kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
            Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.
     Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы обучения »

Нетрадиционные формы обучения русскому языку


Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.

В.Троицкий


Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают и хочется чего то нового.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету ;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Например, на уроке по теме “Не с причастиями” ученики получают задания по уровням:

Уровень “Звоночки”

Составьте словосочетания из слов

(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами .

Уровень “Звоночки” – это слабые ученики. Подобное упражнение позволяет им справиться с заданием.

Уровень “Карандаш”

Составьте словосочетания, в которых

НЕ – приставка

(не)распустившийся__________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ___________________

(не)политый __________________

(не)купленный ___________________

(не) подаренный ___________________

Уровень “Карандаш” – средний уровень учащихся.

Уровень “Книга”

Составьте словосочетания, в которых

Не – частица

(не)распустившийся _________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ____________________

(не)политый ____________________

(не)купленный ____________________

(не) подаренный_____________________

Уровень “Книга” – уровень сильных учащихся.Подобный материал позволяет проявить свои знания.

Выполнив это упражнение, ребята учатся составлять текст, используя в нем причастия с изучаемой орфограммой.

Работа по составлению текста

Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте

Учитель

. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной историей о хризантеме.

По другой легенде, родиной этого_____________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _____________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По__________силы преданию, смельчак, __________сорвать

в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.

Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический, с различными уровнями познавательной активности.
В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно – чувственное восприятие материала, можно провести в стихах. А для любителей точности– предпочтительна лаборатория, эксперимент .

Нетрадиционных форм проведения занятий существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-театр, урок- путешествие, урок-концерт... Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели: сформировать навык правильного письма; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать умение создавать текст, используя ключевые слова, развивать коммуникативно-речевые умения, умение работать с текстовыми фрагментами различного характера, совершенствовать степень владения нормами литературного языка; учить аргументировать свои высказывания; обучать умению корректно вести спор; воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать осознанный выбор профессии, формировать толерантное отношение к людям

Подготовка к уроку-проекту требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.

Очень интересно проходят уроки-спектакли, инсценировки. Причем интересен не только результат, но и сам процесс подготовки.

Наверное, каждый словесник проводит обобщающие уроки-викторины, бои, соревнования. С помощью таких уроков можно проверить знаний учащихся по любой теме, и вызвать дух соперничества.

Урок-сюрприз... уже само название интригует. А если ты получаешь совершенно неожиданное задание: карточку-овощ или фрукт с просьбой: “Включи меня в рецепт”, письмо от Шерлока Холмса с предложением сотрудничества:“Найди ошибку”, то интерес ещё более возрастает.

Уроки ролевой игры очень актуальны в наше время, когда необходимо подготовить ученика к непростой современной жизни. Ребенок может представить себя кем угодно: продавцом, кулинаром, учителем и так далее.

Занимаясь разработкой и систематизацией нетрадиционных уроков для учащихся, я пришел к выводу, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.
Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нетрадиционные формы обучения

Автор: Семенов Радик Михайлович

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ."
    ["seo_title"] => string(43) "nietraditsionnyie-formy-obuchieniia-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "277973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027259"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект занятия по ФЦКМ  с применением нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе"Лесная книга""
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-zaniatiia-po-ftskm-s-primienieniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "308555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458617952"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Разработка методики нетрадиционных форм обучения"
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka_mietodiki_nietraditsionnykh_form_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "347496"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475643304"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Нетрадиционные формы и методы обучения, как способы достижения эффективной познавательной деятельности на уроках физической культуры."
    ["seo_title"] => string(80) "netraditsionnye_formy_i_metody_obucheniia_kak_sposoby_dostizheniia_effektivnoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "601122"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645688447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства