После прохождения курсов на базе Кембрижского университета в нашей гимназии было создано сетевое сообщество учителей-практиков, ознакомленных с программой 1 уровня. Для того чтобы осмыслить происходящие изменения, необходимо было подвести итоги всем мероприятиям, проведенным в школе за определенный период. Как следует из Руководства для учителя «…сетевые сообщества школ положительно влияют на достижения учащихся, если директора школ активно вовлечены и полностью привержены заложенным в основу их функционирования принципам». Хочется отметить, что директор нашей гимназии еще на периоде сбора данных обещала оказывать содействие тем преобразованиям, которые собирались провести мы, учителя, проходившие курсы ЦПМ. Нам была предоставлена вся необходимая документация школы, а после бесед, анкетирования учителей, учеников, родителей выявлена проблема школы – оценивание в обучении. Проведенное анкетирование показало, что у 14% учителей нашей гимназии отсутствует мотивация к нововведениям, удовлетворенных работой и не желающих преобразований-28%, убежденных в том, что во введении новых методов нет необходимости-8%, но открытых к изменениям, стремящихся совершенствовать свою методику преподавания-50%, а уровень восприимчивости педагогов к новому-68-допустимый. Следовательно, на базе нашей школы можно было апробировать новую методику. В соответствии с выявленной проблемой были составлены мероприятия, необходимые для введения новых методов и подходов. Конечно, я отчетливо понимала, что внести какие-то глобальные преобразования в преподавание своих коллег я не смогу, но даже если « идти мелкими шагами, то все равно дойдешь к цели»- гласит мудрая пословица. Поэтому согласно составленному мною плану развития, я начала с коучингов. У меня была собрана небольшая команда из 4 человек, впоследствии к нам примкнула учительница из другой школы.
Коучинги в нашей гимназии раннее не проводились, и поэтому коллеги вначале с недоверием отнеслись к данному мероприятию. Постаралась первый коучинг провести интересно с использованием игровых моментов и уже на этой стадии показала коллегам проведение всех семи модулей Программы. Таким образом, у меня появились единомышленники, которые впоследствии стали самостоятельно внедрять новые методы и подходы в обучении. Я и сама проводила уроки по русскому языку и литературе в 5-х,8-х,11-х классах по новым технологиям. Конечно, вначале у меня на уроках было шумно, особенно в 5 классе, но постепенно дети начинали привыкать к групповой работе, взаимооцениванию и самооцениванию, саморегуляции, и я поняла, что та системность, на которой построена Программа, постепенно начнет давать свои результаты.
Коучинги-это те мероприятия, на которых можно было ненавязчиво познакомить коллег с нововведениями, и здесь многое зависит от личности коуча. Как я писала в отчете Д, первый коучинг не принес ощутимых результатов, так как обилие теоретического материала сделало мероприятие скучным, и это сказалось на активности участников (в коучинге участвовало 8 человек). В первую очередь я сама постаралась извлечь из неудавшегося коучинга все ошибки, допущенные при планировании. Хотя в менторинге я старалась поддержать коуча, тем не менее, Н. отказалась в дальнейшем проводить коучинги, хотя, как я заметила, с удовольствием продолжала работать в команде. Постепенно моя команда пополнилась еще одним членом - психологом, ее поддержка и советы помогли мне в дальнейшей работе. После проведенного коучинга по теме «Критериальное оценивание», коуч Ж. в обратной связи провела анкетирование. При обработке анкет было видно, что коллеги заинтересовались данной темой, пятеро решили апробировать его на своих уроках. Я посетила урок информатики и математики и убедилась, что учителя вводят новые подходы в свою практику. К сожалению, в личной беседе с учителями П. и М. я поняла, что необходимо знакомить учителей со всеми модулями, так как необходимо было проводить уроки по новым технологиям систематически. Во время менторинга я похвалила Ж. за хорошо продуманный план коучинга, подобранные ресурсы, но обратила внимание на то, что необходимо проводить мероприятия в установленные при планировании сроки. Я посетила также ее урок информатики и убедилась, что Ж. прекрасно понимает ключевые идеи Программы, «…процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков» (из Руководства для учителя стр.101). Менторинг с Ж. меня порадовал, так как она изъявила желание продолжать процесс коучинга и даже предложила свою тему по интересующей нас проблеме.
Как я писала выше, в моей команде появилась учитель из школы №16. Она обучается на 2 уровне, проводит коучинги, но остро нуждается в менторе. Я посетила коучинги И. на тему: «Формативное и суммативное оценивание», «Диалоговое обучение и взаимооценивание». И. работает в начальной школе, уроки проводит эмоционально, интересно, дети с удовольствием работают по новым технологиям. При проведении менторинга я поблагодарила И. за активную работу, дала некоторые практические советы. Я уверена, что И. будет продолжать внедрять новые методы и подходы в свою практику и реализовать программу развития школы. Коуч И. предоставила отчет по проведенным коучингам, где детально описала свою работу, свои плюсы и минусы в работе. Отрадно, что коуч И. будет работать в нужном направлении, привлекая коллег к изучению Программы и внедряя в свою работу новые методы и подходы. Посетила я также и ее урок русского языка на тему: «Синонимы». В условиях групповой работы учитель использовала элементы критического мышления, взаимооценивание, синквейн, мозговую атаку, составление кластера. Обратная связь показала, что учитель добилась цели, рефлексирует и упорно идет к цели.
Для того чтобы определить в правильном ли направлении я иду и каковы результаты уже проведенной работы, решила провести анкетирование учителей. На производственном совещании было предложено анкетирование небольшой группы учителей из числа посещающих коучинги. Именно их мнение было мне особенно важно. Вопросы, предложенные учителям, касались именно тех преобразований, которые необходимы были для внедрения новых методов и подходов.
1.Каково на ваш взгляд соотношение объема времени, когда говорите вы, по времени, когда говорят ученики во время урока?
2.Как часто ученикам предоставляется возможность поговорить друг с другом?
3.Насколько комфортно будете чувствовать вы себя, если ученики не будут сидеть строго на своих местах во время урока?
4. Какой порядок установлен Вами в классе для предоставления возможности ученикам задавать вопросы? Какие методы Вы используете для этой цели?
При мониторинге были выявлены следующие результаты: 72% учителей из 12 респондентов задумались над соотношением объема времени, когда говорят ученики и учитель. Если в начале учебного года учителя отрицательно отнеслись к возможности учеников разговаривать друг с другом на уроке, то теперь 81% учителей ответили, что предоставят ученикам такую возможность при условии, если их общение будет ограничено временем, отведенным на групповую работу. А вот комфорт учителя, оказывается, зависит от того как сидят ученики на уроке. 50% учителей ответили утвердительно. Ломать стереотипы очень сложно. Как я писала еще во втором отчете, 89% учителей работают по наработанной традиционной методике, и меняться всегда сложно. А вот отвечать на вопросы на уроках любят все учителя (100%), особенно если они касаются изучаемого материала, используя, в основном кумулятивную беседу. На коучинге же была показана исследовательская беседа, и учителя согласились, что этот метод гораздо деятельнее, так как «идеи каждого ученика расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию». ( из Руководства для учителя стр.126)Таким образом, опросник показал, что учителя заинтересовались Программой, а это я тоже считаю, хоть и маленьким, но результатом. Ещё одним подходом, который дал неожиданные, но такие полезные результаты стал Lesson Study.
Я уже писала в предыдущем отчете о том, как проходила подготовка к Lesson Study, как набиралась команда и какова цель этого подхода, но я не касалась результатов. Наблюдение проводилось за тремя детьми 5 класса с различной степенью подготовки. После проведения двух уроков команда во главе с психологом была собрана для обмена мнениями по результатам исследования. Результаты оказались неожиданными: ученик со слабой мотивацией и подготовкой, увидев нацеленную видеокамеру, неожиданно активизировался, в то же время ученица, со средним уровнем подготовки, растерялась и, хотя в группе была генератором идей, выходить защищать проект отказалась. Отличника же подвела самоуверенность, и он не смог выполнить все задания учителя, так как отказался работать в группе. После обмена наблюдениями учителя приняли решения в отношении наблюдаемых учеников. Слабому ученику необходимо внимание, что может его активизировать на выполнение трудных задач. Среднему по уровню успеваемости необходимо постоянно повышать самооценку, а отличнику давать задания более сложного порядка. Затем исследователи сравнили прогнозируемые результаты с полученными с «последующим установлением причин произошедших наблюдений». ( Из Руководства для учителя стр.147). Сами исследователи были заинтересованы полученными результатами и решили запланировать следующий виток исследований, согласуя изменения в подходах обучения, школьной программе. Ведь правильно организованная групповая учебная деятельность, основанная на осознании учащимися общей цели, на взаимопомощи, взаимоконтроле и взаимообучении, обеспечивает каждому школьнику максимальную активность и самостоятельность.
Подводя итоги своей работы, я запланировала проведение «Мастер-класс», к которому готовилась очень тщательно. Цель данного мероприятия: отчет о работе по внедрению новых методов и подходов в процесс обучения, познакомить участников встречи с полученными результатами прохождения практики, расширить круг учителей, внедряющих новые подходы обучения в своей работе.
Ожидаемые результаты: участники встречи познакомятся с полученными результатами практики, как можно больше слушателей заинтересуются новыми методами и подходами в обучении для применения их в своей практике, планирование нового витка развития школы.
В начале мероприятия познакомила учителей со сбором данных о школе, показала видео интервью, рассказала о семи модулях Программы и применении новых методов в обучении. Постаралась сделать свое выступление ярким, красочным. Рассадила участников по группам согласно выбранному стикеру цветовой гаммы. Предложила просмотр видеоролика «Вместе мы сила» с целью показа значения пользы коллективного труда для совместной работы в деле обучения. Затем в группах обсудили, определили и схематично изобразили на постере значимость каждого члена нашего коллектива («Дерево успеха»). Далее последовал отчет моей команды о проделанной работе, о внесении изменения в план развития школы, показ видеосюжетов с проведенных коучингов, Lesson Study.Обсуждение в группах: применение показанных методов и приемов в практике. Закончили свое выступление показом видеоролика «Как нужно добиваться цели» для поднятия настроения. После такого выступления равнодушных в аудитории не было. Завуч нашей гимназии, которая в начале практики отнеслась скептически к проведению коучингов, наконец-то заинтересовалась нашей работой и обещала в будущем содействовать всем начинаниям и внесенным преобразованиям в план развития гимназии.
Исследование, проводимое мною, было бы неполным без «голоса ученика». Я записала несколько видеороликов с выступлениями учеников, которые говорят об уроках по новой методике. Дети высказывают принципиальную точку зрения, не всем ученикам нравится работать в группах, особенно если в группу попадают сразу несколько лидеров, поэтому учителю нужно особенно продумывать построение урока и SMART цели, чаще советоваться с психологом. «Учителя должны проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся навыков обучения тому, как учиться». (Из Руководства для учителя стр.106) Но в основном отзывы были положительные. Детям нравится общаться на уроках друг с другом, получая все необходимые знания и навыки, а для этого учитель должен постоянно усовершенствоваться.
Для того, чтобы убедиться, что внесенные преобразования являются эффективными, провела в конце практики диагностику «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе». Предложила учителям внимательно ознакомиться с диагностической картой и отнести себя к той или иной группе. В диагностировании принимали участие 38 респондентов. Результаты были таковы:
Группа А.. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск. 10%
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим. 26%
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.25%
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей. 27%
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений. 12%
Как видно из полученных данных, 39% респондентов воспринимают новое только тогда, когда его вопринимает большинство учителей. Большинство же (61%) интересуются новшествами и готовы к изменениям. Если сравнить этот результат со сбором стартовых возможностей, то можно заметить, что процент открытых к нововведениям коллег повысился, хоть и немного, но все-таки в сторону возрастания. А это еще раз убеждает меня в том, что я нахожусь на правильном пути.
Изменения, которые произошли в гимназии за небольшой период нашей практики, нельзя назвать значительными. Ведь для того, чтобы получить какой-то результат, сломать то, что было наработано годами, нужно время. Но, тем не менее, эти изменения прослеживаются. В школе активно стали проводится коучинги, появилась команда единомышленников, убежденная в необходимости перемен, стали внедряться в практику новые методы и подходы, уроки, на мой взгляд, становятся интереснее, коллеги задумались о повышении квалификации внутри школы. Да, эти изменения коснулись пока только небольшой группы людей, но нас, обучающихся на 1 уровне ЦПМ, четверо и у каждого своя команда. Мы постоянно общаемся, поддерживая друг друга, а ведь, как известно, общие цели и ценности в основе лидерской позиции учителя являются значимым условием для создания эффективных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Послекурсовая работа: преобразования и их эффективность
После прохождения курсов на базе Кембрижского университета в нашей гимназии было создано сетевое сообщество учителей-практиков, ознакомленных с программой 1 уровня.. Конечно, я отчетливо понимала, что внести какие-то глобальные преобразования в преподавание своих коллег я не смогу, но даже если « идти мелкими шагами, то все равно дойдешь к цели»- гласит мудрая пословица. Поэтому согласно составленному мною плану развития, я начала с коучингов. У меня была собрана небольшая команда из 4 человек
Коучинги в нашей гимназии раннее не проводились, и поэтому коллеги вначале с недоверием отнеслись к данному мероприятию. Постаралась первый коучинг провести интересно с использованием игровых моментов и уже на этой стадии показала коллегам проведение всех семи модулей Программы. Таким образом, у меня появились единомышленники, которые впоследствии стали самостоятельно внедрять новые методы и подходы в обучении. Я и сама проводила уроки по русскому языку и литературе в 5-х,8-х,11-х классах по новым технологиям. Конечно, вначале у меня на уроках было шумно, особенно в 5 классе, но постепенно дети начинали привыкать к групповой работе, взаимооцениванию и самооцениванию, саморегуляции, и я поняла, что та системность, на которой построена Программа, постепенно начнет давать свои результаты.
Коучинги-это те мероприятия, на которых можно было ненавязчиво познакомить коллег с нововведениями, и здесь многое зависит от личности коуча. Первый коучинг не принес ощутимых результатов, так как обилие теоретического материала сделало мероприятие скучным, и это сказалось на активности участников (в коучинге участвовало 8 человек). В первую очередь я сама постаралась извлечь из неудавшегося коучинга все ошибки, допущенные при планировании. После проведенного коучинга по теме «Критериальное оценивание», коуч Ж. в обратной связи провела анкетирование. При обработке анкет было видно, что коллеги заинтересовались данной темой, пятеро решили апробировать его на своих уроках. Я посетила урок информатики и математики и убедилась, что учителя вводят новые подходы в свою практику. К сожалению, в личной беседе с учителями П. и М. я поняла, что необходимо знакомить учителей со всеми модулями, так как необходимо было проводить уроки по новым технологиям систематически.
Посетила я также и урок русского языка на тему: «Синонимы». В условиях групповой работы учитель использовала элементы критического мышления, взаимооценивание, синквейн, мозговую атаку, составление кластера. Обратная связь показала, что учитель добилась цели, рефлексирует и упорно идет к цели.
Для того чтобы определить в правильном ли направлении я иду и каковы результаты уже проведенной работы, решила провести анкетирование учителей. На производственном совещании было предложено анкетирование небольшой группы учителей из числа посещающих коучинги. Именно их мнение было мне особенно важно. Вопросы, предложенные учителям, касались именно тех преобразований, которые необходимы были для внедрения новых методов и подходов.
1.Каково на ваш взгляд соотношение объема времени, когда говорите вы, по времени, когда говорят ученики во время урока?
2.Как часто ученикам предоставляется возможность поговорить друг с другом?
3.Насколько комфортно будете чувствовать вы себя, если ученики не будут сидеть строго на своих местах во время урока?
4. Какой порядок установлен Вами в классе для предоставления возможности ученикам задавать вопросы? Какие методы Вы используете для этой цели?
При мониторинге были выявлены следующие результаты: 72% учителей из 12 респондентов задумались над соотношением объема времени, когда говорят ученики и учитель. Если в начале учебного года учителя отрицательно отнеслись к возможности учеников разговаривать друг с другом на уроке, то теперь 81% учителей ответили, что предоставят ученикам такую возможность при условии, если их общение будет ограничено временем, отведенным на групповую работу. А вот комфорт учителя, оказывается, зависит от того как сидят ученики на уроке. 50% учителей ответили утвердительно. Ломать стереотипы очень сложно. 89% учителей работают по наработанной традиционной методике, и меняться всегда сложно. А вот отвечать на вопросы на уроках любят все учителя (100%), особенно если они касаются изучаемого материала, используя, в основном кумулятивную беседу. На коучинге же была показана исследовательская беседа, и учителя согласились, что этот метод гораздо деятельнее, так как «идеи каждого ученика расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию». Ещё одним подходом, который дал неожиданные, но такие полезные результаты стал Lesson Study.
Наблюдение проводилось за тремя детьми 5 класса с различной степенью подготовки. После проведения двух уроков команда во главе с психологом была собрана для обмена мнениями по результатам исследования. Результаты оказались неожиданными: ученик со слабой мотивацией и подготовкой, увидев нацеленную видеокамеру, неожиданно активизировался, в то же время ученица, со средним уровнем подготовки, растерялась и, хотя в группе была генератором идей, выходить защищать проект отказалась. Отличника же подвела самоуверенность, и он не смог выполнить все задания учителя, так как отказался работать в группе. После обмена наблюдениями учителя приняли решения в отношении наблюдаемых учеников. Слабому ученику необходимо внимание, что может его активизировать на выполнение трудных задач. Среднему по уровню успеваемости необходимо постоянно повышать самооценку, а отличнику давать задания более сложного порядка. Затем исследователи сравнили прогнозируемые результаты с полученными с «последующим установлением причин произошедших наблюдений. Сами исследователи были заинтересованы полученными результатами и решили запланировать следующий виток исследований, согласуя изменения в подходах обучения, школьной программе. Ведь правильно организованная групповая учебная деятельность, основанная на осознании учащимися общей цели, на взаимопомощи, взаимоконтроле и взаимообучении, обеспечивает каждому школьнику максимальную активность и самостоятельность.
Подводя итоги своей работы, я запланировала проведение «Мастер-класс», к которому готовилась очень тщательно. Цель данного мероприятия: отчет о работе по внедрению новых методов и подходов в процесс обучения, познакомить участников встречи с полученными результатами прохождения практики, расширить круг учителей, внедряющих новые подходы обучения в своей работе.
Ожидаемые результаты: участники встречи познакомятся с полученными результатами практики, как можно больше слушателей заинтересуются новыми методами и подходами в обучении для применения их в своей практике, планирование нового витка развития школы.
В начале мероприятия познакомила учителей со сбором данных о школе, показала видео интервью, рассказала о семи модулях Программы и применении новых методов в обучении. Постаралась сделать свое выступление ярким, красочным. Рассадила участников по группам согласно выбранному стикеру цветовой гаммы. Предложила просмотр видеоролика «Вместе мы сила» с целью показа значения пользы коллективного труда для совместной работы в деле обучения. Затем в группах обсудили, определили и схематично изобразили на постере значимость каждого члена нашего коллектива («Дерево успеха»). Далее последовал отчет моей команды о проделанной работе, о внесении изменения в план развития школы, показ видеосюжетов с проведенных коучингов, Lesson Study.Обсуждение в группах: применение показанных методов и приемов в практике. Закончили свое выступление показом видеоролика «Как нужно добиваться цели» для поднятия настроения. После такого выступления равнодушных в аудитории не было.
Исследование, проводимое мною, было бы неполным без «голоса ученика». Я записала несколько видеороликов с выступлениями учеников, которые говорят об уроках по новой методике. Дети высказывают принципиальную точку зрения, не всем ученикам нравится работать в группах, особенно если в группу попадают сразу несколько лидеров, поэтому учителю нужно особенно продумывать построение урока и SMART цели, чаще советоваться с психологом. «Учителя должны проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся навыков обучения тому, как учиться». (Из Руководства для учителя стр.106) Но в основном отзывы были положительные. Детям нравится общаться на уроках друг с другом, получая все необходимые знания и навыки, а для этого учитель должен постоянно усовершенствоваться.
Для того, чтобы убедиться, что внесенные преобразования являются эффективными, провела в конце практики диагностику «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе». Предложила учителям внимательно ознакомиться с диагностической картой и отнести себя к той или иной группе. В диагностировании принимали участие 38 респондентов. Результаты были таковы:
Группа А.. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск. 10%
Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим. 26%
Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.25%
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей. 27%
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений. 12%
Как видно из полученных данных, 39% респондентов воспринимают новое только тогда, когда его вопринимает большинство учителей. Большинство же (61%) интересуются новшествами и готовы к изменениям. Если сравнить этот результат со сбором стартовых возможностей, то можно заметить, что процент открытых к нововведениям коллег повысился, хоть и немного, но все-таки в сторону возрастания. А это еще раз убеждает меня в том, что я нахожусь на правильном пути.
Изменения, которые произошли в гимназии за небольшой период нашей практики, нельзя назвать значительными. Ведь для того, чтобы получить какой-то результат, сломать то, что было наработано годами, нужно время. Но, тем не менее, эти изменения прослеживаются. В школе активно стали проводится коучинги, появилась команда единомышленников, убежденная в необходимости перемен, стали внедряться в практику новые методы и подходы, уроки, на мой взгляд, становятся интереснее, коллеги задумались о повышении квалификации внутри школы. Да, эти изменения коснулись пока только небольшой группы людей, но нас, обучающихся на 1 уровне ЦПМ, четверо и у каждого своя команда. Мы постоянно общаемся, поддерживая друг друга, а ведь, как известно, общие цели и ценности в основе лидерской позиции учителя являются значимым условием для создания эффективных школ.