kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Морфология как  раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «морфология», дать общую характеристику частей речи, учить различать части речи в тексте, развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I.Объявление темы и цели урока.

II.Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.Слово учителя

Термин «морфология» произошел из греческого языка: «morfo», что обозначает форма, «logos»- учение, т.е. дословно морфология- это учение про форму слова. А из-за того, что все слова делятся на группы, которые называются частями речи, мы можем говорить так: морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Части речи — это группы слов, объединённых на основе общности их признаков. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

2.Вводная беседа.

-Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.

-Сколько всего частей речи? Назовите их.

-Какие из них изменяемые, а какие – нет?

3.Поэтическая минутка.

Стихи про части речи

-Знаю я теперь отныне-

Есть одно такое имя -

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает все на свете,

Без нее никак нельзя.

Существительным ура!

- Прилагательное.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Глагол.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

- Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

- Легла на наши плечи

ЕЩё одна часть речи!

Она не изменяется -

НАРЕЧИЕМ называется.

А что обозначает?

Она нам отвечает

На семь всего вопросов,

Завися отзапросов!

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?

ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни,чудак!

КУДА? и ГДЕ? - Писать нам стих -

И очень надобно знать их!

- В русском языке есть часть речи такая,

Укажет на лицо, предмет, но не называет.

Вместо имени употребляется –

Местоимением называется.

Восемь разрядов имеет оно,

Людям всем в речи, конечно, нужно!

- Сколько? Два или пятнадцать,

Девять,десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Нам же этого не знать=)

Который? Первый,иль второй,

А может быть тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь я числительным.

- Какие части речи мы забыли охарактеризовать?

4. Работа с таблицей ЧАСТИ РЕЧИ ( работа с учебником)

5. Работа у доски.

Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, назвать самостоятельные части речи.

Дети! В школу собирайтесь,

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь -

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка -

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит…

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит!

(Лев Модзалевский)

6.Игра «УГАДАЙ СЛОВО»

Задание: угадать часть речи по схеме, привести примеры.

-____________________а

-____________________ти

-____________________ий

IV. Закрепление изученного материала

Беседа с учениками.

-Что изучает раздел «Морфология»?

-Какие части речи называются самостоятельными, а какие – служебными?

Выставление оценок.

V.Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе четыре предложения, над каждым словом надписать часть речи.

Тема. Морфология как  раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «морфология», дать общую характеристику частей речи, учить различать части речи в тексте, развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I.Объявление темы и цели урока.

II.Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.Слово учителя

Термин «морфология» произошел из греческого языка: «morfo», что обозначает форма, «logos»- учение, т.е. дословно морфология- это учение про форму слова. А из-за того, что все слова делятся на группы, которые называются частями речи, мы можем говорить так: морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Части речи — это группы слов, объединённых на основе общности их признаков. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

2.Вводная беседа.

-Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.

-Сколько всего частей речи? Назовите их.

-Какие из них изменяемые, а какие – нет?

3.Поэтическая минутка.

Стихи про части речи

-Знаю я теперь отныне-

Есть одно такое имя -

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает все на свете,

Без нее никак нельзя.

Существительным ура!

- Прилагательное.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Глагол.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

- Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

- Легла на наши плечи

ЕЩё одна часть речи!

Она не изменяется -

НАРЕЧИЕМ называется.

А что обозначает?

Она нам отвечает

На семь всего вопросов,

Завися отзапросов!

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?

ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни,чудак!

КУДА? и ГДЕ? - Писать нам стих -

И очень надобно знать их!

- В русском языке есть часть речи такая,

Укажет на лицо, предмет, но не называет.

Вместо имени употребляется –

Местоимением называется.

Восемь разрядов имеет оно,

Людям всем в речи, конечно, нужно!

- Сколько? Два или пятнадцать,

Девять,десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Нам же этого не знать=)

Который? Первый,иль второй,

А может быть тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь я числительным.

- Какие части речи мы забыли охарактеризовать?

4. Работа с таблицей ЧАСТИ РЕЧИ ( работа с учебником)

5. Работа у доски.

Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, назвать самостоятельные части речи.

Дети! В школу собирайтесь,

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь -

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка -

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит…

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит!

(Лев Модзалевский)

6.Игра «УГАДАЙ СЛОВО»

Задание: угадать часть речи по схеме, привести примеры.

-____________________а

-____________________ти

-____________________ий

IV. Закрепление изученного материала

Беседа с учениками.

-Что изучает раздел «Морфология»?

-Какие части речи называются самостоятельными, а какие – служебными?

Выставление оценок.

V.Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе четыре предложения, над каждым словом надписать часть речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для 5 класса на тему :"Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика."»

Тема. Морфология как раздел языкознания. Части речи. Общая характеристика.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «морфология», дать общую характеристику частей речи, учить различать части речи в тексте, развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I.Объявление темы и цели урока.

II.Восприятие и усвоение учащимися учебного материала

1.Слово учителя

Термин «морфология» произошел из греческого языка: «morfo» , что обозначает форма, «logos»- учение, т.е. дословно морфология- это учение про форму слова. А из-за того, что все слова делятся на группы, которые называются частями речи, мы можем говорить так: морфология- раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Части речи — это группы слов, объединённых на основе общности их признаков. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

2.Вводная беседа.

-Какие части речи вы знаете? Приведите примеры.

-Сколько всего частей речи? Назовите их.

-Какие из них изменяемые, а какие – нет?

3.Поэтическая минутка.

Стихи про части речи

-Знаю я теперь отныне-

Есть одно такое имя -

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает все на свете,

Без нее никак нельзя.

Существительным ура!

- Прилагательное.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Глагол.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

- Он членом предложения не бывает,

Но дело этот малый твердо знает.

Не изменяется, один не может жить,

Но вот с глаголами не захотел дружить.

Словам он руки помощи дает.

Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

- Легла на наши плечи

ЕЩё одна часть речи!

Она не изменяется -

НАРЕЧИЕМ называется.

А что обозначает?

Она нам отвечает

На семь всего вопросов,

Завися отзапросов!

ОТКУДА? ПОЧЕМУ? и КАК?

ЗАЧЕМ? КОГДА? Вспомни,чудак!

КУДА? и ГДЕ? - Писать нам стих -

И очень надобно знать их!

- В русском языке есть часть речи такая,

Укажет на лицо, предмет, но не называет.

Вместо имени употребляется –

Местоимением называется.

Восемь разрядов имеет оно,

Людям всем в речи, конечно, нужно!

- Сколько? Два или пятнадцать,

Девять,десять или двадцать.

Ну а вдруг сто двадцать пять?

Нам же этого не знать=)

Который? Первый,иль второй,

А может быть тридцать седьмой.

Часть речи я изумительная,

А называюсь я числительным.

- Какие части речи мы забыли охарактеризовать?

4. Работа с таблицей ЧАСТИ РЕЧИ ( работа с учебником)

5. Работа у доски.

Задание: прочитать стихотворение, записанное на доске, назвать самостоятельные части речи.

Дети! В школу собирайтесь,

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь -

Смотрит солнышко в окно!



Человек, и зверь, и пташка -

Все берутся за дела;

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.



Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит,

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит.



Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит…

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит!

(Лев Модзалевский)

6.Игра «УГАДАЙ СЛОВО»

Задание: угадать часть речи по схеме, привести примеры.

-____________________а

-____________________ти

-____________________ий

IV. Закрепление изученного материала

Беседа с учениками.

-Что изучает раздел «Морфология»?

-Какие части речи называются самостоятельными, а какие – служебными?

Выставление оценок.

V.Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе четыре предложения, над каждым словом надписать часть речи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кришталь Марина Владимировна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464608

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства