- Тема нашего урока называется «Обособленные приложения». Давайте вспомним, что такое приложение. Найдите в предложениях, написанных на доске, приложения.
Какой?
Ветер-шалун захлопнул калитку.
Какую?
Я выписываю газету «Колос»
- На какой вопрос отвечают приложения?
- Каким членом предложения являются? Какой частью речи выражены?
- Что обозначают?
- Найдите в таблице распространенные и нераспространенные приложения и слова, к которым они относятся.
Знакомство с правилом на стр.148.
В ходе дальнейшего наблюдения над случаями обособления приложений составляется таблица.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обособленные приложения»
Урок русского языка в 8 класс
Тема урока: Обособленные приложения
Цель: Познакомить с обособленным приложением, способами его выражения; научить распознавать приложения в тексте, выделять его на письме.
Ход урока:
I.Коррекция материала.
1. Постановка целей и задач урока, запись темы урока.
2. Фронтальный опрос.
- Что значит «обособить второстепенные члены предложения»?
- Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме?
- Какими знаками препинания выделяются обособленные члены предложения?
- На прошлом уроке мы работали с обособленными определениями. Посмотрите на схемы, расположенные на доске и вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения?
в) На открытом просторе бушевал ветер. ..…. и …… , он пронизывал путников до костей.
I.Новый материал.
1. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока называется «Обособленные приложения». Давайте вспомним, что такое приложение. Найдите в предложениях, написанных на доске, приложения.
Какой?
Ветер-шалун захлопнул калитку.
Какую?
Я выписываю газету «Колос»
- На какой вопрос отвечают приложения?
- Каким членом предложения являются? Какой частью речи выражены?
- Что обозначают?
- Найдите в таблице распространенные и нераспространенные приложения и слова, к которым они относятся.
Знакомство с правилом на стр.148.
В ходе дальнейшего наблюдения над случаями обособления приложений составляется таблица.
Обособляются:
любые приложения, относящиеся 1) Ровесники годами, близкие к личному местоимению; родственники, они почти никогда не
разлучались. (И.Тургенев)
нераспространенные и распро- 2) Я старался вообразить себе капи- страненные приложения, стоящие тана Миронова, моего будущего
после им. сущ. собственного; начальника, и представлял его
строгим, сердитым стариком.
Приложения, стоящие после 3) Березонька- беляночка, краса-
Приложения, имеющие при- 4) Смелый охотник, хорек нападает
чинное значение; на животных и крупнее его ( так как
смелый охотник)
Приложения, присоединяющиеся 5) собачка эта, по кличке Чибис, была
Словами по прозвищу, по имени, или, прелюбопытнейшим созданием.
по фамилии и пр.
2. Закрепление нового материала
Упр.293Комментированное письмо
III. Коррекция и контроль.
Приложения с союзом КАК.
Иванов, как лучший математик школы, участвовал в олимпиаде (оттенок причины = так как).
Иванов известен как лучший математик школы (значение «в качестве»).
2. Закрепление.
Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление. Желтая бабочка, лимонница, сидит на бруснике, сложив крылья в один лист. Упрямец во всем, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в чтении. Владимир Даль, ровесник и друг Пушкина и тоже писатель, по образованию врач, - автор «толкового словаря живого великорусскогоязыка». Один из сыновей, Миша, заведовал опытной ихтиологической станцией на озере Великом. Второй сын,Вася, - учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе.
3. Обобщение по теме урока.
- С чем сегодня познакомились на уроке?
- Какой частью речи выражено приложение?
- Когда обособляются приложения?
4. Запись домашнего задания: §50, упр.296.
5. Контроль по теме.
Самостоятельная работа (разноуровневые задания – лист с заданиями выдается каждому ученику).
Самостоятельная работа (учащийся сам выбирает задание)
На «3»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями.
Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.
На «4»: Из данных предложений выпишите предложения с обособленными приложениями. В выписанных предложениях расставьте знаки препинания.
Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.
На «5»: Данные предложения запишите в две группы – с обособленными определениями и обособленными приложениями. Расставьте знаки препинания.
Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. Сын лесника он родился и вырос в лесу. Пастер знаменитый учёный исследовал в своей лаборатории бактерии оспы. С моря поднималась туча чёрная и тяжёлая. Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.