kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
            Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.
     Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы обучения »

Нетрадиционные формы обучения русскому языку


Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие – как страшный, мучительный сон.

В.Троицкий


Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок и т.д.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время актуальна, потому что традиционные формы проведения уроков надоедают и хочется чего то нового.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету ;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения. Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Например, на уроке по теме “Не с причастиями” ученики получают задания по уровням:

Уровень “Звоночки”

Составьте словосочетания из слов

(не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший; от цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами .

Уровень “Звоночки” – это слабые ученики. Подобное упражнение позволяет им справиться с заданием.

Уровень “Карандаш”

Составьте словосочетания, в которых

НЕ – приставка

(не)распустившийся__________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ___________________

(не)политый __________________

(не)купленный ___________________

(не) подаренный ___________________

Уровень “Карандаш” – средний уровень учащихся.

Уровень “Книга”

Составьте словосочетания, в которых

Не – частица

(не)распустившийся _________________

(не)сорванный __________________

(не)выращенный ____________________

(не)политый ____________________

(не)купленный ____________________

(не) подаренный_____________________

Уровень “Книга” – уровень сильных учащихся.Подобный материал позволяет проявить свои знания.

Выполнив это упражнение, ребята учатся составлять текст, используя в нем причастия с изучаемой орфограммой.

Работа по составлению текста

Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте

Учитель

. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с еще одной историей о хризантеме.

По другой легенде, родиной этого_____________________________ очарования растения является Китай. Китайцы, _____________ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По__________силы преданию, смельчак, __________сорвать

в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не)побоявшийся, (не)потерявшего, (не)утратившему, (не)сомневающиеся.

Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический, с различными уровнями познавательной активности.
В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Например, для класса с ярко выраженным гуманитарным уклоном, ориентированным на образно – чувственное восприятие материала, можно провести в стихах. А для любителей точности– предпочтительна лаборатория, эксперимент .

Нетрадиционных форм проведения занятий существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-театр, урок- путешествие, урок-концерт... Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели: сформировать навык правильного письма; развивать устную и письменную речь учащихся, формировать умение создавать текст, используя ключевые слова, развивать коммуникативно-речевые умения, умение работать с текстовыми фрагментами различного характера, совершенствовать степень владения нормами литературного языка; учить аргументировать свои высказывания; обучать умению корректно вести спор; воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать осознанный выбор профессии, формировать толерантное отношение к людям

Подготовка к уроку-проекту требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.

Очень интересно проходят уроки-спектакли, инсценировки. Причем интересен не только результат, но и сам процесс подготовки.

Наверное, каждый словесник проводит обобщающие уроки-викторины, бои, соревнования. С помощью таких уроков можно проверить знаний учащихся по любой теме, и вызвать дух соперничества.

Урок-сюрприз... уже само название интригует. А если ты получаешь совершенно неожиданное задание: карточку-овощ или фрукт с просьбой: “Включи меня в рецепт”, письмо от Шерлока Холмса с предложением сотрудничества:“Найди ошибку”, то интерес ещё более возрастает.

Уроки ролевой игры очень актуальны в наше время, когда необходимо подготовить ученика к непростой современной жизни. Ребенок может представить себя кем угодно: продавцом, кулинаром, учителем и так далее.

Занимаясь разработкой и систематизацией нетрадиционных уроков для учащихся, я пришел к выводу, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение.
Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания. И когда учитель заставит биться радостно сердце ученика, тогда он будет всемогущ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нетрадиционные формы обучения

Автор: Семенов Радик Михайлович

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ."
    ["seo_title"] => string(43) "nietraditsionnyie-formy-obuchieniia-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "277973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027259"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "конспект занятия по грамоте с использованием нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе "Лесная школа""
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-zaniatiia-po-ghramotie-s-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "308550"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458616165"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект занятия по ФЦКМ  с применением нетрадиционных форм обучения в подготовительной группе"Лесная книга""
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-zaniatiia-po-ftskm-s-primienieniiem-nietraditsionnykh-form-obuchieniia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-liesnaia-knigha"
    ["file_id"] => string(6) "308555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458617952"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Разработка методики нетрадиционных форм обучения"
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka_mietodiki_nietraditsionnykh_form_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "347496"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475643304"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Нетрадиционные формы и методы обучения, как способы достижения эффективной познавательной деятельности на уроках физической культуры."
    ["seo_title"] => string(80) "netraditsionnye_formy_i_metody_obucheniia_kak_sposoby_dostizheniia_effektivnoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "601122"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645688447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства