Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы"
Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы"
Введение
Комплексный проект модернизации образования определил важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Так как справедливым считается утверждение: здоровый ученик - успешный ученик.
В многочисленных исследованиях педагогов, психологов, медиков показано исключительное влияние негативной современной школьной среды на состояние здоровья детей и подростков. В последнее годы увеличилось число школ с углубленным изучением отдельных предметов, в обычных школах, в связи с переходом к профильному обучению, появилось много новых дисциплин, значительно увеличился объем информации, резко возросли интенсивность, эмоциональность учебного процесса. Все это приводит к снижению двигательной активности, сокращению времени сна, отдыха, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
По данным Министерства здравоохранения около 90% учащихся школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Конкретно по нашей школе эта цифра составляет 46%.
На современном этапе в качестве одного из основных приоритетов образовательной политики нашей школы выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни учащихся, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению их физического, психического и нравственного здоровья.
Эти задачи реализуются через внедрение в образовательный процесс программы «Организация здоровьесберегающей среды в сельской школе», что позволяет создать комплексную систему работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, основанную на системном подходе, когда обновляются все компоненты педагогической системы в их взаимосвязи.
Цель данной работы состоит в описании системы работы по организации и проведению оздоровительных мероприятий в школе, обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении, сохранении и укреплении здоровья участников образовательно-воспитательного процесса.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- показать значимость всех направлений работы в формировании здорового образа жизни и их взаимосвязь, а также варианты организации и проведения спортивных мероприятий;
- вырабатывать у обучающихся потребность к занятиям физической культурой;
- сформировать потребность и умение поддерживать свое физическое и психическое здоровье.
Сложившаяся инновационная система работы Школы включает следующие компоненты: управление, физкультурно-оздоровительная работа в урочное время, физкультурно – оздоровительная работа во внеурочное время.
Заключение
Применяемая система работы на практике позволяет решать поставленные задачи. В описанных мероприятиях прослеживаются приемы и методы новых педагогических технологий, которые на практике дают положительные результаты.
Примерная двигательная активность на одного обучающегося в неделю в нашей школе составляет:
Мероприятия
Время двигательной активности в минутах
Уроки физкультуры
135
Соревнования, праздники, динамические паузы, дни здоровья
180
Тренировки, занятия в секциях
180
Подвижные перемены
90
Физминутки на уроках
150
всего
735
Примерно 12 часов в неделю
Проведенный опрос среди обучающихся показал, что самые запоминающиеся мероприятия, которые проходят в школе – это спортивные праздники, «Зарница», дни здоровья. Девочкам нравится новая форма проведения утренней зарядки с элементами аэробики, а юношам силовые упражнения, как они говорят «Хорошая подготовка к службе в армии, да и выглядеть стали лучше». Мнение родителей: «Хорошо, что в школе проводится много спортивных мероприятий, наши дети меньше болтаются по улице, заняты по вечерам, с удовольствием занимаются на тренажерах. В таком прекрасном спортзале мы сами часто занимаемся, у нас хорошая взрослая волейбольная команда, думаем и нашим детям занятия спортом пригодятся в жизни. Большое спасибо учителям физкультуры».
Умения, которые дети получают, занимаясь в секциях, принимая участие физкультурно-оздоровительных мероприятиях, воспитывают чувство коллективизма, терпимости друг к другу, обеспечивают двигательную активность. И, конечно, они приобретают новые жизненные качества: оптимистическое отношение к жизни, веру в себя, в свои силы, самостоятельность в принятии решений, умение мобилизоваться, уважение к окружающим, умение радоваться за других, оценивать свои силы и возможности. И, конечно же, сохранять и укреплять своё здоровье.
Система, описанная в работе, поможет учителям физкультуры, педагогам-организаторам создать в своей школе среду, способствующую укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
Литература
1.Здоровьесберегающие сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть I. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова, Т. А. Фральцова, Н.А. заруба и др.; под научной ред. Э. М. Казина. – 2-е изд. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. -147с.
2. Здоровьесберегающие сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова, Т. А. Фральцова, Н.А. заруба и др.; под научной ред. Э. М. Казина. – 2-е изд. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. -147с.
3. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы [Текст]: методические рекомендации / В. И. Ковалько.- М.: «ВАКО», 2004.- 272 с.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / В. И. Ковалько. М.: «ВАКО», 2004.- 296 с.
5. Настольная книга для учителя физкультуры [Текст] / под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Автор - сост. Г. И. Погадаев. – М.: «Физкультура и спорт», 2002. – 496с.
5. Погадаев Г. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 класс [Текст]: методическое пособие / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. – М. : Дрофа, 2005. - 110с.
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ. – 2006. -320с.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ. – 2006. - 272с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание работы по теме"Организация здоровьесберегающей среды сельской школы" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»
Организация здоровьесберегающей среды сельской школы
описание системы работы
Выполнил:
учитель физической культуры
Демидов Дмитрий Николаевич
С.Новопокровка
Оглавление
Введение 4
Глава 1 Управление 6
Глава 2. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в учебном процессе 8
1.1 Профилактика заболеваний на уроках физкультуры 10
1.2 Организация физминуток, динамических пауз 17
Глава 3. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочное время 21
3.1 Утренняя зарядка до начала занятий, проведение подвижных перемен в школе 21
3.2 Дни здоровья и спортивные праздники 22
Заключение 24 Литература 31
Введение
Комплексный проект модернизации образования определил важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Так как справедливым считается утверждение: здоровый ученик - успешный ученик.
В многочисленных исследованиях педагогов, психологов, медиков показано исключительное влияние негативной современной школьной среды на состояние здоровья детей и подростков. В последнее годы увеличилось число школ с углубленным изучением отдельных предметов, в обычных школах, в связи с переходом к профильному обучению, появилось много новых дисциплин, значительно увеличился объем информации, резко возросли интенсивность, эмоциональность учебного процесса. Все это приводит к снижению двигательной активности, сокращению времени сна, отдыха, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
По данным Министерства здравоохранения около 90% учащихся школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Конкретно по нашей школе эта цифра составляет 46%.
На современном этапе в качестве одного из основных приоритетов образовательной политики нашей школы выдвинута всесторонняя забота о сохранности жизни учащихся, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению их физического, психического и нравственного здоровья.
Эти задачи реализуются через внедрение в образовательный процесс программы «Организация здоровьесберегающей среды в сельской школе», что позволяет создать комплексную систему работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, основанную на системном подходе, когда обновляются все компоненты педагогической системы в их взаимосвязи.
Цель данной работы состоит в описании системы работы по организации и проведению оздоровительных мероприятий в школе, обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении, сохранении и укреплении здоровья участников образовательно-воспитательного процесса.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- показать значимость всех направлений работы в формировании здорового образа жизни и их взаимосвязь, а также варианты организации и проведения спортивных мероприятий;
- вырабатывать у обучающихся потребность к занятиям физической культурой;
- сформировать потребность и умение поддерживать свое физическое и психическое здоровье.
Сложившаяся инновационная система работы Школы включает следующие компоненты: управление, физкультурно-оздоровительная работа в урочное время, физкультурно – оздоровительная работа во внеурочное время.
Глава 1 Управление
1.В процессе деятельности разработана система управления сельской Школой.
Данное инновационное управление выполняет следующие функции:
1.1. Информационно-аналитическая.
Для ее реализации в школе организована психологическая служба. Проводится ежегодный мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей среды в школе, проводится диагностика по изучению уровня и характера тревожности, связанной со школой. Результаты мониторинга доступны Управляющему Совету, администрации школы, коллективу учителей, а главное, ученикам и их родителям.
На основе данных мониторинга, разрабатываются и проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
1.2. Мотивационно-целевая функция управления заключается в определении и корректировке целей программы здоровья, мотивации субъектов образовательного процесса на принятие целей и достижений. Реализация этой функции осуществляется такими формами работы, как курсовая подготовка педагогов, семинары, педагогические советы, заседание Управляющего совета, общешкольные родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы сохранения здоровья учителей и учащихся. Создана творческая группа педагогов – экспериментаторов: директор школы Демидова Т.В., социальный педагог Жигалёва Л.А., педагог-психолог Качесова О.И., учитель физической культуры Демидов Д.Н. , председатель совета отцов Плотницкий В.Б. Важное направление в работе - это вовлечение всех участников образовательно-воспитательного процесса в проводимые мероприятия.
Создаются условия для обмена опытом работы учителей на муниципальном, региональном уровне: в феврале 2008 года директор школы Демидова Т.В. защищала программу на заседании творческой группы, которое проходило в ТСШ №2. Итоги работы по реализации программы были заслушаны на коллегии в 2008 году. В 2010 году учитель физической культуры Демидов Д.Н. делился опытом работы на заседании творческой группы. В 2011гду для учителей физической культуры и медицинских работников школ района мы проводили семинар – практикум «Профилактика и коррекция основных отклонений состояния здоровья школьников средствами физической культуры»
На базе школы в 2006 году открыта районная методическая площадка «Педагоги Тяжинского района – за здоровое поколение»
1.3.Планово-прогностическая функция реализуется через программу развития школы до 2011 года. Осуществляется проектирование и контроль здоровьесберегающего аспекта в образовании школы.
1.4 4.Организационно-исполнительская функция позволила перераспределить функциональные обязанности администрации. Создана и функционирует психологическая служба. В штатное расписание введены новые единицы: психолог, социальный педагог, руководители кружковой работы. Итогом большой работы школы является участие в областном конкурсе «Педагоги Кузбасса – за здоровое поколение»
Оборудованы новые современные кабинеты: информатики, химии. Начали работу по оснащению рабочего места учителя персональным компьютером.
Спортивный зал школы постоянно пополняется инвентарем. Подписаны договоры о сотрудничестве со спортивными школами районного центра . Результаты работы: многочисленные победы школьной футбольной команды.
Школьная столовая оснащена технологическим оборудованием, мебелью. Организовано горячее питание, соответствующее нормам Санпина. Средняя стоимость обеда составляет 15рублей, что достигается благодаря удешевлению питания. Не смотря на то, что более 50% семей учащихся официально признаны малообеспеченными, охват горячим питанием составляет 100% в начальной школе и 82 % среди учащихся средних и старших классов.
1.5. Контрольно- диагностическая функция осуществляется за счет сочетания общественного и административного контроля, самоанализа и самоконтроля работы учреждения, на основе следующих форм и видов: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ и самоанализ урока с позиции здоровьесбережения, ведение паспортов здоровья учащихся и т.д.
1.6. Регуляционно -коррекционная функция управления строится на основе диагностики, регулирования и корректировки рабочих планов и программ с тем, чтобы учащиеся освоили знания о здоровье, о здоровом образе жизни, которые являются основой осознанного здоровьесберегающего поведения.
Глава 2Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
в учебном процессе.
Из общеобразовательной программы по физическому воспитанию: программа по физической культуре в существующем виде нацелена на формирование у школьников преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако исследования показывают,(2) что путь становления двигательных умений и навыков, их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом школьной программы. По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее 12 часов в неделю. В этом случае у учащихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям. Решение этой проблемы лежит в увеличении объема двигательной активности за счет применение на каждом уроке элементов здоровьесберегающих технологий, а также участия учителей, обучающихся и их родителей во внеурочной физкультурной деятельности. Данной проблеме посвящено значительное число публикаций (1,2,5,6,7). Учитывая исследования, описанные в данных пособиях, анализируя состояние физического здоровья, на основании медицинских обследований детей за последние годы пришли к выводу: в общеобразовательной школе должна действовать система оздоровительных мероприятий, помогающая пропагандировать здоровый образ жизни и для увеличения физической нагрузки обучающихся. Для проведения мероприятий в школе есть все необходимые условия: спортзал, спортивный инвентарь, тренажеры, нестандартное оборудование, спортивная площадка. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе отражена в схеме:
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Увеличение мышечной активности, профилактика заболеваний на уроках физкультуры
Физминутки, динамические паузы
Создание на каждом уроке здорового психологического климата
Работа спортивных секций
Проведение ежемесячно спортивных школьных соревнований по волейболу, мини-футболу, баскетболу, легкой атлетики
Спортивные праздники, дни здоровья для учителей, обучающихся и их родителей
Подвижные перемены
Туристические походы
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003г. № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений», анализ состояния здоровья детей в Тяжинском районе «число здоровых детей составляет не более 30%», еще раз подтверждает, что организация зоровьесберегающей среды в школе необходима.
Идея и ценность разработки системы мероприятий заключается в следующем:
- интенсивность и продолжительность нагрузки во время учебных занятий, внеурочной деятельности определяется с учетом закономерностей изменения умственной работоспособности обучающихся и обеспечивает достаточную двигательную активность;
- при выборе содержания и формы двигательной активности учитываются возрастные, физиологические и психологические особенности детей;
- описанные приемы осуществляются с применением новых педагогических технологий;
- при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий используется нестандартное оборудование, разработанное в школе.
Из комплексно-целевой программы «Организация здоровьесберегающей среды в сельской школе»: «анализ состояния здоровья детей в школе за последние годы показал, что основными заболеваниями являются: нарушение осанки, плоскостопие, заболевание органов зрения, заболевание крови (анемия), ЛОР-заболевания, заболевание сердечно-сосудистой системы. Наибольшее количество пропущенных уроков сделано по причине болезни детей. На основании данных результатов был сделан вывод, что сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетным направлением в работе педагогического коллектива школы».
Поэтому на профилактику этих заболеваний уделяется большое внимание в учебном процессе.
2.1. Правильная осанка и ее значение для
здоровья и хорошей учебы
Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательное моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными сведенными вперед плечами.
Правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологическую прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока.
Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. За период реализации программы в школе приобретена ростовая школьная мебель, что позволяет сейчас учителю выбрать парту по размеру для каждого обучающегося. Если возникают затруднения с подбором мебели, учитель усаживает школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.
Учитель в нашей школе умеет оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формы спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе лицом нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными.
Осматривая школьников со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.
Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении.
Как же проверить правильность осанки? Для этого мы рекомендуем такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегкаприподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня он 3-4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.
Мы учим детей и правильно стоять, прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы сами увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче. Красивая, правильная походка слегка стремительна; голова приподнята, плечи развернуты, грудь выдвинута вперед, движения рук согласованы с движением ног. Особенно портит осанку неправильная поза во время занятий за столом или партой. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Ноги сгибаются в тазобедренном и коленном суставах под углом 90˚ и более. Спина должна опираться о спинку стула. Между краем стола и грудью должна поместиться ладонь. При таких условиях ученик дышит свободно, его внутренние органы не сдавливаются. Кроме того, необходимо обеспечить нормальное расстояние от глаз до книги или тетради. Оно должно быть равно расстоянию от локтевого сустава (руку поставить на локоть) до кончиков пальцев, касающихся виска. Постоянно контролируйте это расстояние. (3)
2.3 Профилактика нарушения осанки во время
занятий физической культурой
Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей учащихся. Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом. Особое внимание на нарушение осанки и профилактику уделяется в начальной школе, поэтому на каждом уроке физкультуры проводятся упражнения для формирования правильной осанки. (3)
На каждом уроке физкультуры используется шведская лестница, используя её можно делать различные упражнения на формирование правильной осанки.
2.4. Плоскостопие
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто. Для предупреждения развития плоскостопия мы учим соблюдать следующие профилактические меры:
не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3-4 см;
для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супина торами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно — специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).(6)
На уроках физической культуры применяются приемы, предупреждающие развитие плоскостопия.
Три года назад было изготовлено нестандартное оборудование для спортзала: ребристые дощечки разных размеров, лотки, в которые насыпана галька разной величины. При выполнении ОРУ, учащиеся делают несколько кругов в разном темпе, пробегая по гальке и дощечкам, это упражнение проходит с целью профилактики и лечения плоскостопия. Предлагаемые упражнения можно использовать на уроках, во внеурочной деятельности, включая в соревнования, а также советовать детям, страдающим плоскостопием, выполнять дома с родителями данные упражнения.
2.5. Зрение
Зрение — это физиологический процесс восприятия человеком величины, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, обеспечивающий ему возможность ориентироваться в окружающем мире. Дефицит движений неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Близорукость, которая возникает в школьные годы, проявляется преимущественно у учащихся с недостаточным физическим развитием.(6) Необходимо соблюдать элементарные правила,снижающие риск появления болезни глаз, которые мы даем не только на уроках физической культуры, но и при беседах с родителями, на классных часах по здоровью:
Рабочее место (письменный стол) должно быть хорошо освещено, свет должен падать слева.
Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола должно составлять 30—45 см.
При чтении надо использовать подставку для книг; нельзя читать лежа.
Через каждые 40—50 мин занятий надо делать перерыв.
При просмотре телепередач надо сидеть прямо перед телевизором (на расстоянии 4—5 м), а не сбоку.
Расстояние от компьютера до глаз должно быть не менее 50— 70 см.
Необходимо выполнять специальную гимнастику, которую де лают через 7—8 мин от начала работы и после ее окончания (продолжительность 1 мин): поднять глаза кверху и, представив летящую бабочку, следить за ее полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы, — двигаться должны только глаза.
Без ущерба для вашего здоровья можно работать за компьютером непрерывно лишь 20 мин и только 3 раза в неделю, через день.(4)
Гимнастика для глаз очень проста, на уроках физкультуры она должна проводиться с подробным объяснением о значении зрения для человека и о тренировке мышц глаз.
2.6. Пищеварительная система
Пищеварительная системасостоит из следующих разделов: ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, пищеварительных желез (слюнные, поджелудочная, печень и др.). Пищеварение необходимо для роста и восстановления организма, поддержания умственной и физической работоспособности, а также температуры тела. Пища содержит разнообразные питательные вещества, необходимые для жизни человека. В пищеварительной системе они переходят в растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь и разносятся ею по всему организму.
Регулярные занятия физическими упражнениями, игры на свежем воздухе, кроссы в лесопарковой зоне оказывают тонизирующее, укрепляющее, стимулирующее воздействие на органы пищеварительной системы и на весь организм в целом. Для улучшения пищеварения полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.
2.7. Кровеносная система
Кровеносная системасостоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце своими сокращениями проталкивает кровь по сосудам ко всем органам и тканям, где происходит непрерывный обмен веществ. Чем лучше работает сердце, тем качественней организм обогащается кислородом и освобождает от вредных веществ и углекислого газа ткани.
Значительное воздействие на работу кровеносной системы оказывают такие физические упражнения, как кросс, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические походы.
В процессе занятий физическими упражнениями и спортом все системы начинают работать более экономично, происходит утолщение стенок сердца, увеличение его размера и веса.
Многие школьники часами просиживают за письменным столом, перед телевизором, за компьютером, что очень вредно для растущего организма. Сердце и сосуды быстро реагируют на недостаток движений, в результате нарушается работа сердца и сосудов, внутренних органов в целом, падает работоспособность, ухудшается умственная деятельность.
Наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС), или пульсом, является доступным средством контроля за работой сердечно-сосудистой системы. Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев: у мальчиков 70—75 уд./мин (ударов в минуту), у девочек 75—80 уд./мин. Пульс можно измерить на запястье, виске. Любая физическая нагрузка, даже самая незначительная, вызывает учащение
2.8.Дыхательная система
Дыхательная системапринимает участие в обеспечении организма кислородом, выводит из организма углекислый газ. В дыхательной системе большую роль играют легкие, которые осуществляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью. Они располагаются в грудной клетке. В спокойном состоянии человек делает 16—20 дыхательных движений в 1 мин. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы.
Важным показателем функции дыхательной системы является жизненная емкость легких(ЖЕЛ). Она определяется максимальным количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха. Измерить ЖЕЛ можно прибором, который называется спирометром.
При выполнении физических упражнений резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. В покое через легкие проходят 6-7 л в 1 мин, а при выполнении таких упражнений, как бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах - до 120-130 л в 1 мин. Благодаря занятиям физическими упражнениями, увеличиваются размеры грудной клетки, ее подвижность, возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.
Особое внимание на уроках физкультуры уделяется детям, которые только что выздоровели, потому что большая физическая нагрузка может вызвать повторное заболевание, которое, как правило, переходит в хронические болезни. Данная таблица помогает учителю физкультуры осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Заболевание
Признаки выздоровления
Рекомендации для учителя физкультуры
Ангина
Отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние.
Занятия физкультурой в школе можно начинать через 6-7 дней, тренировки через 12-14 дней, участие в соревнованиях – через 20-22 дня. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела.
Аппендицит
Удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения в брюшной стенке в области червеобразного отростка при ощупывании.
Занятия физкультурой – через 7-10 дней, тренировки – через 14-16 дней, участие в соревнованиях – через 25-30 дней. Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа;
Бронхит острый, инфекционный. Острый катар верхних дыхательных путей.
Удовлетворительное общее состояние; нормальная температура; отсутствие кашля; отсутствие хрипов в легких.
Занятия физкультурой – через 6-8 дней, тренировки – через 10-12 дней, участие в соревнованиях – через 14-16 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.
Гастроэнтериты и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта.
Исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.).
Занятия физкультурой – через 2-3 дня, тренировки – через 5-6 дней, участие в соревнованиях – через 10-12 дней. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.
Грипп
удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы.
Занятия физкультурой – через 4-5 дней, тренировки – через 6-8 дней, участие в соревнованиях – через 10-12 дней;
Воспаление почек (острый нефрит)
Хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней.
Занятия физкультурой – через 30-35 дней, тренировки – через 40-45 дней, участие в соревнованиях - через 60-90 дней. Необходим систематический врачебный контроль. Обязательны повторные анализы мочи после 2-3 тренировок в течение двух-трех месяцев.
Острое расширение текста
Удовлетворительное самочувствие, отсутствие одышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы.
Занятия физкультурой – через 30-45 дней, тренировки – через 60-75 дней, участие в соревнованиях – через 90-120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях)
Отит (острый)
Нормальная температура не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений.
Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки – через 20-25 дней, участие в спортивных соревнованиях - через 30-40 дней. Необходима особая осторожность на занятиях плаванием.
2.2.Организация физминуток, динамических пауз
На протяжении учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся и снижается их работоспособность. Вначале они становятся неспокойными и излишне подвижными. При дальнейшем нарастании утомления школьники становятся вялыми, малоактивными, объяснения учителя они слушают невнимательно, часто отвлекаются, задания выполняют поверхностно, допускают ошибки. Кроме этого, во время уроков в статическом напряжении находятся мышцы головы, спины и ног, удерживающие тело в прямом положении. Мышцы рук испытывают динамическое напряжение во время письменных работ и также устают.
Введение на уроках пауз активного отдыха способствует восстановлению учащихся и препятствует развитию утомления. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Кратковременные физические упражнения способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности. Исследования показывают, что для младших школьников наиболее целесообразно их проводить между 15-й и 20-й минутами урока, а с учащимися 5—9 классов — между 20-й и 25-й минутами.
Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, включают в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они усиливают двигательную активность организма и вовлекают в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку.
У учащихся начальных классов (особенно первых и вторых) от долгого держания ручки или карандаша устает рука, вследствие чего нарушается навык правильного письма. На таких уроках мы проводим упражнения для рук и пальцев. Кроме того, при выполнении письменных работ учащиеся длительное время находятся в согнутом положении. Поэтому в физкультурные минутки надо включать упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» грудной клетки и т. п. Они к тому же являются профилактическими от возможных искривлений позвоночника. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. Физкультурные минутки на письменных работах учащиеся проводят, стоя за столами или около них. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы не мешать своим товарищам слева и справа.
На устных уроках физкультурные минутки школьники проводят, как правило, сидя за столом, поскольку учащиеся на этих занятиях находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.
Физкультминутку строим таким образом: первое упражнение — потягивание и выпрямление, затем следуют два интенсивных и динамичных упражнения и в заключение — спокойное и простое упражнение.
Физкультурную минутку проводим ежедневно. Время ее проведения зависит от характера и степени трудности того или иного урока, состояния учащихся и других причин. Это значит, что 2- 3-минутные упражнения уместны не только на третьем-четвертом уроках, как это обычно рекомендуется, но иногда на втором и даже первом уроке.
В начале учебного года, когда школьники еще не освоились с учебными нагрузками и режимом, в 1 классе целесообразно проводить физкультминутки в течение одного - двух месяцев на каждом уроке, во 2 классе — в течение месяца на двух уроках, а в 3—4 классах в течение одной - двух недель на двух уроках. Такая рекомендация связана с тем, что начало учебного года всегда является самым трудным периодом для учащихся начальных классов. За лето они отвыкают от школьного режима и быстро устают. Затем физкультминутки в 1 классе проводят на двух уроках, а во 2—4 классах на одном уроке. Однако по усмотрению учителя количество физкультурных минут может быть увеличено, например, в понедельник и субботу, когда у детей наблюдается наиболее низкая работоспособность. К концу учебного года учащиеся всех классов чувствуют значительную усталость. Поэтому в апреле - мае физкультурные минутки целесообразно повторять так же часто, как и в начале учебного года.
Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упражнение, сопровождая показ объяснением. После этого он предлагает делать его всем учащимся класса. Упражнение выполняется 3—4 раза в 1—2 классах и 5— 6 раз в 3—4 классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения.
Учитель, как уже отмечалось, должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Очень важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причем заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2—3 недели. Если физкультминутка длится 1—3 мин, то физкультурная пауза проводится продолжительностью 5—10 мин. Она, как правило, проводится на сдвоенных уроках по технологии. Содержание такой паузы определяется, исходя из функционального состояния учащихся, а также особенностей учебной или производственной деятельности (темп работы, физическая нагрузка, характер поз и рабочих операций и т. п.). Во время работы, связанной с выполнением мелких операций, характеризуемых монотонностью, статическим и психическим напряжением (кулинария, шитье и т. д.), рекомендуется выполнять упражнения типа потягиваний и движения, вовлекающие в динамическую работу крупные группы мышц, а также упражнения общего воздействия, на расслабление, координацию и внимание. Во время работы, характеризующейся двигательной активностью, разнообразием выполняемых действий и длительными статическими усилиями (токарные, слесарные, плотницкие работы), в комплексы включаются динамические упражнения, первая половина которых выполняется активно, а вторая пассивно и заканчивается расслаблением мышц.
Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:
режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;
упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;
при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении — упражнения на расслабление работающих мышц;
темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.
Примерное содержание комплекса физкультурной паузы:
Ходьба на месте с движениями рук.
Упражнения в потягивании.
Подскоки или бег на месте.
Наклоны или повороты туловища.
Приседания, выпады вперед-назад, в стороны.
Разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу.
Упражнения на расслабление мышц рук и туловища.
Ходьба на месте в сочетании с выполнением заданий на внимание.
Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учащихся более благоприятное воздействие, если проводятся под музыку.
2.2.1 Динамические паузы
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся как мероприятие активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности школьников. Они проводятся на большой перемене, дают хороший оздоровительный эффект, улучшают физическое развитие учащихся и повышают их работоспособность. Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы помогают быстрее снять у учащихся статическое напряжение, служат прекрасным средством профилактики заболеваний и оздоровления. Проведение этого достаточно сложного с точки зрения организации мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструкторов-общественников, наличия в школе простейшего инвентаря, спортивных площадок и помещений, позволяющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всеми учениками.
Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Игры и физические упражнения лучше проводить на открытом воздухе.
Непосредственным руководителем является учитель физкультуры. Он знакомит их с очередными играми и упражнениями и с методическими особенностями их проведения. Он же систематически проверяет, как они проводятся, и дает практические советы и рекомендации.
Подвижные перемены проводятся после третьего урока.
Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, должен быть связан с программой по физической культуре. Для учащихся младших классов подбираются наиболее простые или знакомые им игры средней и малой интенсивности, в которых допускается перемена состава. К основным физкультурным мероприятиям, проводимым на перемене со школьниками младших классов, относятся: спортивные развлечения, гимнастические и легкоатлетические упражнения, веселые соревнования, игры-аттракционы. Следует учитывать, что у учащихся 1— 4 классов утомление наступает достаточно быстро. Поэтому им необходимо выделять время для активного отдыха. Важно во время игр давать детям рекомендации и советы, подбадривать их, тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально и интересно.
При проведении удлиненных перемен в 5—9 классах рекомендуется использовать спортивные или подводящие к спортивным игры, например бадминтон, настольный теннис, пионербол, соревнования на точность броска мяча в кольцо. Учащиеся любят игры, где можно самим принять решение и проявить инициативу. Руководителям надо учитывать, что с 11— 12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому помимо совместных игр следует предусматривать для них и отдельные. Для мальчиков это элементы баскетбола, ручного мяча, футбола, хоккея, требующие проявления ловкости, силы, смелости. Девочкам больше подходят волейбол и плавные, выразительные движения художественной и ритмической гимнастики.
Учащиеся 10—11 классов в достаточной степени владеют навыками спортивных игр и знакомы с их правилами, поэтому, как правило, спортивные мероприятия на удлиненных переменах они проводят самостоятельно. Школьники с большим интересом занимаются играми с элементами противоборства: футболом, гандболом, хоккеем (юноши), волейболом, баскетболом (юноши и девушки), требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма. Руководитель только помогает им правильно оценить игровые ситуации, регулирует физическую нагрузку и не допускает чрезмерного возбуждения.
При проведении игр и упражнений на перемене не следует копировать организационную форму построения урока физической культуры. Надо помнить, что перемена – это, прежде всего, отдых для учащихся, поэтому не следует держать их в строю и подавать строевые команды. Школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, проявляя в то же время высокую дисциплинированность и организованность.(1)
Глава 3.Система оздоровительных мероприятий во внеурочное время.
3.1 Утренняя зарядка до начала занятий, проведение подвижных перемен в школе
Гимнастические упражнения, проводимые до начала учебных занятий, дополняют утреннюю гигиеническую гимнастику, которую школьники выполняют дома. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся.
Чтобы упражнения, составляющие комплексы гимнастики, соответствовали возрастным особенностям и возможностям школьников, их подбор должен проводиться с учетом уже усвоенных двигательных действий, предусмотренных программой по физической культуре. При этом следует руководствоваться следующим: подобранные упражнения должны отвечать основному назначению гимнастики до учебных занятий и оказывать воздействие на все группы мышц занимающихся.
Комплексы упражнений составляются отдельно для 1—4, 5—б, 7—8 и 9—11 классов. Они обычно включают 5—8 упражнений, которые начинаются и заканчиваются ходьбой на месте или в движении. Количество повторений каждого упражнения колеблется от 4—8 в начальных классах до 10—16 — в старших. Темп выполнения, как правило, медленный и средний, в подскоках — быстрый. Нагрузка должна постепенно нарастать к середине комплекса, а затем снижаться. Дыхание обучаемых должно быть равномерным, при наклонах туловища они делают выдох, при выпрямлении — вдох.
Планируя очередность выполнения упражнений в комплексе, целесообразно придерживаться следующих правил:
перед выполнением упражнения учащиеся должны принять и в течение 4—6с сохранять положение правильной осанки. Это своеобразная установка на сохранение правильной осанки при выполнении следующих упражнений;
затем следует выполнить одно - два упражнения, вовлекающие в работу большие группы мышц, содействующие улучшению ритмичности и глубины дыхания и активизирующие деятельность всех органов и систем. Далее предлагаются два-три упражнения, вовлекающие последовательно в работу основные группы мышц туловища и ног;
следующими выполняются одно - два наиболее интенсивных упражнения для всех частей тела, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
после этого следует упражнение в ходьбе на месте с сохранением правильной осанки, нормализующее ритмичность дыхания;
в заключение надо предложить упражнение на координацию движений.
Комплексы упражнений разучиваются во время подготовительной части первых 2—3 уроков физической культуры.
Смену комплексов обычно проводят раз в две-три недели либо последовательно заменяют по одному упражнению в неделю.
Следует помнить, что гимнастика до начала занятий будет эффективна лишь в том случае, если обучающиеся будут понимать ее смысл и относиться к ней ответственно. Для повышения интереса со стороны учащихся к этому виду занятий можно применять форму соревнования между классами.
Для музыкального сопровождения занятий подбирается спокойная ритмичная музыка. При температуре воздуха не ниже +10 °С гимнастика не рекомендуется.
В нашей школе с этого учебного года проходит утренняя зарядка перед началом занятий следующим образом: мальчики со 2 по 11 класс занимаются в спортзале, для них подобран комплекс силовых упражнений, соответствующий возрасту и состоянию здоровья каждого ребенка, а девочки под музыку выполняют упражнения ритмической гимнастики. К такому приему мы пришли из следующих соображений: девочки не стесняются присутствия мальчиков и происходит распределение нагрузки, согласно пола ребенка.
3.2 Дни здоровья и спортивные праздники.
Физкультурные мероприятия в дни физической культуры и спорта снимают у учащихся нарастающее в процессе учебного года утомление и повышают их работоспособность на уроках. Они популяризируют физическую культуру, прививают у школьников любовь к ней и вовлекают их в систематические занятия тем или другим видом спорта в кружках и секциях. Массовое мероприятие сплачивает учащихся в дружный коллектив. Члены такого коллектива готовы в любую минуту помочь друг другу. Следует также отметить, что такие мероприятия, как игры на местности, прогулки и экскурсии, катание на лыжах, помогают школьникам лучше познать богатство и красоту родного края, воспитывают любовь к своей Родине.
Ежемесячные дни здоровья и спорта мы организуем одновременно для всех классов или отдельно для учащихся первой, второй или третьей ступени школы. Летом эти дни проводим в лагере труда и отдыха, в ЦДП Продолжительность дня здоровья и спорта для 1 — 4 классов составляет обычно 3 ч, для 5—9 классов — 4 ч, для 10—11 классов — 5 ч. В эти дни могут проводиться подвижные и спортивные игры на местности, туристские походы, спортивные соревнования, в том числе по сдаче норм на спортивный разряд. Дальность туристских походов планируется с учетом возраста учащихся и должна соответствовать следующим нормативам: 1—2 классы — до 4 км со скоростью 3 км/ч; 3—4 классы — 4 км со скоростью 3,5 км/ч; 5—6 классы — 5—б км со скоростью 4 км/ч; 7-—8 классы — до 12 км со скоростью 4 км/ч; 9— 11 классы — до 25 км или два дня похода по 15 км. Для участия в этих мероприятиях необходимо привлекать всех учащихся школы, имеющих разрешение врача.
Сроки проведения дней здоровья и спорта определяем с учетом климатических условий, состояния спортивной базы и установившихся традиций. Чтобы они проходили организованно, интересно и результативно, необходимо правильно выбрать дату и место проведения, тщательно составить план мероприятия, подготовить общественных инструкторов и судей из числа учащихся и распределить обязанности между ними. Следует также позаботиться о наглядной агитации и призах.
Директор школы, его заместитель, учитель физической культуры, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и медицинский персонал осуществляют общее руководство подготовкой и проведением мероприятий, следят за соблюдением правил техники безопасности. Классные руководители обеспечивают организованное участие своих учащихся в проводимых соревнованиях.
Основным критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость. Учащиеся, временно освобожденные от занятий физической культурой, также участвуют в проводимых мероприятиях (исключая туристские походы), оказывая посильную помощь организаторам и классным руководителям.
В нашей школе дни здоровья проходят каждый месяц. Разрабатывается план, где учитываются возрастные особенности учащихся, погодные условия. Мероприятия чередуются: беседы, подвижные игры, соревнования, спортивные игры на свежем воздухе. И. самое главное, мы привлекаем для участия в этих мероприятиях всех участников воспитательно- образовательного процесса.
В школе стало традицией в конце зимы проводить военно-спортивную игру «Зарница».
Заключение
Применяемая система работы на практике позволяет решать поставленные задачи. В описанных мероприятиях прослеживаются приемы и методы новых педагогических технологий, которые на практике дают положительные результаты.
Примерная двигательная активность на одного обучающегося в неделю в нашей школе составляет:
Мероприятия
Время двигательной активности в минутах
Уроки физкультуры
135
Соревнования, праздники, динамические паузы, дни здоровья
180
Тренировки, занятия в секциях
180
Подвижные перемены
90
Физминутки на уроках
150
всего
735
Примерно 12 часов в неделю
Проведенный опрос среди обучающихся показал, что самые запоминающиеся мероприятия, которые проходят в школе – это спортивные праздники, «Зарница», дни здоровья. Девочкам нравится новая форма проведения утренней зарядки с элементами аэробики, а юношам силовые упражнения, как они говорят «Хорошая подготовка к службе в армии, да и выглядеть стали лучше». Мнение родителей: «Хорошо, что в школе проводится много спортивных мероприятий, наши дети меньше болтаются по улице, заняты по вечерам, с удовольствием занимаются на тренажерах. В таком прекрасном спортзале мы сами часто занимаемся, у нас хорошая взрослая волейбольная команда, думаем и нашим детям занятия спортом пригодятся в жизни. Большое спасибо учителям физкультуры».
Умения, которые дети получают, занимаясь в секциях, принимая участие физкультурно-оздоровительных мероприятиях, воспитывают чувство коллективизма, терпимости друг к другу, обеспечивают двигательную активность. И, конечно, они приобретают новые жизненные качества: оптимистическое отношение к жизни, веру в себя, в свои силы, самостоятельность в принятии решений, умение мобилизоваться, уважение к окружающим, умение радоваться за других, оценивать свои силы и возможности. И, конечно же, сохранять и укреплять своё здоровье.
Система, описанная в работе, поможет учителям физкультуры, педагогам-организаторам создать в своей школе среду, способствующую укреплению и сохранению здоровья обучающихся.
Литература
1.Здоровьесберегающие сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть I. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова, Т. А. Фральцова, Н.А. заруба и др.; под научной ред. Э. М. Казина. – 2-е изд. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. -147с.
2. Здоровьесберегающие сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: методическое пособие. Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Авторы-сост.: Т. Н. Семенкова, Т. А. Фральцова, Н.А. заруба и др.; под научной ред. Э. М. Казина. – 2-е изд. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. -147с.
3. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы [Текст]: методические рекомендации / В. И. Ковалько.- М.: «ВАКО», 2004.- 272 с.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы [Текст]: учебно-методическое пособие / В. И. Ковалько. М.: «ВАКО», 2004.- 296 с.
5. Настольная книга для учителя физкультуры [Текст] / под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Автор - сост. Г. И. Погадаев. – М.: «Физкультура и спорт», 2002. – 496с.
5. Погадаев Г. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 класс [Текст]: методическое пособие / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. – М. : Дрофа, 2005. - 110с.
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ. – 2006. -320с.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ. – 2006. - 272с.