Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»
Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»
Цели урока:совершенствование знаний о значимых частях слова;
упражнение в разборе слова по составу; развитие мышления, речи, кругозора; воспитание аккуратности, чувства товарищества.
Задачи урока: отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки;. воспитывать интерес к изучаемому предмету; формировать творческие способности – смекалку, сообразительность, нестандартное мышление
Планируемый результат: закрепить названия частей слова; уметь разбирать состав слова.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
формирование способности решать проблемы поискового характера;
формирование умения работать с ИКТ;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»»
Название образовательной организации: МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТАРОАТЛАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" Регион РФ: Ульяновская область ФИО: Калюшева Альфия Расимовна Должность: учитель начальных классов
Номинация: «Социально-коммуникативное развитие детей»
Предметная область: русский язык
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок решения частных задач, урок- путешествие.
Тема: Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»
Цели урока:совершенствование знаний о значимых частях слова;
упражнение в разборе слова по составу; развитие мышления, речи, кругозора; воспитание аккуратности, чувства товарищества.
Задачи урока: отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки;. воспитывать интерес к изучаемому предмету; формировать творческие способности – смекалку, сообразительность, нестандартное мышление
Планируемый результат: закрепить названия частей слова; уметь разбирать состав слова.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
формирование способности решать проблемы поискового характера;
формирование умения работать с ИКТ;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Методическое оснащение: проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии,учебник «Русский язык» 3 класс, наглядные пособия, телеграмма, презентация, рисунок Паровозика, песня Паровозика, название остановок, кроссворды, буквы.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.
План урока
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
3. Чистописание.
4. Подготовка к путешествию
5. Работа по теме урока.
А)Первая остановка - «Словария».
Б) Вторая остановка– «Знаний»»
В) Третья остановка «Окончание».
Г) Физминутка
Д) Остановимся на острове « Суффикс».
Е ) Вот мы приехали на остановку «Приставка». Работа в группе.
поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души. Готовы к уроку?
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Учитель: Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (1слайд) …, прочитай её, пожалуйста.
Читают телеграмму, отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова.
Телеграмма.
Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.
Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Снеговика. Мы надеемся ,что вы его научите различать части слова..
Учитель: Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.(слайд2)
Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
Учитель: Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой?
(Ученики: Будем говорить о составе слова, и разбирать слова )
Учитель: Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.
(Ученики: Корень, приставка, суффикс, окончание. Вспомним, как нужно находить в словах значимые части: корень, приставку, суффикс, окончание, а также основу.)
Учитель: Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?
(Ученики: Постараемся помочь нашим друзьям.)
Учитель: А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
3.Чистописание.
Оформление тетрадей. Чистописание.(Слайд3)
На доске записаны слова:
Норка, дочка, книжка.
Учитель: Ребята прочитайте слова. Что общего в этих словах?
(Ученики: Это имена существительные и у них одинаковый суффикс «к»)
Учитель: Что такое суффикс?
(Ученики: Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Слово состоит из основы и окончания)
Учитель: Какое значение он имеет в этих слова?
(Ученики: Уменьшительно - ласкательное.)
Учитель: Пропишите букву «К» и буквосочетания. По образцу напишите букву Кк строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.
Учитель: Есть ли среди этих буквосочетаний орфограмма?
(Ученики: ЧК-без мягкого знака)
Учитель: Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)
Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».
4.Подготовка к путешествию
Цель:активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.
Учитель: Дорогие ребятишки! И Снеговик нынче взял в руки книжки. Пригласил он вас путешествовать, Знания свои совершенствовать.
Открывается доска, на ней изображён маршрут путешествия по островам в страну Грамматики
Учитель: Отправляемся мы на Паровозике из Ромашкова.
Рисунок на доске. Включается песенка Паровозика.
5. Работа по теме урока.
А) Первая остановка - «Словария».
Учитель: На этом острове в словах, пропали буквы. Поможем Снеговику написать буквы и научим находить проверочные слова.
Вступают в диалог, подбирают проверочные слова.Осуществляют самопроверку.
Подбери проверочные слова
ХОД- хОдить
МИР- мИрить
ЛОВЛЯ- лОвить
САД- сАды
СПЕШКА- спЕшить (в школу)
ГОСТЬ- гОстить
Подведение итогов.
Учитель: Как можно назвать эти слова по-другому?
(Ученики: Слова, которые имеют наименьшую общую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными. Безударные гласные корня проверяются ударением. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо знать способы проверки: 1. Подбор однокоренных слов. 2. Изменение формы слова. При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение )
Б) Вторая остановка– «Знаний»»
Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
Учитель: Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся на станцию «Знаний». Что такое – корень? (правило)
(Ученики: Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой передается их основное значение)
Учитель: Ребята, совсем недавно на этой острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.
На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню»и прикрепить лист.
1)Вода 2) Летать
Водица Лето
Водитель Летательный
Подводник Лётчик
3)Побелка 4) Ночка
Белка Ночной
Белить Ноченька
Белый Одиночка
Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята вы нашли конфликтный объект. Что же надо запомнить снеговику?
(Ученики: Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов)
В) Третья остановка «Окончание».
Учитель: Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием « Окончание».
Что такое – окончание?
( Ученики: Окончание – это изменяемая часть слова )
Учитель: Для чего оно служит?
(Ученики: Окончание служит для связи слов в предложении.)
Учитель: Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.
Не имей сто (рубли), а имей сто (друзья)
Собирают пословицу. Записывают это предложение.
Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы?
(Ученики: Хорошо иметь много друзей, друзья дороже богатства, денег. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают.)
Подведение итогов.
Учитель: Что вы изменили в словах?
(Ученики: Окончание)
Учитель: Что такое – окончание? Для чего оно служит?
(Ученики: Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении)
Г) Физминутка
Учитель:Изобразим звук паровоза, прочистим свои каналы «Ту-ту! Чух-чух-чух! Ту-ту-ту!»
Изображение мимикой и жестами
Д) Остановимся на острове « Суффикс».
Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.
Учитель: А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – «Суффикс». Что такое суффикс?
(Ученики: Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня)
Учитель: Для чего он нужен в словах?
(Ученики: Служит для образования новых слов)
Учитель: На этом острове уже выпал снег. Ваша задача очистить остров от снега.
Подходят к доске, срывают снежинку и выполняют задание.
1) Преврати большой дом в маленький.
( домик)
2) Преврати большую табуретку в маленькую. (стульчик) 3)Назови глупого человека ласково. (глупенький)
4)Преврати слово тракторист в машину. (трактор)
5)Преврати слово «Стол» в комнату . (столовая)
6)Преврати слово «Рыба» в человека. (рыбак)
7)Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)
8)Преврати большой кустище в маленький. (кустик)
9) Преврати большую звезду в маленькую. (звёздочка)
10) Преврати большие глаза в маленькие. (глазки)
11) Преврати большой карандаш в маленький. (карандашик)
12)Преврати большой корабль в маленький. (кораблик)
-ЕК- или -ИК--ОК-?
Вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.
Дожд И к, снеж О к, рябчИ к, ёжИк,
жуч О к , луч О к
Подведение итогов.
Учитель: Что вы можете сказать о написание этих суффиксов? Расскажите о правописании суффиксов –ик , -ек,- ок?
(Ученики: Суффиксы–ик, -ок превращают слова в маленькие предметы)
Учитель: Какое значение имеют эти суффиксы?
Как же называются суффиксы, которые заставляют звучать слова ласково и обозначают маленькие предметы?
(Ученики: Уменьшительно – ласкательные)
Учитель: Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи?
(Ученики: Они украшают нашу речь, делают её богаче)
Е ) Вот мы приехали на остановку «Приставка». Работа в рабочей тетради. Работа в группе.
Учитель: Осталось освободить последний остров. Какой?
(Ученики: «Приставка»)
Учитель: Что такое приставка? - Для чего она служит?
(Ученики: Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
Учитель: Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча подчеркнуть в тексте слова с приставками и назвать их.
Запись слов с приставками. Выделение приставок. Подчеркивают в тексте слова с приставками и называют их. Проверка работы групп . По очереди в порядке выполнения заданий. Группа должна сформулировать задание, которое они получили и рассказать, как они его выполнили,
и объяснить, какие правила и орфограммы им для этого понадобились.
Салат «Счастливая мышь»
Четыре плавленых сырка пОтереть на крупной тёрке, пОрубить два варёных яйца, пОдавить чеснок, всё пЕремешать с майонезом или сметаной. Мелко нАрезать петрушку и укроп, украсить салат.
Подведение итогов.
Учитель: Что такое приставка? - Для чего она служит?
( Ученики: Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов )
6. Домашнее задание.
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к заданию, дает конструктивные задания.Записывают задание на дом, задают вопросы.
Сочинить рассказ о зиме.
7. Рефлексия.
Получают позитивный настрой от урока
Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.
Учитель: Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Снеговик благодарит вас. Какие же острова стали свободными?
Учитель: Ребята, кто может теперь объяснить значение слова морфемы?
(Ученики:Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова)
Учитель: Что мы знаем о корне? Приставке? О суффиксе? Об окончании?
(Ученики: повторение всех правил)
Учитель: Сегодня вы работали хорошо, поэтому я говорю вам – МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? Предлагаю оценить свое эмоциональное состояние. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, который я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает елочке?
- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный шарик, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допустили ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – синий.
(Ученики: Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов. Я оценил свои знания на «…»)
Учитель: Урок окончен.
Литература:
Весёлая грамматика. В.Волина.–М.: Знание, 1995
Праздник букваря. В.Волина.-М.:АСТ-ПРЕСС,1996
Предметные недели и праздники/авт.-сост. И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2008
Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения /авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009