kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. Диалог с Д.С. Лихачёвым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Описание работы и рекомендации

по использованию презентации «Дмитрий Сергеевич Лихачёв»
на классном часе «Диалог с Лихачёвым»

     У меня не только как у учителя, но и как у человека вызывает чувство глубокого уважения личность выдающегося русского ученого и общественного деятеля академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Он внёс огромный вклад в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования. Высоко оценены заслуги Дмитрия Сергеевича: Указом Президента РФ 2006 год был объявлен в России Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С.Лихачёва (28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения).
     В газете «Приволжская правда» от 9августа 2006г в рубрике «И душа с душою говорит» была опубликована статья Е.Потехиной «Год академика Д.С.Лихачёва», которую я использовала для проведения классного часа в    9 классе.
     Прошло 8 лет. 2014 год был объявлен в России Годом культуры, поэтому решила снова обратиться к личности Д.С.Лихачёва и его огромному культурологическому наследию. Используя уже имевшийся материал и возможности Интернета,  стала работать над созданием презентации «Дмитрий Сергеевич Лихачев», чтобы показать её ребятам десятиклассникам на классном часе «Диалог с Лихачевым».
      Цель мероприятия: познакомиться с личностью выдающегося ученого, раскрыть его роль в сохранении культурного наследия России, вызвать интерес к изучению его творческого наследия.

                     Методическое руководство к слайдам презентации.

     
1-6  слайды помогут учителю выстроить диалог с учениками о личности                                               Д.С.Лихачёва.
Итоговый вопрос: Каковы заслуги ученого в сохранении культурного наследия России?
 

      7-14  слайды дают возможность учителю вместе с ребятами поразмышлять над одной из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (может быть вариант «Письма о добром»). В ней он щедро делится с читателями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. В ней ответы на вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь? « Письма о добром»  это мудрый и  честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.  


              Правила работы со слайдами 8-14

 1). Заголовок – название главы «Письмо третье «Самое большое»
 2). Звучит вопрос, над которым размышляет автор? (можно сформулировать проблему, которая волнует автора)
 3). Ребята дают свои ответы на поставленный вопрос.
 4). После обсуждения по щелчку появляется ответ Д.С.Лихачева.

       Перед показом 15 слайда можно спросить у учащихся: «А какое представление у вас создалось об авторе писем?». (Ответы учащихся)
     Д.С. Лихачёв в письме 46 «Путями доброты» пишет: « Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только учил, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился у своего опыта, который пытался обобщить».

     Примечание:

     1. Эту презентацию можно использовать на уроках русского языка в 10-11 классах для отработки умения формулировать проблему экзаменационного сочинения (слайды 7-14) и выбирать 2-й аргумент, основанный на жизненном материале ( эта работа у многих учащихся вызывает затруднение, с литературными аргументами они справляются легче).
     Для подготовки к экзаменационному сочинению в 11классе обращаюсь к книгам: С.В.Драбкина, Д.И.Субботин «ЕГЭ 2013 Русский язык. Ступени подготовки…» и Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».
     2. 2015 год объявлен Годом литературы в России, поэтому эту презентацию можно использовать для знакомства ребят с книгой Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», рекомендовать её  для прочтения и обсуждения в классе.
     3.  В работе с родителями её можно рекомендовать для семейного чтения.


     
      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Диалог с Д.С. Лихачёвым. »

Дмитрий Сергеевич Лихачёв  (1906-1999) Презентация учителя  МОУ средняя школа №6  г. Кинешма  Ивановской области

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999)

Презентация учителя МОУ средняя школа №6 г. Кинешма Ивановской области

Д.С.Лихачёв – выда-ющийся ученый, мыс-литель общественный деятель, авторитет-ный историк русской литературы, глубокий знаток отечественного искусства, специалист в области садово-пар-ковых традиций- фи-гура, поистине сим-воличная для рос-сийской культуры XX века.

Д.С.Лихачёв – выда-ющийся ученый, мыс-литель общественный деятель, авторитет-ный историк русской литературы, глубокий знаток отечественного искусства, специалист в области садово-пар-ковых традиций- фи-гура, поистине сим-воличная для рос-сийской культуры XX века.

Благодаря личным качествам, авторитету Дмитрия Сергеевича Фонд культуры сделал очень много. Прежде всего, это: создание в Москве Дома-музея М.И.Цветаевой, восстановление пушкинского Захарова, Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»; возвращение в Россию десятков тысяч единиц хранения русских архивов, картин, книг, икон, и многое другое. Дом-музей М. Цветаевой в Москве Пушкинское Захарово Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»

Благодаря личным качествам, авторитету Дмитрия Сергеевича Фонд культуры сделал очень много. Прежде всего, это: создание в Москве Дома-музея М.И.Цветаевой, восстановление пушкинского Захарова, Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»; возвращение в Россию десятков тысяч единиц хранения русских архивов, картин, книг, икон, и многое другое.

Дом-музей М. Цветаевой в Москве

Пушкинское Захарово

Музея-заповедника А.Блока «Шахматово»

Д.С. Лихачёв- коренной петербуржец, весь жизненный путь его неотделим от судьбы города. Он много сделал для сохранения архитектурного облика города на Неве. . Про себя Дмитрий Сергеевич с гордостью говорил: « Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители».

Д.С. Лихачёв- коренной петербуржец, весь жизненный путь его неотделим от судьбы города. Он много сделал для сохранения архитектурного облика города на Неве.

. Про себя Дмитрий Сергеевич с гордостью говорил: « Я старый петербуржец-ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители».

Д.С.Лихачёв свою любовь к книге и трепетное отношение к её сохранению выразил фразой, ставшей крылатой: «Книга- одно из самых великих созданий человеческой культуры. И поэтому самое главное в культуре любой страны, как бы это ни казалось для кого-то странным, - библиотеки.»  Д.С.Лихачев – создатель проекта «Пушкинская библиотека», который существенно улучшил комплектование российских библиотек.

Д.С.Лихачёв свою любовь к книге и трепетное отношение к её сохранению выразил фразой, ставшей крылатой: «Книга- одно из самых великих созданий человеческой культуры. И поэтому самое главное в культуре любой страны, как бы это ни казалось для кого-то странным, - библиотеки.» Д.С.Лихачев – создатель проекта «Пушкинская библиотека», который существенно улучшил комплектование российских библиотек.

Д.С.Лихачёв- автор многих книг.  Книга «Раздумья о России» подскажет интересные темы для разговора со старшеклассниками, изучающими «Слово о полку Игореве», «Полтаву» А.С.Пушкина, произведения Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.  Прощальным даром Д.С. Лихачева всему народу России стала книга «Русская культура». Д.С.Лихачев приглашает нас к раздумью на вечные темы, они- в названиях глав книги: «Экология культуры», «Провинция и великие «малые» города», «Краеведение как наука и как деятельность», «Культура и совесть», «О природе для нас и о нас для природы».

Д.С.Лихачёв- автор многих книг. Книга «Раздумья о России» подскажет интересные темы для разговора со старшеклассниками, изучающими «Слово о полку Игореве», «Полтаву» А.С.Пушкина, произведения Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Прощальным даром Д.С. Лихачева всему народу России стала книга «Русская культура». Д.С.Лихачев приглашает нас к раздумью на вечные темы, они- в названиях глав книги: «Экология культуры», «Провинция и великие «малые» города», «Краеведение как наука и как деятельность», «Культура и совесть», «О природе для нас и о нас для природы».

Книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»    «Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте пове-дения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружа-ющего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях».

Книга Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

«Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте пове-дения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружа-ющего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях».

Письмо третье   «Самое большое»  А в чем самая большая цель в жизни?    « Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать».

Письмо третье «Самое большое»

А в чем самая большая цель в жизни?

« Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать».

Письмо двенадцатое  « Человек должен быть интеллигентен»  Что такое интеллигентность?  « Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого».

Письмо двенадцатое « Человек должен быть интеллигентен»

Что такое интеллигентность?

« Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого».

Письмо девятнадцатое  «Как говорить»  Почему люди употребляют жаргонные слова?  « В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость… По- настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

Письмо девятнадцатое «Как говорить»

Почему люди употребляют жаргонные слова?

« В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость… По- настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

Письмо двадцать второе «Любите читать!»  Что дает чтение литературных произведений?  «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».

Письмо двадцать второе «Любите читать!»

Что дает чтение литературных произведений?

«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».

Письмо тридцать второе «Понимать искусство»  Какова роль искусства в жизни человека?  « Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно счастливее».

Письмо тридцать второе «Понимать искусство»

Какова роль искусства в жизни человека?

« Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно счастливее».

Письмо сорок первое   «Память культуры»  В чём различие между экологией природы  и экологией культуры?  « До известных пределов утраты в природе восстановимы... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя».

Письмо сорок первое «Память культуры»

В чём различие между экологией природы и экологией культуры?

« До известных пределов утраты в природе восстановимы... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя».

Письмо сорок третье  «Ещё о памятниках прошлого»  Как вы относитесь к войне?  « Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу».

Письмо сорок третье «Ещё о памятниках прошлого»

Как вы относитесь к войне?

« Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу».

«Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.  А я помашу вам вслед…»

«Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация. Диалог с Д.С. Лихачёвым.

Автор: Румянцева Марина Михайловна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186779


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства