Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. »
Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Цели урока: выработка умений в применении полученных знаний.
Задачи:
Обучающие: 1)определить уровень овладения ЗУН по данной теме;
2)повторить и закрепить знания по теме.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.
2. Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки.
3. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация.
4. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день и добрый час,
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
( дети садятся за парты)
Учитель:
II. Актуализация.
Сейчас я вам для разминки предлагаю попробовать себя в роли строителей. Прежде чем строителям построить дом, им необходимо выполнить… (чертёж). Мы с вами тоже придумаем слова по определённой схеме.
( открывается запись на доске).
Индивидуальное задание: разобьёмся на группы, какая группа быстрее и качественнее справится с заданием:
1 гр. (сильные учащиеся): подобрать слова к схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
2 гр. (средние учащиеся): образовать однокоренные слова с корнем –сор-
3 гр. (слабые учащиеся): выделить корень в словах: лес, лесной, лесник, перелесок.
( проверка выполненного задания).
Учитель: Все группы правильно справились с заданием. При постройке дома большую роль играет фундамент (основа дома). И если он прочный, крепкий, то и дом будет стоять долго.
- А как вы думаете, какая часть самая главная в слове?
( корень)
- Почему?
(без корня не может быть слов; в нём заключён смысл слова).
III. Основная часть.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем постоянно обращаться к корню слова, а именно тренироваться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова.
- А какие гласные называются безударными?
- И ударные гласные – это …
(ответы учеников)
Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей.
- Как мы можем помочь безударной гласной?
(ответы детей)
И тогда она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит никакого труда.
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Чтобы научится правильно писать безударные гласные, нам поможет алгоритм.
(вывешивается на доске: читает сильный ученик)
Учитель: опираясь на этот алгоритм, мы разберём следующие слова на плакате (см. приложение 2)
(вывешивается на доске: читает ученик)
Индивидуальное задание: 1) сильным ученикам: выполнить задание по алгоритму и составить с этими словами предложения.
2) слабым ученикам: задание на карточках (поставить в словах ударение и подчеркнуть безударные гласные)
(ученики по очереди вызываются к доске)
Учитель: Вспомните, какую вы знаете рифмовку про безударную гласную?
*Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты её немедленно
Ставь по ударение.
( ученики произносят хорошо)
Учитель: Откройте учебник стр. 24 упр. 43. Прочитали, что нам предлагается выполнить в этом упражнении.
Разбор образца.
Образец рассуждения: В слове «зам…тать» я не знаю, какую писать гласную : -е- или –и-.
Подберите такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Корень –мёл-
Под ударением –ё-, значит, и в слове «зам…тать» пишем –е-
( поочерёдно ученики выходят к доске и выполняют упражнение)
Индивидуальное задание: 1) подобрать свои примеры слов с безударной гласной в корне.
2 гр. (слабые ученики). Задание на карточках с упрощённым заданием.
Итог: - Как же мы проверяем безударную гласную в корне слова? (ответы учеников)
Учитель: Немножко разомнёмся.
Физкультминутка:
Белый, беленький, белить.
Маляром хочу я быть.
От побелки и покраски,
Станут домики как в сказке.
-Какие однокоренные слова вам встретились?
-Какую гласную нужно писать в корне этих слов?
Учитель: Я вижу, вы хорошо научились справляться с этой работой. Умеете быстро и правильно подбирать однокоренные слова. А теперь помогите другому ученику, который затрудняется подобрать однокоренное слово (устно)
Ученик: к слову «ленивый» он подобрал сразу 2 слова.
Прочитайте их.
(Задание записано на плакате)
(см. приложение 3)
-Какое из этих слов будет правильным?
-Почему?
Ученик: «ленивый и линька» разные по значению.
«ленивый и лень» близки по смыслу.
-Какую букву напишем в слове «ленивый»?
-Как вы узнали, что в этом слове нужно писать –е-?
(ответы детей)
( аналогично разбираются следующие слова)
Учитель: - Молодцы, ребята! Я думаю, этот ученик всё понял, и тетрадь самостоятельно справится с заданием.
Мы с вами выполняли такую сложную работу. А не лучше ли писать так, как слышим, и не соблюдать никаких правил?
-Что было бы, если бы мы писали так, как слышим?
Ученики: - мы ничего не поняли бы из написанного и это было бы неправильным.
Лиса - в значении «много леса»
Лиса – «зверь»
Учитель: - Я вам предлагаю попробовать себя в роли учителя. ( вывешивается плакат ( см. приложение)
Вы должны найти слова с ошибкой (ученики по очереди выходят к доске и исправляют ошибки, приводя образец рассуждения).
-Посмотрите на это предложение в исправленном виде. Я его уберу на некоторое время, а вы запишите его по памяти. Но будьте внимательны. Обратите внимание, как пишется предлог со словом, слова «осиновом», «осинки».
(ученики пишут по памяти)
Теперь поменяйтесь с соседями тетрадями и проверьте друг у друга.
Проверка с записью на доске.
Индивидуальное задание слабые ученики работают на карточках с упрощённым заданием.
Учитель: поиграем в игру.
Я начну читать слова.
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте.
Поднимите карточку с той гласной, которая встретилась вам в корне слова. Итак, начнём:
1)Нарядим ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная…(звезда)
2)Улетел скворец не зря
За леса и за…(моря).
XII. Итог урока.
- На какой звук падает ударение?
-Как называется слог, на который падает ударение?
Как называется слог, на который не падает ударение?
Сколько в слоге гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
- Какие задания вам понравились?
- Мы сегодня плодотворно поработали, давайте, определим, кто активно работал на уроке?