kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме: "Работа в группах и парах на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в парах группах  является тем колоссальным ресурсом учебного процесса, который способен воспроизводить различные действия школьников. Ведь для того чтобы у ученика сформировать какие-либо действия, необходимо, чтобы ученик эти действия осуществлял. Если действия не производятся, то они и не формируются.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, учится обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Работа в парах  и малых группах на коллективных учебных занятиях протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия учеников, возникают дружеские отношения, ответственная зависимость и взаимоконтроль, повышается мотивация обучения, развивается самостоятельность. Спокойная доброжелательная обстановка на уроках вселяет уверенность в свои силы у каждого ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Работа в группах и парах на уроках русского языка и литературы"»

Работа в группах и парах на уроках русского языка и литературы.

Работа в парах группах  является тем колоссальным ресурсом учебного процесса, который способен воспроизводить различные действия школьников. Ведь для того чтобы у ученика сформировать какие-либо действия, необходимо, чтобы ученик эти действия осуществлял. Если действия не производятся, то они и не формируются.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, учится обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Работа в парах  и малых группах на коллективных учебных занятиях протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия учеников, возникают дружеские отношения, ответственная зависимость и взаимоконтроль, повышается мотивация обучения, развивается самостоятельность. Спокойная доброжелательная обстановка на уроках вселяет уверенность в свои силы у каждого ребёнка.

Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, т.к. в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы. На уроках литературы использую группы «артистов», «чтецов», «художников» для инсценирования эпизодов, картин из литературных произведений.

При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

На уроках литературы метод групповых проектов использую для закрепления темы «Художественные средства выразительности».

На протяжении нескольких уроков ученики знакомились с различными видами тропов. Для проверки степени усвоения материала, ученикам была предложена работа по анализу поэтического текста на предмет художественных средств выразительности. Работа проходила в группах. Каждая группа на этапе подготовке проекта должна была определить участников группы и подготовить проект: анализ стихотворения с точки зрения художественных средств выразительности (выявить в поэтическом тексте тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выступают перед классом со своей работой.

Организуя групповую форму работы на уроке, учитель должен стремиться не регистрировать отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создавать условия, при которых каждый ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. С этой целью нужно четко планировать материал, разработать перечень основных умений и навыков применительно к изучаемой теме, ориентировать учащихся на тот практический рубеж, который они должны овладеть. Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое цело. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал.

В устной работе  использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

С домашним заданием тоже можно поработать устно. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Часто на дом даю задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные, т.е. выполняют грамматическое задание.

Очень помогает работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Весна пришла», вторая группа – текст - описание «Весенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю весну?».

Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений. В начале урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Я пятого класса можно начинать работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…) Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Подоровская Любовь Вячеславовна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства