Менторинг - длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. (Руководство для учителя, 2012, стр.232)
Многолетний опыт показывает, что учителю традиционной школы приходится нелегко в преодолении барьеров в обучении. Нужен наставник, но не тот, который навязывается сверху, а наставник добровольный, убеждённый в правоте своих решений и действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О процессе менторинга одного коллеги »
Аналитический отчёт о процессе менторинга одного коллеги
Менторинг - длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. (Руководство для учителя, 2012, стр.232)
Многолетний опыт показывает, что учителю традиционной школы приходится нелегко в преодолении барьеров в обучении. Нужен наставник, но не тот, который навязывается сверху, а наставник добровольный, убеждённый в правоте своих решений и действий.
В начале моей практики в школе я встретилась с учительницей русского языка и литературы Ибрагимовой М.Т. В ходе нашей беседы выяснилось, что учительница видит ряд проблем в обучении. Её особенно волнует то, что ученики на уроках не говорят, так как сильно комплексуют из-за языкового барьера. Многие ученики пассивны, нет интереса к изучению языка. В свою очередь я рассказала о кембриджском подходе к процессам преподавания и обучения, об эффективности новых подходов. Предложила совместно поработать над преодолением барьеров, используя новые подходы в обучении, на что Мухаббат Тургунбаевна охотно согласилась.
Мы сделали видеозапись урока подопечного, проведённого по традиционной методике. После урока совместно с подопечным проанализировали процесс преподавания и обучения. Анализ урока показал: в ходе урока основная часть класса очень пассивна, ответы учеников неполные, очень мало говорят, скудный словарный запас, не было заданий на анализ, синтез и оценивание. Предложила подопечному подумать о причинах существующих проблем. Среди причин учительница назвала низкую мотивацию, отсутствие заданий с использованием ИКТ, отсутствие интереса к уроку. Исследуя урок, пришли к выводу, что следует интегрировать новые методы и приёмы – групповую работу, работу в парах, технологию диалогического обучения, работать над постановкой вопросов с целью развития критического мышления.
Совместно разработали план урока на тему «Слог. Ударение». Запланировали групповую работу и работу в парах, разработали задания различных уровней, поработали над типологией вопросов по таксономии Блума.
Вначале класс был разделён на две равносильные группы, при этом учитель учёл психологическую совместимость учеников. Была проведена физкультурная минутка с целью эмоционального настроя с использованием ИКТ. С целью проверки домашнего задания был проведён блиц-опрос. Затем ученики разыграли сценку, заранее подготовленную при помощи учителя, чтобы подвезти учащихся самостоятельно сформулировать новую тему. Новая тема была сформулирована при помощи учителя. Информацию по новой теме, по заданию учителя, учащиеся добывали самостоятельно из учебника. Затем были задания, которые выполнялись индивидуально и в парах. Работа над текстом была проведена в группах и после был составлен постер. В конце урока была проведена рефлексия.
После урока, совместно просмотрев видеосъёмку, проанализировали эффективность структуры урока, методов и приёмов, использованных на уроке. Сразу были видны положительные стороны групповой работы. Ученики заметно активизировались, осмелели, начали говорить. Важной функцией группы является то, что она даёт чувство безопасности, защищает от одиночества, пессимистических чувств и беспомощности. В процессе групповой работы развивался диалог в форме «ученик-ученик». Ребята совместно добывали знания, обсуждали и работали над заданиями. В каждой группе определился лидер, при работе в парах определились ведущие. Этап вызов был проведён грамотно и ученики при помощи наводящих вопросов сформулировали новую тему. Во время этапа осмысления были даны разно- уровневые задания (задания для одарённых, средне и слабоуспевающим ученикам). Также была работа над заданиями на применение, анализ и синтез. В процессе работы над текстом на вопросы низкого уровня ученики отвечали легко и быстро, но вопросы высокого уровня для них оказались сложными, хотя были попытки ответить на них. Рефлексия проведена в устной форме, которая показала уровень восприятия нового материала. Как обратная связь был использован приём «Смайлики», который отражал «голос ученика» о «новом уроке».
На последующих уроках была использована технология диалогического обучения с целью развития навыка говорения, выражения.Так на втором уроке был применён метод « Чтение с остановками». Работали над повествовательным текстом «Горячий камень». Так как данный приём содержит все стадии технологии уже на стадии вызова, на основе лишь заглавия текста, ученики предположили о чём будет текст. На стадии осмысления, каждый раз познакомившись с определённой частью текста, ребята говорили свои предположения о том, что будет дальше. Варианты были интересные, ученики начали отвечать обдуманно, проявляя творческий подход. Радовало то, что ученики начали говорить. Но всё же дать оценку поступкам героев для пятиклассников удаётся с определёнными трудностями. На уроке эффективно использованы средства ИКТ.
Совместно с подопечным проанализировали проведённый урок. Мой подопечный был очень доволен результатами данного урока. Он увидел, как возрос у учеников интерес к предмету, повысилась активность, ребята работали в группах, парах и индивидуально. В классе царил положительный эмоциональный настрой. В групповой работе дети чувствовали поддержку друг друга.
После всех проведённых уроков мы беседовали с Мухаббат Тургунбаевной об эффективности процесса менторинга. Наставничество за такой короткий срок дало положительные результаты. Моя подопечная стала анализировать каждый свой урок, намечая следующие действия для решения той или иной проблемы в процессе урока. Апробировала такие приёмы как «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы», «Приём Джигсо». Увидела как положительные результаты, так и неудачи, которые были в ходе последовательных уроков. Мухаббат Тургунбаевна стала смело проводить уроки по новому, умело организовывать различные формы работ (групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа). Нехватка времени было серьёзным препятствием в ходе реализации запланированных заданий. Она поставила перед собой цель научиться рационально использовать время.
Также Мухаббат Тургунбаевна убедилась в эффективности использования информационных технологий в активизации познавательной и рефлексивной деятельности учеников, в том, что применение ИКТ позволяет сократить потерю времени, пробуждает интерес к уроку, повышает мотивацию, развивает речь. Она поняла насколько важно в течение урока сохранять положительный эмоциональный настрой учеников, который достигается физкультурными минутками, а также познавательными играми с использованием средств ИКТ.
Пробуя себя в роли ментора я поняла, что процесс менторинга требует серьёзного подхода. Чтобы выступить в роли ментора учитель должен профессионально овладеть стратегиями, методами и приёмами, которые он предлагает своему подопечному для решения той или иной проблемы.
Ещё одним значимым фактором в менторинге является добровольное согласие подопечного, его желание и убеждение внести изменение в процесс обучения, это умение работать в содружестве. Это кропотливая работа, основанная на доверительных отношениях ментора и подопечного. И мне очень приятно, что между мной и моим подопечным сложились именно такие отношения. Результатом своей работы в процессе менторинга считаю, во-первых, убеждение моего подопечного в эффективности апробированных методов, первые положительные результаты на уроках с применением новых приёмов, достаточно умелое использование ИКТ.
Планы на будущее довольно серьёзные. В содружестве с Мухаббат Тургунбаевной мы решили продолжать работу над усовершенствованием техники применения отработанных приёмов, апробировать ещё и другие новые приёмы с целью внесения изменений в процесс урока. Я думаю, что наше дальнейшее сотрудничество будет успешным и плодотворным.