Научная статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Научная статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы" »
Курсовая аттестационная работа
слушательницы курсов
«Деятельностный подход»
ГБОУ СОШ № 414
Соколовой И.В.
«Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы»
Санкт – Петербург
2012 г.
Содержание
1. Развитие творческих способностей на уроке.
2. Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.
3. Внеурочная деятельность по предмету.
4. Приложение.
I. Развитие творческих способностей на уроке
Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
По теме «о-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме: «Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это компотом из крыжовника…» (Газета «Русский язык» №9, 2001) Подобные диктанты предлагаю детям составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы развивает творчество и повышает грамотность.
Создают условия для творчества и нестандартные уроки. Урок-суд. Создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литературой по проблеме, собирают информацию, свидетельские показания. В ходе работы выработался примерный сценарий суда. Я проводила такой урок после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Можно проводить такие уроки и после изучения романов «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание»
Ф. Достоевского.
Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники. Всегда интересны в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Литературный КВН»; уроки-обобщения и подготовки к контрольным работам: «Ромашка», «Морской бой» и др.
Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:
- объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
- репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
- эвристический метод (решение лингвистических задач);
- методы самостоятельной работы учащихся.
Понимая, какое большое значение придаётся в современном образовании формированию исследовательских умений учащихся, приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, докладов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках, трактовать собственное восприятие и понимание литературного произведения. Интересны работы по изучению этимологии слов русского языка.
В 7 классе сочиняем хокку. При изучении этой темы даю и такое задание:
Выберите возможный вариант третьего стиха хокку:
Показались на небе
Две-три одиноких звезды…
-------------------------------------------------
Роща в тумане.
Вспорхнула ворона.
Поют цикады.
Поют лягушки.
Вот день и окончен.
Как сияет луна.
Бабочка на иве.
Ещё один вид работы - “синквейн”. В 8 классе после изучения думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» у нас получилось вот что:
Он –
Смелый, решительный
Завоёвывает, побеждает, погибает.
Память ему и честь
Ермак.
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во- вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны, написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Их можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах стихи часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать, более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.
Начиная с 5 класса, при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев русских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п.
Ребятам, которые постарше можно предложить такие виды работ:
- написать сочинение – автобиографию литературного героя;
- сочинить сюжет произведения на заданную тему (дать название произведению, указать его жанр, определить главные и второстепенные персонажи, наметить основную сюжетную линию, конфликт и другие элементы композиции).
- написать дневник литературного героя (например, оформить день Евгения Онегина в форме дневниковых записей).
- используя композицию известного произведения, создаём свой рассказ. (Например, рассказ в форме письма по аналогии с письмом Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова)
- написать письмо современного ученика литературному герою или писателю. (В 8 классе писали письмо Василию Тёркину на фронт; в 9 классе писали письма с Бородинского поля).
II. Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.
Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. «Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать». Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников. Привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы. «Стандарт – и хорошо, и плохо. Без стандарта не может быть общей системы требований, положений. Но стандартная, шаблонная формулировка невольно толкает на привычную реализацию». Вывести из стереотипа можно, предложив непривычную, неожиданную тему.
Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра. Так, в первые дни учебы в пятом классе мы пишем сочинение – миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Эта работа позволяет детям выплеснуть те эмоции, которые их переполняют. Ведь 5 класс – это определенный рубеж, начало новой жизни.
Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи. Например, в 6 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание.
Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.
Ребята составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)
- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы?
При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения)
Сочинения-миниатюры «Ловите тему». Они отражают текущий момент. Например: «Скоро контрольная» (закрепляем тему «Описание состояния человека»), «Что я вижу за окном» («Описание состояния окружающей среды»). Учимся создавать тексты разных типов речи на таких заданиях: дать художественное описание жилой клетки; придумать рассказ о том, как герой заблудился в старинном замке; рассуждение горожанина о том, откуда берётся сметана.
При изучении темы «Описание помещения» играем: «Кто он, хозяин этой комнаты?» - написать сочинение-миниатюру. Нужно отбирать только говорящие детали, по которым можно узнать профессию, интересы хозяина.
В 7 классе, когда изучаем тему «Описание внешности человека» облекаем задание в такую интересную форму. «В отделение милиции прибежал мальчик с сообщением о пропаже младшего брата, которого описал так: «Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нём надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «Эскимо». Когда он говорит, то немного картавит букву р». Как вы думаете, удовлетворило ли милиционера такое описание? Почему? Перепишите заявление так, чтобы мальчика нашли.
По теме «Звукоподражательные слова» уместно сочинение «Птичий рынок». В 7 классе пишем сочинение-репортаж со школьной перемены.
Традиционно в школе на уроках развития речи описываются репродукции с картин. При этом использую и такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Проверено: эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и, главное, искренне.
Создание сказок – ещё один вид работы в рамках этой темы. Сочините собственную сказку, где действуют самые обыкновенные предметы. Например, как убежало молоко, как перегорела лампочка; что думает телефон, когда люди разговаривают, путешествие в страну Грамматика и т. д.
В сочинениях ребят часто встречаются так называемые общие места, которые никак не отражают впечатления ребёнка, чувства, переживания. Чтобы вернуть ребёнка ко всему этому использую такой приём, как записка другу, подруге, маме. Итак, «Записка»! Нет страха перед чистым листом тетради. Нет страха перед ошибкой. Есть возможность зачеркнуть слово, написать другое, даже можно порвать записку и начать новую. Кроме того, записку можно лично передать товарищу.
Элемент занимательности, игры здесь налицо. Задание понятно, интересно — значит, охотно принимается ребятами. Такой приём можно использовать, например, при изучении темы «Обращение».
Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, прошу написать сочинение от имени собаки, кота, муравья и т.д. Вместо традиционного «Как я провел лето» - «Три ярких пятна на фоне каникул», «Лето – это маленькая жизнь» и т.д.
В 6 классе вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагаю написать сочинение "Моя комната в 2030 году".
Урок подготовки к написанию творческой работы очень важен. М.А.Рыбникова отмечала, что некоторые учителя «ставят… тему так отвлеченно, что эта тема падает на них именно как снег на голову; ученики скучают, томятся и не знают, зачем их заставляют делать подобную работу». Творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через «насыщение» текстами. Однако важно, чтобы процесс письма не превращался в деятельность по образцу.
На работу ребенка нужно настроить, создать необходимый эмоциональный фон. Иногда, правда, какого-то особенного настроя не нужно. Дети сами настраиваются на нужный лал, нужно только увидеть это. Например, пошел крупными хлопьями снег. Все смотрят в окно, любуются… Думаю, нужно воспользоваться ситуацией и предложить написать небольшую зарисовку о первом снеге.
Хорошим поводом для написания творческих работ являются праздники. Обычно перед Новым годом, когда написаны необходимые полугодовые контрольные, поставлены точки на одних темах, а начинать другие не имеет смысла, когда настроение у всех возбужденно-ожидающее, я предлагаю своим ученикам темы, связанные с этим замечательным праздником. «Новогодние пожелания», «Письмо Деду Морозу», «Фантазия на новогоднюю тему», «Однажды в новогоднюю ночь» и т.д. Предлагаю эти темы как самым маленьким, так и самым старшим. Работы получаются удивительно трогательные.
Наступление Нового года не только связано с ощущением предстоящей радости, чуда, но и повод проанализировать все, произошедшее с тобой в уходящем году, поразмышлять о будущем. Поэтому одна из тем, которые я предлагаю ученикам в канун Нового года, звучит так: «Я в новом году».
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств.
Для стимулирования творческой деятельности важен этап социализации: чтение работ на уроке.
III. Внеурочная деятельность по предмету.
Обязательную для всех школьников инвариативную часть школьного образования подкрепляется системой факультативных и элективных курсов. В 9 классе ведётся элективный курс «Подготовка обучающихся к ГИА», в котором значительное место отводится подготовке к написанию части изложению и сочинению.
Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, именам, праздникам. Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила учеников на создание сочинений-миниатюр о маме и даже газеты «Самый дорогой человек». Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашей школе стал конкурс чтецов-любителей и начинающих поэтов. Ребята ежегодно занимают призовые места в подобных конкурсах на районном уровне.
Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней.
Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Библиографический список:
1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Приложение к журналу «Народное образование». М. 1998.
2. Водолазкая С.В. «Предметная неделя русского языка в школе». Р.- на – Д., 2005 г.
3. Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.
4. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.
5. Еременко Н.И. «Занимательные материалы по литературе. 5 класс». Изд-во «Корифей», 2005 г.
6. О.Е.Жиренко «Учим русский с увлечением – 2». М., 2005 г.
7. Крамаренко Н.О. «Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы». 2003 г
8. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // Русский язык. 2005. № 19..