kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для упражнений по грамматике и правописанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

При объяснении нового учебного материала, при проведении различного рода тренировочных упражнений учитель русского языка испытывает острую нужду в выразительных, наглядных с грамматической стороны примерах-предложениях. Пословицы, поговорки, загадки представляют в этом отношении самый благодатный материал. Они отточены по форме, поучительны и служат для учащихся образцом лаконичной, точной, образной речи. Изучаемое орфографическое правило благодаря пословице, поговорке или загадке, приведенной в качестве примера, надолго остается в памяти учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для упражнений по грамматике и правописанию »

КОУ «Средняя школа №4 ( очно-заочная)»














Материалы

для

упражнений

по

грамматике

и

правописанию


(пословицы, поговорки, загадки)













Составитель: Бондарик Г. Г., учитель русского языка и литературы.




2015 год.

Материалы для упражнений по грамматике и правописанию

( пословицы, поговорки, загадки)


Подготовила Бондарик Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)», г. Омск, Омская область.


Пояснительная записка


При объяснении нового учебного материала, при проведении различного рода тренировочных упражнений учитель русского языка испытывает острую нужду в выразительных, наглядных с грамматической стороны примерах-предложениях. Пословицы, поговорки, загадки представляют в этом отношении самый благодатный материал. Они отточены по форме, поучительны и служат для учащихся образцом лаконичной, точной, образной речи. Изучаемое орфографическое правило благодаря пословице, поговорке или загадке, приведенной в качестве примера, надолго остается в памяти учащихся.

В разделе фонетика, морфология, орфография отобраны с учетом доступности для понимания учащихся 5-8 классов, выразительности и возможности использования на уроках русского языка пословицы, поговорки и загадки народов России и зарубежных стран.

Материал, данный в разделе фонетика, морфология, орфография, соответствует требованиям Примерной программы среднего ( полного) общего образования и учебнику русского языка ( имеется в виду «Учебник русского языка» Т. А. Ладыженская, М. Т . Баранов, Л. А. Тростенцова и др.).

Учитывая возрастные особенности школьников, учитель может выбирать из каждого раздела те пословицы и поговорки, которые будут поняты ими без разъяснения их смысла, или с помощью кратких замечаний.

Данный раздел может быть использован и на уроках литературы при изучении устного народного творчества.

Для удобства пользования разделом необходимые формы, орфограммы даны курсивом.










Фонетика. Морфология. Орфография.




Гласные и согласные звуки


Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением



В поле за ветром не угоняешься.

Бригадир- в колхозе командир.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

Кто до моста пойти поленился, того река под мост потянула.( Абх.)


Огонь маслом заливать- лишь огня прибавлять.

Хвалить себя- все равно что жевать вату. ( Иран.)


Чистую посуду легко и полоскать.

Я про сапоги, а он – про пироги.

Языком капусту не шинкуют. ( Укр.)


Не украшай платье, украшай ум.

Не все цветы годятся для букета. ( Нем.)


Медведь собаке не угодник, свинья в саду не огородник, и волк овечкам не пастух.

Около реки колодец не копают.

Огонь кочерги не боится.

Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

Где есть дисциплина, враг показывает спину.

Ремесло не коромысло- плеч не оттянет.

Дело мастера боится.

Пиши, да не спеши.

Муравей не велик, а горы копает. ( Кавк.)


Променяли быка на индюка.

И медведя плясать учат.

Глухому с немым нечего толковать. ( Бел.)


Бежит, бежит- не выбежит; течет, течет- не вытечет. ( Ручей).

Ползун ползет, иголки везет. ) Еж).

Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. ( Арбуз).



Чередование гласных в корнях слов.


-бер- - бир-


Болтливого человека на работу не бери. ( Кор.)


В трухлявую колоду вода набирается. ( Мар.)


Всяк мастер на выучку берет, да не всяк выучивает.

Где водоросли хороши - рыбы собираются, вокруг хорошего человека люди собираются. ( Ср. Аз.)


Из двух зол выбирать не стоит. ( Анг.)


Из капель собирается озеро.

Кто сеет шипы, собирает уколы. ( Исп.)


Не бери золото, принимай благодарность.

После пожара только угли собирать.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок. ( Мар.)


Чужими руками колючки собирать легко. ( Арм.)



- дер- -дир-


Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза продирает.

Шерсть стриги, а шкуры не дери!

Добившись успеха, нос не задирай. ( Кор.)


- жег- жиг-


Малая искра сжигает города, а сама прежде всех помирает.

Не пойдет поджигатель за огнем к тому, кого собирается поджечь. ( Мар.)


- мер--мир-


Когда умирает тигр, остается шкура; когда умирает человек, остается имя.

Лучше умереть, чем неправду терпеть.

Умереть можно, а изменить родине нельзя. ( Яп.)

- пер- - пир-


Дерево на дерево опирается, человек- на человека.

Кто широко живет, тот не запирает ворота.

На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся. ( Турк.)


- счет—счит-


Гость пьет не то, на что рассчитывал, а то, что нашел. ( Турц.)


Тот, кого бьют, и кто считает удары-считают разно. ( Араб.)


- гор- гар-


Когда повара дерутся, все стынет или горит. ( Кит.)

Огонь тушат, пока не разгорелся.

От искры сыр-бор загорелся.

От копеечной свечи Москва загорелась. ( Поволж.)


С сухим деревом и сырое горит. ( Турц.)


- клон- -клан-


За дело побьют – повинись да ниже поклонись.

Поднимай голову до небес перед гордецом, склоняй голову до земли перед скромным. ( Каз.)


- лож- - лаг-


Скажи, да укажи, да в рот положи.

Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду. ( Араб.)


-ровн- -равн-


Быть другом всех или не иметь друзей- это все равно. ( Исп.)


Терпеливый и черную гору сровняет, торопливый и выгоду в убыток превращает. ( Турк.)


- рос—раст-


Без корня и полынь не растет.

Возраст не защищает от глупости. ( Нем.)


Вырасти вырос, а ума не вынес.

Где росла трава, там и еще вырастет.

От осины яблонька не вырастет. ( Мар.)

В парнике родился, в огороде вырос, ножка коротенькая, голова большая. ( Кочан капусты; прибалт.)


- кос—кас-


Зазубренный топор портит все, чего он касается. ( Нем.)



Полногласные и неполногласные сочетания


- голов- -глав-


Думу трижды вокруг головы оберни, да один раз выскажи. ( Поволж.)


Когда стадо повернется, хромой баран во главе окажется. ( Груз.)


Одна головня и в печи гаснет, а две и в поле курятся.

Умный сын смолоду познает, глупый- когда на голову упадет. ( Туркм.)


-голод-


Голод гонит волка из лесу. ( Фр.)


Проголодаешься- и с печи слезешь. ( Поволж)


- голос- - глас-


Родной голос узнается в темноте.

Согласному стаду волк не страшен. ( Туркм.)


- золот-


Золото дает блеск, но не счастье. ( Фр.)


Золото и сквозь пыль блестит. ( Ср. Аз.)

Уменье работать дороже золота. ( Поволж.)


- молод—млад-


Кто бездельничает в молодости, в старости будет работать.

Птица радуется весне, а младенец – матери.

Старую лисицу не травят молодыми собаками.


- молок-

Заварил кашу, так не жалей и молока.

Не сули бычка, а отдай чашку молочка. ( Бур.)


- холод- - хлад


Нужда и голод погонят на холод.

У огня не бывает прохлады, у гнева – рассудка. ( Иран.)


- влек-


Ласковое слово и змею извлекает из норы.


- болот-


Лягушка в болоте ничего не знает о широком океане. ( Япон.)


- бород-


Если не имеющему бороды каждый даст по волоску, то у него составится борода.

Не постой за волосок – бороды не станет.

По волоску всю бороду выщиплешь.

Стоит над рекой, трясет бородой. ( Тат., ива).


- ворон-


Видом сокол, а голосом – ворона.

Метил в ворону, а попал в корову.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.

У злого ворона и дети злые. ( Латыш).


- ворот- - вращ-


Мал язык, да человеком ворочает.

Не бей в чужие ворота плетью – не ударили бы в твои дубиной.

Сладким языком без ключа можно открыть крепостные ворота. ( Абх.)


Утекшая вода обратно не возвращается.

Чего не воротишь, про то лучше забыть. ( Афг.)


- город-


Грибы растут в деревне, а их в городе знают.

Смелость города берет.


-дорог- - -драг-


Дорого золото, но покой и веселье драгоценнее его. ( Кит.)


Дорого при пожаре и ведро воды.

Драгоценный камень без отделки не блестит. ( Яп.)


Мал золотник, да дорог.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Ум золота дороже. ( Прибалт.)


- здоров-


Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоровое яблоко не падает с ветки. ( Узб.)


- корот-


Беседа дорогу коротает.

У бодливого вола растут короткие рога. ( Нем.)


-мороз-


На сердитых воду возят да на льду морозят.

Трава боится лютого мороза, а мороз – солнца.


- сторож-


Воров в лесу сторожили, а они из дома выносили.

Не ставь кошку сторожем молочного горшка. ( Латыш)


-сторон- - стран-


Добрые вести не переходят через порог, дурные распространяются за 100 верст. ( Кит.).


На родной стороне и камешек знаком.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.


- хран-


Нужнее дружбу хранить, чем сокровища иметь.

Умей молчать, хранить на губах печать. ( Тув.)


-храбр-


Могила храброго священна для отчизны.

На своей улочке и курочка храбра.


-берег-

Крут бережок, да рыбка хороша.

Сулить молочные реки с кисельными берегами.

Тихая вода берега подмывает.


-береж- - -берег-

Бережливостьлучшее богатство.

Бей тигра, но береги шкуру. ( Яп.).


- дерев-


Глупость и гордыня растут на одном дереве. ( Нем.)

За один раз дерева не срубишь.

Нельзя судить о дереве по его коре.

Топор мал, но опрокидывает огромное дерево. ( Груз.)


-серед- - -сред-


Среди кур – петух, среди петухов – цыпленок. ( Мар.)

Два конца, два кольца, посередине – гвоздик. ( Ножницы).


Среди воды огонь пылает, вода его не заливает. ( Самовар; поволж.).


Беглые гласные


Век долог ( долгий), да час короток.

Драчливый петух жирен ( жирный) не бывает.

Из крошек куча, из капель ( капля) море.

Корень учения горек, да плод его сладок ( сладкий).

Смирен ( смирный) пень, да толку мало.

Кто храбр да стоек ( стойкий), тот десятерых стоит.


Семьдесят одёжек ( одежда), а все без застёжек ( застёжка). ( Капуста).



Гласные после шипящих и ц

Верь больше своим глазам, чем чужим речам.

За добрые дела всегда живет похвала.

Нет розы без шипов.

Без пословицы не проживешь.

Нашей границы не перелететь и птице.

С одной овцы двух шкур не бывает.

Не кивай пальцем – сам будешь старцем. ( Тат.)


Для голодного и соль с перцем – хорошая еда.

Не заслонишь солнышка рукавицей, не убьешь молодца небылицей. ( Абх.)


Нет хороших доводов для глупцов.

Отсеки собаке хвост – овцой не будет. ( Кит.)


Плохому танцору и сапоги мешают. ( Бел.)


Послушному сыну отцовский приказ не в тягость. ( Тад.)


Собрался гусь улететь – его и пшеницей не удержишь.

Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой.

Что солдату дождь, коль под свинцовым градом бывал? ( Мар.)


Гласные о – ё (е) после шипящих


В корнях слов


Великий почёт не живет без хлопот.

Где правильный учет, там зерно не утечет.

Гладка шерстка, да ноготок остёр.

Жёрдочка тонка, да козочка прытка.

На хороший цветок и пчёлка летит.

Не по отцу почёт, а по уму.

Совами жёрнова не повернёшь, а глупого не научишь.


Чёрный Ивашка , где носом проведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш).

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга; кар.).

Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз. ( Дождь).


В суффиксах


Верблюд состарится, верблюжонок вырастет. ( Тув.)


Кто пожалеет пятачок, тот потеряет рублик. ( Яп.)

Медвежонок с волчонком подрались, а кувшин с молоком мне достался. (Инг.)


Не велик сверчок, да поганит горшок.

Положи волчонка в шапку – он не будет твоим товарищем. ( Тат.)


С виду тигр, а в душе мышонок. (Индон.)


Своевременный стежок сберегает девять других.

Умному намёк, глупому толчёк. ( Анг.)


В окончаниях


Вьется ужом, а попорщится ежом.

Долг платежом красен, а займы – отдачею.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.


Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. ( Петух).

В чужом месте что в лесу.

Мелочная скупость приводит к большому убытку. ( Турц.)


На чужой стороне и весна не красна.

Не созидайте своего веселья из чужого несчастья. ( Лат.)

Один удар плетью на целый год хватает хорошему коню. ( Чеч.)


Хорошего быка под ярмом узнают.

Куй железо, пока горячо. ( Арм.)



Глухие и звонкие согласные


Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Ел бы пирог , да в печи сжёг.

И скатал было, и сгладил, да всё врозь расползлось.

Из того же цветка змея добывает яд, пчела – мед.


Друг говорит резко, а враг – ласково.

Иной стреляет редко, да попадает метко. ( Кирг.)


Льва узнают по когтям.

Свой глаз – алмаз. ( Лат.)

Мягкую репу кушать легко. ( Мар.)


От разговоров о халве сладко во рту не будет. ( Кавк.)


Не ленись за плужком – будешь с пирожком.

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

После большой ложки возьми большую мотыгу.


Чего нарежешь в свою миску, то и попадет в твою ложку. ( Греч.)


Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. ( Гусь.)

Над домом у дорожки висит пол-лепешки. ( Месяц; алт.)

Стоит Антошка на одной ножке: его ищут, а он не откликается. ( Гриб.)


Твердые и мягкие согласные


В борьбе силу одолевает уменье.

Возьми пример с муравья, который летом делает запас на зиму. ( Тат.)


На что и клад, коли в семье лад?

Одна рука в ладоши не бьет.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью.

Умный делает добро, как дышит: это его жизнь. ( Кит.)


От битья осел не станет лошадью.

На ловца и зверь бежит. ( Кор.)


Сахар муравьям на хранение не дают.

Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка. ( Камб.)


Сочетания согласных чк, щн, нт


Белые ручки чужие труды любят.

Из одной мучки , да не одни ручки.

На своей улочке и курочка храбра.

Печаль беде не помощник. ( Бел.)


По шерсти собачке кличка дана.

Страх – первый помощник врага.

У подхалима много слов, у лентяя много причин. ( Тув.)


Удвоенные согласные

Слава греет, позор жжет.

Аппетит – лучший соус. ( Фр.)


В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье.

И коза с бородою, да не профессор. (Мар.)


На вожжах и лошадь умна.

После дождя солнце печет, после лжи стыд жжёт. ( Ср. Аз.)


Плохой кусок лишает аппетита.

Сам поет, сам и аккомпанирует.( Кор.)


Непроизносимые согласные


Завистник никогда не успокоится. ( Иран.)


Смелый по горам взберется до туч, трусливый и по широкой лестнице не поднимется выше юрты. ( Монг.)


У кого на сердце ненастно , у того и в ясный день дождь.

Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги. ( Лат.)


Тихая вода самая опасная.

Трус увеличивает опасность. ( Туркм.)


Хозяин весел – и гости радостны.

На словах медок, а в сердце ледок.

Сердце матери лучше солнца греет.

Вора выручишь – честного погубишь. ( Мар.)


Одинокий человек чувствует свое одиночество и во время еды. ( Абх.)


Буква ь после шипящих в конце слова


По дороге только замечаешь, хорошо ли нагружен багаж.

Скупой богач беднее нищего. ( Ит.)


Грач называет своего детеныша беленьким, ёж называет своего детёныша мягоньким. ( Иран.)


Покорной головы и меч не сечет.

Он сам на себя нож точит.

Плохой врач – душе палач.

Коза на капусте не сторож. ( Туркм.)

Умный товарищ – половина дороги.

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона доставила своего детёныша. ( Чеч.)


Ложь и приятеля делает своим врагом.

Беспомощен, как мышь в мышеловке.

Глупому сыну не в помощь богатство. (Кор.)


Не просите груш у тополя.

Дружба товарищей – гора сокровищ. ( Тув.)


Лицом хорош, да душою непригож.

Землю вскачь не пашут.

Сам на замке, а у других хочет, чтобы двери настежь.

Глубокую воду не замутишь. ( Кавк.)


Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

В руках было, да меж пальцев сплыло. ( Тув.)


И карасю свой детёныш хорош.

Это ёж, руками его не возьмешь. (Мар.)


Приставки и предлоги


Отличие приставки от предлогов


И большое море из капель состоит. ( Абх.)


При споре помогай, при драке разнимай. ( Кор)


Не суди по приезду, суди по отъезду.

Не под дождём – подождём.

По нитке дойдёшь до клубка.

Дружно за дело взяться – и пустыня зацветёт. ( Турк.)


В брюхе баня, в носу решето, одна рука, и та на спине. ( Чайник.)

Приходит тихо, уходит с шумом. ( Снег; поволж.)


Правописание местоимений с предлогами


За что возьмется – сделает, за чем пойдёт – найдёт.

С чем нагрянул, с тем и отпрянул. ( Турк.)

Приставки на согласную


На одном месте и камень мохом обрастает.

Старого воробья на мякине не обманешь.

И своим топором можно отрубить себе палец. ( Кор.)


Гнев всегда рассудок отгоняет.

Не сгрызть ореха – не видать ядра.

Ядрёное зерно и под землёй не сгниет – прорастет. ( Мар.)


Лето собирает, а зима подбирает.

Под всякую песню не подпляшешь, под всякие нравы не подладишь.

Рассыпанный рис подберёшь, а сказанных слов не вернёшь. ( Кор.)


Приставки на - з -


-без-


Беспечный толстеет и от одной воды.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Жадный человек бесплатно и яд выпьет. ( Кор.)


Задвигать засов после кражи коровы бесполезно.

Смерть лучше бесчестья. ( Чеч.)


-воз- (вз-)


Дети без воспитания несчастнее круглых сирот.

Без ветра и ветка не всколыхнется.

Кто старое вспомянет, тому глаз вон. ( Кор.)


-из-


Горбатого исправит могила, а упрямого – дубина.

Ложка дегтя испортит бочку меда.

Ложкой моря не исчерпать.

Маслом каши не испортишь.

Нет правила без исключения. ( Лат.)


- раз-


Если умеешь разводить огонь, то растопишь и снег. ( Узб.)

Моря веслом не расплещешь.

Не поступай вероломно – раскаешься. ( Тат.)


Раздвоится дорога – иди по широкой.

Разбитому кораблю нет попутного ветра. ( Каз.)


Ъ после приставок на согласную


Нагружай телегу по её объему. ( Камб.)

Дружные сороки и гуся съедят.

Каково испечёшь, таково и съешь.

Пословицы ни обойти, ни объехать.

Одним конём всего поля не изъездишь.


Гласная –о- в приставках


Проголодаешься, так и хлеба достать догадаешься.

Вовремя не посеешь, в жатву поплачешь.(Турк.)

Днём раньше посеешь, неделей раньше пожнёшь.

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает ,а он все такой же бывает. ( Иран.)


Гласная – а- в приставках


Никогда море не высохнет, никогда народ в пути не заблудится. ( Ср.Аз.)

Копать колодец заставляет жажда.

Для памяти на облаках не записывают. ( Кор.)


Мудрым никто не родился, а научился.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

На чужой рот пуговиц не нашьёшь. ( Укр.)






Приставка - при-


В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Не мудрено голову срубить, мудрено приставит

И от прирученного тигра жди беды. ( Кор.)


Было бы здоровье – придёт и приволье.

Волчонка не приручишь.

Если нет денег, чтоб наградить, нет ли слова, чтобы приласкать? ( Турк.)


Забота и плохая погода приходят без того, чтобы их приглашали. ( Шотл.)


На чужой обед надейся, а свой припасай.

Свои собаки грызутся, чужие не приставай.

Хороший гонец приносит правду. ( Нем.)


Приставка –пре-


Война и нивы превратит в пустыни. ( Кор.)

Перед правым и горы преклоняются.

Презрение к смерти рождает героев.

Закрепляй свою победу, по пятам врага преследуй.

Лучше ссоры избегать, чем её прекращать.

Ленивый достоин презрения, а немощный призрения.

Молодцу – почёт, лентяю – презрение. ( Тув.)


Приставка –пере-


С лукавым другом не переезжай реки.

Недосол на столе, пересол на спине.

Наскоро сделать – переделывать.

Можно перехитрить одного, но нельзя перехитрить всех. ( Кит.)


Прожитого не пережить, а прошедшего не воротить.

Умей пошутить, умей и перестать. ( Индон.)


Сложные слова


Быстроходной лошади хозяин подбавляет солому и овёс. ( Иран.)

Многословие не без пустословия. ( Кир.)


Неуместная храбрость приносит преждевременную смерть.

Сто малодушных не заменят одного мужественного. ( Кор.)


Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает. (Алт.)


Разноцветное коромысло над рекой повисло. ( Радуга)


Условные сокращения источников



Абх. – абхазские Кит. – китайские

Алт. – народов Алтая Кор. – корейские

Ам. – американские Лат. – латинские

Анг. – английские Латыш. – латышские

Араб. – арабские Мар. – марийские

Арм. – армянские Нем. – немецкие

Афг. – афганские Поволж. – поволжские

Афр. – народов Африки Прибалт. – прибалтийские

Бел. – белорусские Сев. – народов Севера

Бур. – бурятские Ср. Аз. – народов Ср. Азии

Греч. – греческие Тадж. – таджикские

Груз. – грузинские Тат. – татарские

Инг. – ингушские Тув. – тувинские

Индон. – индонезийские Турц. – турецкие

Иран. – иранские Туркм. - туркменские

Испан. – испанские Узб. – узбекские

Ит. – итальянские Укр. – украинские

Кавк. – народов Кавказа Фин. - финские

Каз. – казахские Фр. - французские

Камб. – народов Камбоджи Чеч. – чеченские

Кар. – карельские Шотл. – шотландские -

Кирг. – киргизские Яп. – японские





Литература



1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1988.

2. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок. Издатель: Риколь Классик, 2010.

3. А.М. Жигунов. Золотые пословицы и поговорки разных народов мира. Издательство: Воениздат, 1974.

4. Ю. Селезнёв. Русские народные пословицы и поговорки. Издательство «Современник», 1977.

5. Г.Л. Пермяков. Пословицы и поговорки народов Востока. Издательство:

Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979.



Военная тема в творчестве лауреата Государственной премии СССР Владимира Высоцкого.


Г. Г. Бондарик, учитель русского языка и литературы КОУ «Осташковская вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа», г. Омск, Омская область.


Цели урока:

Обучающие цели: познакомить учащихся с творчеством поэта Владимира Высоцкого;

- обратить внимание учащихся на военную тематику стихотворений, на их оригинальность, неповторимость в исполнении самого автора.

- раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества;

Развивающие цели: развить коммуникативные качества, творческий потенциал учащихся.

Воспитательные цели: способствовать воспитанию у учащихся музыкально- эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В. С. Высоцкого.

Оборудование: портреты поэта разных лет, набор открыток «Поэт и актёр», диск с записями песен В. Высоцкого, аудикассеты с записями песен, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.

Тип урока: урок- изучение новой темы.

Метод: личностно-ориентированное обучение.


На доске плакат.


Этот рассказ –

не дань моде,

а дань памяти.

памяти о человеке,

который воплотил в себе

боль и совесть нашего времени.


Ход урока


Высоцкий осуществил мечту каждого человека

выразиться полностью, всем существом сразу,

и умом, и сердцем, и теплом, и голосом, и мыслью.


Александр Митта.


1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности

Если хотите реально изучить окружающий мир?

- Слушайте Высоцкого!

Если хотите познать самого себя?

- Слушайте Высоцкого, проживите жизнь вместе с героями его песен.

Если хотите дать оценку самому себе!

- Придерживайтесь тех высших принципов, которые легли в основу нравственности и творчества Высоцкого.

3. Сообщение темы, цели урока

4. Работа над темой урока.

Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов».








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Материалы для упражнений по грамматике и правописанию

Автор: Бондарик Галина Григорьвна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе. "Правописание частицы НЕ с глаголами""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "294008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики для 2 класса «Прямоугольник. Квадрат»"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-2-klassa-priamoughol-nik-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "294009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455590864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(63) "rol-slovarnoi-raboty-v-formirovanii-navykov-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "276514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452753360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»"
    ["seo_title"] => string(68) "obobshchenie_znanii_o_sostave_slova_puteshestvie_v_stranu_grammatiki"
    ["file_id"] => string(6) "596039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640337118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства