kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации работы с текстом на занятиях русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный результат работы с литературными источниками на уроках русского языка и курса ОРК и СЭ – это обучение учащихся проникать в текст глубже поверхности языковой ткани через «вычерпывание» из него информации разных видов с помощью учителя и самостоятельно. Использование различных приёмов работы с текстом позволяет учителю не только разнообразить формы деятельности, но и приводит к осмысленному его восприятию и пониманию. Воспитательный результат работы несомненен: учащиеся с помощью литературных текстов постигают основополагающий принцип взаимоотношений между людьми – безусловная любовь. Так уроки русского языка и ОРК и СЭ могут стать местом, где соединяются две сферы культуры: сфера духовной культуры и сфера культуры светской.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации работы с текстом на занятиях русского языка »

методические рекомендации

работы с текстом на занятиях русского языка и

комплексного курса ОРК и СЭ.

Модуль «Светская этика»


Н.Н. Путинина,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ханты-мансийска,

преподаватель русского языка и литературы.

Методические рекомендации работы с текстом

Мне всегда хотелось привлечь внимание детей к предмету, научить ребят думать, спорить, находить решение проблем и делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей на уроках ОРК и СЭ мне помогают разнообразные литературные источники. Предлагаю подробное описание некоторые приемов работы на уроках по теме «Добро и зло».

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске)

Один из приёмов краткого выражения содержания урока – это эпиграф. Эпиграф – вид литературной цитаты, дающий возможность понять идею урока. Это самое лучшее представление того, о чём хочешь сказать. Добиться этого представления учитель может, используя поэтапное формирование умственных действий и понятий.

  • Вначале выясняется источник эпиграфа и его смысл. Здесь ведущая роль принадлежит учителю, который сообщает необходимые сведения о произведении, из которого он взят, и его авторе.

  • Следующий этап – выразительное чтение эпиграфа и осмысление авторской позиции, чувств и эмоций творческой личности, её отношение к изображаемому.

  • На этапе обобщения знаний учащиеся делают вывод о роли эпиграфа на уроке.

Фрагмент (1) урока

  • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой

С доброты человек начинается.

  • Выразительное чтение эпиграфа учащимся.

  • Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая – «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

  • Запись эпиграфа в тетрадях.

  • Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

Фрагмент (2) урока

  • Эпиграфами к уроку являются слова русского писателя Л.Н. Толстого.

    1. «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

    2. «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

  • Как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми?

(Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.)

  • Почему? (Потому что это самое главное в жизни каждого человека)

  • Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как честь, совесть, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, святость и др.

Стихотворная форма текста на уроке

Использование стихотворных форм текста в процессе обучения на уроках ОРК и СЭ должно быть подчинено следующим методическим принципам:

1. Материал используемых стихотворений по содержанию должен быть тесно связан с тематикой учебника. Их содержание должно быть связано с жизнью и иметь воспитывающий характер.

2. Работа над стихами должна быть рассчитана на активное участие учащихся в учебном процессе.

3. Этот вид работы не должен занимать слишком много времени на уроке, иначе он станет развлечением для учащихся и будет отвлекать от усвоения другого учебного материала.

4. При организации работы над стихотворением необходимо там, где это возможно, максимально использовать наглядность.

Фрагмент урока


Твори добро

Т. Кузовлева


Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

Униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Всё встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные – не мстительны!

Оружье сильных – доброта.


  • Добро и зло всегда борются между собой. Перед вами стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро». Можно ли считать это стихотворение ключом к нашему уроку?

  • Можно ли считать это стихотворение ключом к нашему уроку?

  • Найдите ключевые слова, словосочетания и предложения, которые раскрывают тему урока. Подчеркните эти строчки и запишите в тетради.

- Твори добро

- По велению души

- Не позволяй сиюминутного суда

- Постой

- Остынь

- Поверь

- Оружье сильных – доброта


Театрализация

Не менее эффективный приём работы с текстом – театрализация. Появление учеников в роли героев сценки способствует повышению у учащихся интереса к материалу урока, формированию нравственных качеств, расширению их кругозора.

Фрагмент урока


  • В проведении нашего занятия нам помогут учащиеся нашего класса. Они покажут нам сценки. Смотрите и слушайте внимательно.

Мама: (приходит с работы усталая). Здравствуй, доченька!

Дочь: Здравствуй, мамочка! Как дела?

Мама: Ох, устала!

Дочь: Садись, мама, кушать, я уже всё подогрела.

Мама: спасибо, милая!

  • Понравилась ли вам сценка? Почему?

(Да. Мама и дочка любят друг друга).

  • О какой нравственной норме в ней говорится?

(О добре).

  • Почему вы так решили?

(Девочка совершает добрые дела: заботится о маме, приготовила ей ужин).

  • Смотрите вторую сценку. Её герои те же: мама и дочка, но уже из другой семьи.

Мама: (приходит с работы). Здравствуй, Машенька!

Дочь: Привет, мам!

Мама: Если будут звонить, меня нет дома (уходит и садится смотреть телевизор.) Звонит телефон.

Дочь: (снимает трубку.) Алло! Маму? А… её нет дома!

  • Правильно ли поступили герои? Почему?

(Герои: мама и дочка, поступили неправильно. Мама учит девочку обманывать, а девочка, не рассуждая, хорошо это или плохо, слушается мать).

  • Как бы вы поступили на месте Маши?

  • Какое нравственное понятие иллюстрирует вторая сценка?

(Сценка иллюстрирует обман, зло).


Этическая беседа по тексту притчи

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – учителя и учеников. Этической беседа называется потому, что её предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений на основе текста притчи. Использование притчи на уроках оправдано разнообразием их тем – это нравственные категории: мудрость, трудолюбие, прощение, честность, добро и зло, ложь и правда, знание, любовь к ближнему, семейные устои и воспитание детей; они учат человека жить в гармонии с окружающим миром. Текст притчи на уроках ОРК и СЭ может быть прекрасным дидактическим материалом для формирования у детей нравственных понятий и для работы по развитию речи. Литературные достоинства притч позволяют сделать следующие выводы:

1.Притча не осуждает человека, но осуждает порок.

2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия.

3.Притча остается в памяти, и она удобна для восприятия.

Фрагменты урока

  • Притча о добре и зле.


Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени,

разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук?

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. – В каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, зло, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а другой – тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил. - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  • Как вы поняли содержание притчи?


  • Притча о правде.

Гуляла Правда по земле голая, и ее никто не принимал у себя дома. Пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом.

  • Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:

  • 1. Почему люди больше любят притчу, чем правду?

  • 2. Почему Христос и религиозные деятели чаще всего говорили притчами?

  • 3. Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.



Пересказ притчи (выразительное чтение наизусть)

Пересказ притчи – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, пересказ помогает ученикам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Пересказ либо хорошее чтение наизусть притчи не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на их поведение.

У пересказа притчи несколько функций:

  1. служить источником знаний;

  2. обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;

  3. служить способом использования положительного примера в воспитании.

«Диалог с текстом»

«Диалог с текстом» происходит только с помощью задавания вопросов к тексту самим читателем и ответов на них. В этом случае результатами осмысления текста и является максимальное достижение адекватной интерпретации высказывания, созданного автором. Путь к решению этой задачи – анализ текста притчи по самостоятельно сформулированным вопросам. Перед учащимися ставится стратегическая задача - попытаться найти центральную мысль автора, "живущую в тексте". Предлагается и путь к решению этой задачи - анализ текста притчи по самостоятельно сформулированным вопросам.

Игра

Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и, одновременно, на развитие личности ученика. Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощенности, доброжелательности, свободы, способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

  • Игра в пословицы.

  • Давайте поиграем. Я буду называть начало пословицы, а вы её конец.

- Делу время …потехе час;

- Что посеешь… то и пожнёшь;

- Не всё то золото… что блестит;

- Один за всех… и все за одного;

- За правое дело… стой смело;

- Друг познаётся… в беде;

- Не одежда красит человека…а добрые дела;

- От добра добра… не ищут

- Добро смолчится, а худое… молвится;

- Доброе слово человеку… что дождь в засуху;

- Добро прощай, а зло… порицай;

- Добра желаешь, добро… и делай;

- Не ищи красоты, а ищи… доброты.


  • Игра «Кто быстрее?»

  • Сейчас мы поиграем и узнаем, кто из вас самый быстрый, сообразительный.

  • На доске записаны десять дел, которые совершают люди. Прочитайте и выберите из них только добрые поступки.

- Уступить место в транспорте.

- Подсказать соседу ответ на уроке.

- Опоздать на встречу с другом.

- Выполнить домашнее задание.

- Выбросить мусор в урну.

- Советоваться со старшими.

- Обидеть младшего.

- Поблагодарить за помощь.

- Списать контрольную работу.

- Любить людей.

  • Молодцы. Вы все знаете, добрые поступки. Умеете их творить, а, значит, несёте людям радость.

Образовательный результат работы с литературными источниками на уроках ОРК и СЭ – это обучение учащихся проникать в текст глубже поверхности языковой ткани через «вычерпывание» из него информации разных видов с помощью учителя и самостоятельно. Использование различных приёмов работы с текстом позволяет учителю не только разнообразить формы деятельности, но и приводит к осмысленному его восприятию и пониманию. Воспитательный результат работы несомненен: учащиеся с помощью литературных текстов постигают основополагающий принцип взаимоотношений между людьми – безусловная любовь. Так уроки ОРК и СЭ могут стать местом, где соединяются две сферы культуры: сфера духовной культуры и сфера культуры светской.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации работы с текстом на занятиях русского языка

Автор: Путинина Наталья Николаевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методические  рекомендации для работы над сочинением на  ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-raboty-nad-sochinieniiem-na-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "146900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419270647"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»  Методические рекомендации"
    ["seo_title"] => string(88) "komplieksnyi-analiz-tieksta-na-urokakh-russkogho-iazyka-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "272307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451931956"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства