kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие рекамендовано для учителей русского языка и литературы. Собрины различные приемы критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"»



Методическое пособие




Автор: учитель русского языка и литературы Родниковской средней школы Лукьяненко Н.И.


















Аннотация


Приёмы технологии развития

критического мышления на уроках

русского языка и литературы

(методическое пособие)


Автором представлена методическая разработка об использовании приёмов технологии развития критического мышления в процессе обучения русскому языку и литературе. В работе рассмотрены основные положения данной методики, её основные методы и приёмы, приведены примеры использования автором на уроках русского языка и литературы некоторых приёмов данной технологии. Методическая разработка предназначена не только для учителей русского языка и литературы, так как технология развития критического мышления относится к надпредметным, общепедагогическим современным образовательным технологиям.


Введение

Изменившиеся условия общественной жизни требуют интенсивного развития пути образования.

"В Казахстане осуществляется введение программы обновленного содержания,

ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться. Результатом будут независимые, самомотивированные, уверенные, ответственные ученики с развитым критическим мышлением, умеющим свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях." (Руководство для учителя. стр.119)

В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя, а также "мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., 2003)



1.1. Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии. Технология критического мышления – универсальная, проникающая,“надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Термин "критическое мышление" используется в педагогической среде не один десяток лет и разные педагоги осмысливают это понятие по-разному. Для большинства преподавателей и методистов критическое мышление означает мышление "высшего порядка" - высшего в том смысле, что оно находится на последней, высшей ступени иерархии познавательных способностей по системе Бенджамина Блума. Для себя за основу я взяла теорию осмысленного обучения Л.С. Выготского "…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим." (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Для творческого сотрудничества со своими учениками и развития навыков критического мышления, предполагающих готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям на своих уроках я стала применять модуль "Обучение критическому мышлению", с которым познакомилась на курсах Нового Формата.

Конечно, на подготовку такого урока уходит очень много времени, ведь до урока создается мотивация, способствующая развитию критического мышления учителя, так как нужно подумать над следующими вопросами: в чем смысл урока? Как он связан с тем, чему я уже учила, чему еще научу? Как этот урок способствует развитию критического мышления? Как этот урок связан с другими предметами? Как соотносится с теми навыками, которые ученики приобрели? Как урок связан с личным опытом учеников, их интересами? Какую информацию содержит материал урока? Как построить урок, чтобы он вызвал живой интерес?

Ставя перед собой задачи урока, задаю себе вопросы: какие знания и навыки будут приобретены на уроке? Как учащиеся смогут этими знаниями распорядиться? Что должен ученик знать и уметь, чтобы урок пошел ему на пользу, для того чтобы видеть результат совместного обучения.

И, конечно же, нужно продумать систему оценки успеваемости. Работа по оцениванию работы учащихся должна вестись, в основном, в процессе урока, а не по его окончанию, то есть формативное оценивание, с разработанными дескрипторами, способствующими повышению мотивации в обучении и к обучению.

Модуль "Обучение критическому мышлению" предполагает следующие этапы работы:

I. Вызов - вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

II. Этап осмысления - пропускают через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Умение донести свою точку зрения до каждого. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

III. Рефлексия - осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

На своих уроках я использую эти три фазы урока, начиная уроки, я практически никогда, не называю тему урока сама, а создаю такую ситуацию, когда учащиеся сами называют тему урока и ставят цели и задачи самостоятельно, то есть вызываю у них интерес к теме урока, способствующий актуализации знаний и повышению мотивации. Развитие критического мышления через диалог - исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний. Диалогическое обучение Александера (2004) предполагает, что непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальными, более личными способами (Руководство для учителя стр. 167). Учащиеся работают в парах, составляя свои диалоги, доказывая и аргументируя свои высказывания, ведь как известно, это способствует их активному вовлечению в обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем). Я считаю, что работа в парах, это хорошая платформа для дальнейшей работы в группе. Для работы в группах, я применяю различные способы деления на группы в зависимости от темы урока и, конечно же, группы тоже разные. Если мне нужно, чтобы происходило взаимообучение, то я делю учащихся так, чтобы в группе были учащиеся с разной мотивацией. Так создается зона ближайшего развития, по существу она включает все знания и навыки, которые человек еще не может освоить и продемонстрировать самостоятельно, но способен обучаться под руководством. Согласно Выготскому, зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем его актуального развития, определенное с помощью задач, решенных самостоятельно и уровнем возможного расстояния, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более способными сотоварищами (Руководство для учителя стр.143). Например, работа с текстом в таких группах проходит очень оживленно, особенно когда учащиеся читают тест и делают пометки на полях (чтение с пометками - insert reading) и заполняют таблицу. Работая с текстом в группе, учащиеся сами решают, как они будут работать, принимая самостоятельно решения внутри своей группы, иногда ученики с повышенной мотивацией помогают ученикам с низкой мотивацией, вместе читая и разбирая тест. Иногда каждый сам работает с текстом, а потом в группе разбирают свою позицию, сравнивая, анализируя и аргументируя, приходят к общему решению. Так же учащиеся составляют кластеры. Метод "Mind Map" - карта памяти, я обычно применяю при проверке знаний, например, лексики, после прохождения определенной темы в учебниках, в конце каждого раздела, начиная с 6 класса ,есть лексические слова по всему разделу и этот метод хорош в том, что дается, например, ключевое слово (тема) и ученики пишут все слова связанные с ним.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. "Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает" (с. 182). По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. "Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает” (с. 188)

Для развития критического мышления так же учащимся я предлагаю таблицу - синтез Загашева И.О. "Таблица-синтез" - это интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с текстом.

Технология критического развития мышления во многом согласуется с опытом моей работы, хочется поделиться некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации этой технологии.

Известно, Дэвид Клустер, считает, что, во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер, во-вторых, по этой технологии любая информация является отправным, а  не конечным пунктом, в-третьих, работа начинается с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решить, в-четвертых, критически мыслящий человек стремится к “убедительной аргументации, в-пятых, критическое мышление “социально”. Соглашусь с Клустером и в том, что все необходимые стороны критического мышления ярче всего проявляются в речи, письменной и устной. Этим, использование приемов данной технологии, ценно именно для меня

1.2. Особенность технологии

Технология развития критического мышления через чтение представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Приемы технологии направлены на достижение образовательных результатов:

-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

-пользоваться различными способами интегрирования информации;

-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-брать на себя ответственность отвечать;

-участвовать в совместном принятии решения;

-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

-умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты применения приемов критического мышления :

- надпредметный характер;

-технологичность;

-усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;

-сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;

-применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

1.3. Характеристика приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии развития критического мышления.

1. Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3.По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1.Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:






Пример кластера на уроке литературы:

2.«Корзина» идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующему алгоритму:

1.Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2.Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение

к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

3. Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.

1 этап:предлагается система маркировки текста

v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам;

- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям;

+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки.

3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента.

Система обозначений может быть и другой.

Обсуждение: 1) Что в этом тексте знакомо «+»

2) Что вы узнали нового «v»

3) Что требует для вас пояснения «?»

4) Какие ошибки нашли «-»

Работать можно индивидуально и парами. Пример: урок «Неизвестный Жуковский», стадия реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

Рекомендации по использованию приема "Инсерт".

1.Предварительно определять текст или его фрагмент для чтения с пометками. 

2.Четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за регламентом. 

3.Определить форму проверки и оценки проделанной работы.

4. Синквейн. Излюбленным приемом стал «Синквейн», в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Он может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто.

План

1 строка – одно существительное – название темы

2 строка – два прилагательных – свойства темы

3 строка –три глагола – действия темы

4 строка – предложение из 4 слов – ваше отношение к данной теме

5 строка – одно слово- философское понятие данной темы, синоним первой строки.

Примеры синквейна:

по литературе

1.«Ромео и Джульетта»,

2.Романтическая, трагическая.

3.Поражает, восхищает, завораживает.

4.Нет повести печальнее на свете.

5.Любовь.

По русскому языку

1.Предложение

2.Простое и сложное.

3.Повествует, побуждает, спрашивает.

4.В нем скрыта грамматическая основа.

5.Законченность.



5. Мозговая атака используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5–7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3.Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. Мозговая атака всегда присутствует во время составления кластера.

Пример организации мозгового штурма на уроке русского языка по теме «Употребление прилагательных в речи».

6. Эссе.

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия рефлексии.

Задание: «Капитанская дочка» – послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? Сочинение-эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».

7.«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Пример: урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием толстых и тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Тонкие

Вопросы

Толстые

Вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Верно ли ...?

Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?




Примеры вопросов учащихся:

- Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

- Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?

- Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?

- Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?

- Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.

 Рекомендации по использованию приема «Толстые и тонкие вопросы».


1.После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

2.При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

4.При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.


Такие вопросы были на уроке русского языка по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»



Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое приставка?

Для чего нужна приставка?

Где пишется приставка в слове?

Как обозначается приставка?

Почему приставка так называется?

Чем приставка отличается от суффикса?

В чём отличие приставки от предлога?

Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?



8. Ромашка Блума


Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 5 классе при изучении К.Паустовского «Теплый хлеб».

1.Простые вопросы. (фактические )С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни? требуют знания фактического материала , ориентированы на работу памяти.

2.Уточняющий вопрос. «правильно ли я Вас поняла, что такая же история была 100 лет назад?».

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. побуждают учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему ).

4.Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Проанализируйте сцену, которая послужила причиной примирения коня и Фильки

5.Оценочные вопросы. Как характеризует Фильку его поведение на мельнице?

6.Практические вопросы. Мог ли Филька попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить? «Как поступили бы вы на месте Фильки?»


9.«Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


Задание: При прохождении темы Разряды прилагательных (сверху пишем)

1 качественные;

2относительные;

3 относительные.

Снизу 1 имеют степень сравнения;

2 не имеют степень сравнения;

3 принадлежность к кому или чему -либо


10. «Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Используется на стадии осмысления и рефлексии . Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

11.Групповая дискуссия.

«Дискуссия» от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

12. Прием «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума,   креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризиспомогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

13.Прием  « Джигсо». Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа  получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. ,

14.Прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

15. Прием «Покопаемся в памяти» или «Вспомни»

1. Какая тема? (назовите ее);

2.Что вы уже знаете о нем?

3.Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

4.Почему вам это нужно знать?

Я объявляю тему урока например: “ С Есенин. Жизнь и творчество поэта.”.

Я  предлагаю немного подумать о поэте. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопросы:

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями по Есенину. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

16.Прием «Таблица аргументов»

Составляется следующим образом: преподаватель дает аргументы, а обучающиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции преподавателя или при работе с учебником.

АРГУМЕНТ

Почему “ДА”

Почему “НЕТ”

 

 

 

 

17.Прием «Перекрестной дискуссии» на уроке литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема урока: «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?»

Цель дискуссии на стадии рефлексии:   возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию

диалогичности общения, становлению самостоятельности

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы? Предлагается записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

Дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против».   Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей. В зависимости от ответа  учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Печорин виновен, потому что…», «Нет, Печорин не виновен, потому что…», «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…»

18. Прием «Правило 3 П»

Познакомиться

Понять

Применять

19. Приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

20.Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 

21. «Горячий стул».

Все участники рассаживаются по внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4-5 стульев. Эти места займут те участники, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным - «горячий стул». Разговор участников связан с решением той или иной проблемы, однако высказываться могут только участники внутреннего круга. Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор, если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое место, которое становится «горячим стулом». Поводом для такого перехода может служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в разговоре другому лицу, усталость от общения .

22. «Метод углов»

Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в  процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе

23. «Шесть шляп»

Суть метода:

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:

1.Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

2.Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

3.Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.


1.Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

2.Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

3.Желтая шляпа- позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

4.Черная шляпа -полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

5.Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

6.Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.


24. Метод «Ключи мудреца» (Thinker's Keys)

Впервые разработанный Тони Райаном метод «Ключи мудреца» представляет собой набор из 20 различных действий (ключей), разработанных для мотивации учащихся к выполнению различных мыслительных операций.

Ряд вопросов-подсказок или начала для заданий представлены в виде ключей, способных «открыть» навыки аналитического, критического и креативного мышления учащихся.

-Ключ «Наоборот»: задание,  предполагающее использование в предложениях таких слов как: «не могу», «никогда» и «не буду». Например: составьте список вещей, которые вы никогда не увидите в Лондоне.

-Ключ «Что если»: постановка вопроса «Что если» и фиксирование мыслей в графическом органайзере.

-Ключ «Алфавит»: составление списка слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.

-Ключ «Новый дизайн» (от англ. аббревиатуры BAR (B - bigger) больше (A - add),  добавить (R – remove, replace) убрать)  используется для придания нового дизайна повседневным вещам.

-Ключ «Конструктор»: задание на решение проблемы, которая требует креативного использования ограниченного количества имеющихся ресурсов.

-Ключ «Недостатки»: список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.

-Ключ «А как еще?»: использование воображения для написания списка различных используемых ежедневных объектов.

-Ключ «Сопоставление»: перечисление свойств двух не сочетаемых объектов с последующим их объединением для создания нового, усовершенствованного продукта.

-Ключ «Нелепость»: нелепые утверждения, которые абстрактно невозможно было бы выполнить, с дальнейшим доказательством невозможности выполнения.


Заключение



Применение приемов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

-умение работать в группе;

-умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

-умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

-формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Применение данной педагогической технологии и ее приемов позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Интересны также и виды работ на каждой стадии урока.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование приемов технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Мне обычно в ходе урока удаётся применить 5-6 видов деятельности учащихся. При составлении кластера, синквейна, написании эссе школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.

Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий.

Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

1.4 Преимущества применения приемов технологии критического мышления :

- Повышается ответственность за качество собственного образования.

- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.

- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.


Что даёт применение приемов критического мышления на уроке ученику:

-повышение эффективности восприятия информации;

-повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

-повышение качества образования;

-желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт применение приемов критического мышления на уроке учителю:

-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

-возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

-стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

-стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.







1.Аннотация…………………………………стр


2.Введение…………………...........................стр

3.1.1.Возникновение и распространение технологии………………………………….стр

4.1.2.Особенность технологии……………стр

5.1.3. Характеристика приемов технологии

6.Заключение……………………………….стр.

7. 1.4 Преимущества применения приемов технологии критического мышления…………………………………..стр.

8. Список используемой литературы……стр



Список литературы


1.Боганикова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПБ, 2001.

2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.)

3.Заир-БекС.И .Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПБ, 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998.

5. Габриелян О.С. Химия – 8 (9, 10, 11). Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва, 2010.

6.Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература. - 2005. - № 3. - С.27.

7.Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1974.

8.Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн.1. - М.: БОНФИ, 2002.

9."Иностранные языки в школе" // №1.2005. Научно-методический журнал. - стр. 19

10.Руководство для учителя. Третий базовый уровень.

11. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.-М, Высшая школа,1972г

12.Выгодский Л.А. Мышление и речь- М., Высшая школа, 1974г

13.Мередит К. Темпл Ч. Критичекое мышление, -Углубленная методика: Учебное пособие. IV- М., Высшая школа,1999г

14. Ермаков Г.А. Постижение тайны Слова: Цели преподавания литературы и пути их достижения.

15.С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская  «Развитие критического мышления на уроке», Просвещение,2011.

16.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. - 234с.

17.сайт www.cpm. Kz


60



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства