упражнение 270 1, 2, 4 предложения (у доски) начертить схемы.
2. Повторение стилей речи.
Сегодня мы с вами вспомним стили речи. Какие есть стили речи? Вспомните официально-деловой стиль. Что мы относим к официально-деловому стилю? Сегодня мы научимся писать доверенность и расписку.
Это виды деловой бумаги. Для деловой речи, требующей максимальной ясности, точности особенно характерны уточняющие обособленные приложения, как одиночные, так и распространенные. В заявлениях, доверенностях, справках, уточняющие приложения часто встречаются при личных местоимениях.
Прочитать упр. 272. А теперь напишите свою доверенность.
Дети читают доверенность. Найдите обособленное приложение.
- А теперь посмотрите сюда, на таблицу. Как пишется расписка. Это тоже вид деловой бумаги, который удостоверяет получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей).
ФИО дающего расписку, подпись, дата.
Дома составите свою расписку по образцу.
3. А теперь – самостоятельная работа. С творчеством Владимира Нурова мы знакомы с детства. Стихотворения о родной степи, о весне, о любви, о человеке. И вот сейчас я хочу вам дать задание – напишите небольшое сочинение «Мир поэзии Нурова моими глазами». Употребите в сочинениях предложения с обособленными приложениями.
4. Зачитать 2-3 сочинения.
VI. Итоги урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке о приложении?
- Когда они обособляются?
VII. Домашнее задание
Упражнение 275. На место пропусков вставить обособленные приложения.