kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам по русскому языку.

Если какой-то термин очень часто употребляется, его значение нередко размывается, опрощается или даже подменяется чем-то иным. Одним из постоянно звучащих в выступлениях современных педагогов словосочетаний, служащих для характеристики определенной стороны их профессиональной деятельности, является «развитие творческих способностей учащихся». По степени частотности с ним может соперничать, пожалуй, лишь «подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме». Как правило, занимаясь «развитием творческих способностей учащихся», учителя общеобразовательных учебных учреждений опираются на методические рекомендации, пример коллег и собственную интуицию. Поскольку именно эта группа педагогических работников непосредственно работает с учениками и наиболее сильно влияет на них, важным практическим вопросом мы считаем выявление подлинного смысла их деятельности в данном направлении.

Одним из важных направлений деятельности педагогов по развитию творческих способностей учащихся они сами называют организацию исследовательской  работы с учениками. Что же представляет собой такая работа? Всегда ли учебным исследованием называют то, что им действительно является? Наблюдения дают и положительные, и отрицательные примеры.

В этом лишний раз убеждаешься, пытаясь осмыслить целесообразность использования термина «исследование» в современной общеобразовательной практике. На школьных конференциях и заочных экскурсиях, на уроках по любому предмету с 5 по 9 класс (среднее звено) и на театрализованных праздниках – везде преподносятся некие тексты, называемые педагогами исследованиями и/или проектами.  Вероятно, в скором времени выполнение любого упражнения из учебника будет названо исследованием, а всякая домашняя работа – проектом. (По некоторым учебным предметом уже сейчас это даже не близкая перспектива, а реальность нашего дня.) Но так ли это на самом деле? Можно ли согласиться с таким подходом?

Актуальность. Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам »


Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования










Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам по русскому языку

Творческий проект









Выполнил учитель русского языка

Дунаева Г.В,



















Воронеж 2015

Содержание


Введение с. 3-4

Глава I. Что такое исследовательская работа в целом с. 5-6

Глава II. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русского языку с. 7-11

Заключение с. 12

Используемая литература и интернет ресурсы с. 13

Приложения 1.1.













































Введение

Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам по русскому языку.

Если какой-то термин очень часто употребляется, его значение нередко размывается, опрощается или даже подменяется чем-то иным. Одним из постоянно звучащих в выступлениях современных педагогов словосочетаний, служащих для характеристики определенной стороны их профессиональной деятельности, является «развитие творческих способностей учащихся». По степени частотности с ним может соперничать, пожалуй, лишь «подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме». Как правило, занимаясь «развитием творческих способностей учащихся», учителя общеобразовательных учебных учреждений опираются на методические рекомендации, пример коллег и собственную интуицию. Поскольку именно эта группа педагогических работников непосредственно работает с учениками и наиболее сильно влияет на них, важным практическим вопросом мы считаем выявление подлинного смысла их деятельности в данном направлении.

Одним из важных направлений деятельности педагогов по развитию творческих способностей учащихся они сами называют организацию исследовательской работы с учениками. Что же представляет собой такая работа? Всегда ли учебным исследованием называют то, что им действительно является? Наблюдения дают и положительные, и отрицательные примеры.

В этом лишний раз убеждаешься, пытаясь осмыслить целесообразность использования термина «исследование» в современной общеобразовательной практике. На школьных конференциях и заочных экскурсиях, на уроках по любому предмету с 5 по 9 класс (среднее звено) и на театрализованных праздниках – везде преподносятся некие тексты, называемые педагогами исследованиями и/или проектами. Вероятно, в скором времени выполнение любого упражнения из учебника будет названо исследованием, а всякая домашняя работа – проектом. (По некоторым учебным предметом уже сейчас это даже не близкая перспектива, а реальность нашего дня.) Но так ли это на самом деле? Можно ли согласиться с таким подходом?

Актуальность. Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.

Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Задачи, необходимые для достижения обозначенных целей:

Задачи:

научить:

  1. ·  планированию исследования (время и этапы в их последовательности);

  2. ·  ориентированию при постановке проблемы;

  3. ·  формулированию цели и задач исследования;

  4. ·  выбору метода в зависимости от предмета исследования;

  5. ·  обработке данных;

  6. ·  созданию текста работы и ее защите.

Проблема. Основными компонентами научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов.










































Глава I. Что такое исследовательская работа в целом


Словарь определяет лексическое значение слова «исследование» так: «1. Действие по знач. глаг. исследовать. … 2. Научное сочинение, в котором исследуется какой-либо вопрос». «Исследовать…1. Подвергнуть (подвергать) тщательному научному рассмотрению в целях познания, выяснения чего-л. … 2. Тщательно осмотреть (осматривать) кого-, что-л. для установления, выяснения чего-л.».

В специальных изданиях для вступающих на исследовательскую стезю даются более подробные разъяснения. «Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных явлений и фактов, получение новой информации о чем-либо». Учебные исследования здесь разделяются на три группы: теоретические, эмпирические, смешанные, однако для всех видов характерно то, что тема выбирается на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя и обязательно «с учетом актуальности, т.е. ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя». Для темы должна быть характерна проблемность, понимаемая следующим образом: «Проблемность темы означает ее направленность на совершение каких-либо действий, т.е. на изменение, или установление зависимостей». В брошюре А.Ф. Ануфриева «Научное исследование» предлагается определение: «Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, от диагностики и от познания в искусстве». Отличительными особенностями научного познания он считает наличие специальных методов исследования, точность получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов, новизна получаемых результатов (в отличие от диагностики), демократичность (в отличие от искусства). Тема должна быть актуальной, а цель («то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего» связана с решением проблемы («Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения»).

Поскольку в процессе школьного обучения происходит лишь формирование навыков исследовательской деятельности учащихся, понятен относительный характер применимости данных утверждений. Актуальность, новизна, особенно в гуманитарной сфере, часто требуют уточнения «для кого?». И все же если в качестве исследования предлагается пересказ (устный или письменный) чужого источника любого характера (биографического, исторического, аналитического и пр.), или подборка некоторых фактов, связанных между собой лишь тематически, или анализ диагностического характера (пример из литературоведения: «В этом произведении 3 метафоры (называются), 4 эпитета (называются), парцелляция (называется) и т.п.»), то хочется указать коллегам на терминологическую путаницу. Это важные для всех и нужные школьникам виды деятельности, но исследование, на наш взгляд, должно иметь проблемный характер, и эта проблемность должна осознаваться как самим исследователем, так и его руководителем.

С этой точки зрения можно проанализировать следующие темы заданий, чтобы сделать вывод, относятся ли они к учебным исследованиям: «Пересказ биографии писателя А.А. Булгакова», «Пересказ биографии главного инженера электромеханического завода», «Иллюстрирование поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»», «Запошивочный шов. Что это такое?», «Средства языковой выразительности в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»», «Ход Сталинградской битвы», «Морфологический разбор всех глаголов в данном тексте», «Как мы празднуем Новый год? (на английском языке)». Возможно, это станет ступенью к исследованию, его составной частью, но может ли являться им в такой формулировке?

В качестве тренажера можно предложить такой список вопросов, положительный ответ на которые желателен для квалифицированного решения о статусе проведенной работы.

  1. Научное или художественное познание?

  2. В основе работы – решение проблемы (противоречия)? Какой проблемы?

  3. Тема актуальна? Для кого? Почему?

  4. При выполнении работы используются научные методы исследования, их элементы? Какие?

  5. Результаты новы? Для кого? (Исследование или диагностика?)

Очевидно, следует учитывать и личное отношение исполнителя работы к теме, точность полученных данных (как их проверить?), воспроизводимость исследования.

Наша эпоха требует от людей в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностный потенциал. Одна из задач современной школы заключается в формировании потребности в таком подходе к жизни, а также способности реализовать этот подход на практике. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в области филологии может сыграть в этом процессе значительную роль.

Нередко филологические дисциплины рассматриваются в качестве средства для развития творческих способностей учащихся только с точки зрения создания сочинений, стихов, рассказов. Безусловно, потенциальные возможности выполнения такого типа заданий очень велики. Однако и учебно-исследовательская деятельность школьников в области филологии, являясь составным компонентом системы развития творческих способностей учащихся, помогает осуществлять развитие школьников в данном направлении. Причем в процессе выполнения заданий этого типа формируются способности, необходимые как для тех учащихся основной школы, которые выберут филологический профиль дальнейшего обучения, так и для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности, более того – для формирования полноценной личности человека.

Особое внимание нужно уделить выбору темы учебно-исследовательской работы.























Глава II. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русского языку


Выбор темы исследования – серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую  работу.

 Исследовательская   работа  – проявление творческого начала. Психологи отмечают, что творческая деятельность основывается на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Следовательно, учебно-исследовательская  работа  предполагает принцип добровольности.

Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными  языками?» и т.п.

Можно воспользоваться опытом коллег из московской гимназии № 1541 (организаторов конференции «Языкознание для всех»). На «Школе лингвистических исследований» учащиеся, работающие над исследованиями  по   русскому   языку, рассказывали о том, как они выбирают темы и готовят  работы . Оказалось, что их работа начинается с собеседования с научным руководителем, школьным психологом и классным руководителем, которое помогает сориентироваться в выборе темы. На таком «консилиуме» рождаются оригинальные идеи исследований, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей. Так, например, тема «Изменение в тематической группе лексики со значением “еда”» привлекла школьницу, увлекающуюся кулинарией; “Сходства и различия наименований танцев в толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова” – школьницу, давно и серьезно увлекающуюся бальными танцами. Поклонники  русского  рока выбрали близкие им темы: «Рок-революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и  русской  истории конца ХХ века»; « Русский  рок: идея протеста и ее языковое воплощение».

Личная заинтересованность легко обнаруживается в текстах  исследовательских   работ.

Примеры 1

Катя Р. Заинтересовалась проблемой функционирования прецедентных феноменов (ПФ) сначала в молодежной речи, а потом и шире. Прецедентный феномен – это текст в широком смысле или цитата, отрывок текста, часто употребляемый и имеющий для группы людей культурное, познавательное или эмоциональное значение; примеры: Мужчина в полном рассвете сил; Давайте жить дружно, Герой нашего времени; Быть или не быть; Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица; Не дай себе засохнуть. Первое, с чего ученица начала работу, - смотрела литературу по теме. Затем во время каникул стала собирать примеры использования прецедентных феноменов в живой устной речи. Собранные примеры она заносила в тетрадь, а потом стала записывать и свои размышления по поводу исследования.

Воспользуемся возможностью восстановить по этим записям развитие событий. «Для того чтобы как-то начать работу, решила пойти самым простым путем: находить и записывать самые популярные прецедентные высказывания»; «Пришла мысль о становлении (текст не редактировался. – А.С.) высказывания прецедентным. Для того чтобы считать его таким, необходимо, чтобы им владело и старшее поколение ». «Пора бы призадуматься над тем, что именно я хочу показать в своей работе (первая мысль о цели. – А.С.). Наиболее интересными для меня оказались прецедентные высказывания, связывающие мое поколение с поколением родителей». Приведенные записи свидетельство осознания ученицей поля проблематизации. Позднее высказывается гипотеза(предположение) о том, что общим источником прецедентных феноменов (ПФ) для поколения «отцов» и поколения «детей» являются советские кинофильмы.

В начале следующего учебного года занятия исследовательской работой были продолжены. Катя испытывала потребность обсудить свои мысли и собранный материал. Это обсуждение произошло во время индивидуальной консультации с научным руководителем. Тогда были выделены наиболее продуктивные для работы наблюдения и акцентировано внимание на них. Медленно вырисовывалась проблема исследование: есть ли существенная разница в наборе ПФ, который используют в своей речи разные люди? С чем связана эта разница? Заметим, что на этом этапе тема исследования еще не сформулирована окончательно. Пока в центре внимания ученика – исследователя и научного руководителя – осознание и выделение проблемы, гипотезы, постановка цели работы.

Для наглядности мы нарисовали гипотезу в виде двух пересекающихся по периферии полей.


Заметим: гипотеза в рабочем или окончательном виде совсем не обязательно включается в текст исследовательской работы, но формулировать ее необходимо, чтобы определить конкретную цель исследования. Цель была поставлена такая: определить, какие тематические группы прецедентных высказываний будут в центре у покаления детей и родителей. Позднее она была расширена, поскольку были добавлены другие возрастные группы: «страшие братья» и «бабушки – дедушки»- и введены дополнительные параметры исследования: пол и образование респодентов. Была окончательно сформулирована тема работы: «Репертуар прецедентных феноменов в речи различных социальных групп». Задачи были определены по этапам работы: изучение научной литературы по вопросам, сбор наиболее частотных в устной речи прецедентных высказываний; уточнение их «прецедентности» по словарям, составление анкеты, проведение анкетирования, обработка полученных данных. Не смотря на то что работа была самостоятельной, она потребовала помощи на одном из важнейших этапах ее проведения – формулировании гипотезы и определении цели исследования.

Следующий вопрос, который возникает при сопоставлении учебных и научных исследований: могут ли результаты учебно исследовательской работы иметь какую-нибудь научную ценность или вся эта деятельность – игра в науку и, овладевая полезными навыками, ученики открывают для себя то, что уже давно известно?

На конференциях школьников нередко появляются сообщения, представляющие некоторый научный интерес. Как правило, это случается, если описывается новый или малоизученный объект: «СМС как новый речевой жанр»; «Речевые характеристики участников проекта «за стеклом»; «Юмористические ситуации в «золотых», «серебряных» и виртуальных сочинениях»; «Изучение именований жителей Пудожья в историко-лингвистическом аспекте»; «Собственные имена города Сарова». Как видно из перечня тем, новое можно сказать, не только обратившись к реалити-шоу или электронным средствам общения, но и занимаясь далекими по времени памятниками – писцовыми книгами позапрошлого века.

Объектом для учебно-исследовательской работы по русскому языку может стать привычное, ставшее обыденным в нашей речевой практике: название учиц и районов родного города, имена и прозвища членов семьи (включая животных). То, что многими из нас воспринимается как «низкий жанр», своеборазныйречевой мусор, например, тексты SMS, представляет научный интерес. Лингвисты уже оценили возможности Национального корпуса русского языка, в котором представлены тексты разных эпох, стилей, жанров, в том числе и новых электронных речевых жанров. В 2004/05 году участники лингвистического факльтатива лицея №1511 при МИФИ собрали для Национального кормруса русского языка около сотни текстов SMS. В результате наблюдений за этим специфическим языковым материалом появились учебно-исследовательские работы: «Принцип экономии языковых усилий в СМС-сообщениях» и «СМС как новый речевой жанр». Они содержат описание нового лингвистического объекта с опорой на значительный по объему материал и потому вносят посильный вклад в науку.

Посмотрим, как это получилось по работе одиннадцатиклассницы Насти Б.

СМС как новый речевой жанр.

 

Пример 2

Речевой жанр, по мнению М.В. Китайгородской и Н.Н. Розановой, обусловлен ситуацией общения. Определенному типу ситуаций соответствуетсвой набор жанров. Таким образом, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере должна базироваться на типологии ситуаций. Исследователи выделяют такие жанры, соотнесенные с ситуациями, как, например: извинение, просьба, Ябидничество, истерика, донос, ссора, телеграмма, заявление, тост, поздравление, признание в любви, интервью, анекдот.

…Переписка эсэмэсками по сравнению с реальным общением имеет ряд отличий: она – дистанционная и письменная по своей форме. Общение через SMS-сообщения нелинейное во времени, т.е. мы можем самостоятельно в течении времени редактировать, исправлять и дописывать сообщение. SMS мы можем отправить на любые расстояния в любой момент времени из любой точки планеты:

Не поверишь, я сейчас на Эйфелевой башне, любуюсь на всю крсоту Парижа!!! Потрясающий город!!!

Несомненно, главная задача переписки с помощью SMS-сообщений – донести новую информацию до адресата. Но люди также иногда отсылают эсэмэски, чтобы просто напомнить о себе. Следовательно, цель таких сообщений – просто установить контакт без непосредственной передачи информации:

Davnotebja ne videl? Ne sliwal.sosky4ilsjamojetvstretimsyanasledyusheiessel? (ymenjakanikyli).

Zdravstvyi, solniwko! Y menyavse otli4no, skorosessia? Vo vsugotovlus! Pozvonimne v sybboty? Pobpltaem! Kaksama to? Ya sosky4ilsya yjasno!

Privet Zaika. Kakgizn’? Chtonovogo? Etoesseposlednjaja SMS esliti ne otvetish!

Общение через SMS-сообщения, в отличие от телеграмм и писем, может представлять собой диалог. Собеседники могут узнавать о последних новостях друг друга. Но, как телеграммы, письма и записки, они могут быть монологичными по своей форме.

Телеграммы и SMS-сообщения не могут быть анонимными, поэхтомуэсэмэски часто начинаются с обращения, а подписыватся редко:

Ну, ты где пропала? Я тебя жду, а ты не звонишь! Тел. 4386722. Артем

Как правило, SMS – это очень короткие сообщения (SMS-smallmessageservice), состоящие не более чем из 2-3 не сильно распространенных предложений. В связи с желанием передать как можно больше информации, а также сэкономить как можно больше денег, места, усилий возникает множество языковых особенностей, например, использование Итак, экстралингвистические условия SMS-общения обусловливают лингвистические условия SMS-текстов. На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объеме, нелинейность во времени, неформальность общения, транслитерация, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, в частности, написание по фонетическому принципу, компенсирование отсутствия мимики и жестов смайликами и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что SMS – новый речевой жанр.

Собранные для данной работы примеры пополнили Национальный корпус русского языка.

Конечно, учебно-исследовательская работа отличается от научного исследования еще и масштабом. Чаще на все исследование отводится один учебный год. Значит, реального времени на проведение эксперимента или сбор материала остается не более 3-5 месяцев. Поэтому объем обработанного текста или собранного материала, как правило, незначителен и результат выглядит не слишком убедительно. Особенно это заметно в работах юных исследователей. Например, выбрав тему «Почему мы любим цитаты из романов В.Ильфа и И.Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”» (6-й класс) или «Зависимость восприятия анекдота от его строения» (7-й класс), школьники исследуют совсем небольшой материал: несколько цитат и анекдотов предлагается оценить ограниченному кругу лиц. Как правило, респондентами в таких исследованиях становятся одноклассники, члены семьи и близкие знакомые исследователя. Конечно же, такая выборка не может дать объективные результаты.

 

Пример 3

Семиклассница Надя П. ставит цель выявить зависимость образа рассказчика от строения анекдота. Она серьезно отбирает материал для опроса; критерии отбора описываются: анекдоты отличаются по теме («детские», «исторические»), форме речи (монолог – диалог), языковому средству создания комического эффекта (использование слов имеющих омонимическое значение в литературном языке и в сленге; смена контекста). Выдвигается предварительная гипотеза исследования: «Каждому типа анекдота будет соответствовать определенный образ рассказчика, возникающий в воображении опрашиваемого. Судя по живой, содержащей детские персонажи структуре первого анекдота, его рассказчик должен быть молод и весел. Второй анекдот не содержит ярких персонажей и живой речи, поэтому его рассказчик не может быть веселым, скорее всего это неинтересный неэмоциональный человек. Рассказчик третьего анекдота должен быть образован и немолод, т.к. анекдот довольно велик по объему, содержит исторические события и труднопроизносимые имена». Описывается эксперимент: «Процедура опроса проводилась устно. В опросе участвовали 10 человек (3 мужчины и 7 женщин). Их возраст составлял от 12 до 61 года. Все анекдоты читались каждому испытуемому в одной и той же последовательности. Требовалось дать оценку анекдоту (смешно – не смешно) и описать внешность и характер человека, который мог бы быть рассказчиком такого анекдота. Все результаты заносились в таблицу».

Хотя о ценности и объективности полученного результата нельзя говорить всерьез, обучающее значение работы, несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовка и проведение эксперимента, в основных чертах – опыт обработки экспериментальных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Исследователь заинтересован в продолжении работы, намечает ее перспективы: «Изучение зависимости восприятия от строения анекдота не закончено. Исследование может быть продолжено: обнаружилась связь между образом рассказчика и эмоциональной реакции на анекдот, интересно проверить, как воспринимает несмешной, по нашим данным, анекдот более широкая группа испытуемых (по возрасту, полу, образованию)».

Востребованными оказались лингвистические знания о формах речи, омонимии. Понадобилось получить новые знания, например, о контексте высказывания. Наверное, закономерность была бы очевиднее, если бы использовался более тонкий инструмент при обработке данных – метод семантического анализа, который в силу возраста и знаний еще недоступен исследователю.


Вывод:

Подведем итоги:

Исследовательский процесс в основных чертах и последовательности является общим для научного и учебного исследования: от осознания поля проблематизации до оформления продукта исследования в виде текста. Также общими являются мыслительные действия, структурные элементы познавательного процесса. В результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.

Вместе с тем научное исследование отличается от учебного целями, общественной значимостью, условиями решения проблем (разные внешние стимулы и внутренние мотивы поиска неизвестного).

Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения. Научная цель – прирост знаний – отходит при этом на второй план.

Более значима руководящая роль учителя в решении учебной проблемы, что объясняется недостаточной самостоятельностью начинающих исследователей и обучающей задачей учебно-исследовательской работы – сформировать исследовательское навыки. Вместе с тем учитель является партнером в работе и общении, что важно в личностном, интеллектуальном, творческом плане.








































Заключение

Исследовательская  деятельность  ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и  учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал.  Мой  опыт  работы    убедил   меня в  том, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Анализируя  мнения  обучающихся,  можно  прийти  к  выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

 Ценность исследовательской деятельности, на  мой  взгляд, состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся  учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

За годы моей работы, мне не раз приходилось сталкиваться с исследовательскими работами. Мне с моими учащимися удалось занять два места: место призёра и место лауреата в некоторых из исследовательских работах. Но я думая, что все еще впереди, и желаю удачи и творческого потенциала мне и моим учащимся.

















Используемая литература


  1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006.

  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

  3. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа школьников. – № 4. – 2004. – С. 21 – 31.

  4. Громова Т.В. Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы. // Практика административной работы в школе, №6, 2006.

  5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2004.

  7. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

  8. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. // Научно-практический журнал «Завуч», № 8, 2003

  9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2003


Интернет источники


  1. www.pedsovet.su

  2. www.prosckool.ru

  3. www.1september.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика подготовки учащихся к творческим конкурсам

Автор: Дунаева Галина Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Призентация.Творческий отчет МежМО математиков  на базе МОУ Щербаковаской СОШ "
    ["seo_title"] => string(92) "prizientatsiia-tvorchieskii-otchiet-miezhmo-matiematikov-na-bazie-mou-shchierbakovaskoi-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "233429"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443101861"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Творческий отчет МежМО учителей математики  на базе МОУ Щербаковаской СОШ "
    ["seo_title"] => string(88) "tvorchieskii-otchiet-miezhmo-uchitieliei-matiematiki-na-bazie-mou-shchierbakovaskoi-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "233431"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443102393"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Формы и методы контроля обученности учащихся в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(64) "formyimietodykontroliaobuchiennostiuchashchikhsiavklassieskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289775"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454858667"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(52) "priedprofil-naia-podghotovka-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241999"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445357164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства