Тема. Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.
Цель. Познакомить учащихся с понятием «морфология», дать общую характеристику частей речи, учить различать части речи в тексте, развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I.Объявление темы и цели урока.
II.Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
1.Слово учителя
Термин «морфология» произошел из греческого языка: «morfo», что обозначает форма, «logos»- учение, т.е. дословно морфология- это учение про форму слова. А из-за того, что все слова делятся на группы, которые называются частями речи, мы можем говорить так: морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Части речи — это группы слов, объединённых на основе общности их признаков. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
2.Вводная беседа.
-Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.
-Сколько всего частей речи? Назовите их.
-Какие из них изменяемые, а какие – нет?
3.Поэтическая минутка.
Стихи про части речи
-Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
- Прилагательное.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Глагол.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
- Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
- Легла на наши плечи
ЕЩё одна часть речи!
Она не изменяется -
НАРЕЧИЕМ называется.
А что обозначает?
Она нам отвечает
На семь всего вопросов,
Завися отзапросов!
ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?
ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни,чудак!
КУДА? и ГДЕ? - Писать нам стих -
И очень надобно знать их!
- В русском языке есть часть речи такая,
Укажет на лицо, предмет, но не называет.
Вместо имени употребляется –
Местоимением называется.
Восемь разрядов имеет оно,
Людям всем в речи, конечно, нужно!
- Сколько? Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать=)
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я числительным.
- Какие части речи мы забыли охарактеризовать?
4. Работа с таблицей ЧАСТИ РЕЧИ ( работа с учебником)
5. Работа у доски.
Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, назвать самостоятельные части речи.
Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь -
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
(Лев Модзалевский)
6.Игра «УГАДАЙ СЛОВО»
Задание: угадать часть речи по схеме, привести примеры.
-____________________а
-____________________ти
-____________________ий
IV. Закрепление изученного материала
Беседа с учениками.
-Что изучает раздел «Морфология»?
-Какие части речи называются самостоятельными, а какие – служебными?
Выставление оценок.
V.Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе четыре предложения, над каждым словом надписать часть речи.
Тема. Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.
Цель. Познакомить учащихся с понятием «морфология», дать общую характеристику частей речи, учить различать части речи в тексте, развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
I.Объявление темы и цели урока.
II.Восприятие и усвоение учащимися учебного материала
1.Слово учителя
Термин «морфология» произошел из греческого языка: «morfo», что обозначает форма, «logos»- учение, т.е. дословно морфология- это учение про форму слова. А из-за того, что все слова делятся на группы, которые называются частями речи, мы можем говорить так: морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Части речи — это группы слов, объединённых на основе общности их признаков. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
2.Вводная беседа.
-Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.
-Сколько всего частей речи? Назовите их.
-Какие из них изменяемые, а какие – нет?
3.Поэтическая минутка.
Стихи про части речи
-Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
- Прилагательное.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Глагол.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
- Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
- Легла на наши плечи
ЕЩё одна часть речи!
Она не изменяется -
НАРЕЧИЕМ называется.
А что обозначает?
Она нам отвечает
На семь всего вопросов,
Завися отзапросов!
ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?
ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни,чудак!
КУДА? и ГДЕ? - Писать нам стих -
И очень надобно знать их!
- В русском языке есть часть речи такая,
Укажет на лицо, предмет, но не называет.
Вместо имени употребляется –
Местоимением называется.
Восемь разрядов имеет оно,
Людям всем в речи, конечно, нужно!
- Сколько? Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать=)
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я числительным.
- Какие части речи мы забыли охарактеризовать?
4. Работа с таблицей ЧАСТИ РЕЧИ ( работа с учебником)
5. Работа у доски.
Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, назвать самостоятельные части речи.
Дети! В школу собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь -
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
(Лев Модзалевский)
6.Игра «УГАДАЙ СЛОВО»
Задание: угадать часть речи по схеме, привести примеры.
-____________________а
-____________________ти
-____________________ий
IV. Закрепление изученного материала
Беседа с учениками.
-Что изучает раздел «Морфология»?
-Какие части речи называются самостоятельными, а какие – служебными?
Выставление оценок.
V.Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе четыре предложения, над каждым словом надписать часть речи.