kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. От уровня развития личности, от активности его способа осмысления происходящего в обществе, зависит становление гражданских отношений в обществе и его демократизация. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справится с  этим лишь способностью памяти – активным, пассивным запоминанием все трудно и трудно, ибо всему есть предел, памяти тоже. Современная школа с трудом отходит с позиции запоминания знаний, потому что всё то, что предлагает дидактика это продолжение, усовершенствование, видоизменения способов обучения ХIХ-ХХ веков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» »












Обобщение опыта по теме:

«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»










Выполнили учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 33 г. Тамбова

Дорожкина Н. А. , Крюкова Г. А.,

Стародубова Л. А. , Суворина Э. Б.













Тамбов, 2015







Содержание


1. Информация об опыте……………………………….. 3-6

2. Технология опыта…………………………………….. 6-11

3. Результативность опыта………………………………11-13

4. Библиографический список………………………….. 13- 14

5. Приложение……………………………………………14

































1. Информация об опыте.


1.1.Тема опыта.


Но как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление, резервы которых используются не более 2-3%. Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.


1.2. Условия становления опыта.


Мы работаем в районе Белого Бака. Контингент детей очень сложный, более половины воспитываются в неполных семьях. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность. Родители, решая свои проблемы, приводят неподготовленных к учебной деятельности, не умеющих ни только писать и читать, но и не умеющих держать карандаш детей. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагогов – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из наших центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

И для того, чтобы включить ребёнка в учебный процесс, мы вкладываем немало сил. Ведь для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

1.3.Актуальность опыта.

В условиях начальной ступени проблема интеллектуального развития познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как интеллект является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

В современной российской школе знания осваиваются преимущественно вербально, и процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников. Поэтому перед учителем встает вопрос: как сделать, чтобы эти знания воспринимались эффективно на личностном уровне?

Для нас, приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:

  • личностно-ориентированный подход;

  • технология сотрудничества и развивающего обучения;

  • проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;

  • технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;

  • информационные системы и технологии.

В процессе работы с классом обозначаются противоре­чия между традиционными методами и формами обучения, ори­ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащих­ся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.

Можно выделить противоречие между общим снижением интеллекта учащихся и требованием общества – развитие интеллектуально- развитой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Таким образом, оптимизация интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом создаваемые педагогические условия не форсируют раннего обучения детей, не ведут к увеличению объёма учебного материала. Они лишь в максимальной степени используют те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладения ими основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся.

«Все дети способны» – такова наша ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе

1.5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период , когда одна из нас начала работать по учебникам комплекта «Начальная школа 21века» (руководитель проекта Н.Ф.Виноградова), уделяя особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, где школьник становится равноправным участником процесса обучения. Ведущей идеей УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой) является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе.


1.6. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.


1.7.Теоретическая база опыта.

Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать интеллектуальные способности младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В основе педагогического опыта лежат идеи П.Я.Гальперина, И.С.Якиманской, Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, Занкова Л.В.

Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, В.А.Сластенина. Особое внимание нами было обращено на методику Г. А. Бакулиной. Методика Бакулиной Г.А. основана на обучения русскому языку с применением средств субъективизации – качественно новым уровнем участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающим его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.

Организация обучения с применением средств субъективизации в процессе усвоения знаний младшими школьниками создает:

- оптимальные условия для реализации стандарта, особенно таких составляющих образованности, как деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентированная;

- условия для развития способностей ребенка;

- возможность выявить одаренных детей и предоставить им условия для самореализации

- возможность обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с разным уровнем развития;

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшее компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Сущность опыта заключается в создании условий для интеллектуального развития учащихся через внедрение комплексных интеллектуально- лингвистических упражнений


2. Технология описание опыта.


Целью нашей педагогической деятельности является создание оптимальных условий для интеллектуального развития младших школьников через систему комплексных интеллектуально- лингвистических упражнений.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1.      Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются  лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.      Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.      Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.      Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала.

Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы, приёмы и технологии:

  • Игровые технологии

- Создание игровых ситуаций.

  • Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

- Физкультминутки

- Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы,  упражнения на релаксацию

  • Педагогика сотрудничества

- Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

- Работа в группах, парах

  • Проблемное обучение

  • Гуманно – личностная технология

- Создание ситуации успеха

  • Информационно-коммуникативные технологии

-Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской

- Разноуровневые задания на ПК.

  • Компетентностно- ориентированное обучение

- Исследовательская работа в группах., парах

  • Развивающее обучение

- Задания на развитие общеинтеллектуальные умений

–Сравнения, мышления, конкретизации, обобщения 

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.


В соответствии с общей направленностью опыта у учащихся формируются следующие компетенции: здоровьесберегающая, информационная, коммуникативно-речевая, учебно-познавательная, социокультурная. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постоянно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Формирование компетенций осуществляется в ходе работы по передаче теоретических знаний по русскому языку, здоровьесбережению, реализации системы практических заданий, работе по выработке навыков работы со справочной литературой, с использованием различных источников информации, работе по формированию навыков общения, социализации школьников. Школьники учатся давать оценку учебно-познавательной деятельности, делать выводы на уровне обобщения.


Мы считаем, что в развитии интеллектуальных способностей младших школьников необходима именно  система, поскольку эпизодический характер упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. Поэтому слова выдающегося педагога наших дней В.А.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью, стали девизом  нашей педагогической деятельности.


Наша система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

  Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

     Изменение содержания осуществляется за счет:

•  введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобще­ния изученного;

• увеличения масштаба использования пословиц, погово­рок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

• расширения объема работы с понятиями и терминами;

•включения в содержание уроков различных видов тек­стов воспитательно-познавательного характера.

Упражнения объединены общей целью, соотносящейся с коммуникативно-деятельным подходом к речевому развитию учащихся. В их основу положены речевые умения, основным из которых является умение создавать речевые высказывания.

Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников.


Комплексность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Большое место в данной методике отводится развитию логического мышления учащихся.

Обновленное содержание обучения через использование на уроке комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

В системе упражнений мы активно используем физкультминутки. Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Она представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбирается 12 – 15 языковых единиц по изучаемой теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научный подход к язы­ку как системе знаков.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь - это реализация языка в конкретной речевой ситуа­ции. Значит, научить правильной речи - это научить правиль­ному выбору языковых средств исходя из условий речевой си­туации. Поэтому предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитыва­ются упражнения для самостоятельного моделирования и кор­ректировки различных текстов

Изменён взгляд в системе и на учётно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов. Функция контроля знаний здесь также сочетается с интеллектуальным развитием учащихся. Так, для проведения словарного диктанта учитель подбирает необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Значительное место в формировании речеведческих и интеллектуальных качеств отводится текстовым упражнениям, когда обучающиеся полнее и точнее понимают значение и назначение языковой единицы (слова, словосочетания, предложения, текста) и имеют перед собой образец для развития собственной речи. Прежде всего, подбираются для анализа и разбора тексты, имеющие воспитывающее - познавательный характер, что позволяет воздействовать и на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку.

Планируя свою работу, мы старались подбирать такие задания, которые предусматривают постепенное овладение такими приёмами мыслительной деятельности, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ наблюдаемых объектов, синтез, сравнение их, обобщение, конкретизация .

Постепенно дети не только овладевают приёмами учебной работы, но и полностью осознают цель и особенности их использования. В дальнейшем они применяют их самостоятельно для открытия новых знаний или успешного применения ранее усвоенных знаний в новых условиях, что является основным показателем продвижения личности в умственном развитии.

Подобного типа упражнения позволяют расширить масштабы творческой деятельности на уроках, делают ее разноплановой, неординарной. Наряду с усвоением изучаемой темы осуществляется сопутствующее, но основательное повторение ранее изученного, увеличивается объем проработанного материала, улучшается качество приобретаемых обучающимися лингвистических знаний, умений и навыков.

Используя элементы информационных технологий, можно организовать работу на уроке с применением мультимедийного проектора или компьютера при работе с текстами различных стилей, при исследовании, комплексном анализе текста. Это позволят увеличить объем работы, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход на уроке, при этом использовать весь набор различных видов упражнений, организовывать работу в соответствии с типом и структурой урока (об этом шла речь выше). Занятия по русскому языку в компьютерном классе проводятся с использованием следующих основных методических приемов: изучение и закрепление теоретического материала, выполнение тренировочных упражнений, диагностика пробелов в знаниях школьников, фиксированный программный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль, работа над ошибками в форме компьютерного контроля и самоконтроля, повторный компьютерный контроль.

Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет обучающихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечет за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала.

Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция – это не только "дар божий". Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач.

Направленность работы на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

Опыт работы показывает, что при правильном и систематическом использовании методики обучения средствами субъективизации, при интенсивном использовании элементов информационных. Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет обучающихся тщательно и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечет за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала.


технологий возрастает интерес обучающихся к урокам русского языка, интенсивно развивается их речь, резко повышается орфографической и пунктуационной грамотности, интенсифицируется их интеллектуальное и речевое развитие. Изучение русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения

Школьники овладевают умениями работать со справочным материалом, вести поиск необходимого материала, находить несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать собеседника, делать обобщения и выводы. Ученики находятся в постоянном творческом поиске, прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя.


3. Результативность опыта


Для проверки результатов  мы использовали метод наблюдения. Дети из наших классов стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Всё это отразилось на качестве усвоения учебного материала, что примерно составляет 65-70% со 100% успеваемостью. Во всех классах появились за это время призёры на региональном уровне в конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ»


Русский язык стал любимым предметом



Русский язык

Любимый %

Нелюбимый %


До опыта

После опыта

До опыта

После опыта

4А Н. А. Дорожкина

64

83,2

36

16,8

3А Э. Б. Суворина

60

84

40

16

2А Л. А. Стародубова

62

82,8

38

17,2

2Б Г. А. Крюкова

61,5

81,7

38,5

18,3


Люблю предмет потому, что:

%

Не люблю предмет потому, что:

%

1. Данный предмет интересен

82,9

1. Данный предмет не интересен

17,1

2. Нравится, как преподает учитель

90,5

2. Не нравится, как преподает учитель

9,5

3. Предмет нужно знать всем

92

3. Предмет не нужно знать всем

8

4. Предмет нужен для будущей работы

52

4. Предмет не нужен для будущей работы

48

5. Предмет заставляет думать

91,5

5. Предмет не заставляет думать­

8,5

6. Предмет требует наблюдательности, сообразительности

68

6. Предмет не требует наблюдательности, сообразительности

32

7. Товарищи интересуются этим предметом

74,88

7. Товарищи не интересуются этим предметом

25,12

8. Родители считают этот предмет важным

98

8. Родители не считают этот предмет важным

2

10. Учитель часто хвалит

86

10. Учитель редко хвалит

14

11. Учитель интересно объясняет

98

11. Учитель не интересно объясняет

2

12. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

78

12. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

22

13. Просто интересно

89,2

13. Просто не интересно

10,8

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности, учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста. Не нужно забывать, что эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество. Формирование гармонического склада ума – одна из основных задач педагогического процесса.

Учебный материал носит проблемный характер. Задания, предлагаемые учащимся, представляют проблемную задачу. Такая задача является искусственной педагогической конструкцией, поскольку в учебном процессе используются те проблемные задачи, которые уже решены обществом и это решение уже знает учитель. Для ученика же задача выступает как субъективная проблема.

Если учебный материал имеет проблемный характер, а у детей нет базы для решения абстрактно-мыслительной творческой задачи, то в этом случае учитель так должен построить задание, чтобы условия задачи стали доступны непосредственному восприятию учащихся или могли быть ими зрительно представлены.

4. Библиографический список.

1. Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребёнка. Пер. с англ. Л.И. Кравцовой. – М., 1997.

2. Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений на уроках русского языка // Нач. школа. 2003. №1. С. 32.

3. Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации // Нач. школа. 2004. № 12. С. 19.

4. Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка // Нач. школа. 1999. № 8. С. 83.

5. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Нач. школа. 2000. № 11. С. 54.

6. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка – М.: АСТ : Астрель. 2002.

7. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М., 1996.

8. Всё о младшем школьнике / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: « Вентана – Граф», 2004.

9. Зак А.З. Развитие умственных способностей. – М., 1994

10. Ларских З. П. О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4


11. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М., 1997

12. Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996

13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.

14 Сайты Интернета

http://revolution.allbest.ru/sociology/

http://www.childpsy.ru/dissertations/id/

http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/

http://festival.1september.ru


15. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

16. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. – М.: Дрофа, 1999.

17. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ.2000.

18. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением. Екатеринбург. 1997.


5. Приложение представлено брошюрой «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», в которую мы включили комплексные лингвистические упражнения по всем классам по основным темам курса.







14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Дорожкина Наталия Александровна, Суворина Эмма Борисовна, Стародубова Любовь Александровна, Крюкова Галина Анатольевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по курсу "Развитие речи"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-kursu-razvitiie-riechi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126725"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415207806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства