О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе
О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе
О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе
Тождественность содержания математического образования в городской и сельской школах обеспечивает выпускникам этих школ одинаковые возможности для продолжения образования и непосредственного участия в производственном труде в той или иной отрасли народного хозяйства.
Вместе с тем условия жизни и работы в сельской местности порой значительно отличаются от соответствующих условий в городе. Нельзя также не учитывать того, что сельская школа должна готовить своих учащихся к трудовой деятельности преимущественно в условиях села, воспитывать у учащихся любовь и уважение к сельскохозяйственному труду.
Одна часть учащихся овладевает основами профессии в процессе производственного обучения в школе, другая – прихо-дит в сельскохозяйственное производство, третья - учится на различных курсах после окончания средней школы. Во всех случаях необходимо обеспечить подготовку школьников к выбо-ру профессии и к труду в условиях современного сельского хозяйства, оснащенного первоклассной техникой и применяю-щего индустриальные методы производства сельскохозяйствен-ной продукции. Каждый учебный предмет может и должен взять на себя часть этой работы. Решая этот вопрос применительно к математике, необходимо исходить из требования сохранения логики предмета, системы в изложении материала, времени, отводимого программой на изучение отдельных разделов и тем. Следует также иметь в виду, что математика вместе с другими общеобразовательными предметами являются базой для политехнической подготовки учащихся, лежащей в основе овладения любой профессией.
На уроках математики необходимо придание учебной работе разумной и обоснованной профессиональной направленности, что способствует приближение обучения к жизни, средством, при помощи которого ученики осознают связь абстрактного и конкретного, связь теории и практики.
Изучение математики способствует развитию общей логи-ческой культуры учащихся, выработке у них умение подмечать математическую сторону явлений природы, окружающей жизни, производства.
Знания, умения и навыки, имеющие политехнический характер особенно важны для тружеников села. Это в первую очередь вычислительные и измерительные навыки. Особенно необходимо умение быстро, уверенно и наиболее рационально выполнять вычисления, так как во всех отраслях сельского производства приходится иметь дело с нормативными показа-телями, с числовыми характеристиками различных величин и соотношений между ними.
В условиях сельскохозяйственного производства много задач-расчетов возникает и решается непосредственно в поле, на фермах и парниках, на лугу, в зернохранилище, тракторной бригаде и т.п., т.е. во время организации работы и ее учета.
Это предполагает в частности, применение навыков устных вычислений, умение делать «прикидку». Помочь делу может целенаправленный подбор упражнений вычислительного характера, привязка их к определенному виду практической деятельности.
Так, например, нахождение значения выражения, содержащего степень, можно связать с решением задач такого характера.
Вычислить объем стога по формуле V =, – длина
окружности основания стога, - длина «перекидки» стога,
если: а) = 16м, = 20м; б) = 12м
2. При составлении таблиц для построения графиков
прямой пропорциональности используют такие данные:
а) По формуле у = 0,25х вычисляют выход масла из льняного
семени. Здесь у – количество масла в кг, х - количество
килограммов льняного семени.
б) По формуле у = 0,8х вычисляют выход крупы из проса.
Здесь у – количество крупы в кг, х - количество килограммов
проса.
У учащихся необходимо воспитывать также привычку внима-тельно анализировать числовые данные, над которыми производятся те или иные действия, и не спешить с применением общих правил, пока не установлено, не удобнее ли здесь применить некоторые частные приемы.
Пример: Поле имеет форму параллелограмма, основание
которого 320м, а высота 130м. Через это поле под прямым углом к основанию проходит дорога шириной 9м. Определить величину посевной площади этого поля.
Написав выражение для определения величины посевной площади этого поля 320. 130 – 130 . 9, замечаем, что значение этого выражения удобно вычислить, представив сумму в виде произведения: 130 . (320 -9) = 130 . 311
В школьной программе уделено много внимания приближен-ным вычислениям, но не все учащиеся в достаточной степени овладевают их приемами. В процессе изучения этого материала целесообразно наполнить отдельные упражнения конкретным содержанием, заимствованным из сельскохозяйственной практики. Например, вместо того чтобы вычислять значение выражений вида ab, abc, a2, и др. по абстрактным значениям переменных, можно предать им практический смысл (вычисле-ние площадей земельных участков, объемов сельско-хозяйственных сооружений, подсчет расходов семян, удобрений и т.п.). При этом обязательно обращается внимание на точность исходных данных и полученных результатов.
Примеры. 1. Сколько потребуется семян для засева клумбы диаметром 3,7м, если на 1м2 идет 2,5г семян?
2.Какую площадь вспашет трехкорпусный
навесной плуг, пройдя борозду длиной 1,36км, если ширина захвата одного корпуса 35см?
Данные округляют с таким расчетом, чтобы сравнительно легко выполнялись указанные действия.
Примеры. 1.На какое время рассчитан запас зерна в ящике сеялки вместимостью 250кг, если ширина ее захвата 3,7м, а скорость движения 3,6 км /ч? Норма высева 160кг зерна на 1 га. После упрощения в промежуточных выражениях ответ задачи получаем в таком виде:
Заменяя произведение 16 6 его «грубым» значением 100 и сокращения на 100, находим приближенное значение частного 250: 3,7. Получаем 68 мин. Выполнение указанных действий по правилам дает ответ ≈70 мин. 2.Вычислить объем конуса, у которого образующая равна 1,6 дм и радиус основания равен 4см.
Получив выражение для объема конуса в виде, делаем грубую прикидку: значение принимаем равным 3, а значение соответственно равным 4. Грубое значение искомого объема конуса 64 4 ≈ 256(см3).Вычисления по правилам дают 260 см3.
Для усовершенствования приемов прикидки могут быть использованы задания на нахождение значений выражений, решение геометрических задач на вычисление, выполнение различных практических работ.
Пример. Сколько цемента пойдет на бетонное основание силосной башни, представляющее собой цилиндр радиуса 3,1м
и высоты 0,2 м, если на 1 м3 бетона расходуется 320кг цемента. Ответ задачи получаем в виде выражения
3,12 0,2 320. Первая прикидка: 3 10 0,2 320.
Вторая прикидка: 10 0,2 1000 ≈ 2000(кг).
Ответ, полученный в результате вычислений: 1920 кг.
Эффективным средством связи математики с трудовым обучением сельских школьников являются экскурсии на учебно-опытный участок школы, на животноводческую ферму, трикотажную фабрику. Участие учителя математики в подготовке этих экскурсий позволяет использовать материалы наблюдений для расширения представлений учащихся о применении математики, для составления задач, выполнения различных расчетов, составления диаграмм, графиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе»
Куликова Л.И.
сш им. Ш. Уалиханова
Енбекшиказахского район
О связи обучения математике и трудового обучения в сельской школе
Тождественность содержания математического образования в городской и сельской школах обеспечивает выпускникам этих школ одинаковые возможности для продолжения образования и непосредственного участия в производственном труде в той или иной отрасли народного хозяйства.
Вместе с тем условия жизни и работы в сельской местности порой значительно отличаются от соответствующих условий в городе. Нельзя также не учитывать того, что сельская школа должна готовить своих учащихся к трудовой деятельности преимущественно в условиях села, воспитывать у учащихся любовь и уважение к сельскохозяйственному труду.
Одна часть учащихся овладевает основами профессии в процессе производственного обучения в школе, другая – прихо-дит в сельскохозяйственное производство, третья - учится на различных курсах после окончания средней школы. Во всех случаях необходимо обеспечить подготовку школьников к выбо-ру профессии и к труду в условиях современного сельского хозяйства, оснащенного первоклассной техникой и применяю-щего индустриальные методы производства сельскохозяйствен-ной продукции. Каждый учебный предмет может и должен взять на себя часть этой работы. Решая этот вопрос применительно к математике, необходимо исходить из требования сохранения логики предмета, системы в изложении материала, времени, отводимого программой на изучение отдельных разделов и тем. Следует также иметь в виду, что математика вместе с другими общеобразовательными предметами являются базой для политехнической подготовки учащихся, лежащей в основе овладения любой профессией.
На уроках математики необходимо придание учебной работе разумной и обоснованной профессиональной направленности, что способствует приближение обучения к жизни, средством, при помощи которого ученики осознают связь абстрактного и конкретного, связь теории и практики.
Изучение математики способствует развитию общей логи-ческой культуры учащихся, выработке у них умение подмечать математическую сторону явлений природы, окружающей жизни, производства.
Знания, умения и навыки, имеющие политехнический характер особенно важны для тружеников села. Это в первую очередь вычислительные и измерительные навыки. Особенно необходимо умение быстро, уверенно и наиболее рационально выполнять вычисления, так как во всех отраслях сельского производства приходится иметь дело с нормативными показа-телями, с числовыми характеристиками различных величин и соотношений между ними.
В условиях сельскохозяйственного производства много задач-расчетов возникает и решается непосредственно в поле, на фермах и парниках, на лугу, в зернохранилище, тракторной бригаде и т.п., т.е. во время организации работы и ее учета.
Это предполагает в частности, применение навыков устных вычислений, умение делать «прикидку». Помочь делу может целенаправленный подбор упражнений вычислительного характера, привязка их к определенному виду практической деятельности.
Так, например, нахождение значения выражения, содержащего степень, можно связать с решением задач такого характера.
Вычислить объем стога по формуле V =, – длина
окружности основания стога, - длина «перекидки» стога,
если: а) = 16м, = 20м; б) = 12м
2. При составлении таблиц для построения графиков
прямой пропорциональности используют такие данные:
а) По формуле у = 0,25х вычисляют выход масла из льняного
семени. Здесь у – количество масла в кг, х - количество
килограммов льняного семени.
б) По формуле у = 0,8х вычисляют выход крупы из проса.
Здесь у – количество крупы в кг, х - количество килограммов
проса.
У учащихся необходимо воспитывать также привычку внима-тельно анализировать числовые данные, над которыми производятся те или иные действия, и не спешить с применением общих правил, пока не установлено, не удобнее ли здесь применить некоторые частные приемы.
Пример: Поле имеет форму параллелограмма, основание
которого 320м, а высота 130м. Через это поле под прямым углом к основанию проходит дорога шириной 9м. Определить величину посевной площади этого поля.
Написав выражение для определения величины посевной площади этого поля 320. 130 – 130 . 9, замечаем, что значение этого выражения удобно вычислить, представив сумму в виде произведения: 130 . (320 -9) = 130 . 311
В школьной программе уделено много внимания приближен-ным вычислениям, но не все учащиеся в достаточной степени овладевают их приемами. В процессе изучения этого материала целесообразно наполнить отдельные упражнения конкретным содержанием, заимствованным из сельскохозяйственной практики. Например, вместо того чтобы вычислять значение выражений вида ab, abc, a2, и др. по абстрактным значениям переменных, можно предать им практический смысл (вычисле-ние площадей земельных участков, объемов сельско-хозяйственных сооружений, подсчет расходов семян, удобрений и т.п.). При этом обязательно обращается внимание на точность исходных данных и полученных результатов.
Примеры. 1. Сколько потребуется семян для засева клумбы диаметром 3,7м , если на 1м2 идет 2,5г семян?
2.Какую площадь вспашет трехкорпусный
навесной плуг, пройдя борозду длиной 1,36км, если ширина захвата одного корпуса 35см?
Данные округляют с таким расчетом, чтобы сравнительно легко выполнялись указанные действия.
Примеры. 1.На какое время рассчитан запас зерна в ящике сеялки вместимостью 250кг, если ширина ее захвата 3,7м, а скорость движения 3,6 км /ч? Норма высева 160кг зерна на 1 га. После упрощения в промежуточных выражениях ответ задачи получаем в таком виде:
(мин).
Заменяя произведение 16 6 его «грубым» значением 100 и сокращения на 100, находим приближенное значение частного 250: 3,7. Получаем 68 мин. Выполнение указанных действий по правилам дает ответ ≈70 мин. 2.Вычислить объем конуса, у которого образующая равна 1,6 дм и радиус основания равен 4см.
Получив выражение для объема конуса в виде , делаем грубую прикидку: значение принимаем равным 3, а значение соответственно равным 4. Грубое значение искомого объема конуса 64 4 ≈ 256(см3).Вычисления по правилам дают 260 см3.
Для усовершенствования приемов прикидки могут быть использованы задания на нахождение значений выражений, решение геометрических задач на вычисление, выполнение различных практических работ.
Пример. Сколько цемента пойдет на бетонное основание силосной башни, представляющее собой цилиндр радиуса 3,1м
и высоты 0,2 м, если на 1 м3 бетона расходуется 320кг цемента. Ответ задачи получаем в виде выражения
3,12 0,2 320. Первая прикидка: 3 10 0,2 320.
Вторая прикидка: 10 0,2 1000 ≈ 2000(кг).
Ответ, полученный в результате вычислений: 1920 кг.
Эффективным средством связи математики с трудовым обучением сельских школьников являются экскурсии на учебно-опытный участок школы, на животноводческую ферму, трикотажную фабрику. Участие учителя математики в подготовке этих экскурсий позволяет использовать материалы наблюдений для расширения представлений учащихся о применении математики, для составления задач, выполнения различных расчетов, составления диаграмм, графиков.