kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка. Классификация безударных гласных в корне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - сводное правило  " Безударные гласные в корне ".

Основана на принципе доступности. Дается четкая классификация безударных гласных в корне.

Учитель может  использовать данный материал как по мере прохождения темы, так и с опережением, начиная с 5 класса. Продолжать повторение можно и в выпускных классах.

Каждый ученик получает отдельный напечатанный файл.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Классификация безударных гласных в корне.»

СВОДНОЕ ПРАВИЛО (5 – 7 класс)

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ


1. Проверяемые : деревья – дерево

2. Непроверяемые : сапоги

3. Чередующиеся безударные гласные : их нельзя проверить, их нельзя запомнить,

пиши строго по правилу !


1) ЛАГ - ЛОЖ ( А пиши перед Г, О пиши перед Ж ; предлагать , предложил )

2) РАСТ – РАЩ – РОС ( со значением расти ) : А пиши перед СТ, А пиши перед Щ ; О пиши перед С : срастается, выращенный, срослись ;

ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, росточек отрасль, г. Ростов, ростовщик, Ростислав


3) Корни, определяемые суффиксом А :_

а) корни с чередованием Е, И : бер – бир; дер – дир; мер – мир ; пер – пир ;

тер – тир; блест – блист ; жег – жиг ; чет – чит ; стел – стил

Если после корня есть суффикс А, пиши И ; если после корня нет суффикса А , пиши Е

разбирает - разберу ; застилает - постелил

б) корни КАС – КОС ( только со значением прикосновения )

Если после корня есть суффикс А, пиши А ; если после корня нет суффикса А, пиши О

прикасается - прикосновение

в) в корнях с чередованием им – а ( я ) ; ин – а ( я ) ; пиши им, ин, если после корня

есть суффикс А : сжимать – сжать ; обнимать – обнять


4) Корни, определяемые ударением :___

а) ГАР – ГОР ( со значением горения ) ; ПОД УДАРЕНИЕМ пиши А ( загар )

БЕЗ УДАРЕНИЯ пиши О ( пригорели )

б) ЗАР – ЗОР ; ПОД УДАРЕНИЕМ пиши гласную,

которая слышится отчетливо - (а,о) : зори , зарево ;

БЕЗ УДАРЕНИЯ пиши А : заря ; ИСКЛЮЧЕНИЕ : зоревать

в) КЛАН – КЛОН ; ТВАР – ТВОР - ПОД УДАРЕНИЕМ пиши гласную, которая

слышится отчетливо - ( а, о ) : кланяться , поклон, творчество;

БЕЗ УДАРЕНИЯ пиши О : поклонение , творить

г) ПЛАВ – ПЛОВ ; БЕЗ УДАРЕНИЯ пиши О только в двух словах :

ПЛОВЕЦ , ПЛОВЧИХА

В остальных случаях пиши А : поплавок , плавник

д) СКАК - СКОЧ ; БЕЗ УДАРЕНИЯ А пиши только перед К : скакать ;

О пиши только перед Ч : заскочить , выскочка


5) Корни, определяемые лексическим значением:_

а) МОК ( МОЧ ) – МАК

- В словах со значением « пропускать жидкость ; терять свои качества, находясь

долгое время в воде » пиши О , корни МОК ( МОЧ ):

промокательная бумага, вымоченная рыба

- В словах со значением « погружать в жидкость » пиши А , корень МАК :

обмакнуть кисть в краску

б) РАВН – РОВН

- В словах со значением « равный, наравне, одинаковый » пиши А, корень РАВН :

поравняться с грузовиком, равнение по росту

- В словах со значением « прямой, гладкий, ровный » пиши О , корень РОВН :

выровнять клумбы, подровнять чёлку

ИСКЛЮЧЕНИЯ : равнина, ровесник, поровну, уровень



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка. Классификация безударных гласных в корне.

Автор: Вилкова Лариса Анатольевна

Дата: 13.07.2025

Номер свидетельства: 672669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной)  школы VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-5-m-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "138340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417529497"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-5-m-klassie-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "138344"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417529888"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства