kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Счастливый случай» Лингвистическая игра-урок для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Счастливый случай»

Лингвистическая игра-урок для 11 класса

 

Ход игры

На игровом поле рулетка. 4 цвета обозначают определенный круг вопросов, их категорию.

Красный цвет – вопросы по «Состав слов» и словообразованию.

Синий цвет – «Лексика. Фразеология»

Зеленый цвет – «Морфология»

Желтый цвет – «Синтаксис»

 

В категориях по 15 вопросов. 4 гейма.

1 гейм. Команды раскручиванием рулетки сами выбирают категорию и номер вопроса.

Во 2 гейме команды друг другу определяют категорию и номер вопроса

3 гейм. –  блиц-вопросы для команд. Каждый член команды отвечает на 2 вопроса. На последние 4 вопроса отвечает капитан.

4 гейм – можно для болельщиков.

 

  1. состав слова. Словообразование
  1. Подберите однокоренное слово к слову здание? (зодчий)
  2. Найдите корень в слове сожженный (жги)
  3. Назовите слово, начинающееся с 4-х согласных? (встреча, вздрогнуть)
  4. Назовите корень в слове неувядающий?
  5. Расшифруйте МХАТЬ (Московский художественный академический театр)
  6. Сколько корней в слове 157-этажных? (5)
  7. Корень в слове сопровождающий?
  8. Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу)
  9. Найдите родственное слово к слову иссечь (неиссякаемый)
  10.  Назовите существительное с суффиксом –ин (баранина)
  11.  Образуйте глагол с помощью суффикса –ич-? (Вредничать)
  12.  На какую букву оканчивается слово бородища
  13.  Как пишется слово неспециалист в предложении неспециалисты нас не поймут (слитно)
  14.  Какие суффиксы есть в слове всеобъемлюще?
  15.  Каким способом образованы слова подоконник и наушник? (приставочно-суффиксальным)

 

II лексика. Фразеология.

  1. Объясните разницу в значении слов абонент и абонемент? (1. Лицо, имеющее абонемент. 2. Документ, дающий право пользоваться чем-либо)
  2. Подберите пословицу со словом язык (язык до Киева доведет)
  3. Что означает фразеологизм жить на широкую ногу? (Хорошо, в достатке)
  4. Как возник фразеологизм коломенская верста? (после того, как меж Москвой и Коломенским расставили столбы)
  5. Что означает фразеологизм. Ахиллесова пята. (Уязвимое место)
  6. Объясните значение слов «факт» и «фактор». (1. Действительное событие. 2. Причина события)
  7. Объясните значение слов эффектный и эффективный? (1. Производящий сильное впечатление. 2. Действительный, быстро развивающийся)
  8. Подберите к фразеологизму..Кот наплакал синоним? (С гулькин нос)
  9. Назовите фразеологизмы, в которых встречаются названия птиц, животных, насекомых. (Кот наплакал. Собака на сене)
  10.  Подберите диалектные слова к слову говорить (гутарить, баить)
  11.  Что означает фразеологизм «втирать огни» (обманывать)
  12.  Подберите синонимы к слову дебаты? (Дискуссия, прения)
  13.  Подберите антоним к слову «прогрессивный» (консервативный)
  14.  Исправьте ошибку в предложении: «Поза лица Жилина задумчива» (Выражение)
  15.  Каким способом обр-но слово «ошеломить» что оно означает? (Поразить; ошеломить-сбить шлем)

 

  1. Морфология
  1. Составьте словосочетание типа «прилаг + сущ» со словами тюль, шампунь (муж. род- оп)
  2. Поставьте в ТВ.пад. числ-е 876 (восемьюстами семьюдесятью шестью)
  3. Каким способом образованы существительные «мостовая», «больной», «приемная» (суффиксальным)
  4. Образуйте от прилагательных «нагой», полный наречия (начало, сполна)
  5. Какой частью речи является слово и в предложении. Что посеешь, то и пожнешь (усилительная частица)
  6. Какой частью речи являются слова в течение  в предложении: В течение 5 лет я отдыхал в деревне (производный предлог)
  7. Какое выражение состоит из 2 наречий, которое по отдельности могут быть предлогами? (Вокруг да около)
  8. С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (с глаголами, деепричастиями, союзами, частицами)
  9. Почему не употребляются в 1-м лице ед. числа глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться»? (Эти глаголы обозначают действие нескольких лиц)
  10.  Можно ли образовать мн. число от слов «дно» (графика) и горе? (Донья, горести)
  11.  Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)
  12.  Какой частью речи являются слова поражающий, пораженный? (причастия)
  13.  Замените прилагательное коммуникабельный друг синонимом (общительный)
  14.  Определите род у существительных «тихоня», «плакса», «подлиза» (сущ. общего рода)
  15.  У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний? (у сущ. 3 склонения)
  16. Синтаксис.
  1. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? (Да, если 1-й главный член выражен фразеологическим оборотом)
  2. Определите тип односоставного предложения? Вам сегодня приносили почту? (неопр-лич.)
  3. Найдите грамматическую основу в предложении? Жизнь прожить – не поле перейти. (Жизнь-перейти)
  4. Определить вид односоставного предложения?  Негде погулять (безличное)
  5. Что такое приложение? (определение, выраженное сущ-ым в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)
  6. Назовите 3 вида подчинительной связи в предложении (соглас-е, управление, примыкание)
  7. Составьте 2 предложения со словом правда, 1-подлежащее, 2-вводное
  8. Почему не обособляются фразеологизмы «спустя рукава», «несолоно хлебавши» (является одним членом предложения)
  9. Что такое инверсия? (изменение порядка слов)
  10.  Почему глаголы работал и шила не может быть сказуемым в односоставном предложении? (они обозначают действие 3-го лица ед. ч.)
  11.  В каких случаях используются неполные предложения? (в диалоге и в сложном предложении)
  12.   В каком веке в русском письме появились точка и запятая? (14 век, 16 век)
  13.  В каких случаях в предложениях ставится тире? (м\ж-и=, инфинитивом, числителем)
  14.  Когда в ССП с союзом и перед союзом не ставится запятая? (Когда у простых предложений один общий второстепенный член)
  15.  Каким членом предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? (обстоятельством)

 

Блиц-вопросы для I  команды.

  1. Назовите литературное произведение, в названии которого есть числительное? («Два капитана», «три мушкетера»)
  2. Что значит слово консолидация (объединение)
  3. Какого спряжения глагол хлопотать (I спр.)
  4. Назовите слово с непроизносимой согласной (солнце)
  5. Как пишется слово пол-Азии (через дефис)
  6. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стоп)
  7. Кто такой Аванесов? (Лингвист, ученый)
  8. Как пишется слово полземли? (слитно)
  9.  Какими частями речи м.б. слова рой, пила. (сущ.и глаголом)
  10.  Какой частью речи является слово некого? (отрицательное местоимение)
  11.  Что вы знаете об Ожегове? (Автор толкового словаря)
  12.  Какой частью речи является слово начитавшись? (деепричастие)
  13.  Как пишется слово пол-лимона?
  14.  Назовите антоним к слову избыток (недостаток)
  15.  Докончите пословицу «Глупый осудит, а (умный рассудит)
  16.  Как образовалось наречие сегодня? (мест+сущ.)

 

Блиц-вопросы для II команды

  1. Что значит слово табу? (запрет)
  2. Назовите литературное произведение, в котором есть глагол (название)? «ночевала тучка золотая», (Что делать?)
  3. Какого спряжения глагол хотеть? (разноспрягаемый)
  4. Что объединяет существительные кофе, пальто, Уссури (нескл. сущ-ое)
  5. Как пишется слово пол-Архангельска?
  6. Какими частями речи м.б. слова дуло, стекло (сущ. и гл.)
  7. Как пишется «шок», «шов»?
  8. Какой частью речи слово вооружившись ? (деепр.)
  9. Кто такой Фортунатов? (Лингвист, ученый)
  10.  Какой частью речи является слова сотая, дюжина, трое? (сущ.)
  11.  Как пишется слово «обжора»?
  12.  Что вы знаете о В. Дале? (создатель словаря)
  13.  В названии какого дня недели, есть удвоенная согл? (суббота)
  14.  Докончи пословицу: Умел ошибиться..(сумей и исправиться)
  15.  Как образовалось наречие «сейчас» (мест.+сущ.)

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Счастливый случай» Лингвистическая игра-урок для 11 класса »

«Счастливый случай»

Лингвистическая игра-урок для 11 класса



Ход игры

На игровом поле рулетка. 4 цвета обозначают определенный круг вопросов, их категорию.

Красный цвет – вопросы по «Состав слов» и словообразованию.

Синий цвет – «Лексика. Фразеология»

Зеленый цвет – «Морфология»

Желтый цвет – «Синтаксис»



В категориях по 15 вопросов. 4 гейма.

1 гейм. Команды раскручиванием рулетки сами выбирают категорию и номер вопроса.

Во 2 гейме команды друг другу определяют категорию и номер вопроса

3 гейм. – блиц-вопросы для команд. Каждый член команды отвечает на 2 вопроса. На последние 4 вопроса отвечает капитан.

4 гейм – можно для болельщиков.



I состав слова. Словообразование

  1. Подберите однокоренное слово к слову здание? (зодчий)

  2. Найдите корень в слове сожженный (жги)

  3. Назовите слово, начинающееся с 4-х согласных? (встреча, вздрогнуть)

  4. Назовите корень в слове неувядающий?

  5. Расшифруйте МХАТЬ (Московский художественный академический театр)

  6. Сколько корней в слове 157-этажных? (5)

  7. Корень в слове сопровождающий?

  8. Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу)

  9. Найдите родственное слово к слову иссечь (неиссякаемый)

  10. Назовите существительное с суффиксом –ин (баранина)

  11. Образуйте глагол с помощью суффикса –ич-? (Вредничать)

  12. На какую букву оканчивается слово бородища

  13. Как пишется слово неспециалист в предложении неспециалисты нас не поймут (слитно)

  14. Какие суффиксы есть в слове всеобъемлюще?

  15. Каким способом образованы слова подоконник и наушник? (приставочно-суффиксальным)



II лексика. Фразеология.

  1. Объясните разницу в значении слов абонент и абонемент? (1. Лицо, имеющее абонемент. 2. Документ, дающий право пользоваться чем-либо)

  2. Подберите пословицу со словом язык (язык до Киева доведет)

  3. Что означает фразеологизм жить на широкую ногу? (Хорошо, в достатке)

  4. Как возник фразеологизм коломенская верста? (после того, как меж Москвой и Коломенским расставили столбы)

  5. Что означает фразеологизм. Ахиллесова пята. (Уязвимое место)

  6. Объясните значение слов «факт» и «фактор». (1. Действительное событие. 2. Причина события)

  7. Объясните значение слов эффектный и эффективный? (1. Производящий сильное впечатление. 2. Действительный, быстро развивающийся)

  8. Подберите к фразеологизму..Кот наплакал синоним? (С гулькин нос)

  9. Назовите фразеологизмы, в которых встречаются названия птиц, животных, насекомых. (Кот наплакал. Собака на сене)

  10. Подберите диалектные слова к слову говорить (гутарить, баить)

  11. Что означает фразеологизм «втирать огни» (обманывать)

  12. Подберите синонимы к слову дебаты? (Дискуссия, прения)

  13. Подберите антоним к слову «прогрессивный» (консервативный)

  14. Исправьте ошибку в предложении: «Поза лица Жилина задумчива» (Выражение)

  15. Каким способом обр-но слово «ошеломить» что оно означает? (Поразить; ошеломить-сбить шлем)



III Морфология

  1. Составьте словосочетание типа «прилаг + сущ» со словами тюль, шампунь (муж. род- оп)

  2. Поставьте в ТВ.пад. числ-е 876 (восемьюстами семьюдесятью шестью)

  3. Каким способом образованы существительные «мостовая», «больной», «приемная» (суффиксальным)

  4. Образуйте от прилагательных «нагой», полный наречия (начало, сполна)

  5. Какой частью речи является слово и в предложении. Что посеешь, то и пожнешь (усилительная частица)

  6. Какой частью речи являются слова в течение в предложении: В течение 5 лет я отдыхал в деревне (производный предлог)

  7. Какое выражение состоит из 2 наречий, которое по отдельности могут быть предлогами? (Вокруг да около)

  8. С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (с глаголами, деепричастиями, союзами, частицами)

  9. Почему не употребляются в 1-м лице ед. числа глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться»? (Эти глаголы обозначают действие нескольких лиц)

  10. Можно ли образовать мн. число от слов «дно» (графика) и горе? (Донья, горести)

  11. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

  12. Какой частью речи являются слова поражающий, пораженный? (причастия)

  13. Замените прилагательное коммуникабельный друг синонимом (общительный)

  14. Определите род у существительных «тихоня», «плакса», «подлиза» (сущ. общего рода)

  15. У каких существительных больше всего одинаковых (совпадающих) падежных окончаний? (у сущ. 3 склонения)

IV Синтаксис.

  1. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? (Да, если 1-й главный член выражен фразеологическим оборотом)

  2. Определите тип односоставного предложения? Вам сегодня приносили почту? (неопр-лич.)

  3. Найдите грамматическую основу в предложении? Жизнь прожить – не поле перейти. (Жизнь-перейти)

  4. Определить вид односоставного предложения? Негде погулять (безличное)

  5. Что такое приложение? (определение, выраженное сущ-ым в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)

  6. Назовите 3 вида подчинительной связи в предложении (соглас-е, управление, примыкание)

  7. Составьте 2 предложения со словом правда, 1-подлежащее, 2-вводное

  8. Почему не обособляются фразеологизмы «спустя рукава», «несолоно хлебавши» (является одним членом предложения)

  9. Что такое инверсия? (изменение порядка слов)

  10. Почему глаголы работал и шила не может быть сказуемым в односоставном предложении? (они обозначают действие 3-го лица ед. ч.)

  11. В каких случаях используются неполные предложения? (в диалоге и в сложном предложении)

  12. В каком веке в русском письме появились точка и запятая? (14 век, 16 век)

  13. В каких случаях в предложениях ставится тире? (м\ж-и=, инфинитивом, числителем)

  14. Когда в ССП с союзом и перед союзом не ставится запятая? (Когда у простых предложений один общий второстепенный член)

  15. Каким членом предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? (обстоятельством)



Блиц-вопросы для I команды.

  1. Назовите литературное произведение, в названии которого есть числительное? («Два капитана», «три мушкетера»)

  2. Что значит слово консолидация (объединение)

  3. Какого спряжения глагол хлопотать (I спр.)

  4. Назовите слово с непроизносимой согласной (солнце)

  5. Как пишется слово пол-Азии (через дефис)

  6. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стоп)

  7. Кто такой Аванесов? (Лингвист, ученый)

  8. Как пишется слово полземли? (слитно)

  9. Какими частями речи м.б. слова рой, пила. (сущ.и глаголом)

  10. Какой частью речи является слово некого? (отрицательное местоимение)

  11. Что вы знаете об Ожегове? (Автор толкового словаря)

  12. Какой частью речи является слово начитавшись? (деепричастие)

  13. Как пишется слово пол-лимона?

  14. Назовите антоним к слову избыток (недостаток)

  15. Докончите пословицу «Глупый осудит, а (умный рассудит)

  16. Как образовалось наречие сегодня? (мест+сущ.)



Блиц-вопросы для II команды

  1. Что значит слово табу? (запрет)

  2. Назовите литературное произведение, в котором есть глагол (название)? «ночевала тучка золотая», (Что делать?)

  3. Какого спряжения глагол хотеть? (разноспрягаемый)

  4. Что объединяет существительные кофе, пальто, Уссури (нескл. сущ-ое)

  5. Как пишется слово пол-Архангельска?

  6. Какими частями речи м.б. слова дуло, стекло (сущ. и гл.)

  7. Как пишется «шок», «шов»?

  8. Какой частью речи слово вооружившись ? (деепр.)

  9. Кто такой Фортунатов? (Лингвист, ученый)

  10. Какой частью речи является слова сотая, дюжина, трое? (сущ.)

  11. Как пишется слово «обжора»?

  12. Что вы знаете о В. Дале? (создатель словаря)

  13. В названии какого дня недели, есть удвоенная согл? (суббота)

  14. Докончи пословицу: Умел ошибиться..(сумей и исправиться)

  15. Как образовалось наречие «сейчас» (мест.+сущ.)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Счастливый случай» Лингвистическая игра-урок для 11 класса

Автор: Ноур Ирина Борисовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства