Описание работы и рекомендации
по использованию презентации «Дмитрий Сергеевич Лихачёв»
на классном часе «Диалог с Лихачёвым»
У меня не только как у учителя, но и как у человека вызывает чувство глубокого уважения личность выдающегося русского ученого и общественного деятеля академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Он внёс огромный вклад в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования. Высоко оценены заслуги Дмитрия Сергеевича: Указом Президента РФ 2006 год был объявлен в России Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С.Лихачёва (28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения).
В газете «Приволжская правда» от 9августа 2006г в рубрике «И душа с душою говорит» была опубликована статья Е.Потехиной «Год академика Д.С.Лихачёва», которую я использовала для проведения классного часа в 9 классе.
Прошло 8 лет. 2014 год был объявлен в России Годом культуры, поэтому решила снова обратиться к личности Д.С.Лихачёва и его огромному культурологическому наследию. Используя уже имевшийся материал и возможности Интернета, стала работать над созданием презентации «Дмитрий Сергеевич Лихачев», чтобы показать её ребятам десятиклассникам на классном часе «Диалог с Лихачевым».
Цель мероприятия: познакомиться с личностью выдающегося ученого, раскрыть его роль в сохранении культурного наследия России, вызвать интерес к изучению его творческого наследия.
Методическое руководство к слайдам презентации.
1-6 слайды помогут учителю выстроить диалог с учениками о личности Д.С.Лихачёва.
Итоговый вопрос: Каковы заслуги ученого в сохранении культурного наследия России?
7-14 слайды дают возможность учителю вместе с ребятами поразмышлять над одной из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (может быть вариант «Письма о добром»). В ней он щедро делится с читателями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. В ней ответы на вопросы: как не быть смешным? как справиться с завистью? как прожить долгую и счастливую жизнь? « Письма о добром» это мудрый и честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.
Правила работы со слайдами 8-14
1). Заголовок – название главы «Письмо третье «Самое большое»
2). Звучит вопрос, над которым размышляет автор? (можно сформулировать проблему, которая волнует автора)
3). Ребята дают свои ответы на поставленный вопрос.
4). После обсуждения по щелчку появляется ответ Д.С.Лихачева.
Перед показом 15 слайда можно спросить у учащихся: «А какое представление у вас создалось об авторе писем?». (Ответы учащихся)
Д.С. Лихачёв в письме 46 «Путями доброты» пишет: « Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только учил, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился у своего опыта, который пытался обобщить».
Примечание:
1. Эту презентацию можно использовать на уроках русского языка в 10-11 классах для отработки умения формулировать проблему экзаменационного сочинения (слайды 7-14) и выбирать 2-й аргумент, основанный на жизненном материале ( эта работа у многих учащихся вызывает затруднение, с литературными аргументами они справляются легче).
Для подготовки к экзаменационному сочинению в 11классе обращаюсь к книгам: С.В.Драбкина, Д.И.Субботин «ЕГЭ 2013 Русский язык. Ступени подготовки…» и Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».
2. 2015 год объявлен Годом литературы в России, поэтому эту презентацию можно использовать для знакомства ребят с книгой Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», рекомендовать её для прочтения и обсуждения в классе.
3. В работе с родителями её можно рекомендовать для семейного чтения.