Материалы для упражнений по грамматике и правописанию
Материалы для упражнений по грамматике и правописанию
При объяснении нового учебного материала, при проведении различного рода тренировочных упражнений учитель русского языка испытывает острую нужду в выразительных, наглядных с грамматической стороны примерах-предложениях. Пословицы, поговорки, загадки представляют в этом отношении самый благодатный материал. Они отточены по форме, поучительны и служат для учащихся образцом лаконичной, точной, образной речи. Изучаемое орфографическое правило благодаря пословице, поговорке или загадке, приведенной в качестве примера, надолго остается в памяти учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для упражнений по грамматике и правописанию »
КОУ «Средняя школа №4 ( очно-заочная)»
Материалы
для
упражнений
по
грамматике
и
правописанию
(пословицы, поговорки, загадки)
Составитель: Бондарик Г. Г., учитель русского языка и литературы.
2015 год.
Материалы для упражнений по грамматике и правописанию
( пословицы, поговорки, загадки)
Подготовила Бондарик Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)», г. Омск, Омская область.
Пояснительная записка
При объяснении нового учебного материала, при проведении различного рода тренировочных упражнений учитель русского языка испытывает острую нужду в выразительных, наглядных с грамматической стороны примерах-предложениях. Пословицы, поговорки, загадки представляют в этом отношении самый благодатный материал. Они отточены по форме, поучительны и служат для учащихся образцом лаконичной, точной, образной речи. Изучаемое орфографическое правило благодаря пословице, поговорке или загадке, приведенной в качестве примера, надолго остается в памяти учащихся.
В разделе фонетика, морфология, орфография отобраны с учетом доступности для понимания учащихся 5-8 классов, выразительности и возможности использования на уроках русского языка пословицы, поговорки и загадки народов России и зарубежных стран.
Материал, данный в разделе фонетика, морфология, орфография, соответствует требованиям Примерной программы среднего ( полного) общего образования и учебнику русского языка ( имеется в виду «Учебник русского языка» Т. А. Ладыженская, М. Т . Баранов, Л. А. Тростенцова и др.).
Учитывая возрастные особенности школьников, учитель может выбирать из каждого раздела те пословицы и поговорки, которые будут поняты ими без разъяснения их смысла, или с помощью кратких замечаний.
Данный раздел может быть использован и на уроках литературы при изучении устного народного творчества.
Для удобства пользования разделом необходимые формы, орфограммы даны курсивом.
Фонетика. Морфология. Орфография.
Гласные и согласные звуки
Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением
В поле за ветром не угоняешься.
Бригадир- в колхозе командир.
Весна красна цветами, а осень - снопами.
Ктодо моста пойти поленился, того река под мост потянула.( Абх.)
Огонь маслом заливать- лишь огня прибавлять.
Хвалить себя- все равно что жевать вату. ( Иран.)
Чистую посуду легко и полоскать.
Я про сапоги, а он – про пироги.
Языком капусту не шинкуют. ( Укр.)
Не украшай платье, украшай ум.
Не все цветы годятся для букета. ( Нем.)
Медведь собаке не угодник, свинья в саду не огородник, и волк овечкам не пастух.
Около реки колодец не копают.
Огонь кочерги не боится.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Где есть дисциплина, враг показывает спину.
Ремесло не коромысло- плеч не оттянет.
Дело мастера боится.
Пиши, да не спеши.
Муравей не велик, а горы копает. ( Кавк.)
Променяли быка на индюка.
И медведя плясать учат.
Глухому с немым нечего толковать. ( Бел.)
Бежит, бежит- не выбежит; течет, течет- не вытечет. ( Ручей).
Ползун ползет, иголки везет. ) Еж).
Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. ( Арбуз).
Чередование гласных в корнях слов.
-бер- - бир-
Болтливого человека на работу не бери. ( Кор.)
В трухлявую колоду вода набирается. ( Мар.)
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк выучивает.
Где водоросли хороши - рыбы собираются, вокруг хорошего человека люди собираются. ( Ср. Аз.)
Из двух зол выбирать не стоит. ( Анг.)
Из капель собирается озеро.
Кто сеет шипы, собирает уколы. ( Исп.)
Не бери золото, принимай благодарность.
После пожара только угли собирать.
Собирай по ягодке - наберешь кузовок. ( Мар.)
Чужими руками колючки собирать легко. ( Арм.)
- дер- -дир-
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза продирает.
Шерсть стриги, а шкуры не дери!
Добившись успеха, нос не задирай. ( Кор.)
- жег- жиг-
Малая искра сжигает города, а сама прежде всех помирает.
Не пойдет поджигатель за огнем к тому, кого собирается поджечь. ( Мар.)
- мер--мир-
Когда умирает тигр, остается шкура; когда умирает человек, остается имя.
Лучше умереть, чем неправду терпеть.
Умереть можно, а изменить родине нельзя. ( Яп.)
- пер- - пир-
Дерево на дерево опирается, человек- на человека.
Кто широко живет, тот не запирает ворота.
На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся. (Турк.)
- счет—счит-
Гость пьет не то, на что рассчитывал, а то, что нашел. ( Турц.)
Тот, кого бьют, и кто считает удары-считают разно. ( Араб.)
- гор- гар-
Когда повара дерутся, все стынет или горит. ( Кит.)
Огонь тушат, пока не разгорелся.
От искры сыр-бор загорелся.
От копеечной свечи Москва загорелась. ( Поволж.)
С сухим деревом и сырое горит. ( Турц.)
- клон- -клан-
За дело побьют – повинись да ниже поклонись.
Поднимай голову до небес перед гордецом, склоняй голову до землипередскромным. ( Каз.)
- лож- - лаг-
Скажи, да укажи, да в рот положи.
Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду. ( Араб.)
-ровн- -равн-
Быть другом всех или не иметь друзей- это все равно. ( Исп.)
Терпеливый и черную гору сровняет, торопливый и выгоду в убыток превращает. ( Турк.)
- рос—раст-
Без корня и полынь не растет.
Возраст не защищает от глупости. ( Нем.)
Вырасти вырос, а ума не вынес.
Где росла трава, там и еще вырастет.
От осины яблонька не вырастет. ( Мар.)
В парнике родился, в огороде вырос, ножка коротенькая, голова большая. ( Кочан капусты; прибалт.)
- кос—кас-
Зазубренный топор портит все, чего он касается. ( Нем.)
Полногласные и неполногласные сочетания
- голов- -глав-
Думу трижды вокруг головы оберни, да один раз выскажи. ( Поволж.)
Когда стадо повернется, хромой баран во главе окажется. ( Груз.)
Одна головня и в печи гаснет, а две и в поле курятся.
Умный сын смолоду познает, глупый- когда на голову упадет. ( Туркм.)
-голод-
Голод гонит волка из лесу. ( Фр.)
Проголодаешься- и с печи слезешь. ( Поволж)
- голос- - глас-
Родной голос узнается в темноте.
Согласному стаду волк не страшен. ( Туркм.)
- золот-
Золото дает блеск, но не счастье. ( Фр.)
Золото и сквозь пыль блестит. ( Ср. Аз.)
Уменье работать дороже золота. ( Поволж.)
- молод—млад-
Кто бездельничает в молодости, в старости будет работать.
Птица радуется весне, а младенец – матери.
Старую лисицу не травят молодыми собаками.
- молок-
Заварил кашу, так не жалей и молока.
Не сули бычка, а отдай чашку молочка. ( Бур.)
- холод- - хлад
Нужда и голод погонят на холод.
У огня не бывает прохлады, у гнева – рассудка. ( Иран.)
- влек-
Ласковое слово и змею извлекает из норы.
- болот-
Лягушка в болоте ничего не знает о широком океане. ( Япон.)
- бород-
Если не имеющему бороды каждый даст по волоску, то у него составится борода.
Не постой за волосок – бороды не станет.
По волоску всю бороду выщиплешь.
Стоит над рекой, трясет бородой. ( Тат., ива).
- ворон-
Видом сокол, а голосом – ворона.
Метил в ворону, а попал в корову.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.
У злого ворона и дети злые. ( Латыш).
- ворот- - вращ-
Мал язык, да человеком ворочает.
Не бей в чужие ворота плетью – не ударили бы в твои дубиной.
Сладким языком без ключа можно открыть крепостные ворота. ( Абх.)
Утекшая вода обратно не возвращается.
Чего не воротишь, про то лучше забыть. ( Афг.)
- город-
Грибы растут в деревне, а их в городе знают.
Смелость города берет.
-дорог- - -драг-
Дорого золото, но покой и веселье драгоценнее его. ( Кит.)
Дорого при пожаре иведро воды.
Драгоценный камень без отделки не блестит. ( Яп.)
Мал золотник, да дорог.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Ум золота дороже. ( Прибалт.)
- здоров-
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровое яблоко не падает с ветки. ( Узб.)
- корот-
Беседа дорогу коротает.
У бодливого вола растут короткие рога. ( Нем.)
-мороз-
На сердитых воду возят да на льду морозят.
Трава боится лютого мороза, а мороз – солнца.
- сторож-
Воров в лесу сторожили, а они из дома выносили.
Не ставь кошку сторожем молочного горшка. ( Латыш)
-сторон- - стран-
Добрые вести не переходят через порог, дурные распространяются за 100верст. ( Кит.).
На родной стороне и камешек знаком.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- хран-
Нужнее дружбу хранить, чем сокровища иметь.
Умей молчать, хранить на губах печать. ( Тув.)
-храбр-
Могила храброго священна для отчизны.
На своей улочке и курочка храбра.
-берег-
Крут бережок, да рыбка хороша.
Сулить молочные реки с кисельными берегами.
Тихая вода берега подмывает.
-береж- - -берег-
Бережливость – лучшее богатство.
Бей тигра, но береги шкуру. ( Яп.).
- дерев-
Глупость и гордыня растут на одном дереве. ( Нем.)
За один раз дерева не срубишь.
Нельзя судить о дереве по его коре.
Топор мал, но опрокидывает огромное дерево. ( Груз.)
-серед- - -сред-
Среди кур – петух, среди петухов – цыпленок. ( Мар.)
Два конца, два кольца, посередине – гвоздик. ( Ножницы).
Среди воды огонь пылает, вода его не заливает. ( Самовар; поволж.).
Беглые гласные
Век долог ( долгий), да час короток.
Драчливый петух жирен ( жирный) не бывает.
Из крошек куча, из капель ( капля) море.
Корень учения горек, да плод его сладок ( сладкий).
Смирен ( смирный) пень, да толку мало.
Кто храбр да стоек ( стойкий), тотдесятерых стоит.
Семьдесят одёжек ( одежда), а все без застёжек ( застёжка). ( Капуста).
Гласные после шипящих и ц
Верь больше своим глазам, чем чужим речам.
За добрые дела всегда живет похвала.
Нет розы без шипов.
Без пословицы не проживешь.
Нашей границы не перелететь и птице.
С одной овцы двух шкур не бывает.
Не кивай пальцем – сам будешь старцем. ( Тат.)
Для голодного и соль с перцем – хорошая еда.
Не заслонишь солнышка рукавицей, не убьешь молодца небылицей. ( Абх.)
Нет хороших доводов для глупцов.
Отсеки собаке хвост – овцой не будет. ( Кит.)
Плохому танцору и сапоги мешают. ( Бел.)
Послушному сыну отцовский приказ не в тягость. ( Тад.)
Собрался гусь улететь – его и пшеницей не удержишь.
Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой.
Что солдату дождь, коль под свинцовым градом бывал? ( Мар.)
Гласные о – ё (е) после шипящих
В корнях слов
Великий почёт не живет без хлопот.
Где правильный учет, там зерно не утечет.
Гладка шерстка, да ноготок остёр.
Жёрдочка тонка, да козочка прытка.
На хороший цветок и пчёлка летит.
Не по отцу почёт, а по уму.
Совами жёрнова не повернёшь, а глупого не научишь.
Чёрный Ивашка , где носом проведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш).
Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга; кар.).
Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз. ( Дождь).
В суффиксах
Верблюд состарится, верблюжонок вырастет. ( Тув.)
Кто пожалеет пятачок, тот потеряет рублик. ( Яп.)
Медвежонок с волчонком подрались, а кувшин с молоком мне достался. (Инг.)
Не велик сверчок, да поганит горшок.
Положи волчонка в шапку – он не будет твоим товарищем. ( Тат.)
С виду тигр, а в душе мышонок. (Индон.)
Своевременный стежок сберегает девять других.
Умному намёк, глупому толчёк. ( Анг.)
В окончаниях
Вьется ужом, а попорщится ежом.
Долг платежом красен, а займы – отдачею.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.
Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. ( Петух).
В чужом месте что в лесу.
Мелочная скупость приводит к большому убытку. ( Турц.)
На чужой стороне и весна не красна.
Не созидайте своего веселья из чужого несчастья. ( Лат.)
Один удар плетью на целый год хватает хорошему коню. ( Чеч.)
Хорошего быка под ярмом узнают.
Куй железо, пока горячо. ( Арм.)
Глухие и звонкие согласные
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Ел бы пирог , да в печи сжёг.
И скатал было, и сгладил, да всё врозь расползлось.
Из того же цветка змея добывает яд, пчела – мед.
Друг говорит резко, а враг – ласково.
Иной стреляет редко, да попадает метко. ( Кирг.)
Льва узнают по когтям.
Свой глаз – алмаз. ( Лат.)
Мягкую репу кушать легко. ( Мар.)
От разговоров о халве сладко во рту не будет. ( Кавк.)
Не ленись за плужком – будешь с пирожком.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
После большой ложки возьми большую мотыгу.
Чего нарежешь в свою миску, то и попадет в твою ложку. ( Греч.)
Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. ( Гусь.)
Над домом у дорожки висит пол-лепешки. ( Месяц; алт.)
Стоит Антошка на одной ножке: его ищут, а он не откликается. ( Гриб.)
Твердые и мягкие согласные
В борьбе силу одолевает уменье.
Возьми пример с муравья, который летом делает запас на зиму. ( Тат.)
На что и клад, коли в семье лад?
Одна рука в ладоши не бьет.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью.
Умный делает добро, как дышит: это его жизнь. ( Кит.)
От битья осел не станет лошадью.
На ловца и зверь бежит. ( Кор.)
Сахар муравьям на хранение не дают.
Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка. ( Камб.)
Сочетания согласных чк, щн, нт
Белые ручки чужие труды любят.
Из одной мучки , да не одни ручки.
На своей улочке и курочка храбра.
Печаль беде не помощник. ( Бел.)
По шерсти собачке кличка дана.
Страх – первый помощник врага.
У подхалима много слов, у лентяя много причин. ( Тув.)
Удвоенные согласные
Слава греет, позор жжет.
Аппетит – лучшийсоус. ( Фр.)
В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье.
И коза с бородою, да не профессор. (Мар.)
На вожжах и лошадь умна.
После дождя солнце печет, после лжи стыд жжёт. ( Ср. Аз.)
Плохой кусок лишает аппетита.
Сам поет, сам и аккомпанирует.( Кор.)
Непроизносимые согласные
Завистник никогда не успокоится. ( Иран.)
Смелый по горам взберется до туч, трусливый и по широкой лестнице неподнимется выше юрты. ( Монг.)
У кого на сердце ненастно , у того и в ясный день дождь.
Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги. ( Лат.)
Тихая вода самая опасная.
Трус увеличивает опасность. ( Туркм.)
Хозяин весел – и гости радостны.
На словах медок, а в сердце ледок.
Сердце матери лучше солнца греет.
Вора выручишь – честного погубишь. ( Мар.)
Одинокий человек чувствует свое одиночество и во время еды. ( Абх.)
Буква ь после шипящих в конце слова
По дороге только замечаешь, хорошо ли нагружен багаж.
Скупой богач беднее нищего. ( Ит.)
Грач называет своего детеныша беленьким, ёж называет своего детёныша мягоньким. ( Иран.)
Покорной головы и меч не сечет.
Он сам на себя нож точит.
Плохой врач – душе палач.
Коза на капусте не сторож. ( Туркм.)
Умный товарищ – половина дороги.
Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона доставила своего детёныша. ( Чеч.)
Ложь и приятеля делает своим врагом.
Беспомощен, как мышь в мышеловке.
Глупому сыну не в помощь богатство. (Кор.)
Не просите груш у тополя.
Дружба товарищей – гора сокровищ. ( Тув.)
Лицом хорош, да душою непригож.
Землю вскачь не пашут.
Сам на замке, а у других хочет, чтобы двери настежь.
Глубокую воду не замутишь. ( Кавк.)
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
В руках было, да меж пальцев сплыло. ( Тув.)
И карасю свой детёныш хорош.
Это ёж, руками его не возьмешь. (Мар.)
Приставки и предлоги
Отличие приставки от предлогов
И большое море из капель состоит. ( Абх.)
При споре помогай, при драке разнимай. ( Кор)
Не суди по приезду, судипо отъезду.
Не под дождём – подождём.
По нитке дойдёшь до клубка.
Дружно за дело взяться – и пустыня зацветёт. ( Турк.)
В брюхе баня, в носу решето, одна рука, и та на спине. ( Чайник.)
Приходит тихо, уходит с шумом. ( Снег; поволж.)
Правописание местоимений с предлогами
За что возьмется – сделает, за чем пойдёт – найдёт.
С чем нагрянул, с тем иотпрянул. ( Турк.)
Приставки на согласную
На одном месте и камень мохом обрастает.
Старого воробья на мякине не обманешь.
И своим топором можно отрубить себе палец. ( Кор.)
Гнев всегда рассудок отгоняет.
Не сгрызть ореха – не видать ядра.
Ядрёное зерно и под землёй не сгниет – прорастет. ( Мар.)
Лето собирает, а зима подбирает.
Под всякую песню не подпляшешь, под всякие нравы не подладишь.
Рассыпанный рис подберёшь, а сказанных слов не вернёшь. ( Кор.)
Приставки на - з -
-без-
Беспечный толстеет и от одной воды.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Жадный человек бесплатно и яд выпьет. ( Кор.)
Задвигать засов после кражи коровы бесполезно.
Смерть лучше бесчестья. ( Чеч.)
-воз- (вз-)
Дети без воспитания несчастнее круглых сирот.
Без ветра и ветка не всколыхнется.
Кто старое вспомянет, тому глаз вон. ( Кор.)
-из-
Горбатого исправит могила, а упрямого – дубина.
Ложка дегтя испортит бочку меда.
Ложкой моря не исчерпать.
Маслом каши не испортишь.
Нет правила без исключения. ( Лат.)
- раз-
Если умеешь разводить огонь, то растопишь и снег. ( Узб.)
Моря веслом не расплещешь.
Не поступай вероломно – раскаешься. ( Тат.)
Раздвоится дорога – иди по широкой.
Разбитому кораблю нет попутного ветра. ( Каз.)
Ъ после приставок на согласную
Нагружай телегу по её объему. ( Камб.)
Дружные сороки и гуся съедят.
Каково испечёшь, таково и съешь.
Пословицы ни обойти, ни объехать.
Одним конём всего поля не изъездишь.
Гласная –о- в приставках
Проголодаешься, так и хлеба достать догадаешься.
Вовремяне посеешь, в жатву поплачешь.(Турк.)
Днём раньше посеешь, неделей раньше пожнёшь.
Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает ,а он все такой же бывает. ( Иран.)
Гласная – а- в приставках
Никогда море не высохнет, никогда народ в пути не заблудится. ( Ср.Аз.)
Копать колодец заставляет жажда.
Для памяти на облаках не записывают. ( Кор.)
Мудрым никто не родился, а научился.
Напишешь пером, не вырубишьтопором.
На чужой рот пуговиц не нашьёшь. ( Укр.)
Приставка - при-
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Не мудрено голову срубить, мудрено приставит
И от прирученного тигра жди беды. ( Кор.)
Было бы здоровье – придёт и приволье.
Волчонка не приручишь.
Если нет денег, чтоб наградить, нет ли слова, чтобы приласкать? ( Турк.)
Забота и плохая погода приходят без того, чтобы их приглашали. ( Шотл.)
На чужой обед надейся, а свой припасай.
Свои собаки грызутся, чужие не приставай.
Хороший гонец приносит правду. ( Нем.)
Приставка –пре-
Война и нивы превратит в пустыни. ( Кор.)
Перед правым и горы преклоняются.
Презрение к смерти рождает героев.
Закрепляй свою победу, по пятам врага преследуй.
Лучше ссоры избегать, чем её прекращать.
Ленивый достоин презрения, а немощный призрения.
Молодцу – почёт, лентяю – презрение. ( Тув.)
Приставка –пере-
С лукавым другом не переезжай реки.
Недосол на столе, пересол на спине.
Наскоро сделать – переделывать.
Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех. ( Кит.)
Прожитого не пережить, а прошедшего не воротить.
Умей пошутить, умей и перестать. ( Индон.)
Сложные слова
Быстроходной лошади хозяин подбавляет солому и овёс. ( Иран.)
Воспитательные цели: способствовать воспитанию у учащихся музыкально- эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В. С. Высоцкого.
Оборудование: портреты поэта разных лет, набор открыток «Поэт и актёр», диск с записями песен В. Высоцкого, аудикассеты с записями песен, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.
Тип урока: урок- изучение новой темы.
Метод: личностно-ориентированное обучение.
На доске плакат.
Этот рассказ –
не дань моде,
а дань памяти.
памяти о человеке,
который воплотил в себе
боль и совесть нашего времени.
Ход урока
Высоцкий осуществил мечту каждого человека
выразиться полностью, всем существом сразу,
и умом, и сердцем, и теплом, и голосом, и мыслью.
Александр Митта.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности
Если хотите реально изучить окружающий мир?
- Слушайте Высоцкого!
Если хотите познать самого себя?
- Слушайте Высоцкого, проживите жизнь вместе с героями его песен.
Если хотите дать оценку самому себе!
- Придерживайтесь тех высших принципов, которые легли в основу нравственности и творчества Высоцкого.
3. Сообщение темы, цели урока
4. Работа над темой урока.
Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов».