kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нестандартные задания по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нестандартные задания по русскому языку».

«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,

чем грозная необходимость»

 Аврелий Августин.

         Задания другого уровня сложности, другого формата, требующие иного алгоритма выполнения, условно можно считать нестандартными.

         Придумывая и находя новые задания, мы (языковеды и математики) неизменно помним о том, что все пути ведут к сдаче ОГЭ, поэтому вся наша работе в итоге подчинена подготовке к экзамену.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные задания по русскому языку »

Статья

«Нестандартные задания по русскому языку».


«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,

чем грозная необходимость»

Аврелий Августин.

Традиционные или стандартные задания по русскому языку – это работа с деформированным текстом, когда учащиеся работают над различными орфограммами и пунктуацией, выполнение различных видов разборов.

Задания другого уровня сложности, другого формата, требующие иного алгоритма выполнения, условно можно считать нестандартными.

Придумывая и находя новые задания, мы (языковеды и математики) неизменно помним о том, что все пути ведут к сдаче ГИА, поэтому вся наша работе в итоге подчинена подготовке к экзамену.


  1. Аргументируйте тезис (работа над структурой сочинения-рассуждения).

Задание 1: Приведите доказательства, подтверждающие или опровергающие суждение

  • Судьба родного языка зависит от каждого из нас

  • Пока жив язык – жива и нация

  • Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит

  • Язык – это зеркало жизни и культуры народа, его национальное достояние

  • Слово есть мышление (А.Н.Толстой)

  • В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - это энергия человеческого духа (Ф.Абрамов)

Ответ необходимо построить, как сочинение – рассуждение, объём 70-90 слов.

Задание 2: придумать рекламный слоган (основное назначение – сжато, чётко сформулировать рекламную идею); используя его в качестве тезиса, написать сочинение – рассуждение, объём – 70-90 слов.

Написать по заданному слогану. Например: « Раскусим крепкий орешек!» (щипцы для орехов), «Чистая победа в холодной воде!» (стиральный порошок), «В нашей памяти нет провалов!» (материнские платы для компьютеров), «Встречайте зиму сМЕХОМ!» (меховая продукция), «ПреВОСХОДная продукция!» (продукция фабрики «Восход»).


Задание 3: рассуждение на общечеловеческие темы

  • Компьютер – это благо для человека

  • Компьютер наносит непоправимый вред здоровью человека

  • Чтобы узнать мир, человек должен путешествовать

  • Чтобы узнать мир, человеку необязательно отправляться в путешествие

Эта работа даёт результаты: сегодня ученики 8 класса чётко представляют структуру сочинения – рассуждения.


  1. Работа со словарями, со справочной литературой.

1.Толковый словарь.

Задание 1. Составить предложения со словом «Идёт» в разных значениях. Проверить значение по словарю.

Задание 2. Составить словарную статью слова «жилище».


2.Словарь синонимов.

Задание 1. Слово «маленький». Какие смысловые и стилистические оттенки имеют включённые в статью слова?

Задание 2. По словарю синонимов составьте 3 задания для одноклассников. Определите цель заданий – чему они должны научить?


3.Словарь иноязычных (заимствованных) слов.

Задание 1. Определить лексическое значение слов «Ноутбук», «секьюрити», «брифинг».

По этимологическому – их происхождение, по орфоэпическому («Говорите правильно») – верное произношение.


4.Фразеологический словарь.

Задание 1. Установить происхождение и значение фразеологизмов: ни зги не видно, не лыком шит, вносить свою лепту, зарубить на носу, довести до белого каления.

Задание 2. Найти 2-3 примера крылатых выражений, которые пришли в русский язык из известных литературных произведений.

Задание 3. Подобрать к слову «мало» фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

Задание 4. Составить предложения, где сочетания (махнуть рукой, бабушкины сказки, гладить по голове) употребить сначала как фразеологизм, потом как словосочетание.


5. Идеографический словарь (разновидность толкового словаря, где слова расположены не в алфавитном порядке, а группируются вокруг определённой «идеи», «образа»).


Задание 1. Работа со словарной статьёй слова «добро» или «снег». Что нового узнали из статьи? Можете ли добавить сведения?

Общее задание 2.

Работа со словом по этимологическому словарю, по толковому,

по С.синонимов, антонимов, фразеологическому, орфоэпическому, идеографическому.


  1. Межпредметные задания.

1. Иностранный (английский) язык. В словах код, способ, предлог – процесс оглушения. Есть ли в ин. языке аналогичное явление? Приведите примеры.


2. Математика. Самостоятельно составить задачу, используя слова аршин, локоть, пядь, вершок.

Выпишите побудительные предложения. Почему их много в учебнике математики?


3. История. Из учебника истории выписать 3 историзма и 3 архаизма. Запись оформить в виде словарной статьи толкового словаря.


Приведите примеры использования сложных имён числительных. Просклоняйте эти числительные.


4. Литература. Списать последний абзац 1 главы п. «Капитанская дочка». Подчеркнуть грамматические основы, построить схемы сложных предложений, проанализировать осложнённые предложения.


Поисковая работа (осложнённые предложения).

Выписать 5-6 предложений с вводными словами;

с обособленными членами;

с лексическими средствами выразительности.


Спишите отрывок из поэмы «Полтава». Подчеркните слова, нарушающие прямой порядок слов (инверсия).


Создайте в своём компьютере файлы «Метафора», «Эпитет», «Сравнение», «Олицетворение». Внесите примеры из ст. «Керн».


5. Физика. Выпишите научные определения, построенные по модели: сущ – сущ.


6. Биология. Выпишите терминологические словосочетания прил+сущ, уточняя значения терминов. Например, тутовый шелкопряд.


7. Химия. Как известно, многие хим. вещества являются ядовитыми, легковоспламеняющимися, взрывоопасными. Составьте краткую инструкцию «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии».


  1. Микро-задания, повышающие интерес к русскому языку.


1. Проблемный вопрос. В формулировке используется неологизм.

- Современный человек должен уметь гуглить.

- Каждый ученик школы (согласно Закону «Об образовании») должен соблюдать дресс-код.

- Являетесь ли участником проекта ЛиКомБез?

- Необходимо подготовить мессидж (сообщение). Дедлайн (крайний срок) – 10 сентября.

- Придумать слоган на тему «Здоровый образ жизни»

2. «Русский медвежонок».

Из сборника «Русский медвежонок» по 1-2 задания на урок. Работаем коллективно и индивидуально, можно задавать на дом.

3. «Ерундопель» русского языка – игра в редкие слова.

Пополнение словарного запаса, поиск информации. Можно играть на уроке, можно давать на дом – найти значение слова, слов.

Другие игры серии Ерундопель и Ко:

«Орфограф» русского языка

«Ударник» литературного языка

«Цитатометр» игра чужого ума

«Почемуметр» игра ума

«Сколькометр» игра в числа



Нестандартные задания на уроках русского языка, предлагаемые в Интернете.

Лингвистические каламбуры.

Поставить статую золотую пику держащую; Казнить нельзя помиловать (пунктуация)

«Перевод с русского на русский»

Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище. (Франт идет по тротуару в калошах в театр.) Глокая кузда. Пуськи бятые.

Лингвистические «угадайки»

Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки (Зрачок).

Лингвистические «почемучки»

Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И. М.Подгаецкой.)

Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь.

Почему пишутся по-разному звучащие одинаково слова изморозь и изморось?

Микроисследования, задания «на засыпку» и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Нестандартные задания по русскому языку

Автор: Ольшевская Людмила Николаевна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок русского языка в 5 классе "Глагол. Повторение и систематизация изученного""
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "250048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006313"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства