kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы, приемы и формы организации учебного процесса в сельской школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрыты методы, приемы и формы организации учебной деятельности обучающихся в сельской школе на примере дисциплины "Русский язык". Все приемы, перечисленные в работе, направлены на формирование коммуникативной компетенции обучающихся и на развитие орфографической зоркости. Важность данных компетенций для обучающихся сельской школы значима, так как дети живут в небольшом поселке, а уезжая из дома для продолжения обучения,  сформированность коммуникативной компетенция очень важна. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы, приемы и формы организации учебного процесса в сельской школе»

Сычук Насима Гараевна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МКОУ Копкульской СОШ Купинского района

Новосибирской области


Методы, приёмы, формы организации учебного процесса

в сельской школе

В своей работе опираюсь на традиционную методику преподавания русского языка с её большим опытом в деле формирования и совершенствования орфографической грамотности и речевой компетентности учащихся, на теоретические исследования в психологии и педагогике. Применяю современные педагогические технологии и элементы технологий (уровневую дифференциацию обучения, личностно-ориентированное обучение, блочную технологию, модульную, проблемное обучение, лекционно-семинарскую систему обучения, интегрированное обучение). Использую информационно-коммуникативные технологии. Реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения, использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую (постоянного и сменного состава), коллективную.

Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую опорные конспекты, таблицы (в том числе алгоритмичные таблицы Кирилиной Л.И.), схемы, образцы анализа текста, провожу индивидуальные консультации.

Мне нравятся нетрадиционные формы проведения урока, они стимулируют деятельность учащихся, повышают мотивацию ребёнка (как следствие – повышение качества знаний), поэтому использую уроки-путешествия (например, 10-классникам понравился достаточно сложный урок-путешествие в «страну» под названием «Частица»), лабораторные уроки (похож на урок-практикум, но к знанию учащиеся идут через исследование, и часто на таких уроках мне помогают ученики-консультанты (и не только из числа «хорошистов»), практикумы, уроки-исследования, делаем первые попытки по проведению урока-панорамы творческих работ, уроки-концерты.

Приглашаю на свои уроки родителей – это уроки общественного смотра знаний. В данном учебном году часто на уроках присутствовали родители 5-классников, 10-классников. А урок-концерт нередко становился частью внеурочной деятельности. Так, в этом учебном году провели Вечер памяти Марины Ивановны Цветаевой, подготовленный совместными усилиями учащихся 10 и 11 классов. Возможности информационных технологий и живая музыка с выразительным чтением стихотворений Марины Цветаевой оставили, думаю, свой след в душе детей.

Мне в работе помогают журналы «Русский язык в школе», приложения к «1 сентября», особенно теперь, когда пользоваться могу электронными изданиями. Многие тексты и задания беру оттуда. Благодатным материалом, развивающим и духовные способности учащихся, являются публицистика Д. С. Лихачёва и письма А. П. Чехова, миниатюры из книг В.П. Астафьева и М. Пришвина. Очень хорошие тексты, которые подходят для языкового анализа, даются в вариантах ЕГЭ. Использую материалы и возможности Единой Коллекции ЦОРов, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, сотрудничаем со Статградом ( при выполнении диагностических работ 10-классники показали хорошие результаты), с НГТУ (в этом учебном году получили хороший тренировочный материал, позволяющий ученикам работать самостоятельно, в том числе дома).

Урок стремлюсь проводить на хорошем методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся. Новые методы и приёмы, формы обучения, позволяющие «идти в ногу со временем», нахожу в предметных журналах, заимствую у коллег (в том числе и в Интернет – сообществе).

Те сведения, которые передаю на уроке, являются лишь информацией, сырьём для будущего знания или умения. Полученную информацию ученик должен преобразовать в знание. Это дидактический закон, его реализации мне помогает технология коммуникативно - деятельностного подхода к изучению русского языка. Ребёнка необходимо научить основам коммуникации: слушать и понимать сказанное, самому уметь говорить так, чтобы быть понятым. Поэтому в целях формирования коммуникативных умений начинаю с 5 класса использовать тексты (своих 10-классников веду с 5 класса).

В нашем сознании, по словам психолингвистов, выделяются 3 уровня коммуникантов: мышление, внутренняя речь и внешняя речь. Мы часто можем слышать и от достаточно успешного ученика: «Понимаю, а как сказать, не знаю (как сформулировать, не знаю)». Упражнения, построенные на отдельных словах или предложениях, малоэффективны. А тексты произведений разных жанров, стилей речи ( тем более, что это образцы художественного слова) дают возможность попробовать свои силы в собственных речевых упражнениях: поставить вопросы к тексту для определения основной мысли текста, проблемы текста, рассуждать по поводу проблемы, поднятой автором. Эти уроки мы с ребятами называем уроками – коммуникациями. Такой урок позволяет организовать учебную ситуацию так, чтобы ученики самостоятельно вывели орфографическое правило, построили языковое понятие, при этом заранее и осознанно сформулировав свои вопросы и ответы.

Приведу фрагмент урока – коммуникации (его можно назвать и исследованием). Учащимся 10 класса при систематизации и обобщении знаний о синтаксисе и его особенностях предложила такой текст:

«Когда мы читаем произведения того или иного поэта, писателя, мы нередко удивляемся богатству, красочности, выразительности его языка. Все эти прекрасные качества зависят в основном от двух причин: от того, какими словами пользуется этот художник, и от того, как именно он ими пользуется, как сочетает их в ткани своей поэмы или романа». (Л. Успенский).

Учащиеся ставили такие вопросы и отвечали на них:

- Что входит в понятие «синтаксис»? Что изучает синтаксис?

- Что такое словосочетание и предложение? Что такое текст?

- Как связываются слова в словосочетаниях, предложениях?

- Как связываются предложения в тексте?

- Чем интересны с синтаксической стороны данные предложения?

- Какие изобразительно – выразительные средства и фигуры речи мы знаем?

- Какие ИВС использовал Лев Успенский? и др.

Работу обязательно заканчиваем сочинением-рассуждением (чаще всего это мини-сочинение).

Для меня урок ценен тем, что он обучает и воспитывает. Именно на основе текста решаю воспитательные задачи. Урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, оставляет глубокий след, а навыки, сформированные на нём, осознанные и стабильные. Хорошо и то, что на уроке у нас часто звучит выразительное чтение прозаического и поэтического текста. Часто читаю на уроке сама (как на уроках литературы, так и русского языка), считаю, что мой эмоциональный отклик на произведение, моё восприятие может стать воспитывающим и обучающим приёмом (только при первом своём чтении дети копируют моё чтение, собственные эмоции ребёнка обязательно пробуждаются).

Освоение же учащимися орфографических норм осуществляю по следующим направлениям:

способы интенсификации обучения;

формирование орфографических умений и навыков на основе понятий «орфограмм» и опознавательных признаков орфограмм;

формирование орфографических умений и навыков на основе применения алгоритмов и схем;

диагностика при обучении орфографии;

работа над ошибками.

Программа по русскому языку предусматривает усвоение определённого количества слов в каждом классе, которые выносятся на поля. Но они в нашем учебнике даются без всякой системы, только в связи с упражнениями на данной странице. Список таких слов дополняю и объединяю в тематические группы ещё в 5 классе: спорт, дом и комната, искусство (например, уже в 5 классе в подгруппу «Живопись» вношу слова пейзаж, натюрморт, портрет, портретист, маринист, баталист, палитра, мольберт, колорит, гамма и др., конечно, обязательно занимаемся лексическим значением слова, его этимологией. Хочу отметить, что трудными эти слова для 5-классников не являются), профессии (например, у нас есть подгруппа «Военная лексика», куда входят слова ветеран, солдат, патриотизм, Великая Отечественная война, командир, батарея, лейтенант, канонада, героизм и др.), терминология (в том числе лингвистическая) и т.д.

В отдельную группу выделяю слова, связанные с изученными правилами /опасный, чудесный; молотьба, сделать; сложение, излагать /.

Следующая группа – слова для орфоэпических упражнений

/музей, академия, чтобы, конечно, яичница, скворечник, булочная /.

При организации словарной работы на уроке много лет пользуюсь методикой Петра Семёновича Тоцкого «Орфография без правил», в основе которой лежит орфографическое чтение и артикуляционная память ( в своём самоанализе 2007 года много писала об использовании данной методики).

В качестве эффективного средства, повышающего орфографическую грамотность, использую и диктанты творческого характера, как восстановленный диктант (прослушав весь текст, ученики записывают под диктовку его начало, затем восстанавливают по памяти продолжение текста, на основе данного же текста строят личное высказывание – рассуждение). Тексты должны быть интересными, воспитывающими, это могут быть фрагменты из научно-популярной литературы, художественные миниатюры (например, «Есенина поют» В.П.Астафьева или сказка А.П.Чехова «Репка» ), стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

Вот, например, текст, на основе которого 10-классникам предложила написать сочинение-рассуждение:

«Историческая память народа…Кто знает, откуда она берёт свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны…Она в чеканных, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!..люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно, нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зубчатый, безмятежный…!» Она, эта память народа, священна.

Да, в начале 21 века мы всё в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе глубже понять современность».

Главное, что дети учатся анализировать, делают выводы, приводят доказательства, исторические и литературные, но пропущенные через себя, своё сердце и совесть.

Такую работу, как одну из форм подготовки к ГИА, мы начали с ребятами ещё в 7 классе. Результат мы получили с ребятами в 9 классе на экзамене: 1 ученица набрала максимальный балл (41), вторая ученица – 39 баллов, третья – 38.

Провожу и диктанты по аналогии ( присутствует элемент сочинения, работающий на развитие речи): дети слушают, например, текст - рассуждение, но создают свой текст-рассуждение, стараясь сохранить структуру и языковые особенности прослушанного текста. Пока получается только у половины ребят, но стараются все.

Интересен диктант с одновременным языковым и информационно-смысловым анализом текста, так как ориентирован на формирование и проверку правописных и речевых навыков в их единстве.

В тексте обычно 50 – 70 слов, записывается под диктовку без изменения в течение 15 – 20 минут, а в остальное время мы с детьми занимаемся анализом текста (вопросы можно записать на доске, напечатать и положить на парту ( можно подготовить по вариантам )). Текст можно взять любой, интересный вам, а примерные вопросы (варьировать можно до бесконечности) таковы:

- Определите тип речи. Аргументируйте своё мнение.

- Составьте план текста, выделив в каждой структурной части ключевые слова.

- Сформулируйте основную мысль каждой структурной части текста.

- Сформулируйте основную мысль всего текста одним простым предложением ( использую такие задания уже в 5 классе).

- Придумайте и запишите сложное предложение, которое могло бы служить эпиграфом к данному тексту.

Включаю лингвистические задания (приведу только 2-3 примера, мы обычно успеваем выполнить намного больше):

- Выпишите все местоимения (частицы, предлоги…), укажите их разряд. (Иногда прошу в определённом предложении указать все части речи.)

- Выпишите по 2 словосочетания с разными типами связи слов.

- Выпишите слово (-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

Конечно, необходимы традиционные орфографические и пунктуационные задания и задачи (например, объяснить правописание чередующихся гласных в корнях слов, правописание приставок и т.д., объяснить условия выбора пунктограмм).

IVэтап. Организация самостоятельной работы учащихся.

На этапе закрепления и систематизации изученного при выполнении самостоятельной работы повышенного уровня даю задание творческого характера. Чаще всего это сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Как правило, 2-3 текста в начале учебного года разбираем вместе и записываем под диктовку. Ребятам диктую переработанный мною или даже заранее подготовленный вариант (в необходимости некоего образца, созданного общими усилиями, я убедилась).

Анализом текста, состоящего из 2-3 предложений, занимаемся на каждом уроке, но для самостоятельной работы берём полновесные проблемные тексты. Хочу отметить то, что работы учащихся обязательно редактирую (конечно, после того, как сам ученик переработает свой текст), показываю, как надо было рассуждать, как строить предложения и как их связать. Своё мнение детям не навязываю, развиваю их мысль, довожу её до конца, но своими мыслями тоже делюсь.

С 5 класса пишем с ребятами сочинения-горошины. Например, после работы над миниатюрой «Льняное поле» В.П.Астафьева надо было 10-классникам написать свою миниатюру, например, о ромашковом поле, васильковом… Сочинение на уроке, по желанию ребёнка, читается. Не всегда, но часто на эту же тему пишу сама и читаю детям. Этот приём, считаю, повышает учебную мотивацию детей. В старших классах проявляется и дух соперничества (в самом хорошем смысле). Например, в 11 классе (в 2010 году) при написании миниатюры с использованием только односоставных предложений победил ученик – Отточко Сергей. Столько юмора было в этой работе! Детектив-комедия – и только!

Домашнее задание тоже является дифференцированным: выполнение упражнений, составление схем по изученному материалу, подбор примеров на соответствующее правило из произведений художественной литературы, различные творческие работы. У учащихся 5 и 7 классов есть тематические тетради, задания в которых даются по возрастающей сложности, также данные тетради позволяют развивать самостоятельность детей.

Пример домашнего задания для учащихся 10 класса по теме «Средства художественной выразительности»:

1. Написать сочинение-описание «Роняет лес багряный свой убор», используя те же выразительные средства, что и И.С.Тургенев (упражнение №5 учебника).

2. Подобрать материал из художественной литературы для выступления по изученной теме.

Ученики решают самостоятельно, какое задание выполнить. Таким образом, домашнее задание получается привлекательным, посильным, свободным для выбора.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы, приемы и формы организации учебного процесса в сельской школе

Автор: Сычук Насима Гараевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Групповая форма организации учебной работы на уроках русского языка как фактор саморазвития  школьников» "
    ["seo_title"] => string(112) "gruppovaia-forma-orghanizatsii-uchiebnoi-raboty-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-faktor-samorazvitiia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "148870"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419868870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" "
    ["seo_title"] => string(94) "opisaniie-raboty-po-tiemie-orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "115447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411992459"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе"
    ["seo_title"] => string(78) "o_sviazi_obuchieniia_matiematikie_i_trudovogho_obuchieniia_v_siel_skoi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "399372"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489297907"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Ведение психологического кружка в начальных классах сельской школы. Тезисы проекта"
    ["seo_title"] => string(80) "vedenie_psikhologicheskogo_kruzhka_v_nachalnykh_klassakh_selskoi_shkoly_tezisy_p"
    ["file_id"] => string(6) "538123"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580590270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Курсовая работа: "Информационно - коммуникативные технологии на уроках биологии". "
    ["seo_title"] => string(83) "kursovaia-rabota-informatsionno-kommunikativnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421500883"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства