kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфология как учение о слове

Нажмите, чтобы узнать подробности

История появления частей речи. Изучение морфологии в начальных классах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфология как учение о слове»

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность проблемы. Морфология – это один из важнейших разделов лингвистики и является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В начальной школе изучению морфологии посвящено большое количество часов. На изучение русского языка в начальных классах отводится 675 часов. В УМК «Школа России» на изучение морфологии отводится 194 часа, а в УМК «Перспективная начальная школа» на изучение морфологии отводиться 190 часов. Для детей морфология является сложным разделом. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и о словообразовании, а также знаний из области лексики и синтаксиса. Нужно иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышении орфографической грамотности. Согласно программам, к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать основные части речи.

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Панини. В отечественной лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский и др.

Цель исследования. На основе анализа лингвистической литературы отобрать информацию о морфологии, как главном и объемном разделе языкознания. Проанализировать особенности изучения частей речи в начальных классах.

Задачи исследования. На начальном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать историю появления морфологии;

  • рассмотреть основные понятия морфологии;

  • описать систему частей речи;

  • выявить, связь частей речи между собой;

  • обобщить результаты исследования.

Методы исследования – теоретические:

  • анализ;

  • синтез;

  • классификация;

  • систематизация.































ГЛАВА I. МОРФОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ

    1. Основные этапы складывания русской морфологической системы.

Начиная с первых известных грамматик и даже раньше, ещё задолго до того, как возникло языкознание как специальная научная дисциплина, классификации слов носили скорее логико-семантический и философский, чем грамматический характер. В связи с бурным развитием в Древней Греции философии и риторики у учёных возник интерес к различным сторонам языка, в частности к вопросу о характере связи между словом и обозначаемым им предметом. Первоначально стали различать два класса слов. Так, Платон в V-IV вв. до н.э. вычленил в своих философских диалогах такие компоненты, как субъект и предикат, ассоциирующиеся с именем и глаголом [12].

Чуть позже античные учёные (а индийские – почти одновременно с Платоном) стали различать четыре специфических по своей семантике разряда. Индийская лингвистика развивалась по совершенно особому пути, в отличие от европейской лингвистики. У древних индийцев выделялись классы, разряды слов. Так, в V-IV вв. до н.э. древнеиндийские грамматики Яска и Панини выделяли четыре класса слов: 1) имя, 2) глагол, 3) префикс-предлог, 4) союзы и частицы. Грамматика Панини состоит из множества кратких стихотворных правил (сутр) и очень не похожа на европейские грамматики с их таблицами парадигм. Использовано понятие «части речи» и в развивавшейся позже, в конце первого тысячелетия нашей эры, арабской грамматике, испытавшей на себе влияние греческой и индийской грамматических систем [12].

Последователем Платона стал Аристотель. В IV в.до н.э. он различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связка), правда, причисляя к ним на равных правах также отдельные звуки, слог и «падеж», т.е. форму имени и глагола, отличную от исходной. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) – и «незначащие» (все остальные).

Учение о частях речи в Древней Греции было продолжено стоиками (последователи древнегреческой философской школы Стоицизма)которые выделили пять частей речи: 1) имя собственное, 2) имя нарицательное, 3) глагол, 4) союз (собственно союз и предлог), 5) член (местоимение и артикль). Достижением стоиков, утраченным после прекращения их традиции, следует считать различение в имени «имени» в собственном смысле, имени индивида, и общего, или нарицательного, имени, вполне соответствующее современным логическим представлениям [12].

В I веке до н.э. римская грамматика Варрона для деления слов на классы использовала формальный критерий – наличие или отсутствие у слов форм падежа или времени. Таким образом, имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) – это слово, которое имеет падеж и не имеет времени, глагол – слово, которое имеет время и не имеет падежа, причастие имеет и то и другое, а наречие не имеет ни того, ни другого [12].

В целом система частей речи, выделенная на материале древнегреческого и латинского языков, была принята позже и в славянских грамматиках.

В изучении морфологического строя русского языка можно условно выделить четыре периода.

Первый период (XVIII —XIX в.в.) связан с именем М.В. Ломоносова, который в «Российской грамматике» впервые дал систематическое описание морфологии русского языка: до Ломоносова предметом изучения был, как правило, церковнославянский язык. Терминология, используемая Ломоносовым, очень близка к современной лингвистической терминологии. Грамматика Ломоносова почти на столетие определила характер развития русской морфологической науки.

Идеи Ломоносова развивались А. X. Востоковым, В. Г. Белинским и др. В этот период русская морфологическая наука сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. Однако недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамматики и логики. Огромное значение для такого разграничения имели работы Ф.И. Буслаева, особенно «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858). Указав на самостоятельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического направления (за что его впоследствии резко критиковал А.А. Потебня) [5].

Второй период в изучении русской морфологии отмечен стремлением исключить смешение грамматики и логики, при этом одни ученые при анализе морфологических явлений больше внимания уделяли смысловой стороне этих явлений, другие же — формальной стороне. Существенный вклад в изучение грамматической семантики (значений глагольного вида, падежей существительного и др.) внес А.А. Потебня. Идеи Потебни изложены в его основном труде «Из записок по русской грамматике»

С именем Ф.Ф. Фортунатова, основателя Московской лингвистической школы, связано «формальное» направление в изучении грамматики. Именно Фортунатовым были разграничены формы словоизменения и словообразования, что оказалось существенным для всего дальнейшего развитии как морфологических, так и словообразовательных исследований [5].

Третий период в развитии русской морфологической школы охватывает 20—40-е годы XX столетия. Для многих ученых становится ясно, что не следует изучать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). Ставится задача объединить лучшие достижения школ Потебни и Фортунатова, рассматривать грамматические явления как диалектическое единство формы и содержания. В постановке такой задачи — историческое значение данного периода в изучении русской морфологии (труды Л. В. Щербы, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского и др.). Именно тогда В.В. Виноградов определил морфологию как грамматическое учение о слове, анализирующее и форму, и семантику слова в его реальном функционировании [6].

Четвертый период  становления отечественной морфологиче­ской науки начинается в 50-е годы XX в. Этот этап, органиче­ски связанный с предшествующим, отмечен и рядом специфи­ческих черт:

1) благодаря исследованиям В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской и др., показавшим принципиальные отли­чия словообразования от морфологии, словообразование выде­лено в особую дисциплину; следовательно, был существенно уточнен предмет морфологии;

2) получены принципиально важные результаты в изучении морфологических категорий времени, вида, залога, падежа (труды Н.С. Поспелова, Ю.С. Маслова, А.А. Холодовича, Н.Ю. Шведовой, Г.А. Золотовой и др.);

3) успешно решается задача описания русской морфологии в новом, функциональном направлении: не от грамматических форм — к выражаемым ими значениям, а от значения — к форме. В рамках функциональной морфологии изучается, какими языковыми средствами может быть выражено то или иное грамматическое значение (например, значение времени, модальности); на необходимость таких исследований указывали еще Л.В. Щерба и В.В. Виноградов;

4) именно в этот период предпринимаются успешные попытки ознакомления широкой общественности с достижениями отечественной грамматической науки. В частности, издаются академические грамматики русского языке сочетающие точность научной интерпретации языковых явлений с общедоступностью изложения [6].

Таким образом, морфологическая система начинала складываться еще в V в. до н.э. Изучалась она на протяжении многих лет и многими учеными. У них возникал интерес к разным сторонам языка и так стали различать классы слов. В русском языке морфология начала изучаться в XVIIIв. В первый период она сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. И только на последнем периоде становления морфологической системы, части речи стали доступны общественности.





1.2 Основные понятии морфологии



Морфология (греч. morphe ‘форма’ и logos ‘учение’) — это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов. Единицами морфологии являются слово и словоформа [8, с.4].

Морфология является разделом грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» [7].

Слово как языковая единица имеет два разных типа значений — значения лексические и значения грамматические (морфологические). Отличие лексического значения от грамматического заключается в том, что лексическое значение служит индивидуализации слова, т. е. выделяет слово из всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка. Грамматические же значения служат объединению слов в лексико-грамматические классы слов — части речи, в грамматические группы [8].

Грамматические значения в слове сосуществуют с лексическими. Важно отметить, что можно придумать слова, лишенные лексического значения, но невозможно даже искусственно составить слова, которые не имели бы грамматического значения и форм, его выражающих. В свое время академик Л. Щерба составил фразу: Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка. Слова этой фразы лишены лексического значения (этих слов нет в толковых словарях), но каждое слово имеет грамматические признаки (грамматическое значение, грамматическую форму) и выполняет в предложении определенную синтаксическую функцию [8].

Грамматические значения — это общие, присущие целому классу слов значения, непосредственно не связанные с лексическим значением слова, хотя обязательно сопровождающие лексические значения слов. Грамматические значения обязательно сопутствуют лексическим значениям и оформляют их в слова определенного класса или разряда и т.п. Например, лексически разные слова океан, человек, год, олень, дуб и т.п. грамматически оформлены как один класс слов — имена существительные, а лексически одинаковые слова бег и бежать грамматически оформлены как разные классы слов — как существительное и как глагол [8].

Грамматические формы — это языковые средства, с помощью которых выражаются грамматические значения. Может выражаться самыми различными средствами:

— окончанием (флексией): в словоформе овца окончание -а выражает ж. р., ед. ч., им. п.;

— суффиксами: в словоформе спел суффикс -л- указывает на прошедшее время глагола спеть

— префиксами: значение совершенного вида в глаголе сделать передается приставкой с- (ср.: делать — сделать);

— ударениями: значение совершенного и несовершенного вида в глаголах засыпать — засыпать передается только ударением;

— супплетивизмом (заменой основ): значение прошедшего времени глагола идти передается с помощью супплетивизма основ: идти — шел [8].

— чередованием звуков, как и ударение, обычно является лишь дополнительным средством различения грамматический значений: охладить – охлаждать (д-жд), осветить – освещать (т-щ);

— предлогами, которые широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений: у дома, к дому, в дом; от трех, к трем; к кому, с кем [9].

Грамматическая форма употребляется в двух значениях: во- первых, этим термином часто обозначают языковые средства, служащие для выражения грамматических значений; во-вторых, он применяется как синоним термина «форма слова, или словоформа» [9].

Словоформа — это морфологическая единица, которая представляет собой одну из возможных форм конкретного слова (весна, весны, весне, весну, весной, о весне, вёсны, вёсен — словоформы слова весна, образующиеся за счет изменения этого слова по падежам и числам путем присоединения к корню формообразующих морфем — окончаний -а, -ы, -е и т.п.). В некоторых исследованиях (например, в работах Г А. Золотовой) высказывается мысль о том, что не все слова имеют словоформы: неизменяемые слова (завтра, здесь, сидя и т.п.) словоформ не имеют, такие формы называются словами. Но это расхождение в терминологии носит чисто условный, терминологический характер [8, с.9].

Слово – основная единица языка. В нем сочетаются означающее – внешняя, звуковая сторона, звуковая оболочка и означаемое – внутренняя сторона, значение. Основная функция слова – номинативная. Слова могут назвать явления окружающего нас мира: человек, огонь, красный, темно. Эту способность имеют слова знаменательные – существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Числительные называют числа – абстракции картины мира, созданной человеком. Служебные слова называют грамматические понятия [2, с.49].

Словоформы изменяющегося слова в своей совокупности образуют строго организованную систему — парадигму словоизменения данного слова. В морфологии термин «парадигма» имеет два значения: 1) система словоформ, образующих одну лексему (парадигма склонения слова небо и т.п.); 2) образец, схема словоизменения (парадигма 1-го склонения сущ., парадигма II спряжения глагола и т.п.) [8].

Выделяются три разновидности парадигм — полная, неполная и избыточная. Разновидностью полной является перекрещивающаяся парадигма [8].

Полная парадигма — это парадигма, имеющая полный набор форм словоизменения по той или иной категории, свойственной данной части речи. Полная парадигма склонения имен существительных состоит из 12 словоформ (склонение по падежам в ед. и мн. ч.), полная парадигма глаголов совершенного вида состоит из 10 словоформ (спряжение по лицам и числам в будущем времени и по родам и числам в прошедшем), полная парадигма глаголов несовершенного вида имеет 16 словоформ (спряжение в настоящем времени по лицам и числам; в будущем времени по лицам и числам; в прошедшем времени по родам и числам) и т.п [8].

Перекрещивающаяся парадигма — это такая парадигма, когда два разных слова при склонении или спряжении имеют частично общие парадигмы (несколько одинаковых словоформ для двух разных слов). Парадигмы как бы сливаются или перекрещиваются. Это явление широко распространено в сфере имен прилагательных, местоимений, причастий при склонении форм м. и ср. р.; в системе глагола такие парадигмы единичны [7].

Неполная парадигма — это неполный набор форм словоизменения конкретного слова в той или иной категории. Неполнота набора форм устанавливается путем сопоставления с полной парадигмой того же словоизменения. Например, полная парадигма изменения по падежам и числам имен существительных равна 12 членам. Слово мечта имеет неполную парадигму склонения — нет формы род. п., мн. ч. [7].

Избыточная парадигма — это парадигма, содержащая большее количество форм, чем полная парадигма словоизменения о той или иной категории. Например, слово человек обладает избыточной парадигмой числа, поскольку при образовании форм множественного числа, помимо формы люди, имеет в косвенных падежах в сочетании с числительными форму мн. ч. от слова человек [7].

Таким образом, морфология это раздел грамматики, учение о словах как о частях речи. В общие понятия морфологии входят такие понятия, как слово, словоформа, грамматическое значение и способы выражения, три разновидности парадигм. Морфология устанавливает состав грамматических форм различных типов слов, выявляет правила изменения слов, а так же распределяет слова по типам склонения и спряжения.





1.3 Знаменательные части речи



Согласно В.В. Виноградову, различают четыре типа частей речи : 1) полнознаменательные, самостоятельные части речи («слова-названия»); 2) служебные слова (называемые также связочными); 3) модальные слова; 4) междометия [2, с.262].

Часть ре́чи — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками.

Традиционно выделяются знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи как способные или неспособные выполнять номинативную функцию, т.е. обозначать и называть отдельные понятия. Разделение частей речи на знаменательные и служебные в морфологии под разными названиями существует с XVIII в.

Знаменательные части речи (самостоятельные) — служат для обозначения предметов, признаков, процессов и других явлений окружающей внеязыковой действительности. Такие слова обычно выступают самостоятельными членами предложения, являются носителями словесного ударения и этим отличаются от служебных слов. Разграничено семь частей речи данного типа: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глаголы, предикативные слова (категория состояния), наречия [2, с.262].

Среди слов знаменательных выделяется, прежде всего, разряд имен существительных, которые или обозначают предметы (человек, сестра, дом), или представляют любые явления как предметы (гроза, дружба, состязание). Имена существительные в русском языке имеют формы склонения, т.е. изменяются по падежам, и все они могут определяться словами следующего класса — прилагательными [14].

Существительное – знаменательная часть речи, выражающая грамматическое значение предметности в несловоизменительных категориях числа и падежа [2].

Как лексико-грамматический разряд имена существительные могут быть названиями конкретных предметов (балалайка, коробка, сосуд, брюки, пояс, туфли); веществ (марганец, молоко, сыр); живых существ и организмов (брат, сорока, бабочка); явлений объективной действительности (буран, лето, молния); отвлеченных свойств и качеств (бедствие, благодарность, внимание, красота, смелость); действий и состояний (бег, катание, прыжок, отдых, сон); и т.д.

Синтаксические функции имен существительных различны, поскольку они могут употребляться в роли любого члена предложения. Однако наиболее характерной является функция подлежащего и дополнения [9].

Как считает профессор гуманитарных наук Е.Любичева: «Существительное — сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи» [15].

Прилагательное – это «знаменательная часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение признака предмета в форме грамматической зависимости от имени существительного: хороший ученик, мысль интересна» [6, с.426].

Представляет значение существительного в словоизменительных грамматических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное имеет полные и краткие формы и обладает категорией степени сравнения [7].

Морфологически прилагательные характеризуется изменяемостью по родам, числам и падежам. Но эти категории для прилагательных не являются самостоятельными средством выражения грамматических значений.

Синтаксическая роль прилагательных заключается в том, что в предложении они, как правило, бывают определением и именной частью сказуемого [9].

По мнению В.В.Виноградова «Прилагательное – самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении»[11].

Числительное – это «часть речи, которая включает слова обозначающие количество (один, два, три, четыре, пять, сто пятьдесят семь) или порядковый номер предмета (первый экземпляр, второй вагон, третий дом). Числительные которые обозначают количество, называются количественными. Числительные, которые обозначают порядковый номер предмета, называются порядковыми» [4, с.185].

Местоимение – это «часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их. Местоимения являются заменителями имен существительных, прилагательных, числительных и наречий в тексте. Иногда возможна замена местоимений словами других частей речи» [8, с.140].

Глагол – знаменательная часть речи, обозначающая процесс и выражающая это в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа (а в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – в формах рода). Глагол такими свойствами, как возвратность – невозвратность, переходность – непереходность [8, с.80].

Понятие процесс предполагает те или иные изменения. Любые изменения происходят во времени. Значение времени, временной протяженности является характерным признаком любого глагола [9].

Глагол является одной из важнейших частей речи в русском языке, недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще.

Категория состояния – это часть речи выражающая общекатегориальное грамматическое значение состояния живых существ, природы, окружающей среды в грамматической форме главного компонента безличных конструкций (его предиката): Вам надо уезжать. В школьной грамматике категория состояния рассматривается как вид наречий. Однако Л.В. Щерба и В.В. Виноградов показали, что эти совпадения являются чисто внешними, что категория состояния – это особая часть речи[5, с.623].

Наречия – это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение вторичного признака, т.е. признака действия, состояния или другого признака[5, с.620].

Морфологически наречия характеризуются тем, что не изменяются (не склоняются, не спрягаются), не обладают грамматическими категориями и не выражают грамматических значений [9].

Тем не менее, для некоторых наречий (качественных) характерна словоизменительная морфологическая категория степеней сравнения: весело – веселее – веселее всего [5].

Усилиями В.В.Виноградова утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике слов. Он предложил многоступенчатую категорию слов, которая представлена на рис.1.



Рис.1 «Категории слов по В.В.Виноградову» [11].

Таким образом, существует семь знаменательных (самостоятельных) частей речи. Каждая из них играет свою важную роль в предложении, обозначает предмет, признак этого предмета, количество или порядковый номер предмета, указывает на предмет, обозначает действие предмета, признак действия или состояние предмета.





1.4 Неполнознаменательные части речи



В современном русском языке наряду с рассматриваемыми ранее семью изменяемыми самостоятельными частями речи, которые обладают более или менее развернутой парадигмой (включая наречия и слова категории состояния, многие из которых изменяются по степеням сравнения), выделяются также пять частей речи не изменяемых, с нулевой морфологической парадигмой. Это служебные слова или неполнознаменательные (предлоги, союзы, частицы), модальные слова и междометия [5].

Служебные части речи — слова, не имеющие собственного лексического значения (лексически несамостоятельные), служащие для выражения синтаксических отношений между полнозначными словами и предложениями, а также для выражения дополнительных оттенков значения[11].

Неизменяемые части речи относятся к разным по классификации В. В. Виноградова структурно-семантическим типам слов. Модальные слова и междометия сами по себе составляют особые структурно-семантические типы слов. Что касается предлогов, союзов и частиц, то они образуют структурно-семантический тип служебных частей речи. Именно с него удобнее всего начать рассмотрение неизменяемых частей речи русского языка.

Предлоги – это служебные слова, выражающие отношения между предметами или между предметами и действиями и т.п. и передающие значения этих отношений за счет образования предложно-падежных форм: без шума, к брату, в лесу. В предложении предлог связывает два знаменательных слова в единое словосочетание: прошли без шума, поехал к брату [8, с.189].

Ядро системы предлогов образуют непроизводные предлоги без, в, для, за, из, к, между, на, над, о (об), от (ото), перед, пред (предо).

Производные предлоги бывают несоставными – состоящими из одного слова: сверх, вместо, вследствие, и др. и составными – состоящими из слов, соотносительных с отдельными частями речи и непроизводных предлогов: несмотря на, в отличие от [7].

Значения предлогов реализуются в определенном окружении. Минимальный контекст предлогов включает управляющее слово и управляемое слово. Управляющими словами обычно являются глаголы или имена, а управляемыми – имена в форме косвенных падежей: дружба между народами. В одних случаях значение предлога не определяется контекстом, в других – его семантика полностью зависит от контекста. В сочетаниях находиться над столом – под столом – за столом все предлоги выступают в одном и том же контексте. Ср. также: приехать до обеда – после обеда – во время обеда и т.д. Здесь предлог сам, без поддержки контекста дифференцирует различные значения отношения [9].

Союзы – служебные слова, используемые для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений [6, с.441].

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы: и, да, но, а, или, либо, ни-ни, то-то и др. связывают однородные члены предложения. Подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, если, хотя и др. присоединяют придаточные предложения и, реже, члены предложения. Промежуточную группу между подчинительными и сочинительными союзами занимают союзы пояснительные, присоединяющие как члены предложения, так и целые предложения. К ним принадлежат союзы: то есть, или (=то есть), а именно [4].

Союзы занимают определенное место в предложении, но не являются членами предложения. Как и предлоги, они выражают разнообразные синтаксические отношения. Будучи неизменяемыми словами, союзы не имеют специальных морфологических показателей для выражения синтаксических отношений и не используются в морфологии. При этом в отличие от предлогов, писал В.В. Виноградов, союзы «непосредственно не влияют на форму отдельных слов» и, «в сущности, запредельны морфологии» [9 с.240].

Частицы (частичные слова) – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам [6, с. 482].

По значению частицы можно разделить на следующие группы:

1) усилительные: же, даже, то,и, ни, ведь, уж и др.;

2) ограничительные: лишь, только и др.;

3) указательные: вот, вон, это;

4) вопросительные: ли, разве, неужели, ужели, а;

5) восклицательные: что за, как и др.;

6) отрицательные: не, вовсе не, далеко не, отнюдь не.

Особую группу составляют частицы, служащие для образования новых форм слов и новых слов. Они занимают промежуточное положение между служебными словами, с одной стороны, и приставками и суффиксами – с другой. Сюда относятся частицы: бы, пусть, да, -ка, было, -то, -либо, -нибудь, кое-[4].

Известный языковед П. А. Лекант считает, что частица выполняет различные функции, и тем самым характеризуются многообразием, индивидуальностью своих значений [7, с. 248].

Модальные слова – лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные части с точки зрения их отношения к объективной действительности [4, с.164].

Модальными словами называется особая – не самостоятельная и не служебная часть речи, частеречное значение которой сводится к передаче разнообразных отношений говорящего к тому, о чем и как он говорит: вероятно, кстати, во-первых и др. Модальные слова не изменяются. В предложении они не связаны с другими словами словоформами, выполняют функцию вводных слов (пунктуационно и интонационно они непременно обособляются, чем и отличаются от модальных частиц), нередко сами по себе составляют высказывание: -Вы, разумеется, уже прочли роман Астафьева? –Конечно! [5].

Учитывая особое категориальное значение и специфические грамматические функции, модальные слова впервые выделил в самостоятельную часть речи В. В. Виноградов.

В состав модальных слов переходят некоторые лексиколизованные словосочетания типа само собой разумеется, по всей видимости, должно быть и т.д. Следует отметить, что состав модальных слов постоянно пополняется, расширяется [10].

Междометие – часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их. Ай! Ах! Ну! Ура! Чу! [4, с.155].

Этим свойством междометия отличаются от знаменательных частей речи. Так, междометие увы! Выражает сожаление, сетование, но оно не является названием состояния, как, например, глаголы сожалеть, сетовать[9].

Свойство междометий выражать очень разнообразный и порой довольно пестрый круг чувств (например: радость, горе, возмущение и восхищение и т.п.) определяется тем, что в реализации их лексических значений исключительно важную роль играют языковой контекст, ситуация речи, богатое интонационное оформление и жестовое, двигательное а также мимическое сопровождение [9].

Междометия являются характерной принадлежностью устной речи, поэтому их значение часто становится понятно лишь в сочетании с определенной интонацией [14].

Таким образом, к неполнознаменательным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия. Они очень тесно связаны с самостоятельными частями речи, в устной речи помогают яснее выразить свою мысль.





1.5 Морфология как раздел программы по русскому языку в начальной школе



Обучение грамматике в начальной школе направлено на создание необходимых условий для обеспечения общего и речевого развития младшего школьника.

В курсе грамматики сообщаются такие начальные сведения, которые способствуют выработке у детей осмысленного отношения к основам языка. У обучающихся формируются грамматические умения, необходимые для выполнения действий на всех уровнях языковой системы.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) изучение раздела морфология идет поэтапно. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения; знакомство с наречиями, предлогами, союзами.

В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?» [15].

Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?» и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы «Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?» и называют действия предметов — это глаголы[15].

В третьем классе знания о частях речи расширяются ещё больше, дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола [15].

В четвертом классе дети закрепляют и углубляют знания, полученные за предыдущие занятия. Знакомятся с понятиями наречие, предлог, союз [15]. ФГОС НОО предусматривает при изучении имени существительного знакомство со следующими понятиями: имена собственные, вопросы «кто?» и «что?». Знакомятся с мужским, женским и средним родом, с множественным и единственным числом, с понятием падежа, с 1, 2 и 3 склонением имени существительного. Учатся делать морфологический разбор имени существительного. Имя существительное является ключевой частью речи, поэтому изучение морфологии начинается именного с него [3].

При изучении имени прилагательного дети знакомятся со значением и употреблением в речи. Учатся изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам, а также знакомятся с морфологическим разбором прилагательного [1].

В ходе знакомства с частями речи дети знакомятся с местоимением. ФГОС НОО предусматривает при изучении местоимения знакомство с общим представлением о местоимении. Личные местоимения, 1, 2, 3 лицо единственного и множественного числа, значение и употребление в речи, склонение личных местоимений.

По требованиям ФГОС НОО одной из ключевых грамматических тем является тема «Глагол». В ее содержание входит значение и употребление в речи, неопределенная форма глагола, различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», изменение глаголов по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Знакомство со способами определения I и II спряжения (практическое овладение). Особенностями изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам. Выполнение морфологического разбора слов [1].

ФГОС НОО также предусматривает знакомство с наречием, а именно со значением и употреблением в речи. Изучение предлога предусматривает знакомство только с наиболее употребительными предлогами и их функцией: образование падежных форм имени существительного и местоимения, а также с отличием предлогов от приставок. В начальных классах изучаются союзы и, а, но и их роль в речи, и изучается частица не и ее значение[3].

В конце обучения морфологии ФГОС НОО говорит о том, что дети должны научиться группировать слова по частям речи, находить основания для классификации имен существительных(по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжениям), характеризовать признаки изученных частей речи и контролировать правильность выполнения морфологического разбора[3].

В итоге можно сделать вывод о том, что обучение грамматике в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО вводится поэтапно с 1 по 4 классы. В курсе изучения грамматики в начальных классах дети знакомятся не со всеми частями речи. Знакомятся с именными частями речи, местоимением и глаголом, а из служебных частей речи с предлогом, союзом и частицей. Знакомятся с их значениями и с особенностями изменения.





Выводы по главе I



Таким образом, морфологическая система начинала складываться еще в V в. до н.э. Изучалась она на протяжении многих лет и многими учеными. У них возникал интерес к разным сторонам языка и так стали различать классы слов. В русском языке морфология начала изучаться в XVIIIв. В первый период она сформировалась как особая лингвистическая дисциплина. И только в последний период становления морфологической системы стала доступна общественности.

Изучив можно понять что, морфология это раздел грамматики, учение о словах как о частях речи. В общие понятия морфологии входят такие понятия, как слово, словоформа, грамматическое значение и способы выражения, три разновидности парадигм. Морфология устанавливает состав грамматических форм различных типов слов, выявляет правила изменения слов, а так же распределяет слова по типам склонения и спряжения.

Существует семь знаменательных (самостоятельных) частей речи. Каждая из них играет свою важную роль в предложении, обозначает предмет, признак этого предмета, количество или порядковый номер предмета, указывает на предмет, обозначает действие предмета, признак действия или состояние предмета. К неполнознаменательным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия. Они очень тесно связаны с самостоятельными частями речи, они помогают яснее выразить свою мысль.

В итоге можно сделать вывод о том, что обучение грамматике в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО вводится поэтапно с 1 по 4 классы. В курсе изучения грамматики в начальных классах дети знакомятся не со всеми частями речи. Знакомятся с именными частями речи, местоимением и глаголом, а из служебных частей речи с предлогом, союзом и частицей. Знакомятся с их значениями и с особенностями изменения.







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики, распределение слов по частям речи. Морфологию можно определить как раздел грамматики, в котором описаны части речи, их грамматические (морфологические) формы и грамматические значения. Такую морфологию В.В. Виноградов назвал грамматическим учением о слове: «…нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике». В ходе работы были решены все задачи, поставленные в начале пути исследования: проанализирована история появления морфологии, рассмотрены основные понятия морфологии, описана система частей речи, выявлена, связь частей речи между собой, обобщены результаты исследования. С помощью лингвистической литературы и электронных ресурсов.

Таким образом, цель – «отобрать информацию о морфологии, как главном и объемном разделе языкознания, проанализировать особенности изучения частей речи в начальных классах» – теоретического исследования достигнута.

В перспективе рассмотреть методический аспект, связанный с изучением частей речи в начальных классах. Составить лэпбуки по изучению морфологии в 3 классе по УМК «Школа России».













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Глизерина, Н. Д. Система грамматико-стилистических упражнений при изучении глагола в начальной школе [Текст] / Начальная школа. – 2017. – № 5. – С 40 — 43.

  2. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; Под ред. П. А. Леканта. – Высш. шк., 1991.—383 с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. [Текст] В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Русский язык: [Текст] В 2-х ч.: Ч.1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. – 12-е изд. стереотип. – М.; Академия, 1998. – 304 с.

  5. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]ы/ Л.Л.Касаткин, Е. В. Клобуков, Л.П.Крысин и др.;под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2001. – 768 с.

  6. Словарь справочник лингвистических терминов. [Текст] Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп.— М.: Просящение, 1976. – 543 с.

  7. Современный русский литературный язык: [Текст] учеб. для филол. спец. пед. ин-тов/П.А. Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд.,испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с.

  8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых страниц:[Текст] Учеб для студ. высш. учеб. заведений В 2ч. – Ч.2:Морфология. Синтаксис / В.В Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Академия,2001. – 704 с.

  9. Современный русский язык: [Текст] учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов.—2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

  10. Современный русский язык: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов иностр. яз. и фак. иностр. яз./Д. С. Светлышев, А.А. Брагина, Ж. В. Ганиев. и др. – М.: Просвящение, 1986. – 336 с.

  11. iEssay.ru Части речи (знаменательные, служебные)[Электронный ресурс] http://iessay.ru/add_materials/lingvisticheskie-terminy-i opredeleniya/ chastirechi znamenatelnye-sluzhebnye (дата обращения 05.04.2018)

  12. Баева,А.В. Лекции по курсу «Морфология современного русского языка» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/lekcii-po-kursu-morfologiya-sovremennogo-russkogo-yazika-1462876.html (дата обращения 06.02.2018).

  13. Морфология как грамматическое учение о слове. [Электронный ресурс] Vizlit.ru – URL: https://vuzlit.ru/860167/morfologiya_grammaticheskoe_uchenie_slove (дата обращения 26.02.2018).

  14. Советское время. Грамматика русского языка. Тома 1 и 2. В. В. Виноградов, Истрина, Бархударов. — 1960 год Советский учебник [Электронный ресурс] http://sovietime.ru/russkij-yazyk/grammatika-russkogo-yazyka-toma-1-i-2-1960 (дата обращения 06.04.2018).

  15. Сонкина,Т.А. Сообщение: Изучение частей речи в начальных классах [Электронный ресурс] https://infourok.ru/soobschenie-izuchenie-chastey-rechi-v-nachalnih-klassah-1518106.html (дата обращения 28.04.2018).









13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Морфология как учение о слове

Автор: Чурикова Елена Юрьевна и Зубарева Нина Сергеевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_na_tiemu_morfologhiia_kak_razdiel_iazykozn"
    ["file_id"] => string(6) "464608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522612788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Счастливый случай» Лингвистическая игра-урок для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(65) "schastlivyi-sluchai-linghvistichieskaia-ighra-urok-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "123618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414518422"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Глагол.Морфологические признаки. Особые формы. "
    ["seo_title"] => string(50) "glaghol-morfologhichieskiie-priznaki-osobyie-formy"
    ["file_id"] => string(6) "148835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419859967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства